Деловая игра «Ты и Закон. Деловая игра «Я знаю право! й этап - выполнение заданий

Деловая игра для старшеклассников.

Конституция РФ

Цель : формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

Задачи:

Ознакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ.

Развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

Формировать чувства гордости и уважения к своей Родине.

Методы: «мозговой штурм», вопросы, мини-лекция, разминка.

План:

    Вступление.

    Что такое Конституция.

    История Конституции.

    Практическая часть.

    Выводы.

Ход мероприятия:

    Организационный момент

Прошу всех встать - звучит гимн РФ.

Не случайно мы начали наше мероприятие с Гимна РФ 12 декабря -это государственный праздник. Я думаю, многие знают, о каком празднике идет речь.

(День Конституции.)

Да, Россия отмечает День Конституции. 12 декабря в нашей стране государственный праздник. Мы отмечаем важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества. День принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны. Сегодня в нашей игре мы проверим, насколько вы хорошо его знаете.

    Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

А теперь познакомимся с нашей Конституцией.

Ребята, а что такое Конституция?

Ученики:

(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление).

Учитель обращает внимание учеников на слайды презентации и даёт официальное определение Конституции.

Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?

Ученики:

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т - территория;

И - инициатива, инаугурация;

Т - толерантность;

У - управление, урегулирование, установление;

Ц - центр, ЦИК;

И - институт, исполнитель;

Я - «я» - личность, «я» - гражданин..

    История конституциализма в России (Презентация).

Учитель рассказывает об истории Конституций, действовавших на территории нашей страны с 1918 до принятия действующей Конституции 1993 года.

Практическая часть мероприятия

1.«Терминология»

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание1: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется: Вопрос Ответ

1.Торжественное вступление к тексту Конституции - Преамбула

2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента импичмент

4. Форма национально-территориального устройства, союз государств федерация

5. Многообразие, множественность плюрализм

6. Независимость, самостоятельность суверенитет

2.Закончи предложение

взятое из ст. Основного закона.

На листе записаны предложения, изъятые из статей Конституции

Вставить в них вместо пропусков нужные слова, таким образом, чтобы не исказить смысл (каждой команде по 7отрывков).

1.Ст.2.

Человек, его права и свободы являются …(высшей ценностью)

2. Ст. 14.

Религиозные объединения отделены от государства и равны…

(перед законом)

3. Ст. 19.

Все равны перед законом и …(судом)

4. Ст. 21.

Достоинство личности охраняется …(государством)

5. Ст. 22.

Каждый имеет право на свободу и…(личную неприкосновенность)

6. Ст. 23.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)

7. Ст. 29.

Каждому гарантируется свобода мысли и…(слова)

8. Ст. 41.

Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медпомощь)

    Ст. 46.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и …(свобод)

    Ст. 58.

Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к …(природным богатствам)

    Ст. 60

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …(18лет)

    Ст. 91.

Президент РФ обладает …(неприкосновенностью)

    Ст. 95.

Федеральное Собрание состоит из II палат – Совета Федерации и..(Гос. Думы)

    Ст. 118 .

Правосудие в РФ осуществляется только …(судом)

3.Права и обязанности

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

2) Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы учащихся:

Ст. 57 – платить налоги

Ст. 59 – защита Отечества

Ст. 58 – об охране природы и окружающей среды

Ст. 44 – забота об охране памятников культуры

Ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей

п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

обозначение прав

Личные

Политические

Социально-экономические, культурные

Зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав

(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;

(С)право на пособие по безработице;

(Л)право на жизнь;

(Л)право на свободу мысли;

(С)право на труд и выбор профессии;

(Л)право на национальный язык;

(Л)тайна переписки;

(п)право на участие в митингах и собраниях;

(Л)право на отдых;

(Л)выбор места проживания;

право на образование;

(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

(п)Право на проведение публичных мероприятий

(п)Право на участие в управлении государством

(п)Право обращаться в органы власти

(Л)право иметь неприкосновенность жилища;

(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;

(Л)пользоваться родным языком;

(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

    Вопросы

вопросы

ответы

Конституция (от лат. сonstitutio) в буквальном переводе…

Конституция (от лат. constitutio – устройство)

Назовите особые юридические свойства Конституции

верховенство Конституции (1);
высшая юридическая сила (1);
роль Конституции как ядро правовой системы государства и системы права (1);
особая охрана конституции (1);
особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Назовите дату принятия ныне действующей Конституции РФ

12.12.1993

Когда Конституция РФ вступила в законную силу

Конституция Российской Федерации вступила в силу в день её опубликования в - (1)

Гражданин Российской Федерации может быть лишен своего гражданства?

нет

В России Президент – глава исполнительной власти?

нет

Сколько конституций принято в нашей стране?

Итак, подведя вывод всему вышесказанному, мы можем заметить.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?

В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

На экране изображена схема «Органы власти современной России».

Допишите схему, используя ст. 10: на какие 3 ветви делится власть в государстве,

Найдите и запишите орган законодательной власти (ст. 94, 95)

Орган исполнительной власти (ст. 110)

Органы судебной власти (ст. 118).

В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Слово “ президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Деловая игра «Мое государство»

(Для учащихся 10 класса)

Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

Барыш 2011

Цели:

    развивать самостоятельное мышление, воображение, творчество;

    изучать историю возникновения государственных символов и их значение;

    воспитывать уважение к государственным символам, гражданские и патриотические чувства

    углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека;

    акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав;

    помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека;

    формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру. В игре будут участвовать три группы. Каждая группа представляет собой отдельное государство. А какое? Вы придумаете сами.

Задание 1. Каждая команда получает лист бумаги. На нём нужно написать название вашего государства. Этот листок с названием каждая команда прикрепляет к доске.

Задание 2. Географическое положение этой страны. Можно описать словами, можно нарисовать карту. Этот листок тоже появляется на доске.

Задание 3. Для более полного представления о стране не хватает государственной символики. Для того чтобы вам легче было выполнять следующее задание: давайте вспомним символы нашего государства. Это гимн, герб и флаг страны. Вот каждая команда будет сейчас создавать символику своей страны. На отдельных листах рисуют государственные символы.

Задание 4. Какие там растут растения и какие обитают животные? Каждая команда получает по два шарика. Каждый шарик – это ваша страна. Заселяете её животными и растениями. Затем шарики вывешиваются на доску.

Задание 5. Нарисуйте климат вашей страны.

Задание 6. Вы являетесь жителем вашей страны. На маленьких листочках каждый рисует свой автопортрет, и приклеивает на общий лист бумаги, и он тоже вывешивается на доску.

Задание 7. Напишите или нарисуйте, чем занимаются дети в вашей стране и кто о них заботится?

Скажите, кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Дети Беслана? Это, притом, что Конвенция прав принята давно.

Показать Презентацию о детях Беслана

Задание 8. Все вместе напишите, какими правами обладают дети в союзе ваших государств

На одном большом плакате каждый пишет одно из предложений.

Но мы все вместе живём в одном государстве и подчиняемся его законам. А оно в свою очередь старается выполнять нормы человеческого общежития

А сейчас я зачитаю Конвенцию о правах ребёнка, а вы внимательно проследите, есть ли эти права в вашем государстве.

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Все лучшее, что в человеке есть:
его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
а песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
а в школе – все внимание.
Использую я право
на образование.

В Уставе нашей школы оговариваются права и обязанности учащихся.

Их изучением мы займёмся позже.

А сейчас подводим итог.

Любое государство состоит из граждан, которых оно должно защищать и требовать от них выполнения своих обязанностей

Перед вам слово ГРАЖДАНИН. Расшифруйте его, ответив на вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы/ Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2003. — С.86-175.

2. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Ред. М. И. Рожков. — М.: Владос, 1999. — С.45-62.

3. Каким может быть классный час? Его функции, виды, формы. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II/ В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С.47-72.

4. Тематика классных часов с 5 по 11 класс. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников/ Н. Н. Никитина //Классный руководитель. — 2005. -N 2. — С. 68-81.

5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. — 2003. — N 3. — С.14-22

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Лариса Николаевна Золотухина
Деловая игра «Я - гражданин России»

Цель : формировать правовую культуру, социальный опыт воспитанников; определить понимание термина «гражданин » ; формировать патриотическое сознание; развивать у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.

Ход игры.

I. Организационный момент. Группа делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра . Побеждает та из 2-х команд та, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах. Дети читают стихи : Живём мы посреди большой России ,

Среди лугов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

Слово воспитателя. – Наша страна – Россия . У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества .

Сегодня, мы с вами проводим деловую игру «Я –ГРАЖДАНИН РОССИИ » . В этой деловой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.

А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе :

II. Основная часть. 1. Конкурс «Государственные символы» . Государственный флаг. Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета : белый, синий, красный. - Что обозначают цвета государственного флага России ?

Государственный гимн. Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна. Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы : - Кто является автором музыки гимна нашей Родины? - В каком году был утверждён этот гимн? (22. 03. 2001 г.)

Государственный герб. Воспитатель. У каждой страны помимо государственного флага и гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными. Вам будут предложены сейчас несколько гербов. Вы внимательно их рассмотрите.

(За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

2. Конкурс «Государственная власть» . Воспитатель. Основным законом нашей страны является Конституция России . Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан . В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства. Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Президент нашей страны является : главой государства; главой правительства РФ; главой парламента РФ; Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется : Советом Федераций; Федеральным собранием; Государственной думой; Верховным советом.

Суды в России : принимают законы; проводят выборы в стране; вершат правосудие в России ; являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

3. Конкурс «Преступление и наказание» . Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы : Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный.

участникам команд необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом : Уголовное наказание. лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. (За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.) Возраст : любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. (За правильный ответ – 1 балл.) Вот эти преступления : убийство (с 14 лет) ; причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет) ;

разбой (с 14 лет) ; вымогательство (с 14 лет) ; заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет) ; кража из квартиры (с 14 лет) ; уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет) .

Обстоятельства : в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство : совершение преступления в группе (отягчающее) ; явка с повинной (смягчающее) ; несовершеннолетие виновного (смягчающее) ; необходимая оборона ; совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее) ; невменяемость (освобождает от ответственности) . (За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

4. Конкурс «Наша Родина» . Стихотворение о Родине. (Читают дети.) Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой,

Словно мать, склонилась ива,

Над уснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит ,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней.

Воспитатель. Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. А Большой театр и Третьяковка, Университет имени Ломоносова – это наша Родина. Всё это мы называем наша Родина!

Официальное название : Россия ; Российская республика ; Республика Россия ; Российская Федерация ; РСФСР; Содружество Независимых Государств (СНГ) .

Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны.

Территория. Задача участников команд : выбрать из набора стран те, что граничат с Россией : США (морская) ; Япония (морская) ; Великобритания; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия; Германия.

Население. Задача – поставить галочки напротив тех народов, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации . Нации : татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки. (За правильный ответ – 5 баллов.)

СЛОВО ЖЮРИ.

5. Конкурс «Гражданин России » . Воспитатель. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан » . Это Николай Некрасов.

А возьмём нашу отечественную историю. Гражданином именовали Кузьму Минина, который организовал в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти.

1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России » .

Гражданин – это человек , обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее. (За правильный ответ – 5 баллов.)

6. Конкурс «Права человека» . Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем : - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка-сестричка,

Я тебе лучше песенку спою :

(Право на жизнь и личную неприкосновенность) .

2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде» . Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд) . (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит» . Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь) . 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» . В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность) . 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино» . В чём были ущемлены права Чиполлино? (Право на неприкосновенность частной жизни) . 6. Сказка «Кот в сапогах» . (Добровольное согласие на вступление в брак) . (За правильный ответ – 2 балла.) СЛОВО ЖЮРИ.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.

Вот и подошло к концу время нашей деловой игры «Я –гражданин России » . Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре . СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОМАНД .

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска Лениногорского муниципального района

Деловая игра

«Законы писаны для всех»

учитель истории МОУ СОШ №8

Деловая игра для учащихся 9 класса «Законы писаны для всех»

Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека;

учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями; воспитывать гражданственность;

развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения.

Эксперты: учащиеся класса (3 человека), специально подготовленные к игре, учителя.

Участники : В игре участвуют 2 команды по 7 человек из числа учащихся 9 классов. Команды создает учитель. В зале находятся учащиеся, учителя, родители.

Оборудование : компьютерная презентация «Памятные места Казани», выполненная учащимися старших классов, видеосюжет «Все на выборы» из видеоприложения к программе гражданско-патриотического воспитания «Апельсин», плакаты с изречениями о власти, государстве, законе.

Подготовительная работа : В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу. Для каждой команды изготавливается специальный конверт, в который помещаются задания, памятки «Правила работы в группе».

План проведения : Сообщение цели игры, объявление правил игры. Представление команд. Конкурсы. Подведение итогов.

Правила игры :

1) В игре участвуют 2 команды. Каждая команда сидит за отдельным столом.

2) Каждой команде задания передаются в письменном виде.

3) После выполнения задания, команды по очереди сообщают (в любой форме) свой ответ.

4) Ответ оценивается по шкале - за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

5) После каждого тура – паузы (художественное слово, видеозапись и т. д.)

6) Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

7) После сообщения результатов участники делятся своими мнениями об игре.

Продолжительность игры : 45 минут.

Ход игры .

Учитель – 3 мин.:

Дорогие ребята! Мы с вами живем в удивительное время. Жизнь каждого человека в обществе регулируется правилами морали, сложившимися традициями и обычаями и конечно, законом.

Замечательный французский писатель, знаток человеческих душ и характеров Оноре де Бальзак когда-то сказал: «Ничто так плохо не знаем, как должны знать: закон».

Попробуем с ним не согласиться, попробуем показать, что мы ориентируемся в законах государства.

Конкурс 1.

«Государственная власть»

«Если ты не занимаешься политикой,

то политика займется тобой».

Команды называют термины, соответствующие каждому определению. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.

Команда №1 .

1) Совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.________

2) Полновластие государства внутри страны и политическая независимость его на международной арене.___________

3) Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных образовательных образований на правах его членов.________________

4) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.______________

5) Сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве его членов.__________________

Термины: демократия, монархия, федерация, референдум, суверенитет, унитарное, форма правления, режим правления.

Команда №2.

Организация высших органов государственной власти в том или ином государстве и порядок их образования._________________ Форма правления, при которой политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства.__________ Всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства или общества.______________ Политический режим, при котором установлены народовластие, право, свободы граждан._____________ Форма правления, при которой власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти._____________

Термины: демократия, федерация, референдум, унитарное, форма правления, режим правления, теократия, республика.

Правильные ответы:

Команда №1 – режим правления, суверенитет, унитарное, монархия, федерация.

Команда №2 - форма правления, теократия, референдум, демократия, республика.

Пауза – 6 минут

Демонстрация видеосюжета «Все на выборы». Цель: углубить знания учащихся об избирательном праве, подвести к пониманию того, что выборы - это возможность обозначить свою позицию гражданина .

Конкурс 2.

«Закон»

«У того, кто решит изучить все законы,

не останется времени их нарушать».

Гете.

Уголовное право

Командам предлагаются карточки с заданиями.

Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный вари­ант).

Задача команды №1: указать, какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность и какие – отягчающими её.

Обстоятельства

а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

б) смягчающее обстоя­тельство (уменьшает ответственность);

и) освобождает от ответственности (сни­мает ответственность);

г) никак не учи­тывается.

Правильный ответ:

совершение пре­ступления в группе (отягчающее об­стоятельство);

явка с повинной (смягчающее обстоятельство);

несовершен­нолетие виновного (смягчающее обсто­ятельство);

необходимая оборона (освобождает о т ответственности);

совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство );

наличие заболевания у обвиняе­мого (никак не учитывается).

Команде №2 предлагается карточка, на которой перечислены различные

Возраст

Преступления:

убийство (с 14 лет);

кража (с 14 лет);

вымогательство (с 14 лет);

заве­домо ложное сообщение об акте терро­ризма (с 14 лет);

Правильный ответ: декабря 1993г.

Команда №2.

Парламент России называется :

1) Советом Федерации

2) Федеральным собранием

3) Государственной думой

4) Верховным Советом.

Правильный ответ. 2. Федеральным собранием.

Конституция – это

1) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

2) присяга на верность государству

3) основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей

4) общие идеологические декларации

Правильный ответ: 3. Основной закон страны.

Когда была принята ныне действующая Конституция РТ:

Что является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

1) парламент

2) президент

3) многонациональный народ

4) союз предпринимателей

Правильный ответ: 3. Многонациональный народ.

Обмен мнениями – 5 минут.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Список использованной литературы

учитель истории МОУ СОШ №8

г. Лениногорска Республики Татарстан

Урок по обществознанию в 8 классе «Что такое гражданин?»

Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе занятия закрепление основных понятий – гражданин, гражданственность, дать представление о патриотизме как о важном нравственном принципе и высоком качестве личности, основе гражданственности;

Воспитательная: способствовать формированию следующих ценностных ориентаций:

Гражданин имеет права и ответственность перед законом;

Гражданин - Отечества достойный сын!

содействовать формированию у школьников таких гражданских качеств как гуманизм, чувство собственного достоинства, социальная активность, осознание собственной значимости, уважение к окружающим, терпимость и др.

Развивающая: способствовать диагностике и коррекции гражданских качеств школьников в сфере внутриличностных и межличностных отношений.

Основные понятия : гражданин, гражданственность, гражданские права, право, обязанность, патриот, патриотизм.

Форма проведения урока : дискуссия с элементами тренинга.

Эпиграфы урока : Что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Способность быть гражданином – это и есть возможность возносить себя до целого мнения страны ()

Подготовительная работа: В период подготовки учащиеся находят характеристики гражданских качеств в толковом словаре Л. Ожегова, в словаре иностранных слов. Учитель для каждого школьника изготавливает рабочий лист участника занятия с заданиями, памяткой, словарем урока.

Оборудование: компьютер и мультимедиа – энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2004). Портреты героев войны, известных полководцев, военачальников и др.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

Вступительное слово учителя – 2 минуты:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строчки,

Главные судьбы историей стали давно.

(Демонстрируется фрагмент «Смутное время в России» из видеоприложения мультимедиа-энциклопедии – 2 минуты)

Начало 17 века на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство…

Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и Пожарского народ изгоняет интервентов.

В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечивающую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Итак, сегодня мы будем говорить о «гражданине», «патриоте». Что же такое «гражданин», «гражданственность»? В чем специфика этих понятий?

Давайте обратимся к статье великого русского философа и правоведа и попытаемся дать обоснование сущности гражданина.

Групповая работа - 5 минут.

Вопрос 1 рабочего листа.

Первое, что отличает настоящего гражданина. Есть свойственное ему чувство собственного достоинства…

Второе, что отличает настоящего гражданина, - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющийся волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах.

Третье, что отличает настоящего гражданина,- этот есть то, взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с государственной властью.

И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, - это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои… права как вменяемые самому себе обязанности, а свои … обязанности как свои драгоценные и почетные права.

Настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства,

внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину,

способностью быть истинным субъектом права,

уважительным и доверчивым отношением к другими гражданами и к государственной власти,

способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность,

воспринимать свои права как обязанности, а свои обязанности как права.

Учитель – 2 минуты: Таким образом, гражданин - это прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин является участником правовой и политической жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Ребята, каким вы представляете себе настоящего гражданина? Приведите примеры высокой гражданственности. Подобных примеров в истории много.

Предполагаемые ответы учащихся - 3 минуты:

проявил гражданское мужество. Зная, что ему грозит смертельная опасность, совершил свой подвиг. Он жертво­вал собой.

Находясь в адском плену, М. Джалиль не терял надежды вы­жить и продолжал писать свои стихи.

Учёный Кленов за мизерную заработанную плату, совершал открытия в Москве, хотя в США ему предлагали миллионы.

Н. Рубцов очень любил свою Родину и воспел её в стихах.

А. Маресьев в трудные годы войны проявил стойкость, храб­рость.

М. Шаймиев, - патриоты своей Родины. Социаль­но активные личности.

Наш мэр С. Садриев заботится о своём городе, делает его уютным, кра­сивым. Совершает гражданский подвиг.

Мой папа - гражданин. Он заботится о природе, очень активен в обществе. Я тоже принимаю активное участие в делах класса.

Учитель – 1 минута: А сейчас поработайте в группах. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное – объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. Затем расскажите о нем членам группы. Во время рассказа никто не должен вас перебивать. Но после его завершения пусть вам зададут вопросы. Каждому на рассказ отводится примерно по одной минуте. Можно провести конкурс на лучший рассказ. Каждая группа представляет классу победителя внутригруппового конкурса. Главное условие – рассказ пересказывает не автор, а любой другой член группы.

Групповая работа - 7 минут.

Вопрос 2 рабочего листа.

Учитель – 1 минута : А теперь в представленном списке отберите 5 черт, лучше всего отражающих настоящего гражданина и расположите их по значимости для вас. Выработайте единое мнение в группе. Назовите те качества, которые совпали с вашими, когда вы рассказывали о своих гражданских поступках. Через некоторое время представитель от каждой группы даст анализ полученных результатов. Представитель группы обязан высказать не свое личное мнение, а согласованное мнение всей группы.

Групповая работа – 7 минут.

Вопрос 3 рабочего листа.

· работоспособность

· ответственность

· смелость

· дисциплинированность

· личное мужество

· правдолюбие

· патриотизм

· чувство чести

· независимость

· самостоятельность мышления

Учитель – 1 минута : Ребята, если у вас совпало 3-5 индивидуальных качеств, то вы – настоящий гражданин. Если совпадений мало - не отчаивайтесь, потому что активная роль в формировании гражданских качеств принадлежит самому человеку, его настойчивости и стремлению к самовоспитанию. Человек может достичь любых высот (морального) совершенства, если будет целенаправленно добиваться этого. А как стать настоящим гражданином?

Групповая работа - 6 мин .

Предполагаемые ответы учащихся: Чтобы стать настоящим гражданином, необходимо

Помогать окружающим, не лгать; заботиться о природе, животных; обязательно посещать кружки; общаться с друзьями; тренировать волю; прислушиваться к мнению других людей, ес­ли есть какой-то недостаток искоренить его; расширять свой кругозор чтением книг, посе­щением музеев; познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей, Грибоедо­ва А. И. и др. изучать историю своего родного города, его
достопримечательности, людей.

Учитель : Для чего необходимо развивать гражданские качества? Свой ответ обоснуйте.

Групповая работа - 4 минуты.

Предполагаемые доводы учащихся:

    «Для того, чтобы с уважением относиться друг другу. Тогда в обществе будет порядок». «Люди смогут договари­ваться между собой, и войны, конфликты прекратятся» «Чтобы стать достойным гражданином и при­нимать участие в управлении страной» «Только активный человек, имеющий прогрессивные взгляды на жизнь, стойкие убеждения способен защитить свои или чужие права и свободы» «Гражданские качества развивать необходимо для того, чтобы правильно определить своё место в обществе и приносить пользу другим» «С этими качествами легче жить» «Если человек будет всегда говорить неправду, от него отвер­нутся друзья» «Воспитывать патриотов необходимо, иначе кто будет защи­щать Родину?»

Учитель: Итак, наш урок завершен. Теперь скажите, что оказалось интересным и полезным для каждого из вас. А можете просто выразить свои чувства и пожелать что-нибудь каждому из присутствующих.

По кругу учащиеся высказывают свое мнение - 4 мин.

Учитель: Я очень благодарна вам за то, что вы так хорошо поработали. Мне понравилось вести у вас урок.

Домашнее задание : Провести самооценку гражданских качеств у себя, других членов семьи. (Вопрос 4 рабочего листа).

Литература.

Соколов: учебное пособие для учащихся 8 класса, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2001. Соколов: учебное пособие для учащихся 5-6 классов, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 1996. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл. / . М.: Просвещение, 2001 Никитин А. Политика и право: учебное пособие для 9 кл. М.: Просвещение, 1996. Никитин А. Основы обществознания. 8 кл.: поурочное и тематическое планирование. М.:Дрофа, 2001.

Словарь урока:

гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями;

гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству, оно является юридической основой обладания гражданином всей совокупностью прав и обязанностей;

обязанность – определенное действие, возложенное на кого-либо и обусловленное для выполнения;

право – возможность делать что-то в соответствии с законом;

социальная активность – деятельное отношение человека к миру;

В гражданском становлении личности важное место занимает её самодеятельность. Для того, чтобы достичь стремления учащихся к развитию, необходимо включить в этот процесс их собственные силы, добиться появления у них внутреннего стимула в достижении вперед. Для этого разработала карточки диагностики и развития гражданских качеств. Карты заполняются вначале года, в середине и в конце, что позволяет последовательно фиксировать изменения каждого школьника, а также планировать темпы индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах. На уроке предложила детям составить план самовоспитания гражданских качеств. Ребята включили в него следующие пункты:

Научиться защищать свои права;

Расширять свой кругозор;

Познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей;

Заботиться об окружающей среде.

Общепринято считать показателем гражданской воспитанности общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях. Направленность личности можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается ответить на вопросы: Какое самое большое ваше желание? Есть ли у вас цель в жизни? В чем она состоит?

Оказалось, что у большинства учащихся (35%) самое большое желание сохранить свое здоровье, получить профессию (25%). Среди обозначенных выделяются и такие: «Хочу добиться успеха в жизни и жить в достатке», «Хочу, чтобы всегда был мир на Земле». В качестве целей жизни были указаны: «Продолжить образование и найти интересную высокооплачиваемую работу» (35% и 30%). Отрадно, что проблема профессионального самоопределения для большинства учащихся находится на первом месте.

Подведу итог: роль уроков истории и обществознания, а также внеурочной деятельности по этим предметам чрезвычайно велика в развитии гражданского самосознания, первичной социализации личности. Но необходимо соблюдать одно важное условие - весь воспитательно-образовательный процесс осуществлять целенаправленно и систематично.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх