Границы расчетной санитарно защитной зоны. Расчет, установка и сокращение санитарно-защитной зоны предприятия. Уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия

Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (редакция 2008 г).

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

При оформлении проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и документации (материалов) по установлению размеров санитарно-защитных зон предприятий, промышленных объектов и производств, групп промышленных объектов и производств, сооружений используются понятия, установленные федеральным законодательством и санитарными нормами и правилами:

  • СЗЗ - территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении. Граница санитарно-защитной зоны предприятия на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и другие) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками. Размеры и границы санитарно-защитной зоны предприятия определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
  • Санитарный разрыв - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия (загрязнения), уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов и/или величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Источники воздействия (загрязнения) на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) - объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
  • Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны - размер СЗЗ установленный для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов.
  • Разработка санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов - осуществляется последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) ; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
  • Проект СЗЗ реализуется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта, производства и сооружения и/или группы промышленных объектов и производств.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия и документации (материалов) по установлению размеров СЗЗ и выполняет следующие работы:

1-й этап: Разработка проекта СЗЗ и его согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора

  • Выявление источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, организация проведения натурных измерений, необходимых для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ и расчетов уровней шума;
  • Получение необходимой справочной информации по фоновым загрязнениям территории, ситуационного плана расположения объекта, перспективе развития прилегающей территории; изучение тома ПДВ (при наличии);
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием программных расчетов;
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору акустического воздействия и другим видам неионизирующих излучений;
  • Оформление графических материалов с нанесением интегральных границ СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия с учетом перспективного развития прилегающей территории;
  • Разработка раздела «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
  • Разработка необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического физических воздействий до ПДК и ПДУ;
  • Разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ и режиму ее использования.

Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2-й этап: Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора

Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.

  • Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
  • Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.

После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).

Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:

  • Предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  • Оценки риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.

При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.

Производственная зона (промузел) - специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.

Группа предприятий - несколько близко расположенных промышленных предприятий, не имеющих объектов общего пользования, ориентировочные санитарно-защитные зоны которых накладываются друг на друга.

Единая санитарно защитная зона - санитарно защитная зона производственной зоны или группы промышленных предприятий, обоснованная с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Оценка риска для здоровья - это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.

Санитарно защитная зона не разрабатывается для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) , для данных объектов устанавливаются санитарные разрывы.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.

Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.

Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.

Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.

Для действующих промышленных и иных объектов и производств (которые необходимо обустраивать санитарно защитными зонами) в ходе согласования и утверждения границ санитарно защитных зон в учреждения Роспотребнадзора представляются: проектные материалы обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта с пояснительной запиской, расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустическими расчетами, расчетами риска для здоровья населения (для объектов I-II класса опасности), программой мониторинга, планом предлагаемых мероприятий (при необходимости), а также отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта.

Отчет для установления окончательных размеров санитарно защитной зоны должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных в проекте, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе и др. материалы.

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера санитарно защитной зоны возможно только после корректировки расчетных границ и ее размеров.

Разработку проектов санитарно защитных зон для действующих и проектируемых объектов, являющихся источником вредного воздействия на среду обитания, а также для вновь строящихся, реконструируемых объектов осуществляют в следующей последовательности:

  • разработка предпроектных предложений (включая этап инвестиционных предложений) и проектной документации на реконструкцию и новое строительство с обоснованием расчетной санитарно защитной зоны;
  • подтверждение проектных (расчетных) размеров данными натурных наблюдений;
  • утверждение расчетных границ для отдельного проекта или группы предприятий.

Документация по организации санитарно защитных зон для проектируемых объектов представляется самостоятельным разделом в составе проектной документации об использовании земельного участка под новое строительство и реконструкцию, а для действующих объектов - отдельным проектом. При разработке градостроительной документации (генеральный план, проект планировки территории и др.) должны быть учтены границы СЗЗ предприятий и иных объектов в соответствии с классификацией и Решением главного государственного санитарного врача РФ для предприятий I-II класса, главного государственного санитарного врача субъекта РФ - для предприятий III-IV-V классов.

Предпроектные материалы должны содержать сведения о характеристике объекта как источнике загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу СЗЗ), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах нормативной и предлагаемой расчетной границы с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

На этом этапе допускается выполнение прогнозных расчетов с обобщением источников выбросов, что на следующих этапах требует уточнения.

Проектная документация должна содержать сведения о характеристике объекта как источника загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу санитарно защитной зоны), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах ориентировочной и предлагаемой расчетной СЗЗ с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

При проведении санэпидэкспертизы проектной документации в первую очередь оценивается:

В составе проекта обоснования санитарно защитной зоны представляются следующие материалы:

  • характеристика прилегающей территории, анализ ее функционального использования на существующее положение и перспективу, наличие и функциональное назначение соседствующих объектов;
  • описание технологического процесса с определением гигиенически значимых: источников шума с указанием их характеристик (мощность, частота оборотов, уровни создаваемого шума, его характеристика и т.д.); источников выбросов ЗВ, с указанием их характеристик. (мощность, объем и перечень ЗВ и т.д.) на существующее положение и перспективу, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • описание особенностей основных технологических процессов и установленного оборудования (в том числе пылегазоочистного оборудования); качественного и количественного состава исходных сырья, материалов, готовой продукции, соединений и полупродуктов, образующихся в производстве;
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней физических воздействий с обоснованием их эффективности, сроки их реализации, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • обоснование класса по санитарной классификации, санитарно защитная зона предприятия и ее величина в соответствии с действующей классификацией с нанесением границ санитарно защитных зон, существующей и перспективной застройки на картографические материалы, выполненных в масштабе 1:2000;
  • данные об источниках выбросов загрязняющих веществ, источниках шума, ЭМИ, вибрации;
  • значения расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в зоне влияния выбросов объекта на существующее положение и перспективу с учетом выбросов соседствующих объектов или фоновых концентраций, выданных в установленном порядке;
  • результаты оценки уровней физических воздействий (расчетные- для фактора шума и электромагнитных излучений радиочастотного диапазона и данные натурных измерений вибрации, инфразвука и электромагнитных излучений - физических факторов, на которые отсутствуют согласованные методики расчета);
  • результаты имеющихся натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, уровней физических факторов воздействия (предоставление не является обязательным) и оценки риска здоровью населения для предприятий I - II класса;
  • определение единой санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и обоснование ее достаточности;
  • описание предлагаемых границ или единая санитарно защитная зона по румбам;
  • перечень и описание объектов, расположенных в предлагаемых границах и тех, которые подлежат выводу за пределы санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и мероприятия по ее организации;
  • программа натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха и уровней воздействия физических факторов на границе предлагаемой СЗЗ или за ее пределами.

В составе проекта наряду с пояснительной запиской представляются графические материалы в следующем объеме:

  • ситуационный план в масштабе 1:2000 с описанием функционального назначения объектов, прилегающих к территории, с нанесенными границами ориентировочной и расчетной санитарно защитной зоны по румбам;
  • генеральный план объекта с нанесением источников выбросов загрязняющих веществ (со спецификацией); номера источников на схеме должны совпадать с нумерацией на листинге расчетов;
  • схема размещения источников шума, вибрации, ЭМП, зоны их воздействия, спецификация;
  • схема планировочной организации санитарно защитной зоны;
  • схема размещения точек контроля при проведении натурных наблюдений.

Графические материалы следует представлять в масштабе 1: 2 000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштабов М 1: 5 000, М 1: 10 000).

При экспертизе проектных материалов оценивается:

  • перспективное использование прилегающей к объекту территории в соответствии с утвержденной градостроительной документацией для оценки возможности и контроля организации предлагаемой санитарно защитной зоны и выбора критериев оценки качества среды обитания;
  • необходимость и обоснованность разработки проекта для отдельного объекта или единого проекта при наличии соседствующих предприятий. Оценка перечня объектов, включаемых в проект санитарно защитной зоны и перечня приоритетных загрязняющих веществ, определяющих внешнюю границу этой зоны, целесообразно проводить на основании идентификации опасности загрязняющих веществ. В качестве исходной информации используется утвержденный проект нормативов ПДВ (ВСВ) и/или разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов (полнота учета и достоверность параметров источников выбросов на основании материалов инвентаризации источников выбросов, включая те, для которых на начальном этапе не были разработаны нормативные показатели; учет эффекта суммирования и потенцирования биологического действия, фонового загрязнения и др.) требованиям нормативных документов. В проекте обоснования СЗЗ должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней загрязнения атмосферного воздуха с учетом размещения источников выбросов на промышленной площадке объекта;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов шума (полнота учета и достоверность параметров источников шума на основании материалов инвентаризации источников требованиям нормативных документов). В проектных материалах должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней шума с учетом размещения источников на промышленной площадке объекта;
  • прогнозируемые уровни загрязнения атмосферного воздуха на границе зоны и за ее пределами, которые должны быть не выше 1 ПДК; - уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий по данным имеющихся натурных наблюдений;
  • планировочная структура СЗЗ (перечень объектов и возможность их сохранения в расчетных границах), сроки подлежащих выводу по проекту объектов, которые не должны превышать сроки окончания строительства или реконструкции промышленного предприятия или объекта;
  • утвержденная руководителем предприятия программа (план-график) мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия физических факторов с указанием срока их реализации и эффективности. При невозможности обеспечить нормативные уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на границе санитарно защитной зоны и за ее пределами необходимо предусматривать вывод, перепрофилирование, сокращение объемов производства, вывод из эксплуатации отдельных производств и др. мероприятия;
  • сроки вывода населения и объектов (при необходимости);
  • результаты исследований неблагоприятного влияния хозяйственной деятельности на здоровье населения (материалы по оценке риска, эпидемиологические наблюдения), выполненные аккредитованной для этого вида работ организацией.

Утверждение расчетных границ проводится на основании результатов натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, уровнем физических воздействий объекта на среду обитания, а для предприятий I-II классов опасности и материалов изучения влияния указанных факторов на здоровье населения (материалов по оценке риска здоровью населения).

Проведение натурных исследований и измерений

Проведение натурных исследований и измерений осуществляется в соответствии с планом-графиком, который подлежит согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе проекта обоснования СЗЗ. Измерения шума и атмосферного воздуха осуществляют организации, аккредитованные в системе Росаккредитации.

Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.

Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:

  • на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации);
  • на границах предлагаемой СЗЗ и за ее пределами - в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
  • для уточнения пространственного распространения загрязняющих веществ могут быть использованы результаты исследований снежного покрова.

Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.

Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:

  • на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и санаториев - не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхностей площадок;
  • на территории, прилегающей непосредственно к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ - не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхности территории и при, необходимости, на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты.

Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.

На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).

Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.

Установление величин санитарно защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов (ПРТО) осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчета интенсивности электромагнитного излучения.

При определении границ в санитарно защитной зоне необходимо учитывать распространение вибрационных низкочастотных горизонтальных колебаний и виброускорения, создаваемых компрессорным оборудованием и различными испытательными стендами.

Параметры вибрации в жилой застройке регламентируются и корректируются в соответствии с характером вибрации (постоянная, непостоянная) и временем воздействия (ночное, дневное).

Оценка риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятий, сооружений и иных объектов.

При обосновании размеров единой санитарно защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или производственной зоны (промышленного узла), оценка риска для здоровья населения проводится с учетом выбросов всех предприятий расположенных на территории производственной зоны (промышленного узла) вне зависимости от класса опасности объекта.

Оценка риска для здоровья населения проводится на основе международно признанных и официально утвержденных в РФ критериев.

В случае, если размеры расчетных границ, полученные методом оценки риска превышают размеры, обоснованные гигиеническими нормативами, но не выходит за пределы ориентировочной СЗЗ, расчетную санитарно защитную зону корректируют с учетом результатов оценки риска для здоровья населения.

Вопрос разделения предприятий на классы опасности и установления соответствующих санитарных зон актуален для многих руководителей производств и торговых организаций. Эта сфера регламентируется рядом правовых актов. В качестве основного из них выступает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Область применения

Зон распространяются на строительство, планирование, размещение, эксплуатацию вновь возводимых, реконструирующихся, действующих промышленных сооружений и производств. Правила применяются к элементам связи и транспортной, торговой сети, общепита, коммунального и сельского хозяйства, опытно-экспериментальным производствам. Все они выступают в качестве источников воздействия на здоровье человека и окружающую его среду.

Цели

Правила определяют:

  1. Класс опасности производств и объектов, занятых в промышленности.
  2. Требования к площади охранной территории, условия их пересмотра.
  3. Порядок и методы, с помощью которых устанавливаются границы санитарных зон для отдельных производств либо их комплексам.
  4. Ограничения при использовании специальных охранных участков.
  5. Порядок благоустройства и организации территорий.
  6. Требования, предъявляемые к санитарным разрывам коммуникаций, представляющих опасность (железнодорожным, трубопроводным, автомобильным, авиационным и пр.).

Субъекты

Установленные санитарные правила обязательны для выполнения юридическими и физлицами, деятельность которых касается размещения, строительства, планирования и эксплуатации объектов. Утвержденные требования также предназначены для органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор.

СанПиН: санитарные зоны

Для обеспечения безопасности граждан, в соответствии с ФЗ №52 от 30 марта 1999 г., вокруг производств и сооружений, выступающих в качестве источников воздействия на здоровье населения и окружающую среду, создается особый участок со специальным режимом использования. Размер санитарной зоны должен обеспечивать снижение негативного физического, химического, биологического влияния на атмосферный воздух до определенных показателей. По функциональному назначению эти территории выступают в качестве барьера, способствующего установлению надлежащего уровня безопасности граждан в ходе эксплуатации промышленного производства или иного сооружения в штатном режиме.

Планирование

Оно предполагает расчет санитарной зоны и обоснование ее ориентировочной площади в соответствии с ожидаемым и степени физического влияния на него. Полученные показатели должны подтверждаться результатами измерений и исследований. Проект санитарных зон разрабатывается в 2 этапа:

  1. Предварительная стадия. Составление документации осуществляется в соответствии с расчетом рассеивания загрязнения воздуха и физического влияния (вибрации, шума, ЭМП и пр.).
  2. Окончательная стадия (установленная). Санитарно-гигиеническая зона планируется в соответствии с результатами натурных наблюдений, обследований и измерений для подтверждения полученных ранее параметров.

Дополнительные моменты

Критерий, по которому определяется площадь санитарных зон, - непревышение по их внешним границам и за их пределами предельно (максимально) допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих соединений для воздуха населенных пунктов и допустимых уровней (ПДУ) физического влияния. Для групп промышленных производств устанавливается единая санитарно-защитная зона (СЗЗ) с учетом общего показателя выбросов от всех источников в пределах одной территории. Лабораторные исследования воздуха и измерение физических влияний на него осуществляются на линиях установленных особых участков, в жилой застройке службами, аккредитованными в предусмотренном порядке на выполнение такого рода работ.

Границы территорий

Устанавливается в определенных пределах, согласно характеристике выбросов. В соответствии с этим критерием, допускается два способа формирования таких участков:


В последнем случае, в свою очередь, санитарная зона предприятия устанавливается:

  1. От неорганизованных и организованных источников. Этот вариант используется при наличии на открытых площадках технологического оборудования.
  2. При организации производства с источниками, распределенными по территории промышленной площадки.
  3. При наличии низких и наземных объектов, а также сооружений, осуществляющих холодные выбросы средней высоты.

Запреты и разрешения

На территориях с показателями фона, превышающими гигиенические требования, размещение производств, выступающих в качестве источников загрязнения среды и влияния на здоровье населения, не допускается. Для действующих сооружений промышленного назначения разрешено проведение реконструкции либо перепрофилирования при условии понижения всех видов негативного влияния до ПДК при биологическом и химическом воздействии и ПДУ для физических факторов.

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий

При несовпадении площади специальных территорий, определенной по смете и полученной по оценкам риска, натурным исследованиям и измерениям физического, биологического и химического влияния на воздух, решение по установлению ее пределов на местности принимается по варианту, в соответствии с которым обеспечивается максимальная безопасность для здоровья проживающих в населенном пункте граждан. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий определяются в соответствии с мощностью, условиями эксплуатации, количеством и характером соединений, выделяющихся в воздух, создаваемой вибрации, шума и прочих негативных факторов. Показатели и группы формируются также с учетом предусматриваемых мероприятий по снижению неблагоприятного влияния на здоровье населения и окружающие условия проживания. Предусмотрена следующая классификация санитарно-защитных зон:

  • 1 кл. - 1000 метров.
  • 2 кл. - 500 м.
  • 3 кл. - 300 метров.
  • 4 кл. - 100 м.
  • 5 кл. - 50 метров.

Следует сказать, что в предыдущих Правилах санитарные зоны были вдвое больше. Например, для первого класса - 2000 м. Временное снижение производственных объемов не выступает в качестве основания для пересмотра принятых площадей. Санитарная зона объекта на графических материалах (схеме территориального планирования, генплане города и пр.) за пределами промплощадки отмечается специальными информационными обозначениями.

Увеличение участков

В Правилах присутствует несколько условий, в соответствии с которыми санитарная зона предприятия может быть увеличена. Расширение площади при этом допускается не более чем в три раза. Санитарные зоны могут увеличиваться по согласованию органов строительства и Госсанэпиднадзора:

  1. В зависимости от эффективности вероятных или предусмотренных мероприятий очистки выбросов воздух.
  2. В случае необходимости разместить жилую застройку в относительно промышленного производства на территории возможного атмосферного загрязнения.
  3. При отсутствии методов очистки выбросов.
  4. В зависимости от направления ветра и прочих неблагоприятных условий местности.
  5. В случае невозможности уменьшить вибрацию, шум, электромагнитные радиочастотные волны и иные негативные факторы, которые поступают в окружающую среду, до пределов, предусмотренных в нормативах.
  6. При возведении новых, недостаточно изученных в экологическом отношении производств.

Благоустройство

Санитарные зоны или их части не могут использоваться для расширения промплощадок. Территория должна быть озеленена и благоустроена. Для этого разрабатывается специальный план. Он составляется одновременно с проектом реконструкции либо строительства производства. При планировании благоустройства со стороны селитебного участка (территории размещения жилого сектора, культурных сооружений и пр.) необходимо предусмотреть полосу древесно-кустарниковых насаждений. Ее ширина должна быть не меньше 50 метров, а при ширине санитарной зоны до 100 м - не менее 20 м для обеспечения надлежащего уровня экологического благополучия в Правилах предусматриваются элементы, которые могут размещаться в пределах специальных участков, а также непосредственно на самой промышленной площадке.

Ядерная инфраструктура

Санитарные зоны атомных установок предусматриваются в ст. 31 ФЗ № 170. Они создаются для обеспечения охраны здоровья населения, проживающего в районе размещения атомной станции, радиационного источника либо участка хранения радиоактивных материалов и вещества. Площадь и пределы таких территорий определяются в плане согласно правилам, предусмотренных в сфере использования атомной энергии. Он согласовывается с органами Госсанэпиднадзора и утверждается местными структурами самоуправления.

Правила

В указанном выше Законе не допускается размещение в пределах санитарной зоны определенных объектов. К ним в том числе относятся общественные и жилые сооружения, детские учреждения, лечебно-оздоровительные здания, пункты общественного питания, производственные, подсобные и прочие хозяйственные строения, не относящиеся к функционированию атомной установки и не предусмотренные в утвержденном плане территории. Эксплуатация существующих в пределах зоны объектов для хозяйственных целей при изменении характера их использования разрешается по представлению обслуживающей компании по согласованию с органами государственного управления и безопасности.

Участки наблюдения

Необходимость установления таких зон, их границы и площади определяются в плане в соответствии с характеристиками безопасности атомных установок. Параметры согласовываются с органами Госсанэпиднадзора. На участке наблюдения могут вводиться некоторые ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства. Если в территории такого типа включаются санитарные зоны, действия мер социально-экономической компенсации распространяются на граждан. Они направлены на возмещение вреда за дополнительные факторы риска. На граждан также распространяется действие мероприятий по аварийному планированию. Возмещение убытков, нанесенных созданием участков наблюдения и санитарно-защитной зоны, осуществляется эксплуатирующей организацией в рамках действующего законодательства.

Улучшение гидрологического режима

На территориях, которые примыкают к акваториям рек, озер и прочих поверхностных гидроисточников, устанавливаются санитарные зоны водоснабжения. На них действует специальный режим осуществления хозяйственной и прочих видов деятельности. Он направлен на предупреждение заиления, засорения, загрязнения и истощения объектов, сохранения ареала животных и растений. Такие участки формируются в рамках природоохранных мероприятий, ориентированных на улучшение технического состояния и гидрологического режима, благоустройство источников и их прибрежных линий. В пределах зон создаются защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничительные меры.

Специфика установления пределов

Площадь и границы прибрежных охранных полос и защитных зон водных источников, режим их использования определяются в соответствии с почвенными, физико-географическими, гидрологическими и прочими условиями на местности. При этом учитывается прогноз изменения береговых линий. Площади и границы утверждаются региональными исполнительными структурами по представлению бассейновых и прочих территориальных органов, регулирующих использование и охрану гидрологического фонда Минприроды, согласованному со специальными уполномоченными госорганизациями в области защиты окружающей среды, подразделениями санэпиднадзора и отделениями Федеральной погранслужбы в рамках их компетенции.

Параметры

Устанавливается следующая минимальная ширина защитных зон и прибрежных охранных полос:

  1. Для озер, рек и стариц - от уреза воды при нормальном уровне подпора.
  2. Для болот - от их границ (нулевой глубины залежи торфа).
  3. Для морей - от максимального предела прилива.

Минимальная ширина защитной водоохранной зоны для речных участков, протяженность которых от истока:

  1. До 10 км - 50 метров.
  2. От 10 до 50 км - 100 м.
  3. 50-100 км - 200 метров.
  4. 100-200 км - 300 м.
  5. 200-500 км - 400 метров.
  6. От 500 и больше - 500 м.

Ключевые факторы

Устанавливаются конкретные условия, учитываемые при установлении ширины прибрежных линий озер, рек и водохранилищ. К таким факторам относят типы угодий, которые прилегают к источнику, крутизну склонов. Например, ширина прибрежной линии при обратном либо нулевом уклоне при наличии пашни устанавливается в пределах 15-30 м, леса и кустарников - 35 метров. При склоне более трех град., при наличии тех же прилегающих объектов, расстояние увеличивается до 55-100 м.

Запрещенная деятельность

В Положении о защитных водоохранных зонах установлены ограничения на выполнение работ. В частности, запрещены такие виды деятельности, как:

  1. Применение химических соединений и средств для борьбы с болезнями и вредителями растений, устранения сорняков.
  2. Выполнение авиационно-химических работ.
  3. Использование для удобрения почвы навозных стоков.
  4. Размещение складов минеральных удобрений, ГСМ, ядохимикатов, площадок для заправки аппаратуры опасными веществами, животноводческих ферм и комплексов, участков захоронения и складирования сельскохозяйственных, промышленных и бытовых отходов, накопителей сточной воды, скотомогильников и кладбищ.
  5. Заправка топливом, ремонт и мойка транспортных средств, механизмов.
  6. Складирование мусора и навоза.
  7. Размещение садово-огородных и дачных участков, если ширина защитной зоны водного источника меньше 100 м, а крутизна склонов прилегающих территорий - больше трех градусов.
  8. Выполнение вырубки главного пользования.
  9. Размещение стоянок транспорта, в том числе в пределах садово-огородных и дачных участков.
  10. Осуществление коммуникаций и прочих объектов, добычи ископаемых, землеройных и иных работ без согласования с уполномоченными органами.

Режим использования прибрежных линий

В пределах этих полос дополнительно к приведенным выше ограничениям запрещается:

  1. Распашка земли.
  2. Использование удобрений.
  3. Складирование отвалов размываемого грунта.
  4. Организация летних пастбищ и кроме эксплуатации участков традиционного водопоя.
  5. Установка палаточных сезонных городков, размещение садово-огородных и дачных хозяйств, выделение территории под ИЖС.
  6. Перемещение тракторов и иных транспортных средств, кроме машин спецназначения.

Земельные участки в границах прибрежных линий могут предоставляться для размещения объектов:

  1. Рекреации.
  2. Охотничьего и рыбного хозяйства.
  3. Водоснабжения.
  4. Гидротехнических и портовых сооружений при наличии разрешения на использование источников, в котором установлены требования соблюдения специального охранного режима.

Поддержание прибрежных полос и водных защитных зон осуществляется на пользователей. Собственники земель и иные их владельцы, на чьих участках располагаются указанные территории, обязаны соблюдать специальный режим. Установление водных охранных зон не предполагает изъятия наделов у их законных хозяев, запрет на совершение с ними сделок, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Округа санохраны

Они устанавливаются в качестве одной из мер защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов. Эти территории относятся к особо охраняемым. На них устанавливается сложный нормативно-правовой режим. На территориях расположения лечебных природных ресурсов не допускается проживание и осуществление всех видов хоз. деятельности. Исключением являются работы, касающиеся исследования и использования объектов в оздоровительных целях. При этом должны использоваться рациональные и экологически чистые технологии. Обеспечение соблюдения данного режима возложено на пользователей. К ним относят субъектов (юридических и физических), осуществляющих разработку и последующее использование лечебных ресурсов в соответствии с лицензией. На оздоровительных территориях не допускается размещение сооружений и объектов, непосредственно не связанных с формированием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Запрещены также работы, оказывающие негативное влияние на природную среду, приводящие к истощению, загрязнению ресурсов, присутствующих на местности.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) создается в целях уменьшения отрицательного влияния промышленных предприятий на окружающее население. СЗЗ представляет собой зону зеленых насаждений, которая располагается между промышленной и жилой зонами.

Ширина СЗЗ определяется как расстояние между промышленной площадкой (территорией) и жилым районом, а не между основным источником выбросов и жилой территорией. Зона должна быть озеленена не менее чем на 40 % установленной ширины.

Санитарно-защитные зоны делятся на пять классов:

1 класс – 1000 м;

2 класс – 500 м;

3 класс – 300 м;

4 класс – 100 м;

5 класс – 50 м.

Санитарно-защитные зоны при необходимости могут быть увеличены. Само по себе удаление предприятий от жилого района не решает проблему уменьшения загрязнения атмосферы. Тем не менее наличие зеленых насаждений в них способствуют очищению пыли в 2 раза и сернистого газа – в 3 раза. Если СЗЗ будут малоэффективными, то предприятие должно быть выведено за пределы города или населенного пункта.

Размеры СЗЗ предприятий устанавливаются в соответствии с разделом 8 СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

Полученный путем расчета размер СЗЗ уточняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от розы ветров района расположения предприятия по формуле:

где L 0 – расчетное расстояние, м, от источников загрязнения до границы СЗЗ без учета поправки на розу ветров, для которого концентрация вредных веществ превышают ПДК;

Р – среднегодовая повторяемость направлений ветров рассматриваемого румба, %;

Р 0 – повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (например, при восьмирумбовой розе ветров
).

Расчет массы выбросов вредных веществ при покраске

Количество вредных веществ, выделяющихся в процессе покраски, зависит от марки краски, вида растворителя и определяется согласно формуле:

Т/год, (5.11)

где q м – расход краски, кг/ч;

k k - содержание рассчитываемого компонента в составе летучей части отделочного материала, %, определяется в соответствии с таблицами 2, 3, 4, 5, 6;

0,8 – коэффициент поступления летучих веществ в атмосферу;

Т – годовой фонд рабочего времени, ч/год;

10 -3 – коэффициент пересчета массы выбросов с килограмм на тонны.

Таблица 5.6 Состав растворителей, %

Компонент

Бутиловый спирт

Метилэтилкетон

Сольвент-нафта

Циклогексанон

Этилглюкольацетат

Этилцеллозольв

Продолжение таблицы 5.6

Компонент

Метилэтилкетон

Пропиленкарбонат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Хлорбензол

Циклогексанон

Этилацетат

Этилгликольацетат

Этилцеллозольв

Таблица 5.7 Состав нитрогрунтовок, нитроцеллюлозных лаков распределительной, разравнивающей жидкостей, %

Компонент

Грунтовка

Разравнив. жидкость РМЕ

Распред. жидкость НЦ-313

Нитрополитура

Полировочная вода № 18

Бутилацетат

Этилацетат

Этилцеллозольв

Циклогексанон

Окситерпеновый растворитель

Сольвент-нафта

Формальдегид

Бензин «галоша»

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.8 Состав полиэфирных, поли- и нитроуретановых лаков, %

Компонент

ПЭ-251, «Б»

УР-249, 2М»

Бутилацетат

Метилизобу-тилкетон

Циклогексанон

Этилгликоль-ацетат

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.9 Состав эмалей, %

Компонент

Бутилацетат

Этилцеллозольв

Этилацетат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Циклогексанон

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.10 Состав шпатлевок и грунтовок

Компонент

ПР-032, ГС или ГФ-0163

Бутилацетат

Сольвент-нафта

Этилацетат

Уайт-спирит

Летучая часть

Сухой остаток

РАСЧЁТ РАЗМЕРА САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками производственных вредностей, назначается санитарная классификация , предусматривающая меры по уменьшению неблагоприятного влияния этих источников. Для них должна быть организована санитарно-защитная зона, ширина которой определяется санитарным классом.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, и повышение комфортности микроклимата.

Полученные по расчету размеры СЗЗ должны уточняться отдельно для различных направлений ветра в зависимости от результатов расчета загрязнения атмосферы и среднегодовой розы ветров района расположения предприятия по формуле

где l - определяемая величина размера СЗЗ;

L0 - участок местности в данном направлении, где концентрация вредных веществ (с учетом фоновой концентрации) превышает ПДК (принимается в соответствии с санитарным классом предприятия по );

Р, % - среднегодовая повторяемость направления ветров рассматриваемого румба, ;

Р0, % - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров. Например, при восьмирумбовой розе ветров Значения l и L0 отсчитываются от границы источников.

При корректировке ширины СЗЗ с учетом преобладающих направлений ветра (Р >12,5%) запрещается ее сокращение по направлениям, имеющим Р < 12,5%.

В зависимости от характера и количества выбросов установлено пять классов предприятий с шириной санитарно-защитной зоны от 1000 до 50м. (в соответствии с ):

Класс предприятия I II III IV V

Расстояние, м 1000 500 300 100 50

Данное предприятие отнесем к: производство приборов для электрической промышленности (электроламп, фонарей и т.д.) при отсутствии литейных цехов и без применения ртути.: класс IV, ширина СЗЗ = 100 м.

Рассчитаем размеры СЗЗ для различных направлений ветра (для среднегодовых значений) (см.табл.4.5.):

С: т.к. Р=14%>P0=12,5%, то

СВ: т.к. Р=6,5%

В: т.к. Р=3,5%

ЮВ: т.к. Р=7,0%

Ю: т.к. Р=27,5%>P0=12,5%, то:

ЮЗ: т.к. Р=17%>P0=12,5%, то:

З: т.к. Р=10%

СЗ: т.к. Р=14,5%>P0=12,5%, то:

На основании полученных результатов строим СЗЗ (Приложение 4).

РАСЧЁТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

Экологический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы.

Под экологическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства.

Экологический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающейсреды на предприятие.

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.

Ущерб, наносимый выбросами единичного источника в атмосферный воздух, в ценах 1984 года (руб/год) определяется по формуле

У = г у f М, (6.1)

где г" = 3,3 руб./усл.т - удельный ущерб, наносимый народному хозяйству выбросом в атмосферу одной условной тонны загрязняющих веществ, не превышающим предельно допустимой величины; г” = 15,8 руб./усл.т - то же, превышающим допустимой величины, ;

у - показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий факторы восприятия;

f - коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредного вещества;

М - приведенная масса годового выброса токсичного вещества, т/год.

Если зона активного загрязнения (ЗАЗ) неоднородна и состоит из территорий таких типов, которым соответствуют различные значения у причем Sj площадь j-й части ЗАЗ, уj - соответствующее табличное значение константы у, то значение у для всей ЗАЗ определяется по формуле

где SЗАЗ - общая площадь ЗАЗ; j - номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий, указанных в табл. 6.1 ; k - общее число типов территорий, попавших в ЗАЗ.

ЗАЗ для организованных источников представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с внутренним и внешним радиусами и, где h - высота источника в метрах. В случаях, когда частотная роза по направлениям ветров резко отличается от круговой (>2), рекомендуется круговые внешнюю и внутреннюю границы ЗАЗ по соответствующим румбам заменять деформированными в соответствии с частотной розой по направлениям ветров, умножая величины r1 и r2 на два множителя, первый из которых равен числу румбов в розе, а второй - относится к частоте (в долях единицы) направления ветра по каждому румбу Pi/100.

Определим безразмерную поправку ц на подъем факела в атмосфере:

Рассчитаем зону активного загрязнения по направлениям ветров:

По полученным значениям построим зону активного загрязнения по направлениям ветров (Приложение 5).

Зона активного загрязнения состоит из трех типов территории:

* 50% - территории промпредприятий, у1 = 4;

* 25% - лес 3-ей группы, у2 = 0,025;

* 25% - пастбища, сенокосы (неорошаемые), у2 = 0,05;

взяты из таблицы 6.1.

Поскольку в условии дано отношение Sj к для территорий различных типов, то нет необходимости рассчитывать.

Поправки на рассеивание вычисляем по формуле 6.4 :

Где u - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера; в тех случаях, когда значение u не известно оно принимается равным 3 м/с.

Рассчитаем показатель по формуле 6.10 и показатель относительной агрессивности каждого выброса по формуле 6.9 , учитывая, что поправки соответственно равны :

для всех прочих выбрасываемых в атмосферу загрязнителей (для газов, кислот и щелочей в аэрозолях и др.).

2 при поступлении вредных веществ в атмосферу севернее 45° с.ш.;

для прочих соединений и примесей (для оксида углерода, легких углеводородов, органических пылей, содержащих ПАУ, токсичных металлов и их оксидов и др.);

для твердых аэрозолей, выбрасываемых на прочих территориях, а также для всех прочих примесей независимо от места выброса.

щелочь едкая

водород цианид

Полученная информация по выбросам представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Т.к. выделившиеся вещества относятся к одной фракции - газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с) и учитывая, что, находим значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника по формуле 6.7 и экологический ущерб от загрязнения воздушной среды определяемый по формуле 6.8а при условии:

У = 3,3 у f М,

Определим размер платежей Пл, у.е./год за выбросы от стационарных источников по формуле:

Где ПДВi - предельно допустимы нормативный выброс, т/год;

ni - базовая ставка (налог) платы за выбросы в пределах ПДВ, у.е./т,

mф.i - фактическая масса выбросов вредного вещества, т/год.

Базовая ставка (налог) платы за выбросы сверх установленных ПДВ, у.е./т.

Принимается по , для щелочи едкой 129 у.е./т, водород цианита - 4313 у.е./т

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала «Экология производства»:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ — письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ — сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ — Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП «Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы».

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх