Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов). Деловая игра «Я — гражданин России «У того, кто решит изучить все законы

Цель мероприятия - воспитание активной гражданской позиции у молодого поколения, формирование интереса к праву, правоведению.

Задачи мероприятия:

1) расширение знаний обучающихся в сфере прав человека;

2) сознание обучающимися своей роли в правовой сфере жизни общества;

3) развитие у обучающихся интереса к изучению правовых дисциплин.

Этапы проведения игры «Я знаю право!»:

1) представление команд;

2) разминка;

3) мини-игра «Преступление и наказание»;

4) выполнение заданий по командам;

5) блиц-опрос;

6) подведение итогов работы.

1-й этап - представление команд

Целесообразно проводить игру на группе студентов (учеников) не менее 20 человек и поделить их на 4 равные команды. Каждая команда в течение 2 минут выбирает капитана, название и девиз команды.

2-й этап - разминка

1) «Высшее право часто есть высшее ________» Теренций (зло)

2) «Жестокость законов препятствует их __________» Ш. Монтескье (соблюдению)
3) «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они _____________» Д. Локк (соблюдались)

4) «Закон есть высшее проявление человеческой __________, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон (мудрости)

5) «Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть __________» В. Гюго (справедливым)

6) «Каждый человек имеет нравственную возможность защищать свои _________». А.П. Куницын (права)

7) «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена _______________». Генри Уорд Бичер (справедливость)

3-й этап - мини-игра «Преступление и наказание»

В течение 4 минут командам необходимо будет из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями)

1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею (+)

2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе (-)

3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции (-)

4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора (-)

5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения (-)

6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома (+)

7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей (-)

8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно (+)

9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами (+)

4-й этап - выполнение заданий

    Основная цель команд — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков

    Команды отвечают по очереди, капитан команды решает, кто будет оглашать ответ на вопрос

    Если спустя 30 секунд команда не может дать правильный ответ, право ответа предоставляется другой команде. Если она правильно отвечает, то получает ½ от стоимости вопроса.

Номинация

Вопрос

Ответ

Основы права 10

Как называется общественно опасное действие?

Преступление

Основы права 20

Способность человека своими действиями приобретать права и выполнять обязанности

Дееспособность

Основы права 30

Кто является законным представителем ребенка?

Родители, опекуны, попечители

Основы права 40

Назовите международный документ о правах ребенка

Декларация прав ребенка

Основы права 50

Что такое право?

Система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством

Административное и трудовое право 10

Возраст наступления административной ответственности?

Административное и трудовое право 20

С какого возраста по общему правилу можно заключать трудовой договор?

Административное и трудовое право 30

Молодая женщина трудоустроилась на работу в организацию на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд?

Суд должен обязать работодателя принять ее на работу обратно

Административное и трудовое право 40

1)Выражение недоверия Президенту со стороны парламента
2) Многообразие, множественность
3) Уполномоченный по правам человека

1) Импичмент
2) Плюрализм
3) Омбудсмен

Административное и трудовое право 50

Водитель Петушков подобрал на дороге тяжело раненого человека и, стремясь поскорее доставить его в ближайшую больницу, сократил путь и проехал по улице, движение по которой было запрещено. Задержавший Петушкова сотрудник ГИБДД наложил на него штраф в размере 5000 рублей.

Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД? Ответ поясните

Водитель действовал в состоянии крайней необходимости, такие образом, он не будет нести ответственность, потому что хотел спасти жизнь раненого человека

Гражданское право 10

Цивилистика-это…..?

Наука, изучающая гражданское право

Гражданское право 20

Гражданин К. заключил договор с ООО «Мёд» на поставку меда и пчел для разведения. К моменту поставки товара гражданин К. изменил свою фамилию на Н. Поставщик отказался поставить гражданину Н. мед и пчел, мотивируя это тем, что договор поставки заключен с гражданином К., а не с гражданином Н. Правомерны ли действия поставщика и почему?

действия поставщика незаконны, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ перемена имени или фамилии не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.

Гражданское право 30

В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения восемнадцати лет, а именно:..

при вступлении в брак,

при эмансипации.

Гражданское право 40

При разводе М. и Н. одним из спорных объектов имущества супругов была квартира. М. указывала суду, что данное имущество должно быть разделено, в силу того, что оно нажито в период совместного проживания супругов. Н. возражал, мотивируя это тем, что данная квартира досталась ему в порядке наследования по завещанию матери.

Какое решение примет суд?

Суд примет решение в пользу Н., т. к. согласно с ч. 1 ст. 36 Семейного Кодекса РФ имущество полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования считается его собственностью.

Гражданское право 50

Что значит мнимая сделка?

Сделка, субъекты которой не имели цели реального достижения каких-либо правовых последствий

Уголовное право 10

С какого возраста можно привлекать виновного к уголовной ответственности

по общему правилу - с 16 лет, а за некоторые преступления - с 14 лет

Уголовное право 20

Унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме. Что это?

Оскорбление

Уголовное право 30

Нападение с целью хищения чужого имущества, сопровождающееся насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению

Уголовное право 40

пятнадцатилетний Э. совершил двойное убийство при отягчающих обстоятельствах. Какой максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы может быть назначен несовершеннолетнему?

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы, которое может быть назначено несовершеннолетнему, не может превышать 10 лет.

Уголовное право 50

А., достигший пятнадцатилетнего возраста совершил убийство (преступление предусмотренное ст. 105 ч. 1 УК РФ), мошенничество (преступление предусмотренное ст. 159 УК РФ), разбой (преступление предусмотренное ст. 162 УК РФ), кражу (преступление предусмотренное ст. 158 УК РФ).

По всем ли преступлениям А. подлежит уголовной ответственности?

В силу своего возраста А. не подлежит уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ и подлежит уголовной ответственности по ст. 105, 158 и 162 УК РФ

Избирательное право 10

Найдите одно из представленных понятий, которое является обобщающим для всех остальных понятий, данного ряда:

Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная компания

Избирательное право

Избирательное право 20

Студент академии, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания в селе Борисовка.
Он решил, что не пойдет на выборы, потому как в день голосования не мог уехать в родное село.
Оцените, правильно ли решил студент

Избирательное право 30

Назовите лидера партии «Единая Россия»

Медведев Дмитрий Анатольевич

Избирательное право 40

Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать? Обоснуйте ответ.

Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся!

Избирательное право 50

Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Ответ поясните.

Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов

Место, где споры решают цивилизованным путем, то есть по закону

Как назывался первый письменный свод законов Древней Руси?

Русская Правда

Как на Руси наказывали за воровство?

Отрезали ухо

Поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них

Безвозмездное изъятие в собственность государства имущества в качестве взыскания или наказания за правонарушение.

Конфискация

5-й этап - блиц-опрос
Отвечать выходят капитаны команд, каждый капитан отвечает на 5 вопросов

Вопрос

Ответ

Команда №1

1.Как называются люди, выбранные в Государственную Думу?

Депутаты

Количество субъектов в составе РФ

3.Сколько депутатов в Государственной Думе РФ?

4.На какой срок избирается Президент РФ?

5.Во сколько лет человек может стать избирателем?

Команда №2

1.Как называется парламент в РФ?

Федеральное Собрание РФ

2.С какого возраста человек обладает правами?

С рождения

3. Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ?

4. В каком законодательном документе закреплены права и свободы человека и гражданина Российской Федерации?

В Конституции

5. Какое образование в Российской Федерации является обязательным?

Основное общее

Команда №3

1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

2. Как называется верхняя палата российского парламента?

Совет Федерации

3. Кому принадлежит исполнительная власть в РФ?

Правительству

4. Гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы при достижении на день голосования?

5. До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

Команда №4

1. Юрист, оказывающий профессиональную юридическую помощь гражданам в уголовном судопроизводстве

2. В каком документе предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовный кодекс РФ

3. Законодательная власть в РФ принадлежит

Парламенту (Федеральному собранию)

4. Основной источник права в РФ?

Закон (нормативно-правовой акт)

Референдум


6-й этап - подведение итогов работы
Время проведения мероприятия: 80 минут

\ Документы \ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов)

Материал прислала: Уткина Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, МОУ СОШ с. Топлое, ул. Зажигина, 1 Малосердобинский район, Пензенская область.

« Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» Д. Савонарола. « Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак.

Цель проведения конкурса:

  • -способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
  • -способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
  • -способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы.

Подготовительый период:

  • -Группы получают следующее задание. Подготовить проекты конституций школы, класса, необитаемого острова.
  • -Придумать сюжет о том, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
  • -Подобрать пословицы и поговорки, выражающие мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.

Назначаются 3 судьи. Готовится наглядное оформление(рисунки, изречения)

1 тур. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.

Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом- зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.

Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и на соблюдает его законов.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.

Итак, 1 задание : Как изображалась богиня? Как зовут богиню правосудия в греческой мифологии? Что означают символы, с которыми она изображается?

2 тур. Однако, можно сказать, что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда Третьего « Кулак нам совесть, и закон нам-меч!». Или пословица: « С сильным не борись, с богатым не судись».Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Мир подвержен опасности со стороны различных темных сил. Жизнь общества регулируется законами. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.

Итак, 2 задание: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (напишите) Составьте статью Конституции из отдельных слов, фраз. Зачитайте, прокомментируйте ее смысл.

3 задание. Защита конституций школы, класса, необитаемого острова.

3 тур. Помимо общественных, государственных норм и права есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех. Кто нарушал их. Конкурс пословиц и поговорок.

4 тур . Иногда проявление таких человеческих пороков, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям

  • 1.Конкурс сюжетов на данную тему.
  • 2.Определите случаи наступления моральной и правовой ответственности.
  • 3.Сказки. Совершают ли данные персонажи какие-либо противоправные действия? Если совершают, то какие?
  • 4. Нарисуйте противоправную ситуацию.

Судьи подводят итоги и объявляют результаты конкурса.

Приложения

«Ивашка и ведьма»

Захотелось ведьме завладеть мальчиком. Ивашко приплыл, она рыбу забрала, его самого схватила и унесла к себе. Пришла домой и заставляет свою дочь Аленку: « Истопи печь пожарче да сжарь хорошенько Ивашку, а я пойду соберу гостей – моих приятелей». Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Ивашке: « Ступай, садись на лопату!»- « Я еще мал и глуп, - отвечает Ивашко, - я ничего не умею – не разумею, поучи меня, как надо сесть на лопату» - « Хорошо,- говорит Аленка, - поучить недолго!»- и только села на лопату, Ивашко бросил ее в печь и закрыл заслонкой, а сам вышел из хаты, запер двери и влез на высокий-высокий дуб.

«Красная Шапочка»

Бабушка, какие у вас большие зубы!

Это для того, чтобы съесть тебя, дитя мое!

С этими словами Волк бросился на Красную Шапочку и проглотил ее. Но, по счастью, в это время мимо домика проходили дровосеки с топорами на плечах. Они услышали шум, вбежали в домик и убили Волка.

«Бармалей» .К.Чуковский

Дети плачут и рыдают, Бармалея умоляют: « Милый, милый Бармалей, Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей К нашей милой маме! Мы от мамы убегать Никогда не будем И по Африке гулять Навсегда забудем! Милый, милый людоед, Смилуйся над нами, Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями!» Но ответил людоед: « Не-е-ет!»

« Золотой ключик» А. Толстой

Когда куклы приволокли Буратино и бросили на пол у решетки очага, синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли.

Перестань визжать, говорю тебе!…Аап-чхи! А что – отец у тебя жив?

Мой бедный отец еще жив, синьор.

Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят… Аап-чхи!

Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.

«Лиса, заяц и петух»

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…

«Крошечка-хаврошечка»

Осталась она сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.

Деловая игра «Человек и закон» (для уч-ся старших классов)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Цель : Способствовать формированию у школьников правосознания и правовой культуры через активизацию разносторонней творческой деятельности; воспитывать любовь к Родине, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.

Оборудование : макет «Дом», символические ключи, пропуски, карточки с заданиями

1. Вступление

То о чем мы сегодня будем говорить относится ко всем нам. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющемся Казахстане, от вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо. Вы уже знаете, что жизнь - это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Сегодня мы проведем игру «Ты и закон» Но прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на позитивные мысли.

Дети выходят и читают:

Мир. Мир. Мир везде.
Мир в тебе. Мир во мне.
Свет. Свет. Свет везде.
Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь. Любовь. Любовь везде.
Любовь в тебе. Любовь во мне.
Жизнь.

Воспитатель: Пусть на протяжении всего занятия нас сопровождает теплый, добрый казахстанский дождь. Давайте создадим эффект бурного, но короткого ливня (дети повторяют движения за ведущим).

Ученик:
Народ наш как одна семья
Идет дорогой ясной.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

2. Приветствие на разных языках

Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Hello! Здоровеньки буллы! Gutten Tag! Шалом! Есямассыз!

Воспитатель: Приветствие на разных языках можно продолжать еще долго, так в нашей стране проживает более 130 представителей различных национальностей.

Звучит песня «Я, ты, он, она»

Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем говорить о правовой культуре. Это сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества и государства. Чтобы представить себе, что такое правовая культура, из каких частей она состоит, возьмем для сравнения дом.

При этом будем помнить, что сравнение условно. Наш «дом» всего лишь схема. У «дома» три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться, второй означает отношение к праву, третий -поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое отношение. Как и всякий дом наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды, убеждения.

3. Актуализация знаний учащихся

Воспитатель: ребята, давайте ответим на такие вопросы:

А кем является каждый из нас?

Ученик: Каждый из нас гражданин Казахстана

Воспитатель: Правильно. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в каких законодательных актах прописаны права ребенка?

Ученик: Декларация «О правах человека»

Воспитатель: Да, правильно. Декларация - это документ, который защищает наши права. К вашему сведению именно в этот день - 10 декабря в 1948 году многие страны приняли декларацию «О правах человека». Поэтому 10 декабря по всей стране проходят классные часы, посвященные этому событию.

Кто скажет, сколько лет в этом году исполняется этому важному документу?

Ученик: 66 лет

Воспитатель: А какие еще вы знаете документы?

Ученик: Конвенция по правам ребенка

Воспитатель: Совершенно верно. 20 ноября в 1989 году на генеральной Ассамблее организации объединенных наций государствами была принята «Конвенция по правам ребенка», которая отныне служит мерилом основных прав детей в мире. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.

А еще, какие документы нашей республики вы знаете?

Ученик: Конституция РК, Закон «О правах ребенка»

Воспитатель: Конституция - это основной Закон нашей республики, который был принят 30 августа в 1995 году. В главной книге страны каждая статья гарантирует счастливую жизнь. Слово «Конституция» в переводе с латинского означает - «Установление».

Молодцы! Мы с вами неоднократно обсуждали положения Конвенции, также как, наверное, и все дети со своими воспитателями и учителями. И теперь, давайте вспомним основные направления «Конвенции по правам ребенка».

В этом документе содержатся такие значимые для каждого ребенка положения. Пожалуйста, ребята, назовите их:

Ученики:

Каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное образование;

Имеет доступ к среднему и профессиональному обучению;

Право получать образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

Получает воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

Имеет право на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

Каждый ребенок не должен подвергаться какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии;

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

Дети имеют право на медико-санитарное обслуживание и социальное обеспечение.

Воспитатель: Да, в целом «дух» конвенции звучит так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Ученик: Я горжусь, что я живу в такой прекрасной стране. Моя мечта стать достойным гражданином РК. Я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети, мне бы хотелось вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. Хочу привести слова великого Абая:

Если смолоду честь не терял,
Если щедро прожил для людей,
Если враг твою доблесть познал,
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Если ты не плутал средь дорог,
Если сам не перечил судьбе,
Если жил согревая сердца,
Если полной влюблялся душой,
Если что отдавал - до конца,
Если брал - возвращая с лихвой,
Если смело прошел перевал,
Ели жить не осталось уж сил,
Если смерть свою не умолял,
Значит, ты человеком прожил!

Воспитатель: спасибо, Азамат. А теперь давайте совершим «Путешествие в сказку». Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Ваша задача определить каким правом воспользовались герои.

Ученик: «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед помощи)

Ученик: «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин (Право на труд)

Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие и проведем «Правовой аукцион»

Вам даются вопросы, на которые вы должны ответить. Отвечает та группа, которая первой поднимет символический ключ. Правильно ответившим вручается пропуск на следующий этаж. (Раздать вопросы)

Музыкальная минутка

Воспитатель: А теперь давайте проверим правильность ответов.

(Правильные ответы: 1-г, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, б)

Воспитатель: все прекрасно справились с заданием, и поэтому три команды заслужили право перейти на следующий этаж.

Воспитатель: детство - это пора жизни человека во время которой происходит становление личности, ответственности за свои дела и поступки.

Мы поговорили с вами о правах, а теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. В конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:

Каждый гражданин Республики Казахстан обязан знать права;
Выполнять обязанности;
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
Любить свою Родину;
Защищать Отчизну;
Беречь природу;
Приумножать богатства.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание. Вы должны были нарисовать рисунок на тему «Моя Родина Республика Казахстан». Прошу вас показать свои рисунки и прокомментировать их.

1) Ученик 1 - конституция (слайд 16)

2) Ученик 2 - культурное наследие (слайд 17)

3) Ученик 3 - Астана (слайд18)

Воспитатель: Спасибо ребята. Мы видим, что вы ответственно подошли к данному заданию. А теперь, объявляю музыкальную паузу.

Музыкальная минута (слайд19)

Воспитатель: Напомните-ка, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников

Ученики : устав школы

Учащиеся школы обязаны:
- соблюдать устав школы;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу школы;
- соблюдать правила поведения учащихся.

Воспитатель: Спасибо дети. Запомните! Права предоставляются, а обязанности выполняются.

Воспитатель: А сейчас я раздам вам карточки, в которых написаны ситуации. Вы должны определить что это: преступление, проступок или нарушение. Пока команды ознакамливаются с ситуациями вашему вниманию предлагается музыкальная минутка.

Музыкальная минутка (слайд 21)

Воспитатель: Итак, все ознакомились с ситуациями. Теперь давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Думаю, вы все отлично справились с заданием и поэтому мы переходим на третий этаж, где мы подведем итоги.

Воспитатель: Зачем нужна правовая культура? Делаем вывод.

Ученик: правовая культура - это наши убеждения, нормы, принятые в нашем обществе, это гарантия того, что меньше будет правонарушений, а значит спокойнее станет наша жизнь.

Воспитатель: давайте все вместе соберем букет мечты и желаний. Я раздаю вам цветы, на которых вы должны написать свои мечты и желания.

Играет музыка, все пишут

Воспитатель: А теперь каждый должен зачитать и прикрепить свой цветок.
Посмотрите, какой получился прекрасный букет - букет мечты и желаний. Из нашего сегодняшнего занятия можно сделать вывод, что если мы будем выполнять законы, то наша жизнь станет еще красивее, а наша страна станет еще богаче.

Наш Президент обращается к детям с такими словами: «Верю, что ты будешь любить родную землю и вырастишь достойным гражданином нашего Отечества».

Наше сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно тем, что проходит в канун празднования Дня Независимости Республики Казахстан. Я поздравляю всех с 19-летней годовщиной независимости. Желаю счастья и процветания!

Дети читают пожелания.

Все поют песню «Мы дети земли Казахстан».

Воспитатель: Спасибо ребятам за активное участие.

Спасибо всем за внимание!

Деловая игра «Я и Закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Один ребенок в центре круга. Учитель произносит слова: « Все началось с того, что ребенок перестает слушаться родителей, перестает им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку и продолжает: «Ты стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей ». И одевает веревку на вторую руку. «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. «На все это нужны были деньги, ты стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. И произносит слова: «И вот настал момент, когда ты совершаешь тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Тебя ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. А тема нашей деловой игры звучит так «Я и закон».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

И сегодняшняя наша встреча – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. Основная часть:

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

3. Игра «Ассоциации». С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

4. Задание

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие вы имеем права и обязанности в 14лет

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Ответственность

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

5. Задание

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

6. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

7. Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Деловая игра «Государство и право»

Учитель: Мартьянова Наталья Валерьевна «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Ключникова-Палантая» Звениговский район.

Цели:

Проверить качество усвоения пройденного материала

закрепить юридические знания обучающихся,

научить применять их практике,

воспитывать правовую грамотность обучающихся.

Задачи:

Совершенствование форм и методов правового воспитания учащихся на основе информационных, интерактивных технологий.

Формирование у учащихся навыков решения правовых ситуаций.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование : компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Оформление :

Выставка нормативно-правовых актов.

Мультимедийная презентация.

Репродукции картин.

Ход конкурса:

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Знакомство с условиями конкурса, критериями оценивания (каждый конкурс оценивается по 1 баллу). Группа делится на две команды. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конкурсе большее количество баллов.

1 конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда — политика, право, Конституция,

2 команда — государство, Уголовный кодекс, закон.

2 конкурс «Государственная власть».

Проводится в форме компьютерного тестирования.

1 команда -

Президент РФ является:

главой государства

главой Правительства

главой Парламента

Верховным Главнокомандующим ВС РФ

Исполнительная власть принадлежит:

Совету Министров

кабинету Министров

Правительству РФ

Из каких двух палат состоит российский Парламент:

совет союза прокуратуры РФ

Совет Федерации

Совет национальностей

Государственная Дума

2 команда -

Парламентом России называется:

Совет Федерации

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Верховный Совет

Суды в России:

принимают законы

проводят выборы в стране

вершат правосудие

являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица

Кто руководит централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ:

Главный прокурор

Ведущий прокурор

Генеральный прокурор

3 конкурс «Собери понятия»

Командам даны карточки с терминами и определениями, касающимися избирательного права. Задание в течение 5 минут подобрать к терминам определения. Каждый правильный ответ- 1 балл.

1-я карточка для 1-й команды:

Избирательная

комиссия

Право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Избирательный округ, в котором избирается один депутат

Активное избирательное право

Коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов

Избиратель

Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган госвласти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Одномандатный

избирательный округ

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом

Ответы: 1-В, 2-Г, 3-А. 4-Д, 5-Б

2-я карточка для 2-й команды:

Правительство РФ

Лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата

Кандидат

Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Пассивное избирательное право

Избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально

Многомандатный избирательный округ

Коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ

Президент РФ

Глава государства, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Д

4 конкурс «Уголовная ответственность несовершеннолетних

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение 3 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла

1 команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершеннолетия исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно- правовое воздействие- назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

А) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью,

В) конфискация имущества, г) пожизненное лишение свободы,

Д) обязательные работы, е) исправительные работы, арест, з) лишение свободы на определенный срок

2 команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

5 конкурс «По ту сторону холста»

Каждой команде предлагается по 4 репродукций известных картин. Ваша задача - определить, какие права человека в них отражены. На выполнение задания командам дается 3 минуты. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Репродукции картин:

Решетников Ф. «Опять двойка».

(Право на образование)

Репин И. «Бурлаки на Волге».

(Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению)

Мочальский Д. «Новоселы».

(Право на жилье)

Греко Э. «Христос в доме Симона Фарисея».

(Свобода вероисповедания)

Ерофеев В. «Курские красавицы».

(Право на отдых)

Алыпевский В. «Медсестры».

(Право на бесплатное медицинское обслуживание)

Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану».

(Право свободно выражать свои мысли)

Неледова Д. «Мастера».

(Право на труд)

Михайлов А. «Кружок».

(Право на собрания и объединения)

Перов В. «На привале»

(Право на отдых)

6 конкурс «Блицтурнир».

Каждой команде по очереди задают вопросы.

Вопросы 1 команде:

Личное название человека, которое дается ему при рождении, (имя)

Документ, удостоверяющий личность, (паспорт)

В какую палату парламента избираются депутаты? (Государственную Думу РФ)

Выборы депутатов парламента проходят через каждые … (5 лет)

Обязательные для всех нормы, правила, которые принимаются государством, (закон)

Каким путем была принята действующая Конституция РФ? (всенародный референдум)

Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является… (Федеральное Собрание РФ)

Кандидат на пост Президента должен быть гражданином России и постоянно проживать в ней не менее… (10 лет)

Плохой поступок, который приносит вред людям и обществу, за который могут посадить в тюрьму? (преступление)

Как в сокращении называется Организация Объединенных Наций? (ООН)

Как называется главный международный документ о правах человека, принятый в 1948 году? (Всеобщая декларация прав человека)

Вопросы 2 команде:

В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)

С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания? (21 год)

Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия РФ)

Один из государственных символов нашей Родины, на которой изображен двуглавый орел? (Герб РФ)

Другой государственный символ? Полотнище горизонтальных полос разного цвета? (Национальный флаг РФ)

С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (18 лет)

Третий музыкальный государственный символ нашей страны? (Государственный гимн РФ)

Как называется важнейший документ об особых правах детей? (Конвенция прав ребенка)

В каком году была принята Конвенция и кем? (в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент РФ)

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Литература:

А.И.Яковлев «Основы правоведения» М. 2002 г.

А.Ф.Никитин «Право» 10-11 класс. М.: Просвещение, 2008 г.

А.Ф.Никитин «Конституционное право» дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права» 10-11 кл. М.: Дрофа. 2000 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх