Принял конституцию рсфср 1918 г. История российских конституций. Значение действующей Конституции

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

История конституции России

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века - власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Первая конституция, конституция РСФСР, была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) СССР 1925 года.

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России согласно новой редакции.

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, в статье 147 осталось наименование «РСФСР». Более того, съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции.

Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России - это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года .Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР , которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году . Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин , а ответственным секретарем - Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок . В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году - общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство - 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

День 12 декабряобъявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря - памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

Октябрьская революция 1917 г. прервала эволюционный путь конституционного развития российской государственности, радикально сломав, по существу, все прежние институты власти и права.

Первыми актами конституционного значения явились Декреты о власти, мире, восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. разрабатывалась под руководством партии большевиков с непосредственным личным участием В. И. Ленина и была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения Конституции РСФСР; 3) организация советской власти в центре и на местах; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась идеологическая и социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата. В качестве политической основы учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Закреплялись основные цели и принципы экономических преобразований: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и части промышленности. Срок действия Конституции РСФСР 1918 г. определялся как "переход от капитализма к социализму".

Основным законом РСФСР 1918 г. закреплялась единая система центральных и местных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских Съездов Советов; в областях, губерниях, уездах, волостях учреждались соответствующие Съезды, Советы и их исполкомы, в городах и селениях формировались городские и сельские Советы.

Конституция РСФСР провозглашала федеративное устройство России. Субъектами федерации в первую очередь признавались национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов на правах автономии в РСФСР. Устанавливалось, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы, входящие на началах федерации в Российскую Федеративную Советскую Республику".

Избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала социально-политическую ситуацию того времени и главный идеологический принцип большевиков – диктатуру пролетариата. К выборам допускались лишь граждане, подпадающие под категорию "трудящиеся". Представительство от социальных групп, обладавших избирательным правом, также не было равным. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим.

Конституция 1918 г. закрепляла многоступенчатую систему выборов. В качестве прямых предусматривались только выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней Советов избирались на соответствующих Съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Главная историческая роль Конституции РСФСР 1918 г. выразилась в закреплении новой системы политических, экономических, социальных и идеологических отношений, которые положили начало советскому периоду государственного права России.

Последующие конституции РСФСР – 1925, 1937 и 1978 гг. были органически связаны с союзными конституциями 1924, 1936 и 1977 гг.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. была принята после окончания гражданской войны и явилась следствием образования в 1922 г. Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе Конституция РСФСР 1925 г., были тесно связаны и дополняли друг друга. Такая взаимосвязь основывалась на концепции единой советской Конституции. Известный юрист того времени П. И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и составляют вместе единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР было появление гл. 4 "Об автономных Советских Социалистических республиках и областях", где был обобщен семилетний опыт национально-государственного строительства РСФСР. В Конституцию РСФСР 1925 г. не была включена "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа", составлявшая первый раздел в Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с гем в ней говорилось, что она исходит из основных положений данной Декларации и основных начал первой российской Конституции 1918 г. (ст. 1).

По Конституции 1925 г. Россия передавала свои основные суверенные права Союзу ССР. Было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР в ведение органов СССР. На территории РСФСР обязательную силу имели постановления верховных органов государственной власти СССР по предметам, отнесенным к ведению Союза ССР (ст. 19). По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал союзной Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Устанавливалось единое союзное гражданство. За РСФСР, как и за другими союзными республиками, формально сохранялось право выхода из Союза ССР, территория могла быть изменена только с их согласия.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституция 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство, основанное на автономии. О том, что Россия действительно была оформлена как федеративное государство, высказывалось в тот период большинство советских ученых. Многие современные ученые склонны определять РСФСР, оформленную Конституциями 1918 и 1925 гг., как псевдофедеративное унитарное государство. Такая позиция основывается скорее даже нс на формально-юридической модели советского российского федерализма, а на фактической системе унитарных государственных отношений, функционирующих в тот период.

В соответствии с советскими конституциями Россия, как и другие союзные республики, лишь формально называлась суверенным государством, имеющим право выхода из состава СССР. Как и на союзном уровне, государственная структура в республиках строилась на принципе демократического централизма.

В Конституции РСФСР 1925 г. по аналогии с Конституцией СССР 1924 г. был учрежден новый орган государственной власти – Президиум ВЦИК, избираемый непосредственно ВЦИК. В период между сессиями ВЦИК он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР. Президиум ВЦИК созывал сессии ВЦИК и имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Были учреждены также аналогичные органы государственной власти на местах – президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Они проводили в жизнь решения центральных органов власти, избирали исполнительные комитеты.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на конституции других союзных республик.

В истории советского строительства Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. рассматривались как основные – законы переходного периода от капитализма к социализму. Победа в основном социалистических общественных отношений была зафиксирована в Конституции СССР 1936 г. и в принятых на ее базе конституциях союзных и автономных республик.

Третья Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. была принята вслед за Конституцией СССР 1936 г. на XVII Всероссийском Съезде Советов. Так же как и союзная конституция, она провозглашала "завершение строительства основ социализма".

Конституция 1937 г. состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I российской Конституции дословно повторяла гл. I Конституции СССР 1936 г. В гл. II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР, в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной, добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство – Союз ССР. Вне пределов прав Союза ССР, установленных в союзной Конституции, РСФСР сохраняла полностью свои "суверенные права", обладая, в частности, правом выхода из Союза ССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление России. РСФСР включала 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и б автономных областей. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывающую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики.

Конституция РСФСР закрепила аналогичные союзной систему органов государственной власти и управления, институты выборов и правового положения личности в республике. Главы III–XIII Конституции РСФСР были посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились по аналогии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Он избирал подотчетный ему Президиум – высший орган государственной власти в период между сессиями Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом – Правительством РСФСР объявлялся Совет Народных Комиссаров.

Конституция РСФСР 1937 г. детально регулировала организацию местных органов власти, вплоть до определения структуры отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Таким образом сверху навязывалась структура государственной власти на местах, что свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного устройства.

Глава IX Конституции РСФСР 1937 г. закрепляла вопросы бюджета РСФСР. Подробно определялся порядок разработки и принятия российского бюджета. Проект бюджета разрабатывался Правительством – СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР вместе с отчетом об исполнении бюджета. После утверждения проекта бюджета и отчета они подлежали опубликованию "во всеобщее сведение". Конституция РСФСР регулировала также основные принципы распределения доходов между республиканским и местными бюджетами.

Глава X Конституции РСФСР была посвящена вопросам суда и прокуратуры и полностью соответствовала содержанию гл. IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей и судами национальных округов, судами административных округов и специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, а также народными судами. Жестко централизованной была система прокуратуры. Прокурор СССР назначал сроком на пять лет не только Прокурора РСФСР, но и прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждением Прокурора СССР также сроком на пять лет.

Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР также были разработаны по аналогии с Конституцией СССР 1936 г. Определялся широкий для того времени круг политических, социальных и экономических прав, избирательная система основывалась на принципах всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Это свидетельствовало о расширении институтов демократии, отмене многих ограничений в области прав и свобод.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г., что свидетельствовало о единой государственности и унитаризме конституционно-правового регулирования.

Четвертая российская Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. была разработана и принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Цель новых советских конституций заключалась в воплощении концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. В качестве основных признаков развитого социализма новые советские конституции провозглашали укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества и формирование новой исторической общности людей – советского народа; закрепление общественной собственности на средства производства и запрет частной собственности, утверждение плановой системы хозяйствования. Организация государственной власти базировалась на принципе верховенства и единства Советов народных депутатов.

Как утверждалось в партийных доктринах того периода, принятие Конституции СССР 1977 г. и новых конституций союзных республик призвано было отразить этап "развитого социализма". Вступление в эту стадию означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В новых конституциях было впервые введено понятие парода как единой общности советских граждан, субъекта, которому принадлежит власть без проведения различий в правах разных категорий граждан. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. утверждалось, что данную Конституцию принимает и провозглашает народ.

На данном этапе конституционного развития российское конституционное право было обогащено новыми демократическими положениями. Конституционно провозглашался принцип равенства граждан перед законом и независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Расширился перечень прав граждан, особенно в социально-экономической сфере. К их числу добавились право на жилище, на охрану здоровья и ряд других. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. в определенной мере уточнила статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а также федеративный характер связей внутри РСФСР. Впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР. Расширялись права автономных образований в составе РСФСР. На этот раз не закреплялась необходимость утверждения органами РСФСР конституций автономных республик. Национальные округа были преобразованы в автономные, они впервые поименно перечислялись в Конституции. Если ранее статус автономных областей и округов регулировался положениями, то теперь в соответствии с новой Конституцией РСФСР он определялся Законом РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. отличалась более совершенной формой и содержанием. Впервые была введена преамбула, в которой закреплялось, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР. Основной текст состоял из 11 разделов, подразделявшихся, в свою очередь, на 22 главы. Значительно увеличился общий объем, усовершенствовалась систематизация конституционных норм по предметному признаку. В разделе "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Все это свидетельствовало о конституционном развитии.

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом идеале как о главной цели общественного развития и воспитания личности. Как и Конституция СССР, российская Конституция закрепляла принципы однопартийное™ и руководящей роли Компартии. Конечной целью провозглашалось построение бесклассового коммунистического общества с отмиранием государства и права как таковых. Социалистическое государство и право выступали основным орудием построения социализма и коммунизма. Трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Конституционная реформа в годы перестройки в СССР и РСФСР, начавшаяся с середины 1980-х гг., породила глубокие перемены в государственной и общественной жизни СССР и России, которые особенно очевидно проявили себя после августовского путча 1991 г. и распада Союза ССР. Эти изменения не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Ее текст на протяжении 1985–1993 гг. неоднократно и существенно изменялся.

Начало конституционной реформы в России было положено принятием в 1989 г. Законов РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР". Они значительно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов. К ведению этого огромного по составу высшего органа государственной власти был отнесен широкий круг вопросов, перечень которых был открытым, т.е. в любой момент мог быть расширен по усмотрению Съезда. К полномочиям Съезда было отнесено принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. Съезд народных депутатов избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за всю историю конституционного развития России се Верховный Совет стал двухпалатным органом, отражающим федеративное устройство республики.

Другим существенным новшеством стало изменение принципов избирательной системы. Хотя в новом избирательном законе и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. необходимость наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее указанием на состязательность выборов открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых же свободных выборах.

В 1989–1991 гг. Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР были конституционно реорганизованы и другие институты власти и управления на основе частичного внедрения принципа разделения властей в действующую государственную систему. Был учрежден и введен институт Президента России, образован Конституционный Суд РФ. Система местной власти стала трансформироваться в соответствии с принципами местного самоуправления и местной автономии.

Постепенно менялось правовое положение и природа России как республики в составе Союза ССР. Из официального названия союзного государства, республик в составе СССР и республик в составе Российской Федерации было исключено название "советская", "социалистическая". Россия стала именоваться как Российская Федерация – Россия.

Началом формирования самостоятельной конституционно-правовой политики Российской Федерации явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данной Декларации было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории над законодательством СССР, предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Российской республикой на всей ее территории. С распадом СССР конституционно-правовая политика России окончательно приобрела самостоятельность.

С конца 1980-х гг. до 1993 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. вносились многочисленные изменения и дополнения. Всего в Конституцию 1978 г. было внесено более 500 поправок и изменений. Их наибольшее число пришлось на 1991 – 1992 гг. Благодаря поправкам и изменениям были провозглашены принципы многопартийности, разделения властей, светского государства; учреждены такие неотъемлемые институты и принципы гражданского общества, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода передвижения, свобода информации и др. Одной из наиболее существенных новаций явилась отмена ведущей и направляющей роли Коммунистической партии, т.е. ее верховенства и монополии в политической системе. Были закреплены принципы политического плюрализма и идеологического разнообразия. Другим важным демократическим изменением стало закрепление множественности и равноправия форм собственности, в том числе частной.

Раздел "Государство и личность" был также значительно усовершенствован на основе включения в текст федеральной Конституции Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

Конституционные преобразования коснулись и государственного устройства. В Конституцию России были инкорпорированы положения Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Согласно данному документу края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург получили статус составных частей Российской Федерации, а бывшие автономные республики и ряд автономных областей стали именоваться республиками в составе России. Впервые составные части России вместе с центральной властью установили на договорной основе разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали. С распадом СССР, ратификацией Соглашения о создании СНГ, утверждением суверенной России из Конституции РФ были исключены статьи, вытекающие из факта пребывания России в составе СССР. Подтверждалась полная международная правосубъектность Российской Федерации, самостоятельность ее внешнеполитической и оборонной политики.

После существенных поправок Конституция России 1978 г. в новой редакции приобрела черты основного закона, закрепляющего либерально- демократический строй. Вместе с тем множественность ее изменений придала данному документу черты противоречивого акта. В новой редакции содержались противоречия внутри самого текста, сохранялись устаревшие подходы к организации политической системы и государственной власти. В Конституции РФ непоследовательно и недостаточно четко проводилось разграничение полномочий различных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, сохранялась идея полновластия Советов.

Противоречия в действующей Конституции РФ и, прежде всего, непоследовательное проведение принципа разделения властей, еще более усилились, когда с введением поста Президента России было по-прежнему сохранено всевластие высшего законодательного органа – Съезда народных депутатов. Это привело к тому, что на рубеже 1992/1993 г. вопросы конституционного развития и принятия новой российской Конституции оказались объектом жестокого политического противостояния между высшими органами законодательной и исполнительной власти. И та и другая ветвь власти осознавали, что невозможно преодолеть политический кризис постоянным латанием дыр в старой Конституции. Поэтому параллельно с изменениями и дополнениями в действующий Основной закон России стала проводиться работа по подготовке и принятию новой российской Конституции.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх