Обеспечение исполнения федерального бюджета. Исполнение бюджета. Корректировка бюджетав процессе его исполнения

На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов .

Исполнение бюджета основывается на принципе единства кассы . Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

При исполнении федерального бюджета по доходам обеспечивается:

  • перечисление всех доходов на единый счет;
  • распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;
  • учет доходов в соответствии с РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
  • утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств со стороны Федерального казначейства;
  • расходование средств.

1. Исполнение федерального бюджета, как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи . Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов. Бюджетная роспись составляется с поквартальной разбивкой и представляется в Министерство финансов.

Министерство финансов на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств подготавливает сводную бюджетную роспись , которая должна быть составлена в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета.

2. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Федеральное казначейство доводит показатели росписи до распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

3. Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств .

Бюджетное обязательство — признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств. Эта обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюджетных средств — это объем бюджетных обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством как подразделением Минфина.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета .

4. Имея уведомление о лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах выделенных им средств. Иными словами, они принимают на себя денежные обязательства, т. е. заключают договоры на приобретение товаров и оплату услуг, составляют платежные документы и передают их в Федеральное казначейство.

5. Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов. Средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

6. Осуществляется расходование бюджетных средств, т. е. их списание с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций.

Вправе осуществлять блокировку бюджетных средств .

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания финансового года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового финансового года.

Отчетность об исполнении федерального бюджета

В конце каждого финансового года все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты о полученных и израсходованных средствах. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство финансов готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета. Этот отчет утверждается правительством РФ.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года правительство РФ представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную думу и Счетную палату РФ. Отчет должен быть составлен в соответствии с бюджетной классификацией, которая применялась при утверждении закона о федеральном бюджете.

Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную думу направляются следующие документы:
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяцев после представления указанного отчета в Государственную думу.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета;
  • заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных либо законом о федеральном бюджете, либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;
  • анализ предоставленных обязательств по государственным гарантиям;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает:
  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.


Налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;

Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Бесплатная библиотека — учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

За исполнение федерального бюджета отвечает

у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.

Исполнение федерального бюджета

Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

1. , как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов.

Основы исполнения бюджетов

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П части четвертая, пятая и шестая статьи 215.1 настоящего Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ

Часть четвертая статьи 215.

Основы организации бюджетов бюджетной системы РФ

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Основы российского права

Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Исполнение бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета и составление, рассмотрение, внешняя проверка и утверждение бюджетной отчетности.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная . Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы - либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.

В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов .

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. и вплоть до проведения кассовой реформы 1925-1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности. До создания Федерального казначейства в Российской Федерации существовала банковская система исполнения бюджета, когда функции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР осуществляли органы Государственного банка СССР. Они обеспечивали кассовое исполнение всех бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, распределение доходом между бюджетами разных уровней, а также списание средств со счетов бюджета на основании распоряжений финансовых органов, управляющих бюджетными средствами. Кроме того, органы Госбанка СССР осуществляли функции по приему, хранению и выдаче средств из бюджета, контролю за расходованием бюджетных средств, учету доходов и расходов всех бюджетов и составлению отчетности Государственного бюджета СССР.

С созданием Федерального казначейства часть функций по кассовому исполнению бюджета перешла от банков к казначейству, а часть осталось у Центрального банка РФ и иных кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации осуществляют обслуживание счетов бюджета, в том числе прием, хранение и выдачу средств в наличной форме. Федеральное казначейство и иные казначейские органы распределяют доходы от налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, открывают в Центральном банке РФ счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведут учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению получателей бюджетных средств на их лицевых счетах, осуществляют санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, составляют бюджетную отчетность об исполнении бюджетов и отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета. Только при условии функционирования казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут выполнять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюджетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют также прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и контроль за их возвратом.

Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается соответствующим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кроме того, в исполнении бюджета принимают участие налоговые и таможенные органы, министерства, агентства, службы, получатели бюджетных средств, а также Центральный банк РФ и другие кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Оно означает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъектов РФ по соглашению с ними при условии финансового обеспечения этих полномочий за счет собственных доходов их бюджетов и наличия у субъектов РФ необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом с целью организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования его дефицита. Руководитель финансового органа утверждает сводную бюджетную роспись и вносит изменения в нее. Ее показатели должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Сводная бюджетная роспись направляется в казначейство. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В предусмотренных Бюджетным кодексом РФ случаях (ст. 217) показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета необходимых для этого сведений.

Исполнение бюджета по доходам включает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

осуществляется на основе бюджетной росписи - документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств с целью исполнения бюджета по расходам. Бюджетная роспись составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств и подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом либо иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами о списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов между народного права.

Финансирование расходов означает непосредственное расходование бюджетных средств путем списания средств с бюджетного счета с целью исполнения бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

В состав операций, определяющих содержание исполнение бюджета, включаются также операции по бюджетному учету, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства 1 .

В Российской Федерации бюджетный учет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведется по единой системе, регламентируемой нормативными правовыми актами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатываем инструкции и другие нормативные правовые акты по ведению бюджетного учета. В частности, бюджетный учет осуществлюется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов и инструкции по его применению утверждаются Министерством финансов РФ. Показатели бюджетного учета обеспечивают исполнительные органы государственной власти информацией о ходе исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов с целью принятия адекватных управленческих решений.

На основе данных бюджетного учета формируется бюджетная отчетность, которая включает, прежде всего, отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности и другие формы отчетности. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета органом государственного (муниципального) финансового контроля . Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение бюджета, которое завершает бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

1 См. ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе-чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами местного само-управления.

Исполнение бюджета обеспечивает Министерство фи-нансов РФ , вся система органов управления финансами РФ. В про-цессе исполнения бюджета органы исполнительной и представитель-ной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполне-нием федерального бюджета и целевым использованием средств, вы-деляемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполне-ние бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация ис-полнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд-жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы , который предусматривает зачисле-ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан-сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ-ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу-ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально-го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна-чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде-рального казначейства) находится в Банке России.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответст-вующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже-та; б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде-ральных регулирующих налогов; в) возврат излишне уплаченных сумм доходов; г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет-ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта-ми — участниками бюджетных правоотношений, называемыми глав-ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджет-ных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу-чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи-кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распоряди-тель бюджетных средств — это орган государственной власти или ор-ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет-ные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен-ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи .

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденно-го бюджета в соответствии с функциональной и экономической клас-сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со-ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетные средств составляется сводная бюджетная роспись федераль-ного бюджета. Она составляется министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюд-жете и предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие в опреде-ленные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы.

Утвержденная сводная бюд-жетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде-ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак-тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства , где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде-ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро-вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани-ем и финансированием расходов федерального бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декаб-ря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допуска-ется. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвер-жденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполне-ния федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни-мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые со-ответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам за-вершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступив-шего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, еже-квартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и пред-ставление отчетности об исполнении бюджета осуществляются упол-номоченным исполнительным органом. Единая методология отчетно-сти об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный ор-ган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации пред-ставительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодо-вым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх