Классные часы для школьников по праву. Классный час "твои права". Формы классных часов

Тема: «Твои права, подросток» (дискуссионная беседа-практикум)

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.

Ж. Ж. Руссо

Цель:

Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Ход классного часа.

Ситуация №1 «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чиста детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!

Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

— основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;

— призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

— права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

— права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

— права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

— права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие международные документы защищают права детей?

2. К чему призывают эти документы?

3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?

Ситуация № 2 «Кто главные защитники прав подростка?»

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

Ситуация № 3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. № 5487-1 № 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20.04.2004 г.).

Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31, 32, 33,43 и 61 Основ законодательства.

Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах* от 8.01.1998 г. № З-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работникам охватить группу несовершеннолетних, больных нар команией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой «отчуждение жилого помещения, в котором проживают

А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был прописан) несовершеннолетний.

Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса — прекратили действие некоторые статьи Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках с жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: «Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?»

Это ты должен знать.

Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

Статья № 6 . Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

— к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью — с 18 лет;

— к дисциплинарной ответственности — с 16 лет;

— к административной ответственности — также с 16 лет;

— к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

— право на диспансерное наблюдение;

— медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

— санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;

— бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

— получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждениях социальной защиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

Констатируя, что:

Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях

снижения детского населения России на миллион детей ежегодно...

— Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж — 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению)...

Экспертный совет предлагает:

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

— ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

— принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

— внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

— организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

— преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;

— внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;

— внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

— повсеместная реализация регионалоиых программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка — воспитанника сиротского учреждения;

— проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

— ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)». подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);

— создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

— включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка....

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.

Предметом государственной политики и обязательной частью школьного образования давно стало формирование правильной гражданской позиции у школьников. Классные часы о правах ребенка и человека призваны в доступной форме донести необходимую информацию до учащихся.

Цели и задачи

Для того чтобы сформировать в ребенке нравственную личность и помочь ему с самоопределением необходимо проводить большую воспитательную работу. Ибо, не зная своих прав и обязанностей, ему тяжело будет социализироваться в обществе, и прийти к пониманию себя и окружающего мира.

Основной целью классного часа о правах и обязанностях будет создание определенных условий для социализации личности, подготовка учащихся для вхождения в гражданское правовое общество.

Цель реализуется с помощью следующих задач:

  • Познакомить школьников с Конституцией РФ, международными документами (Декларация прав ребенка, Конвенция ООН), российскими законодательными актами (Семейный кодекс, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
  • Обобщить знания учащихся об основных правах человека.
  • Дать разъяснение понятиям «право», «обязанность», «личность».
  • Воспитывать чувство уважения к мнению других людей, одноклассников, уважать их права.
  • Применить полученные знания в ходе мероприятия.

Эпиграфы

В качестве эпиграфа к данному внеклассному мероприятию могут подойти высказывания великих людей, их мысли о правах человека.

  • Право — это все то, что истинно и справедливо (Гюго).
  • Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены (Сенека).
  • Равноправие — святой закон человечества (Шиллер).
  • Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей ().
  • Обязанность без права — это рабство, право без обязанностей — анархия (де Ламеннэ).

Вынесенный на доску или в презентацию эпиграф не должен оставаться незамеченным. Его обязательно нужно обсудить со школьниками.

Литература

Помимо правовых и законодательных актов можно использовать следующую литературу для подготовки классного часа:

  • Ролевые игры в преподавании прав человека: методические рекомендации
  • Преподавание прав человека в 5 - 9 классе
  • Права человека. Книга для чтения
  • Декларация прав человека. А. Усачев (для младших классов)

Художественная литература , имеющая правовой аспект, также может стать источником примеров для обсуждения.

  • Сказки «Колобок», «Морозко», «Красная шапочка» (право на жизнь и свободу).
  • «Айболит» (право на бесплатное медицинское обслуживание).
  • А. Толстой «Три медведя», В. Михалков «Три поросенка» (право на неприкосновенность жилища).
  • Сказка «Репка» (право на труд).

Все сказки имеют правовой подтекст и помогают формировать нравственно-правовые нормы поведения.

  • Выдержки из философских работ А. Герцена, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта.

Если говорить о кинематографе, то с 1995 года проводится международный фестиваль «Сталкер», в конкурсе которого участвуют фильмы о правах человека. Можно выбрать наиболее подходящий фильм под тематику внеклассной беседы из обширного списка.

Формы классных часов

Среди традиционных форм классных часов на тему права урок-лекция и урок-беседа, где идет активная работа с документами. Также в число традиционных входит семинар, где большую часть составляет самостоятельная работа учащихся.

Среди активных методов обучения — групповая работа, формой которой может стать «круглый стол». Школьники будут решать задачи по сбору и упорядочению информации о правах человека, оценивать предложенную педагогом ситуацию, учиться дискутировать.

В ходе семинара можно провести игру , которая поможет развитию логики и творческих способностей. Использовать метод кейсов (Case Study), адаптированный для школьников.

Классный час можно разнообразить играми:

Классный час «Ты и твои права» («Права детей», «Я и право») позволит надеяться, что дети вырастут свободными, толерантными и образованными гражданами своей страны, получив даже элементарные представления о демократии, нормах нравственности, правах человека.

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Классный час на тему:

«Нет прав без обязанностей»

для учащихся 6-11 классов

Провела:

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Таловая, 2015 г.

Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.

Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников с основными нормативными документами,
  2. законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
  3. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
  4. Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
  5. На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  6. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
  7. Формирование активной жизненной позиции;
  8. Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения : познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

  1. Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;
  2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;
  3. Конституция РФ;
  4. Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Сайт – www.viki.rdf.ru

Ведущий: Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ведущий: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка

Ответы детей:

Право на жизнь,

Право на свободу слова, мысли и религии,

Право на медицинскую помощь,

Право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

Право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

Право на воспитание,

Право на уважение человеческого достоинства,

Право на защиту от жесткого обращения,

Право на Ф.И.О. при рождении,

Право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

Право на образование и др.

Ведущий: В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы. Справедливо ли поступали граждане Спарты? (ответы детей) Почему? В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу? (ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на выставку книг, в которых вы можете подробно познакомиться с правами человека. (представлены Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс. Учитель знакомит с каждой книгой)

Ведущий: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье

завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ведущий: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Ведущий: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Ведущий: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);
  • В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;
  • Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);
  • Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).

Ведущий: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос : Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ведущий: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

  • С какого возраста начинается уголовная ответственность?

а) с 16 лет

б) с 14 лет в особых случаях

в) с 18 лет

  • Ребенок имеет право на…

а) жизнь

б) общение с родителями

в) защиту от голода и болезней

  • Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…

а) запрещено

б) полезно

в) не наказывается

  • Ребенок свободен…

а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его

б) свободен выбирать религию

в) оба варианта

  • Какой самый распространенный вид наказания?

а) предупреждение

б) вызов в милицию

в) штраф

  • В чем цель наказания?

а) посадить человека в тюрьму

б) предотвратить новые нарушения закона

в) наградить правонарушителей

  • Ребенок – это человек…

а) который ходит в школу

б) не достигший 18 лет

в) достигший 18 лет

Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.


Классный час для 2 класса «Царство закон, царство беззаконие»

Цели : дать понятие терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе (оттенив его ситуацией беззакония); подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и задач занятия.

2. Вводная беседа.

Целесообразно попросить детей дать свое понимание термина «закон».

Учитель. К концу занятия мы попытаемся определить, кто из вас был ближе к истине.

II. Основная часть.

1. Чтение сказки с периодическими беседами по содержанию.

Из царства Закон к нам пришло письмо.

ДЕТЯМ О ЗАКОНЕ

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать (обсудить значение слова). Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать...

Как вы думаете, какие законы здесь были? (Если обобщить, то законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.)

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека...

Нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя так же?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни...

А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь? (Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.)

Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок...

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики...)

Почему так случилось? (Все жители соблюдают законы.)

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)

2. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Представьте, что вы оказались в царстве Закон. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность в своем будущем;

Опасение за завтрашний день;

Уверенность, что суд защитит невиновного;

Уверенность, что преступник будет наказан;

Опасение за жизнь близких;

Возможность честно трудиться.

Какой вывод можно сделать?

Что же такое «закон»?

Закон - правило, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение закона несет благо людям.

3. Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие».

Приятно ли там находиться, жить? Почему? (Люди были защищены справедливым законом, были счастливы и уверены в будущем.)

Учитель. Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон и хотел все испортить и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе). Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути.

Главную книгу царства, где были записаны самые справедливые законы, ураганный ветер разорвал в клочья и разметал по всему свету.

Теперь в государстве, которое превратилось в царство Беззакония (учитель подписывает приставку БЕЗ в промежуток, оставленный в названии темы, и дописывает окончание. Получается - «Царство БезЗакон ие»), люди уже не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не было порядка и справедливости Закона. Здесь царствовали Чудо-юдо по прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило. Оно не любило людей. Чудо-юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросами: «Что можно делать, а что нельзя?».

К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззаконие?

В царстве Беззаконие не стало основного закона дороги - правил дорожного движения. Ни одного знака, ни одного светофора, постового...

Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения"? (Они созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех - пешеходов и водителей.)

Чудо-юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право иметь жилище и гарантировал (обеспечивал) его неприкосновенность.

Как вы думаете, что произошло?

Вывод: чтобы этого не было, нужен Закон.

И вот тогда жители царства решили собрать всю свою храбрость и, объединившись, свергли Чудо-юдо Беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и спокойно.

Почему люди свергли власть Беззакония?

4. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Попытайтесь представить: вы оказались в царстве Беззаконие. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность;

Опасение за свою жизнь;

Опасение за жизнь своих близких;

Защищенность своих прав;

Боязнь, что любой может нарушить ваши права;

Стремление говорить правду;

Опасение, что ваши слова будут поняты неправильно.

Хотели бы вы жить в царстве Беззаконие?

Что нужно делать, чтобы наша жизнь не была похожа на жизнь в Беззаконии? (Соблюдать законы, уважать права других.)

5. Работа с литературными источниками.

В каких сказках и кто из сказочных героев учинял беззаконие? Кто был «освободителем»?

Как вариант: учитель сам зачитывает отрывки из произведений, дети угадывают, какой герой совершил правонарушение и в отношении кого.

III. Подведение итогов.

Что такое беззаконие?

Помогает ли отсутствие законов людям?

Есть ли справедливость там, где нет законов?

Кто стремится к беззаконию?

Вывод : отсутствие законов не прибавляет человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твоих прав, следует уважать права других и соблюдать законы.

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся;

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

Проведенный учителем высшей

Квалификационной категории

Печковой Р.Х.

2011 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание .

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

4задание :

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

8 задание :

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

9 задание :

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх