Леонид Быков, биография, новости, фото! Василь Быков. Биография

В 1939 году поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

В июне 1941 года экстерном окончил Витебскую школу фабрично-заводского обучения.

В начале Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил военные объекты от Гомеля до Воронежа.

Зимой 1941-1942 года жил в Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года был призван в Красную Армию.

В 1943 году окончил Саратовское пехотное училище, получив звание младшего лейтенанта.

Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах: участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен. Был взводным стрелкового взвода, позднее - взвода автоматчиков, взвода противотанковых пушек.

В 1947-1949 году после демобилизации работал художником в гродненских художественных мастерских, был редактором областной газеты "Гродненская правда". В этот же период в периодических изданиях были опубликованы первые рассказы писателя "Допекло" (1947) и "В первом бою" (1949).

В 1949-1955 годы снова служил в Советской Армии. К этому периоду относится появление рассказов "Смерть человека" и "Обозник", которые сам писатель считал началом своей творческой биографии.

В 1956-1972 годы был сотрудником редакции, литературным консультантом "Гродненской правды", активно работал над созданием собственных литературных произведений.

С 1972 по 1978 год занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1978 году переехал в Минск, с этого времени занимался исключительно творчеством.

Известность пришла к Быкову после появления в 1962 году повести "Третья ракета".

Затем последовали повести "Альпийская баллада" (1963), "Западня" (1964), "Мертвым не больно" (1965), "Проклятая высота" (1968), "Круглянский мост" (1968), которые поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

Большинство произведений этого периода было опубликовано в журнале "Новый мир". Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского строя. Многие из ранних повестей писателя были запрещены и до рубежа 1980-1990-х годов не перепечатывались.

В 1970-е годы Быков получил официально признание и мировую известность. В этот период он создал повести "Сотников" (1970), "Обелиск" (1971), "Дожить до рассвета" (1972), "Волчья стая" (1975), "Его батальон" (1976), "Пойти и не вернуться" (1978); пьесы "Решение" (1972), "Последний шанс" (1974), "Перекресток" (1977).

Своеобразным переходом к позднему этапу творчества стала удостоенная Ленинской премии повесть "Знак беды" (1983), за ней последовали "Карьер" (1986), "В тумане" (1987), "Облава" (1988).

В 1990-е годы появились циклы военных рассказов "Стена" (1997) и "Пахаджане" (1999). Одним из последних крупных произведений Быкова стала, удостоенная в 1999 году российской премией "Триумф" повесть "Волчья яма", рассказывающая о жизни в Чернобыльской зоне (1998).

В последние годы Быков писал рассказы и философские притчи, в 2002 году опубликовал книгу воспоминаний "Долгая дорога к дому".

Произведения Василя Быкова переведены более чем на 50 языков мира.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков - Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно занимался общественной деятельностью. В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы - депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды. От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области белорусский писатель и общественный деятель участник Великой Отечественной войны капитан. Начиная с повести Дожить до рассвета 1972 Быков сам переводит свои произведения на русский язык но гораздо важнее то что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы русского литературного процесса.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография В.В. Быкова………………………………………………………..4

2. Творчество В.В. Быкова………………………………………………………..5

3. Публикации в собраниях сочинений………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области — белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. 1 Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

  1. Биография В.В. Быкова

Василий Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. 2 Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

  1. Творчество В.В. Быкова

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства. 3

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

  1. Публикации в собраниях сочинений

Первые рассказы Быкова, появившиеся в сборниках сочинений, были не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение. 4

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Заключение

Василий Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, - это вспышка любви.

Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Список использованных источников

1. Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. 375 с.

2. Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

3. Быков В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 428 с.

4. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книга и судьба. М., Новое литературное обозрение, 2011. 194 с.

5. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990 г. 307 с.

6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века 1917. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.

7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979. 429 с.

8. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. 790 с.

9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 568 с.

10. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. 430 с.

1 Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. Стр. 214.

2 Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. стр. 561.

3 Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Стр. 225.

4 Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16428. .э.н. Суслов Денис Владимирович к. 16.59 KB
Хабаровск Региональный аспект реформы валютного регулирования в КНР В последнее время проведено большое количество исследований касающихся оценок различного рода внешнеэкономических эффектов генерируемых динамикой курса юаня. К настоящему времени недооценка китайской национальной валюты является значительной: текущий курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза на протяжении 1990–2008 гг.1 Существенная недооценка юаня по отношению к доллару США и другим валютам поддерживала значительный уровень...
3414. Творчество Ле Корбюзье 12.42 KB
Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов
12885. Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха 606 KB
Обозначить общие тенденции развития инструментальной музыки XVII-XVIII вв.; Рассмотреть возникновение и развитие жанра сонаты в скрипичной и клавирной музыке; Выделить композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы; Проанализировать сонаты Ф.Э. и И.К. Баха;
1343. Творчество Нико Пиросмани 32.05 KB
В казалось бы бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Краткие биографические сведения о Нико Пиросмани Нико Пиросмани настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили великий грузинский художник XX века. По легенде первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно а других заказов не получили. В той среде в которой Пиросманашвили находился он имел устойчивую репутацию психически...
2603. ТВОРЧЕСТВО А.Д. КАНТЕМИРА И В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО 44.53 KB
Полутатарин-полугрек по происхождению русский по воспитанию и гражданским идеалам европеец по образованию и убеждениям Кантемир был первым писателем XVIII века который сочетал в своем творчестве резкую критику патриархальных нравов современного ему русского общества с пропагандой в Европе знаний о достижениях...
2570. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.Н. РАДИЩЕВА 55.95 KB
Всё спасает всевидящее око Правдина восстановляя справедливость но сколько Правдиных понадобилось бы чтобы исправлять таким образом зло рассеянное по всем уголкам России В том разница и заслуга Радищева что он указывает не только на зло но и на средство к его уничтожению. 15 июля началось слушание дела Радищева в суде. Павел I отменил все распоряжения Екатерины и вернул Радищева из Сибири только не в столицы а на жительство в калужское имениеотца село Немцово под надзор полиции где создавались поэмасказка Бова...
19616. Биография и творчество Айседоры 61.14 KB
В автобиографии она так говорит о своем рождении: Характер ребенка определен уже в утробе матери. Она ничего не могла есть кроме устриц которые запивала ледяным шампанским. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. К восьмидесятым годам классический танец вернулся в исходную точку а современный танец или к этому времени уже contemporry dnce стал высокотехничным оружием профессионалов недалеким от политики.
13408. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте 19.69 KB
Творчество Данте. Биографические данные Данте. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды.
10068. Творчество Джона Стейнбека после 1945 года 80.45 KB
Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.
6738. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ 10.68 KB
В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь обладающий следующими личностными качествами: научным психологопедагогическим мышлением высоким уровнем педагогического мастерства определенной исследовательской смелостью развитой педагогической интуицией критическим анализом потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и...

Василий Владимирович Быков (Василь Быков) - белорусский прозаик; большую часть своих произведений сам переводил на русский язык (19.6. 1924 Череновщина Витебской обл. - 22.06.2003 Боровляны). Василий Владимирович родился в крестьянской семье. В 1941 году, студентом Витебского художественного училища, он ушел на фронт добровольцем; к концу войны находился в Австрии в чине офицера и остался еще на 10 лет в армии.

Литературную деятельность Быков начал в 1955 году с военных рассказов "Смерть человека " и "Обозник ". После того как на русском языке была опубликована повесть "Третья ракета " (1962), Василь Быков как один из писателей, изображавших войну правдиво и без прикрас, получил широкое признание. Беспощадный критический реализм его повести "Мертвым не больно " (1966) вызвал критику со стороны партии. Василий Владимирович всегда оставался верным своей теме: проверка человека на моральную стойкость в тяжких испытаниях войны, на фронте или в партизанском отряде. С 1972 он выступает также как драматург.

За две повести, "Обелиск " (1972) и "Дожить до рассвета ", писатель был награжден в 1974 году Государственной премией СССР, а в 1986 году он получил Ленинскую премию за повесть "Знак беды ". Писатель проживал в Минске и регулярно печатался в журнале «Новый мир». В 1981 году он был избран в состав правления, а в 1986 г. в бюро секретариата Союза писателей СССР.

Василь Быков продолжает традиции романа Виктора Некрасова о боях за Сталинград, направленного против псевдогероизма в литературе. В центре его творчества — военные будни с их ужасом, голодом и холодом, с готовностью одних прийти на помощь или подлостью других. Писатель изображает солдата, перед которым в непривычной, на вид безнадежной ситуации встает необходимость решения важной нравственной проблемы; автор отваживался (как, например, в "Альпийской балладе ", 1964), пойти наперекор официальной точке зрения, заявляя, что попасть в плен — это несчастье, а не вина. Василий Быков сумел психологически четко и одновременно волнующе поставить проблему жертвенной смерти в своей повести под названием "Сотников " (1970); а в "Обелиске ", где рассказывается о добровольной гибели учителя в партизанской борьбе, благодаря обрамляющему повествованию и отказу от описания мыслей главного героя, читателю предоставляется возможность делать основные выводы. В повести "Пойти и не вернуться " (1978), которая в 1980 году была также инсценирована и поставлена в театре, Быков рисует белорусский тыл осенью 1942 года и анализирует всегда волнующую его проблему стойкости человека перед лицом смертельной опасности. Герой повести "Карьер " (1986) ищет женщину, погибшую во время войны; он осознает свою вину и приходит к Богу. В повести "В тумане " (1987) автор с тонким знанием психологии анализирует проблему убийства по приказу, отношения к смерти и переплетения человеческих судеб, каким оно раскрывается в особом мире партизан во время войны.

Для произведений Быкова характерно намеренное введение повествователя; при этом автор всегда выбирает короткие отрезки времени, развивая действие неторопливо и наглядно, а затем постоянно расширяя его с помощью воспоминании героев.

Во время Великой Отечественной войны страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.


Если создать своеобразный ТОП лучших писателей Беларуси XX века, то в первую пятерку неизменно попадет один из главных белорусских писателей советского периода – Василь Быков. 19 июня ему могло бы исполниться 89 лет.

Биография

Родился будущий писатель в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. Мальчик очень любил рисовать и даже поступил в училище на скульптора, но доучиться так и не смог.

Ключевую роль в жизни Василия Владимировича сыграла Вторая мировая война. Именно она разделила судьбу молодого человека на две части, и именно ей пропитано все творчество Быкова.

Войну будущий писатель встретил в Украине. Во время массового отступления он значительно отстал от своей колонны, из-за чего был задержан НКВД и чуть не расстрелян как немецкий шпион. К счастью, недоразумения удалось избежать.

В 18 лет окончил Саратовское военное училище и был призван в армию. В 1943 году получил звание младшего лейтенанта. Во время Кировоградской операции был ранен в ногу и живот, из-за чего его ошибочно записали погибшим (этому событию посвящено произведение “Мертвым не больно”). После выписки из госпиталя участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта, а также должность командира армейской артиллерии.

После демобилизации поселился в Гродно, писать начал с 1947 года. С 1947 по 1949 год работал в газете «Гродненская правда» . С 1949 года снова пошел служить в Советскую армию, откуда окончательно демобилизовался в 1955 году в звании майора. После этого вновь вернулся в Гродно и вплоть до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1959 году Василь Быков стал членом Союза писателей СССР.

В 1978 году писатель переехал Минск где в 1978-1989 годах был депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году выступил как один из основателей Белорусского народного фронта.

В 1990-1993 году президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Один из авторов знаменитого «письма сорока двух» .

Начиная с 1997 года Василь Быков жил исключительно за границей – Финляндия, Германия, Чехия. Неоднократно выступал с заявлениями, что Беларуси нельзя сближаться с Россией.

На родину знаменитый писатель вернулся лишь за месяц до смерти. И по странной иронии судьбы Быков умер в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 2003 года, через три дня после своего 79-летия. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

“В тумане”
Постер фильма по роману Василя Быкова

В произведениях Быкова нет геройского «ура-патриотизма», нет пафосных героев и злых сотрудников НКВД. Есть обычный человек и его огромный внутренний мир, переживания и психология, а также мучительный выбор, который необходимо сделать. Быков отлично умел показать, как в той или иной ситуации поступили бы разные люди. Многие произведения были основаны на личном опыте и являются биографическими.

Быков написал один роман («Карьер») и десятки повестей и рассказов. Самые знаменитые из них – «Знак беды», «Третья ракета», «Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Облава», а также автобиографическое произведение «Долгая дорога домой». Большинство произведений писатель написал на белорусском языке, уже позже переводя их на русский.

На книги Быкова уже снято десятки фильмов и они продолжают сниматься до сих пор. Первый («Третья ракета») был снят в 1963 году, а последний («В тумане») в 2012. Кстати, кинофильм «В тумане» с бюджетом в 2 миллиона евро и совместно снятый Германией, Россией, Беларусью, Голландией и другими странами, получил немало восторженных отзывов, а также приз ФРИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. По некоторым из произведений писателя поставлены оперы и балеты.

Итог

Василь Быков наиболее заметный писатель военной прозы не только Беларуси, но и Европы. Его произведения переведены на многие языки мира. Кроме писательской деятельности Быков был видным политическим деятелем, создателем Белорусского народного фронта, публицистом. Но самое главное – он по-настоящему любил нашу страну, свой родной язык.

После смерти

Митинг активистов “Говори правду” за улицу Быкова в Минске

Василя Быкова никто не забыл. Его произведения до сих пор проходят в школе, о нем изредка говорят по телевизору. Но и отношение к этому писателю в нашей стране специфическое. Да, есть премия Василя Быкова, но она вовсе не литературная и называется «За свободу мысли», и вручается не столько писателям, сколько творческим людям, которые проявили себя с оппозиционной стороны.

В итоге получается, что даже будучи мертвым Быков в нашей стране остается фигурой не творческой, а в первую очередь политической. Конечно, главным образом это ошибки правящей власти. Но оппозиция тоже немало сил приложила для этого.

Улица Быкова

В Беларуси есть улицы Ленина, Фрунзе, Володарского, Кропоткина, Машерова и много других достойных и недостойных людей. Но на карте Минска, как в старых, так и в новых районах не нашлось места для улицы имени белорусского писателя. Нет такой улице вообще ни в одном городе Беларуси. Исключение составляет лишь поселок Ждановичи, где данная улица появилась в 2007 году (читайте ). Есть еще одна улица Быкова, но не в Беларуси, а в Белостоке (Польша), городе гораздо более крупном, чем Ждановичи. Есть еще мемориальная доска в Витебске.

Но разве этого достаточно для одного из самых известных белорусских писателей XX века? Для сравнения посмотрите сколько улиц и прочих названий есть у двух других белорусских классиков – Янки Купалы и Якуба Коласа.

Единственная в Беларуси улица Василя Быкова
Поселок Ждановичи

Слухи о появлении улицы Быкова в Гродно, Бресте и других крупных городах время от времени появлялись в прессе. Но до дела так и не дошло. А уж о появлении улицы Быкова в Минске даже речи никогда не шло. На любые предложения в Мингорисполком ответ один и тот же – старые улицы переименовываться будут лишь в том случае, если им будут возвращаться исторические название. Нелепо выглядит это отговорка, особенно после появления на карте столицы проспектов Победителей и Независимости, а также бульвара Владимира Мулявина. И почему в таком случае нельзя назвать именем Быкова одну из новых улиц города?

В общем, десятки вопросов без ответа…



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх