Конституция РФ: История создания и принятия. История советских конституций Принятие первой конституции рсфср год

ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

История конституции России

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века - власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Первая конституция, конституция РСФСР, была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) СССР 1925 года.

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России согласно новой редакции.

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, в статье 147 осталось наименование «РСФСР». Более того, съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции.

Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

В этой советской конституции впервые появляется преамбула. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

Тем не менее, основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году.

В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти…

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

19 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав…

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России - это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года .Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР , которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году . Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин , а ответственным секретарем - Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок . В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году - общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство - 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

День 12 декабряобъявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря - памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

Причиной принятия создания новой российской Конституции стала Октябрьская революция 1917 года. В результате этой революции изменилась форма власти в России. Россия стала советской республикой.

Конституция РСФСР 1918 г. -- первая Советская Конституция, первый в мировой истории Основной Закон социалистического государства. Конституция подвела итог первому периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

Основной Закон 1918 г. закреплял общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции 1918г. являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное удаление деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

V Всероссийский съезд Советов, создавший Конституцию, поручил Наркомату просвещения "ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". В соответствии с этим была создана литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.

На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.

Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.

Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.

Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.

В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.

Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР.

Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

В 1917 году революционными политическими партиями, добившимися свержения монархии в Российской империи, по инициативе Временного правительства было избрано Всероссийское Учредительное собрание для законодательного закрепления завоеваний революции. Первая редакция проекта Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была написана В.И. Лениным и внесена от имени Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) на заседание Учредительного собрания 18 (5) января 1918 года. Однако Учредительное собрание, в котором относительно большинство принадлежало представителям Партии социалистов-революционеров (эсеров), отклонило проект Декларации и на следующий день Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов распустил Учредительное собрание.

25 (12) января 1918 года Декларация с учетом ряда исправлений была принята третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. После объединения съезда Советов рабочих и солдатских депутатов со съездом Советов крестьянских депутатов текст Декларации был вновь переутвержден 31 (18) января 1918 года третьим Всероссийским съездом Советов, который выдвинул вопрос подготовки Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов советской власти.

В соответствии с Декларацией Россия объявлялась «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отменялась частная собственность на землю, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись общенациональным достоянием. В собственность рабоче-крестьянского государства переходили средства производства, транспорта и банки. Была создана Социалистическая Красная армия рабочих и крестьян и введена всеобщая трудовая повинность.

Высшим органом власти РСФСР стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов».

Конституция РСФСР 1918 года состоит из шести разделов и 17 глав, часть которых не имела названия:

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики;

Конструкция советской власти:

А. Организация центральной власти; О всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; О всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; О Совете Народных Комиссаров; О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Б. Организация советской власти на местах: О съездах Советов; О Советах депутатов; О предметах ведения органов Советской власти на местах.

Активное и пассивное избирательное право: О производстве выборов; О проверке и отмене выборов, об отзыве депутатов.

Обилие двусмысленностей, неясностей и противоречий в Конституции 1918 г. обусловили привлечение этого документа для обоснования принципиально различных интерпретаций ранней советской истории. Сторонники теории тоталитаризма видели в ее запутанности и сложности сознательную установку большевиков, скрываясь за фасадом аморфных, полуанархических советских институций, утвердить свою монополию на власть. Классические социально-исторические интерпретации, напротив, аргументировали в пользу импровизационного характера первой конституции. По их мнению, она отразила слабость большевистской власти, которая была вынуждена принимать в расчет революционную инициативу "снизу". Эта версия, несмотря на иную расстановку оценочных акцентов, близка позиции советских историков. Последние опирались на высказывания В. Ленина, согласно которым, Конституция 1918 г. "не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций", а зафиксировала "опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Советские исследователи подчеркивали временный характер конституции, рассчитанной на переходный период, и превозносили реализм и политическую гибкость ее создателей-большевиков. Столь же разноречивы оценки Конституции 1918 г. в юридической литературе. Советские правоведы оценивали ее как образец революционного правотворчества. Современная конституционно-правовая литература характеризует Конституцию 1918 г. как самую несовершенную в истории российского конституционного права с точки зрения содержания и юридической "техники".

При этом историки единодушны в том, что анализ Конституции 1918 г. немыслим без учета трудных обстоятельств ее подготовки и принятия. Решение о подготовке проекта конституции был принято III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) должен был представить проект следующему Съезду Советов. Однако к марту 1918 г., когда собрался IV Всероссийский Съезд Советов, ничего, кроме нескольких черновых набросков, выполненных комиссариатами юстиции и внутренних дел, подготовлено не было. В связи с этим 1 апреля ВЦИК учредил комиссию по разработке проекта конституции, возглавленную председателем ВЦИК Я. Свердловым. Из большевистского руководства в нее (кроме Свердлова) вошли И. Сталин и Н. Бухарин. В состав комиссии были включены также представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. В комиссии, в которую, помимо большевиков, вошли левые эсеры, разгорелась борьба между сторонниками централизации и децентрализации государственной власти, поборниками унитарного и федеративного устройства Советского государства (Э. Карр). Подготовленный проект был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на обсуждение ЦК РКП(б). После внесения поправок он был передан на рассмотрение V Всероссийского съезда Совета, который единогласно утвердил его 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г., после официальной публикации в газете "Известия", Конституция вступила в силу.

В научной литературе широко распространено мнение, что руководители советского государства не приняли серьезного участия в подготовке Конституции 1918 г., соответствующего ее значению "основного закона". Этот факт чаще всего объясняется презрением большевиков к праву или обремененностью большевистских лидеров более важными делами в ситуации ураганно нараставшего политического и хозяйственного кризиса. Тезис о неучастии большевистских лидеров в создании конституции явно нуждается в релятивации. Представительный состав комиссии по подготовке проекта конституции и настойчивая борьба в ней большевиков против представителей левых эсеров по вопросу о перспективах строительства Советского государства, а также включение в конституцию по настоянию В. Ленина написанной им "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - все это свидетельствует об активной роли большевистского руководства в создании первой советской конституции.

Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В краткой преамбуле определяется порядок вступления конституции в силу, а также меры по ее популяризации.

Первый раздел включает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая была написана В. Лениным не позднее 3 (16) января 1918 г. Документ был предназначен для представления в Учредительное собрание, открывшееся 5 (18) января 1918 г., и служил своего рода провокацией, нацеленной на разоблачение его "контрреволюционного" характера. "Декларация" была оглашена Я. Свердловым на его первом заседании. Как и предполагало большевистское руководство, предложение обсудить "Декларацию" было отвергнуто. 12 (25) января 1918 г. ее утвердил естественный правопреемник распущенного Учредительного собрания - III Всероссийский Cъезд Советов. В качестве раздела конституции "Декларация" претерпела переработку: из нее были изъяты все положения и упоминания, касавшиеся Учредительного собрания. При этом в ней сохранились все пункты, отражавшие главные нововведения большевистского правительства начиная с октября 1917 г., которые должно было одобрить Учредительное собрание. В первой главе Россия объявляется федеративной республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (В. Ленин вычеркнул из ее названия первоначально внесенное им определение "социалистическая"). Во второй главе в качестве мер по "установлению социалистической организации общества" декларируются социализация земли, введение рабочего контроля, трудовой повинности и вооружения трудящихся, отказ от международных финансовых договоренностей и национализация банков. В третьей главе объявляется о разрыве с международной политикой "буржуазной цивилизации". Четвертая глава признает cоветы единственным полномочным представительством трудящихся масс, подчеркивая добровольный характер федерации Советских республик России.

Второй раздел описывает общие положения конституции. Ряд из них повторяет содержание первого раздела, отражая несовершенство структуры документа. Основной задачей рассчитанной на переходный период конституции провозглашается установление "мощной Всероссийской Советской власти". В отличие от статьи 1 статья 10 объявляет Российскую Республику "свободным социалистическим обществом всех трудящихся России". Вновь подтверждаются принадлежность всей полноты власти Cоветам и федеративный характер государства. Верховной властью в стране наделяется Всероссийский Cъезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статьи, посвященные свободе совести, печати, союзов, доступа к знаниям, описывают не столько права трудящихся, сколько экономическую и социальную политику государства. Кроме того, декларируются всеобщая трудовая и воинская повинность, а также равенство прав вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, с существенной оговоркой, что отдельные лица и группы населения лишаются гражданских прав, если "пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции". Особо оговариваются право убежища и упрощенная процедура предоставления гражданских прав иностранцам, что отражает веру составителей конституции в близость мировой революции. В этом разделе, как и во всех остальных, большевистская партия не упоминается. Этот факт едва ли можно объяснить только желанием ленинского руководства скрыть истинную роль партии или слабостью и ненадежностью ее реального положения. Скорее всего, большевики считали партию органом не государственной, а революционной власти.

Третий, самый обширный раздел - "Конструкция Советской власти" - состоит из двух подразделов, пяти глав и 33 статей. Подраздел А посвящен организации центральной власти. Шестая глава описывает статус Всероссийского Cъезда Советов и порядок выборов в него, неравных для городского и сельского населения. В седьмой главе очерчиваются полномочия ВЦИК, который определяется как "высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган". Восьмая глава посвящена структуре и компетенции Совета Народных Комиссаров (СНК). Декларация об его подотчетности ВЦИК нейтрализуется примечанием, согласно которому "мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно". Отражая стремительную регионализацию Советской власти, статья 47 особо подчеркивает, что звание "народного комиссара" принадлежит только членам СНК. В десятой главе определяются предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК. Перечисление 17 предметов ведения этих органов не устанавливает, тем не менее, ясных границ их полномочий, т. к. признается, что сверх перечисленных вопросов их ведению "подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению". Подраздел Б излагает структуру и компетенцию местных советских органов власти. Десятая глава посвящена областным, губернским, уездным и волостным Съездам Советов, одиннадцатая - местным советам, двенадцатая - предметам ведения местных органов власти. Съезды и исполнительные комитеты советов объявляются носителями высшей власти на подведомственной территории. Т.о., творцы конституции не признали принципа разделения властей. Однако пирамидальная структура и порядок подчинения низших советов вышестоящим ограничивали полномочия советов решением вопросов "чисто местного (для данной территории) значения". При этом раздел не описывает ни границ федерации, ни механизмов ее конструирования и жизнедеятельности, в результате чего федеративный принцип приобретает фиктивный характер: РСФСР по Конституции 1918 г. была федерацией без субъектов федерации.

Четвертый раздел конституции посвящен активному и пассивному избирательному праву и состоит из трех глав и 15 статей. Избирательное право в революционной России носит ярко выраженный классовый характер. Оно предоставляется трудящимся - тем, кто добывает "средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", а также "солдатам cоветской армии и флота" и даже иностранцам, не принявшим российское гражданство. Однако значительные группы населения лишены избирательного права по классовому признаку: использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, священнослужители и монахи, бывшие служащие и агенты полиции.

Пятый раздел - "Бюджетное право" - характеризует финансовую политику РСФСР как средство "экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств". Конституция декларирует допустимость и целесообразность для решения этой задачи "вторжения в право частной собственности". В разделе декретируется централизация общегосударственного бюджета, а также обозначаются принципы и процедуры распределения его средств.

Последний, шестой раздел конституции описывает герб и флаг РСФСР.

По поводу жизнеспособности и действенности Конституции 1918 г. исследователи высказывают принципиально различающиеся мнения. Одни считают ее мертворожденной, приводя в качестве альтернативных аргументов два обстоятельства: 1) что большевистское руководство не собиралось придерживаться записанных в ней положений; 2) что реальность Гражданской войны деформировала зафиксированные в Конституции 1918 г. институции, принципы и механизмы. Согласно другому мнению, конституция оказалась достаточно гибкой и прагматичной, что позволило ей просуществовать с незначительными изменениями до 1936 г.

C культурно-исторической точки зрения, Конституция 1918 г. представляется документом, отражающим нарастающую разочарованность большевиков в эффективности революционной самодеятельности масс. Советы оказались неформальными объединениями с неясно очерченными функциями. Они плохо поддавались контролю и управлению, имели тенденцию к автономизации по отношению к центру и содействовали усилению центробежных сил. Основная задача Конституции состояла в четком определении их полномочий, в систематизации, унификации и централизации их деятельности. В. Ленин не скрывал этого назначения конституции. Так, на съезде губернских советов, состоявшемся через три недели после ее принятия, он, согласно газетному отчету, заявил: "Рабоче-крестьянские массы, призванные правительством к управлению страной и долгое время находившиеся вдали от этого, не могли отказаться от желания строить государство путем собственного опыта. Лозунг "вся власть Советам" привел к тому, что на местах хотели прийти к опыту государственного строительства путем собственных ошибок. Такой переходный период был необходим и оказался благотворным. В этом стремлении к сепаратизму было много здорового, доброго, в смысле стремления к созиданию. Советская конституция выявила отношение волостной власти к уездной, уездной к губернской и этой последней к центру".

Конституцию 1918 г. позволительно интерпретировать как документ, отражающий представления большевиков о возложенной ими на себя цивилизаторской миссии. Она была направлена на дисциплинирование масс и рутинизацию деятельности советов. В этом смысле она была "антисоветской". Последующий опыт Гражданской войны убедил большевиков и их сторонников в эффективности дисциплинирующих практик и благотворности унификации и централизации. Вслед за Конституцией СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. предусматривала более стройную иерархию советов и поставила их под более действенный контроль центральной власти.

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх