Миграционная амнистия. Константин Затулин: «Миграционная «амнистия» спасет сотни тысяч бежавших из Украины. Основания применения процедуры

С 1 ноября 2018 года вступает в действие «миграционная амнистия» — свод законодательных изменений, благодаря которым иностранные граждане, находящиеся в «чёрном списке» из-за неразрешения въезда по причине нарушения ряда статей федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», смогут вновь прибыть в Россию.

Кто может рассчитывать на миграционную амнистию?

Новость о грядущей миграционной амнистии быстро распространилась, и к нам приходит огромное количество вопросов и просьб разъяснить, кто именно может рассчитывать на миграционную амнистию.

Напомним, что в результате встреч глав РФ и Кыргызской Республики российской стороной было принято решение применить «миграционную амнистию» в отношении граждан Кыргызстана в России, находящихся в «чёрном списке», а также в связи с нарушениями миграционного законодательства.

Согласно официальным данным, в России пребывает около 650 000 граждан Кыргызской Республики. При этом более 50 000 граждан Кыргызской Республики были выдворены, а около 70 000 временно неразрешен въезд в РФ. Именно эти две группы мигрантов могут рассчитывать на миграционную амнистию, так как предполагается, что из приведённого количества ограничений в силе останутся только около 20 000.

Иностранные граждане, которым не разрешен въезд на территорию РФ в соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 26 Федерального закона РФ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», могут рассчитывать на пересмотр их дел и отмену запретов. Напоминаем содержание указанных норм закона:

Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

8) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Также граждане Кыргызской Республики, временно пребывающие на территории РФ свыше разрешённого срока, имеющие нарушения режима пребывания, могут беспрепятственно в период с 16 октября до 10 декабря 2018 года выехать за пределы России и въехать обратно, при этом к им не будет вменяться нарушение миграционного законодательства.

Не следует рассчитывать на миграционную амнистию гражданам Кыргызской Республики:

— внесенным в «черный список» решением судебных органов России, в том числе, в отношении которых было принято судебное решение РФ о выдворении путем контролируемого самостоятельного выезда (не исполнившие судебные решения и не выехавшие из РФ);

— лицам, находящимся в розыске;

— гражданам Кыргызской Республики, которым запрет на въезд в Россию наложен в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Одновременно с новостью о миграционной амнистии для граждан Кыргызской Республики появилась информация о послаблениях для жителей некоторых регионов Восточной Украины. Следует разъяснить, что накануне, а именно 26 октября, в Ялте завершилась встреча руководства Донецкой Народной Республики с представителями Российской Федерации, в ходе которой депутат Госдумы Андрей Козенко заявил следующее:

«Законопроект разработан и подан, получены заключения с предложением внести некоторые корректировки. Но самое главное, что более 50 субъектов поддерживают эту инициативу и направили свои отзывы в адрес Госдумы. Думаю, в ближайшее время мы этот вопрос решим. Либо законодательно, либо решениями правительства это будет отрегулировано».

На деле это означает, что в случае принятия законопроекта, граждане ДНР могут рассчитывать на увеличение срока временного пребывания с 90 дней до 180 дней, а также возможность трудоустройства в России без необходимости предварительного оформления трудового патента.

Кроме того, депутат Госдумы Константин Затулин рассказал о принятии в первом чтении поправок к закону «О гражданстве», которые помогут упростить «Государственную программу содействия переселению соотечественников. проживающих за рубежом» для той категории иностранных граждан, которой российское гражданство может быть предоставлено в упрощённом порядке из гуманитарных соображений.

Большинство иностранных граждан стремятся попасть в Российскую Федерацию, чтобы трудоустроиться на одном из ее предприятий. Исключением не являются граждане, прибывающие из Таджикистана.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Явление напрямую связано с безработицей и проблемами, касающимися разрешения финансовых вопросов для удовлетворения жизненных потребностей.

Общие понятия

По сути, амнистия для таджиков есть отличная возможность легализовать свой правовой статус, дозволяющий находиться на законных основаниях на территории РФ. Кроме того они могут воспользоваться отменой запрета, не позволяющего въехать в страну. Но амнистия доступна не для всех, а только для отдельной категории таджикских граждан, соответствующих определенным критериям.

Правовая основа

Нормативы главы 26 Федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ» регламентируют вопросы относительно оформления и выдачи документов, позволяющих въехать иностранным гражданам и лицам без гражданства на территорию РФ, свободно перемещаться по ней и выехать из нее спустя некоторое время. Акт издан законодателем под номером 114-ФЗ.

В ней отмечено, что гражданин иностранного государства может пересечь российскую границу по действительным идентифицирующим его личность документам. Но он должен иметь с указанием срока пребывания в стране сообразно требованиям международного права.

По сути «виза» есть официальный разрешительный документ, позволяющий любому иностранному гражданину въехать в другое государство на законном основании. Ее форма, порядок и условия оформления, выдачи и аннулирования устанавливаются правительством РФ соответственно нормам Федерального акта № 114-ФЗ. Кроме того, им предусмотрены меры по продлению срока ее действия и восстановления, если она по какой-либо причине будет потеряна.

Виза содержит нижеперечисленные сведения об иностранном гражданине относительно:

  • персональных данных;
  • гражданства;
  • вида на жительство;
  • даты рождения;
  • половой принадлежности;
  • серии и номера удостоверяющего личность документа, признаваемого в Российской Федерации с фотографическим снимком;
  • даты выдачи визы;
  • разрешенного срока пребывания в стране;
  • срока действия визы;
  • цели поездки.

Оформление визы производится на платной основе, для чего иностранный гражданин должен уплатить консульский сбор и платеж, возмещающий фактические расходы. Их размер устанавливается соответственно с нормативами, действующих законодательных актов РФ.

Применение запрета на въезд в РФ

Законодатель ввел процедуру закрытия въезда с целью урегулирования правовых отношений в сфере миграции населения сопредельных стран в РФ.

Она является новым правовым инструментом, дозволяющим проводить на должном уровне государственную миграционную политику. Ее основная цель заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы, чтобы реализовать надлежащим образом задачи сферы противодействия незаконной миграции.

Основания применения процедуры

Перечень уполномоченных на принятие решения о наложении запрета на въезд иностранных граждан в РФ государственных органов утвержден постановлением правительства РФ. Акт «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» был испущен им 14 января 2015 года за номером 12.

Его указания ориентированы на усовершенствование:

  • правового регулирования противодействия незаконной миграции;
  • норм о мере ответственности иностранных граждан за нарушение срока пребывания, правил нахождения и проживания на территории российского государства;
  • системы государственного контроля над поведением иностранных граждан, которые находятся на территории страны.

На кого распространяется

В соответствии с нормативами законодательных актов запрет на въезд налагается по различным причинам. Их расширенный перечень заложен в нормативах Федерального закона № 114-ФЗ, постановления правительства № 12. В них предусмотрен порядок применения меры, разъяснены правила снятия запрета.

Граждане иностранных государств лишаются права въезда, если они:

  • нарушили срок пребывания на территории Российской Федерации. Длительность периода применения меры воздействия равна 3 годам , если гражданин иного государства пробыл нелегально в стране от одного дня до 90 календарных дней. При незаконном пребывании в продолжение до полугода срок запрета увеличивается до 5 лет , если он достигнет 270 дней, лишается права въезда на 10 лет;
  • допустили просрочку во внесении обязательного платежа за получение либо уплатили налог по неправильным реквизитам. Как показывает практика, такого рода правонарушение является самой распространенной;
  • привлекались к мере воздействия в виде административной ответственности более 2 раз за совершение правонарушений вне зависимости от степени их тяжести. Например, они несвоевременно встали на временный регистрационный учет по местопребыванию. Не исключается вероятность наложения запрета на въезд за распитие алкогольных напитков либо курение в общественных местах, нарушение ПДД;
  • передали ложную информацию о себе либо цели и задач, из-за которых иностранный гражданин стремится попасть на территорию российского государства;
  • нарушили таможенные или санитарные правила, когда пересекали границу российского государства.

По мере устранения оснований лишения права въезда иностранному гражданину будет дозволено въезжать на территорию страны без каких-либо ограничений.

В отдельных случаях он допускается на ее посещение по истечению срока запрета, установленного законодателем. Норматив предусмотрен к применению, если гражданин другого государства совершил преступное деяние на территории своей страны либо российского государства.

Кроме того он лишается права въезда при предъявлении неполного пакета документов, требуемых для оформления визы либо представил в консульство фальшивые документы. Например, документы сторонних лиц, которыми он умышленно воспользовался.

Последние новости об амнистии для граждан Таджикистана в 2019 году

Утратившие право пребывания на территории страны лица заносятся в так называемый «черный список», который подлежит сохранению управлением ФМС. Как правило, производится выдворение из РФ иностранных граждан на основании статьи 26 вышеназванного акта. Они подлежат депортации за допущение правонарушений, непосредственно связанных с правилами пребыванием в стране.

Что это такое

Термин «амнистия» обозначает меру, применяемую к совершившим правонарушения лицам. Ее сущность заключается в полном либо частичном освобождении от применяемой к ним меры воздействия, ее смягчении.

Порядок ее объявления закрепляется нормативно-правовыми и подзаконными актами, поэтому она носит двойственную природу . С одной стороны она носит государственно-правовую основу, с другой – уголовно-правовую. По общепринятым правилам она объявляется высшим государственным органом законодательной власти в ходе принятия закона либо иного вида акта.

Кого она коснулась

Законодатель объявил сроки миграционной амнистии, предусмотренный для граждан республики Таджикистана. Она осуществлялась ровно один месяц с 24 апреля текущего года по 24 марта.

В основном амнистия коснулась лиц, которым было запрещено въезжать на территорию российского государства сообразно положениям статьи 26 Федерального закона.

В их число входят граждане:

  • нарушившиеся режим пребывания, не выехав из страны по истечению срока временного пребывания на протяжении 30 дней ;
  • привлеченные к мере воздействия в период предыдущего нахождения в стране, потому что допустили два правонарушения в продолжение 3 лет.

Вышеперечисленные лица наделены возможностью получения разрешения на пребывание на территории российского государства в продолжение 90 календарных дней, встать на миграционный учет . Помимо того они могут подать прощение на предоставление квоты на временное проживание, то есть РВП.

В период действия амнистии исключается мера по привлечению к административной ответственности. Как правило, она применяется за нарушение требований, предъявляемых к правилам проживания и осуществления трудовой деятельности.

Куда обратиться

Новая миграционная карта выдается главным управлением по вопросам миграции, находящегося в подчинении Министерства внутренних дел РФ. То же касается проставления штампа о продлении срока пребывания на территории российского государства.

Таджикские граждане должны обратиться в любое подразделение управления ФМС с заявлением, если они находятся в данное время на территории страны.

В нем должна содержаться просьба о применении миграционной амнистии с указанием причины, из-за которой был наложен запрет на въезд в Россию. Сообразно утвержденным нормам его унифицированный бланк выдается заявителю по месту обращения без каких-либо ограничений.

Кроме того таджики должны пройти процедуру дактилоскопии, подразумевающей сдачу отпечатков пальцев для идентификации личности. Граждане могут подать прощение в представительство ГУВМ МВД РФ, расположенное на территории Таджикистана, если они находятся в пределах республики.

Мера распространяется на лиц, не сумевших своевременно получить патент на трудоустройство либо не уплативших штрафную санкцию за его несвоевременное оформление.

Не исключается вероятность оформления разрешительных документов на официальном сайте ГУВМ МВД, размещенный в сети интернет.

Что требуется

Для получения разрешительных документов на въезд в российское государство таджикские граждане должны предпринять определенные меры.

К ним относится:

  • прохождение медицинской комиссии для получения потребных справок;
  • сдача теста на знание русского языка, истории российского государства и основ действующего на его территории законодательства;
  • оформление медицинского страхового полиса;
  • осуществление перевода личных документов на русский язык;
  • подача документов на оформление патента, дозволяющего трудоустроиться на одном из российских предприятий.

Затулин предлагает легализовать пребывание находящихся на территории России временных беженцев путем проведения «миграционной амнистии». Согласно его инициативе, просрочившим срок своего пребывания в России можно будет в течение 180 дней со дня вступления в силу поправок к закону продлить период своего временного пребывания без обязательного в настоящее время выезда из России (украинцы могут легально находиться в России на протяжении трех месяцев, после чего обязаны выехать на родину, чтобы закрыть миграционный лист).

Предложенная мера позволит «преодолеть необходимость обязательного выезда из России на следующие 90 суток беженцев с Украины, которым, как правило, некуда возвращаться из-за угрозы жизни и других преследований», уточняется в пояснительной записке. По данным автора, применение этого правила в настоящий момент уже «привело к семейным драмам и массовым нарушениям по независящим от беженцев обстоятельствам».

Депутат ссылается на практику «скорых судов», которыми с подачи миграционных служб принимаются решения о депортации беженцев с запретом на въезд в Россию, что «зачастую означает высылку их на театр военных действий или неизбежные преследования за занятую ими гражданскую позицию».​ Затулин также отмечает наличие практики миграционной амнистии для «гастарбайтеров из Молдавии и Таджикистана» в 2017 году.

Также автор законопроекта предлагает разрешить украинцам, которые уже узаконили свое пребывание в России, получить вид на жительство без прохождения промежуточной стадии — получения разрешения на временное проживание. После этого у беженцев будет право получить российское гражданство в упрощенном порядке — без сдачи экзамена на знание русского языка и подтверждения материального обеспечения. Кроме того, достаточно будет направить украинским властям письменный отказ от гражданства Украины (сейчас нужно получать справку о выходе из гражданства). Вид на жительство предлагается выдавать на три года, его можно будет продлевать без предварительного разрешения на временное проживание.

Госпрограмма не сработала

Проблема легализации бежавших в Россию украинцев не может быть решена в соответствии с лозунгом «своих не бросаем» без изменений в законодательстве, утверждает Константин Затулин. По его данным, меры, принятые в 2014 году в рамках Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, позволили легализовать в России только 300 тыс. из 2,5 млн беженцев с Украины. Препятствиями стали квотные ограничения госпрограммы, проблемы с получением статуса «носителя русского языка» или справки о выходе из гражданства Украины.

Согласно статистике Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, на март 2018 года с разрешением на временное пребывание в России жили 186 тыс. украинцев, с видом на жительство — 153 тыс. За 2017 год российское гражданство получили 86 тыс. выходцев с Украины.

Крымчане без российского гражданства

Инициатива также предлагает восполнить пробел закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», в соответствии с которым постоянные жители полуострова были признаны гражданами России. По словам Затулина, этим правом не смогли воспользоваться крымчане, жившие на момент присоединения Крыма в других регионах Украины.

Поправки предлагают дать ​право на получение гражданства России в упрощенном порядке «для граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших до 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и вернувшихся для постоянного проживания на территорию данных субъектов Российской Федерации после дня их присоединения к России».

Поправки после прямой линии

В начале июня президент России Владимир Путин в ходе прямой линии поручил главе МВД Владимиру Колокольцеву упростить процедуру получения российского гражданства для беженцев из Донбасса. «Я глубоко убежден в том, что мы вообще должны пойти по пути либерализации всего, что связано со сферой приобретения российского гражданства», — заявил Путин, отвечая на вопрос беженцев с Украины.

Российский лидер также напомнил, что уже неоднократно обращался к профильным ведомствам с подобной просьбой, поэтому ему «неловко слушать» о проблемах с трудоустройством вернувшихся в Россию людей. По его мнению, возвращение соотечественников является важной мерой в условиях непростой демографической ситуации в стране.

19 июня заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов о намерении ведомства упростить процедуру получения гражданства для украинцев, которые покинули Украину из-за «ненормальных условий», а также для россиян, которые хотят вернуться на родину.

Упрощение получения гражданства для беженцев с Украины окажет положительный эффект на российскую экономику, прокомментировал инициативу депутата специалист по миграционному праву Рустам Касимов. «Чем больше мигрантов получат гражданство, тем больше будет налоговых поступлений. Легализовавшись, мигранты будут работать в белом секторе экономики, а не где-то бегать», — считает Касимов.

Иностранцев, относящихся к традиционно проживающим в России народам, ждут миграционные послабления

В ближайший год иностранных граждан, которых российское законодательство определяет как соотечественников, ожидает целый ряд послаблений. Вплоть до амнистии для тех из них, кто живет на территории России нелегально.

Как сообщил «Известиям» председатель комиссии по миграционным вопросам президентского Совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев, вопросы амнистии для нелегальных мигрантов обсуждались на прошлой неделе на совместном заседании совета и профильных ведомств - МВД, ФАДН и Минтруда.

Речь шла, в частности, о том, что в первую очередь под амнистию должны подпадать соотечественники, а также люди, которые родились на территории России, работают здесь и платят налоги. Эти предложения сейчас изучают в ведомствах.

Соотечественниками по российскому закону считаются люди, «относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации». Среди них - граждане бывших республик СССР.

Одним из самых обсуждаемых событий недавнего времени стало внесение на рассмотрение в государственную думу Российской Федерации законопроекта № 495240-7, предусматривающего «миграционную амнистию» для украинцев и предоставлением им возможности упрощённого получения российского гражданства. Ниже приведён текст пояснительной записки к законопроекту, а также предлагаемые поправки в законодательство.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении дополнения в статью 5 и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О граждансвте Российской Федерации»

На территории Российской Федерации находятся около 2 миллионов граждан Украины, в том числе около 970 тысяч — прибывших из юго-восточных районов страны.

Масштабы гражданского конфликта на Украине не ограничиваются территориями Донецкой и Луганской республик, в той или иной мере общественно-политическая обстановка нестабильна на всей территории Украины. В случае развития конфликта в него будут вовлечены все слои украинского общества.

Надо признать, что события, сотрясающие украинское общество, длящиеся уже пятый год, не имеют перспективы скорого разрешения. Необходимо законодательное подкрепление правового положения граждан Украины, ищущих убежище в России. Внутриведомственными распоряжениями миграционных органов, имеющими временный и наследственный характер, проблема легализации граждан Украины, бежавших в Россию, не может быть решена должным образом, как это следует из лозунга «своих не бросаем».
Для законодательного обеспечения легального нахождения на территории Российской Федерации беженцев с Украины законопроектом предлагается ряд последовательных мер по регистрации их временного пребывания до получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.
Устанавливается особый порядок пребывания на территории России граждан Украины. В первую очередь законопроект закрепляет норму, позволяющую гражданам Украины продлить срок временного пребывания на территории России сверх девяноста сток без выезда из России, путём подачи мотивированного заявления (поправка в статью 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Чтобы преодолеть необходимость обязательного выезда из России на следующие 90 суток беженцев с Украины, которым, как правило, некуда возвращаться из-за угрозы жизни и других преследований.

В 2014 году для решения вопросов легализации в России 2,5 млн. беженцев, прибывших в экстренном массовом порядке с территории Украины, были приняты определённые меры, позволившие части из них (300 тыс. чел.) решить вопросы пребывания, трудоустройства и получения гражданства РФ (через участие в государственной программе содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). Большая часть прибывших, однако, не смогла добиться своего (из-за квотных ограничений Госпрограммы, блокировки получения статуса «носителя русского языка» требованием предоставления справки о выходе из гражданства Украины, а также ограничения соискателей происхождением с территории «в современных границах Российской Федерации»). Применение к беженцам с Украины ограничения на пребывание в РФ 90 сутками с обязательным выездом из России на следующие 90 суток (правило «90-180»), общего для граждан стран с безвизовым режимом въезда в Россию, привело к семейным драмам и массовым нарушениям по независящим от беженцев обстоятельствам. Скорыми судами с подачи миграционных служб беженцы присуждаются к депортации с запретом на въезд в Россию, что зачастую означает высылку их на театр военных действий или неизбежные преследования за занятую ими гражданскую позицию.

В российской практике, в гораздо менее острых и принципиальных случаях, когда дело касалось гастрабайтеров из Молдавии и Таджикистана, было проведение в 2017 году по просьбе президентов этих стран «миграционной амнистии». Только что в ходе визита делегации Государственной Думы в Киргизскую Республику была подтверждена заинтересованность в проведении такой амнистии в России для трудовых мигрантов из Киргизии — по просьбе нового президента Киргизии. Очевидно, что за беженцев Украины никто, кроме властей России, не заступится.

Внесённый законопроект предусматривает вывод из тени и легализацию находящихся на территории России временных беженцев с Украины путём «миграционной амнистии»: указывается, что гражданин Украины, «просрочивший срок своего пребывания на территории Российской Федерации, вправе в течение 180 суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продлить срок своего временного пребывания без выезда с территории Российской Федерации». Прежние нарушения при этом не должны быть основанием для привлечения его к административной ответственности.

Узаконивший своё пребывание в России временный беженец Украины, в соответствии с законопроектом, получает вид на жительство без промежуточной стадии разрешения на временное проживание (РВП) и затем вправе претендовать на получение гражданства РФ в упрощённом порядке.

Законопроект предлагает дать право гражданам Украины, законно находящимся на территории Российской Федерации, на получение вида на жительство без необходимости предварительно получать разрешение на временное проживание (аналогично высококвалифицированному специалисту, носителю русского языка или участнику Государственной программы содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). Вид на жительство гражданину Украины будет выдаваться на три года с правом продления.

Настоящий проект федерального закона устанавливает право гражданам Украины, имеющим вид на жительство в России, получать гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. При этом от них не потребуется подтверждение материального обеспечения и сдача экзамена по русскому языку. Отказ от гражданства Украины может быть оформлен в заявительном порядке, т. е. соответствующее заявление может быть направлено по почте заказным письмом.

Законопроект предлагает дать право на получение гражданства России в упрощённом порядке для граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших до 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и вернувшихся для постоянного проживания на территорию данных субъектов Российской Федерации после дня их присоединения к России. Данные лица, проживавшие свою жизнь в Крыму или Севастополе и по жизненной необходимости выехавшие за его пределы, снятые с регистрации на день принятия Республики Крым и г. Севастополя в Российскую Федерацию, по возвращению в родные места не могут получить гражданство России, становясь иммигрантами на своей Родине, что вызывает определённую социальную напряжённость в связи с разделением семей и другими жизненными проблемами. Данные лица не подпадают под действие Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которым постоянные жители Крыма и Севастополя признаются гражданами России по оптации. Предлагаемый законопроект снимает данную проблему.

Федеральный закон
О внесении дополнений в статью 5 и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

О предоставлении гражданам Украины, находящимся на территории Российской Федерации, права на продление срока временного пребывания и получения вида на жительство, а также на получение ими и жителями Крыма гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следующие изменения.

Дополнить статью 5 пунктами 8 и 9 следующего содержания:

«8. Срок временного пребывания на территории Российской Федерации гражданина Украины, временно пребывающего на территории Российской Федерации, продлевается на следующие девяносто суток без выезда с территории Российской Федерации по заявлению гражданина Украины, поданному не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания.

9.Гражданин Украины, находящийся на территории Российской Федерации, просрочивший срок своего временного пребывания на территории Российской Федерации, вправе в течение ста восьмидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона продлить срок своего временного пребывания без выезда с территории Российской Федерации.

Лицо, указанное в настоящем пункте, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данным лицом заявления о продлении срока его пребывания на территории Российской Федерации.»

Дополнить пункт 3.1 статьи 8 подпунктом 4 следующего содержания:

«4) гражданам Украины, законно находящимся на территории Российской Федерации.»

Дополнить статью 8 пунктом 3.7 следующего содержания:

«3.7. Вид на жительство гражданину Украины, указанному в подпункте 4 пункта 3.1 настоящей статьи, выдаётся на три года с правом продления на каждый следующий трёхлетний срок. Срок рассмотрения заявления на получение или продление вида на жительство данному иностранному гражданину не может превышать двух месяцев».

Статья 2

Дополнить статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» частями 8 и 9 следующего содержания:

«8. Граждане Украины вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

9. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории республики Крым или города федерального значения Севастополя, снявшиеся с регистрационного учёта по месту жительства в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе до 18 марта 2014 года и выехавшие временно за пределы Республики Крым до 18 марта 2014 года в связи с трудовыми и служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам, и возвратившиеся в республику Крым или город федерального значения Севастополь после вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».

Следует отметить, что некоторые предлагаемые данным законопроектом изменения уже ранее реализовывались на практике. В частности, когда миграционная служба столкнулась с большим количеством украинцев, прибывших в Россию в экстренном и массовом порядке в 2014 году, в регионах, где на тот момент не действовала Госпрограмма переселения соотечественников, украинцам продлевали временный срок пребывания свыше 90 суток по заявлению в котором указывалось, по какой именно причине данный иностранный гражданин не может покинуть Россию.

Практика отказа от гражданства без получения соответствующей справки о выходе из гражданства, а только по уведомительному заявлению, отправленному почтой в адрес посольства Украины в Москве, применялась для участников Госпрограммы переселения.

Законопроект, если он будет принят, возможно, сократит украинцам путь к российскому гражданству, позволив миновать этап оформления РВП. Однако нам с вами ещё предстоит увидеть, как это будет происходить в реальности, если данный законопроект будет принят.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх