Общая протяженность железных дорог в мире. Протяженность железных дорог, узнай где больше

Первые железные дороги в России были построены в середине XIX в. В 1837 году, через 12лет после начала движения на первой в мире железной дороге общего пользования Стоктон - Дарлингтон в Англии, открыта «экспериментальная» железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село, а в 1851 г. - первая крупная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург. Уже к концу XIX в. железнодорожный транспорт превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 г. превзошел грузооборот речного в б раз.

Основной каркас железнодорожной сети России был сформирован во второй половине XIX - начале XX в. Железные дороги строились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей Центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также морскими портами, что определило их радиальную конфигурацию.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-зкономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира.

Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации.

Известно, что железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 30 % грузооборота железных дорог. Железные дороги остаются наиболее экономичным видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта).

Одной из базисных отраслей российской экономики является железнодорожный транспорт. Эффективность работы этой отрасли влияет на темпы роста практически во всех отраслях российской экономики. Система железных дорог обеспечивает единство территории России, интенсивность хозяйственных связей в стране, является одним из факторов, определяющих объемы и направления нашей внешней торговли. Более 80 процентов грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) приходится именно на железные дороги.

От качества железнодорожного сообщения зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов. Железные дороги берут на себя более 40 процентов всех пассажирских перевозок.

Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных железных дорог - более 44 тыс. километров (общая протяженность железнодорожных путей - более 85 тыс. километров). Второе и третье места по этому показателю занимают Китай и Германия, имеющие более 24 тыс. и 21 тыс. километров электрифицированных дорог соответственно. Предполагается, что к 2010 году на электрифицированных участках российских железных дорог будет выполняться до 84% всей перевозочной работы.

Наиболее протяженной (и одновременно старейшей) среди российских железных дорог является Октябрьская (введена в эксплуатацию в 1851 году; достигает длины в 10334 километров; проходит по территориям Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Мурманской, Тверской и Ярославской областей и Республики Карелия; максимальная достигнутая скорость на линии Москва - Санкт-Петербург составляет 260 километров в час). Октябрьской дороге по протяженности уступают Московская (8984 километра) и Свердловская (7091,3 километра). Наименее протяженные среди российских железных дорог - Калининградская (963 километра) и Сахалинская (804,9 километра).

Количество грузов, перевезенных по российским железным дорогам в 2006 году, составило 1 млрд. 311 млн. 312 тыс. тонн (на 3% больше, чем в 2005 году, и на 0,7% больше плана), грузооборот - 1 трлн. 948 млрд. тонно-километров (рост - 4,8%). Объемы перевозок большей части основных видов грузов, по сравнению с ранее запланированными, были превышены: нефти и нефтепродуктов - на 4,6% (всего перевезено 228 млн. 310 тыс. тонн), каменного угля - на 3,3% (287 млн. 548 тыс. тонн), кокса - на 0,9% (11 млн. 347 тыс. тонн), руды железной и марганцевой - на 6,8% (108 млн. 350 тыс. тонн), лома черных металлов - на 2,2% (26 млн. 639 тыс. тонн), цемента - на 11,6% (38 млн. 236 тыс. тонн), продукции лесной отрасли - на 0,1% (64 млн. 154 тыс. тонн). В I квартале 2007г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 502,5 млрд. тонно-километров.

Основные преимущества железнодорожного транспорта:
Высокая провозная способность;
Эффективность перевозок массовых грузов на большие расстояния;
Сравнительно большие скорости;
Надежность и безопасность;
Низкая себестоимость перевозок;
Меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок каждой страны складывается с учетом экономико-географических, демографических и других факторов:
Размещения природных ресурсов и производительных сил;
Численности населения;
Размера территории;
Наличия незамерзающих водных путей.

В Российской Федерации с ее обширной территорией и природными особенностями, удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих предприятий железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях.
Российские железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система. Железнодорожная сеть и имеет протяженность более 85 тыс. км.

Железнодорожные пути подходят к морскому порту во Владивостоке

В СССР железных дорог построено меньше чем в РИ.

Пример использования

«В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58 251 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км. дорог» .

Действительность

Протяженность железных дорог

В 1890 году общая протяженность железных дорог в России составляла 24041 верст (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги; табл. 2) . В дальнейшем, с 90-х гг. 19 века в России велось активное строительство железных дорог. Это делалось как государством, так и коммерческими структурами. Особенно высокие темпы шли с 1890 года. Во многом это бесспорная заслуга Сергея Юльевича Витте, который сделал в этой области очень многое.

Из «Доклада Совета съездов представителей промышленности и торговли по вопросам коренного улучшения работы железнодорожного и водного транспорта, шоссейных путей в связи с возросшими требованиями народного хозяйства России. 9 мая 1913 г.»

«В 1904 г. общая сеть достигла 55 614 верст, увеличившись за пятилетие на 9 052 версты, из коих в Европейской России -7 144 версты и в Азиатской - 1 908 верст. В 1909 г. сеть составила 62 422 верст (без Китайско-Восточной ж.д. - 1 617 верст), увеличившись за 5 лет на 6 808 верст, из них в Европейской России - 4 882 версты, и в Азиатской - 1 926 верст. К 1910 г. общая железнодорожная сеть в 62 422 версты распадалась: на казенную сеть в Европейской России - 32 373 версты и в Азиатской России (включая Уссурийскую ж.д.) -10 129 верст; итого казенных железных дорог 42 502 версты. Частных железных дорог в Европейской России - 17 805 верст и подъездных путей общего пользования частных обществ - 2 115 верст или всего частных - 19 920 верст.

Итого сеть русских железных дорог за 30 лет увеличилась на 41 691 версту, из коих в Европейской России на 31 562 версты и в Азиатской - 10 129 верст. Следовательно, сеть возрастала ежегодно в среднем на 1 390 верст. Наибольшее количество прибавилось за пятилетие 1895-1899 г. - на 13 755 верст, или по 2 751 версте в год. Затем в пятилетие 1900-1904 г. сеть увеличилась на 9 052 версты или по 1 810 верст в год. Остальные пятилетия давали прирост сети на 5000-5500 верст или по 1000 верст в среднем в год.»

Отметим, что 1 верста = 0,14375 географической мили = 1,06679 км

Из этого официального документа следует, что за 30 лет, к 1910 году в России было построена 41 691 верста, это около 44475 км. Наиболее высокие темпы роста были достигнуты за период с 1895-1899 г. по 2 751 версте ежегодно, это около 2934 км. Менее высокий показатель был достигнут в период 1900-1904 в котором темпы роста составили 1 810 верст в год, это около 1930 км. И по 1000 (1066 км) верст в среднем в год за дальнейшие пятилетия.

Отметим, что в 1911 году открыто 1579 верст; в 1912 - 750 верст; в 1913 - 981 верст. (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги табл. 1) .

К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (из них двойной колеи, только 16 889 верст), в это число входят и 2494 верст частных железных дорог местного значения.(Россия 1913; Транспорт; 1. Железные дороги табл. 3) . Это протяженность дорог как как общего пользования, так и местного значения. В переводе на километры (68370 умножаем на 1,06679) получается примерно 72 936 км.

В СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования , по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км (Раздел: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Таблица: ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров) с. 353).

Однако, в это число не входят дороги местного значения. На этой же странице, под вышеуказанной таблицей имеется приписка: «Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей не общего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.» Все это ЖД местного значения, которые тоже играли важнейшую роль в коммуникациях. И само собой, их тоже надо было построить.

Итого, общая протяжённость ЖД в СССР составляла 227,8 тыс. км. Разница с 1913 годом - 155 тыс. км. Поделим 155 на 40 (грубо с 1920 по 1960 гг.) и получим в среднем 3,8 тыс. км. в год. Даже такие грубые и примитивные подсчеты дают представление о темпах и масштабах строительства железных дорог в то время. Это притом, что страна перенесла такие страшные катастрофы как гражданская война с первой мировой и вторая мировая война.

Объём грузоперевозок

Кроме общей протяженности ЖД, есть ещё один не менее важный показатель. Это объемы грузоперевозок и пропускная способность железных дорог.

О том, что пропускная способность железных дорог, построенных до революции, была недостаточной, свидетельствуют некоторые затруднения со снабжением, которые проявились в годы войны. ЖД коммуникации, нормально работавшие в мирное время, оказались не готовыми к условиям военного времени. Как писал генерал Н. Н. Головин: «В результате даже после того, как потрясения, вызванные эвакуацией, были изжиты железнодорожным транспортом, последний не может справиться с выпадающими на него задачами по подвозу снабжения. Затруднения в этой области увеличиваются по мере того, как Россия выходит из полосы кризиса в боевых снабжениях, и последние направляются в армию во всё больших и больших количествах. Из личного 18-месячного опыта в должности начальника Штаба VII армии (с октября 1915 г. по апрель 1917 г.) автор может засвидетельствовать, что, как правило, армия недополучала в среднем 25% полагающегося ей снабжения. Причины этого недовоза должны быть всецело отнесены к недостаточной провозоспособности наших железных дорог».

Особенно ситуация ухудшилась после потери транспортных узлов Вильно, Лида, Барановичи, в связи отступлением Русской армии. Для справедливости важно добавить, что именно в эти годы было построено очень много железных дорог. Но это были скорее «пожарные» (экстренные) действия.

«Такая слабая железнодорожная связь была, конечно, совершенно неудовлетворительной. С возможной срочностью в очень неблагоприятное время года была построена в обход Барановичского узла ветка от станции Синявка на Буды, закончено устройство полотна на северном участке Подольской железной дороги (Калинковичи - Коростень) и сооружен временный деревянный мост через р. Припять. После этого положение несколько улучшилось. Произведенная в течение 1916 г. железнодорожная переброска войск на Юго-Западный фронт измеряется несколькими тысячами эшелонов. И все-таки размер этой перевозки не удовлетворял стратегическим требования создавшейся обстановки.

Одной из причин того, что Галицийская победа в 1916 г. не дала тех стратегических результатов, которые можно было ожидать, является то, что требуемые для этого оперативные перевозки оказались совершенно не под силу нашим железным дорогам.»Н. Н. Головин

При советской власти (особенно в первые десятилетия) ставили задачу не только строить новые железные дороги, но и увеличить пропускную способность старых. К 1940-му году объёмы грузоперевозок и густота ЖД увеличились многократно, о чем свидетельствуют следующие цифры:

Грузооборот железнодорожного транспорта по отдельным грузам
(миллиардов тарифных тонно-километров)

1913 г. 1940 г. 1955 г. 1958 г. 1959 г. I960 г
Грузооборот-всего 65,7 415,0 970,9 1302,0 1429,5 1504,3
Каменный уголь и кокс 12,8 106,9 266,7 348,9 347,2 333,8
Нефтяные грузы 3,5 36,4 101,6 154,0 182,1 205,4
Черные металлы (включая лом черных металлов) - 26,2 75,7 90,6 100,9 110,4
Лесные грузы 5,1 43,6 119,9 178,4 207,3 213,6
Хлебные грузы 9,9 32,8 55,1 80,8 93,7 90,7
Руда всякая (включая серный колчедан) - 21,5 45,0 59,9 65,3 71,6
Дрова 1,7 5,8 5,2 6,8 7,5 8,2
Минеральные строительные материалы - 28,2 82,1 113,9 130,1 155,6
Другие грузы - 113,6 219,6 268,7 295,4 315,0

Плотность железных дорог
(км. на 1000 км2 территории)

Дополнительная литература

Обсуждение

Уважаемый, я довольно много читал по данной теме, так что ваши претензии на абсолютное знание беспочвенны, как в огульном названии большинства ж/д времен ПМВ времянками, так и в убежденности, что в СССР тех же 30-40 такого не было. Было еще хуже. Ну и в любом случае, включать дороги построенные во время ПМВ в пользу СССР - это прелесть. А автор на которого я сослался не сам придумал эти цифры, а взял из монографии, автор которой намного более в теме чем я, вы и тем более борцуны выше по коментам. То, что «мифоборец» врет как сивый мерин и не знаком с темой даже в минимальном объеме уже никак не изменить. То, что он учел как построенные в РИ, так и захваченные СССР дороги, как построенные СССР - факт. Так что опус можно смело отправлять в утиль. Ценность его на уровне шума.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный транспорт (значения). Ретро поезд на Great Central Railway во главе с паровозом GWR 5101 Железнодо … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

    В России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия

    Открытие в 1830 году ранней Железной дороги Ливерпуль М … Википедия

    I (норвежск. Norge, шведск. Norrige, нем. Norwegen, франц. Norvège, англ. Norway) королевство, соединенное с Швецией под управлением одного короля, но на правах самостоятельного государства; лежит между 57°59 (мыс Линдеснес) и 71°10 сев. шир.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия

    Аргентинская Республика República Argentina … Википедия

    Туризм в России развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году… … Википедия

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Зарождение и бурное развитие в начале ХIХ века железнодорожного транспорта можноназвать настоящей революцией, не только в сфере транспорта, но и во всей мировой экономике.

Уже в 1860 г. общая протяженность железных дорог в мире составила 107 тыс. км., в том числе в Европе - 52 тыс. км. В 1900 г. общая протяженность железных дорог в мире достигла 803 тыс. км., в том числе в Европе - 282 тыс. км.

В США общая протяженность железных дорог в 1920 г. составляла 370 тыс. км.

В дальнейшем продолжается быстрое создание инфраструктуры - путевого хозяйства железных дорог и строительство современного подвижного состава.

Железнодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше по крайней мере до середины прошлого века, когда положение начинает меняться в пользу автомобильного транспорта.

В настоящее время протяженность железных дорог мира составляет более 1,3 млн. км.

История создания железнодорожного транспорта России

В России первая железная дорога на конной тяге была построена еще в конце ХVIII века на Александровском заводе в Петрозаводске.

В 1834 г. на Урале российские инженеры братья Черепановы построили заводскую железную дорогу длиной в 3,5 версты, по которой двигался паровоз их собственной конструкции и производства.

В 1837 г. было завершено строительство Царскосельской железной дороги между Санкт-Петербургом и Павловском протяженностью 27 верст.

В 1851 г. пошли первые поезда по Николаевской железной дороге, соединившей Санкт-Петербург с Москвой. Впоследствии эта магистраль была продлена до Варшавы.

Однако наиболее интенсивно железнодорожное строительство в России стало развиваться в 60-е годы позапрошлого столетия. В 1891 г. началось строительство Сибирской магистрали, которая получила название Великий Сибирский путь.

Железная дорога через всю территорию страны, соединила Москву с крупнейшимивосточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба) дало толчок миграции населения Центральных и Южных губерний страны на Восток. Началось освоение богатейших сибирских природных ресурсов, строительство новых городов и промышленных предприятий.

Значительный вклад в великую стройку века внес выдающийся государственный деятель Председатель Комитета Министров царской России Сергей Юльевич Витте (1849-1915). В период его пребывания на посту министров финансов России (1892-1903) удалось построить 27,2 тыс. километров новых железных дорог, в том числе основную часть великой Сибирской магистрали.

При его непосредственном участии началось строительство Китайской-Восточной железной дороги (КВДЖ) в Маньчжурии, ставшей продолжением Трансиба.

Стоимость строительства Транссиба за период с 1891 по 1916 гг. оценивалась примерно в 1,5 миллиарда рублей. Длина магистрали составила 9288,2 км. и до сих пор является само длинной железной дорогой в мире.

В 1914 г. накануне первой мировой войны протяженность железных дорог в России достигла 74,6 тыс. км., в том числе 51,5 тыс. км. были казенными дорогами. По протяженности железных дорог Россия вышла на 2-е место в мире после США. Подвижной состав насчитывал 18 тыс. паровозов, 27 тыс. пассажирских и 447 тыс. товарных вагонов.

До революции 1917 г. в России по протяженности было построено железных дорог примерно столько же, сколько за весь период существования бывшего Советского Союза.

Современное состояние отрасли

В настоящее время железнодорожный комплекс имеет важное стратегическое значение для экономики России. Он является своеобразным связующим звеном единой экономической системы. Обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в отдаленные уголки страны. Является самым доступным транспортом для миллионов граждан России.

Железнодорожный транспорт остается одним из основных видов транспорта общего пользования России. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. достиг 2344 млрд. т/км, а его доля в общем объеме грузооборота составила 45%. На железнодорожный транспорт в России приходится почти треть всего пассажирооборота страны.

Динамика грузооборота железнодорожного транспорта России

(млрд. т/км)

Источник: Росстат

По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире. По пассажирообороту входила в десятку крупнейших стран мира.

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования в России в начале 2016 г. составляла свыше 87 тыс. км. Для сравнения, этот показатель в США составлял 194,7 тыс. км (в 2 с лишним раза больше, чем в России), Китае -124 тыс. км, в Индии — 63 тыс. км, Германии - 35 тыс. км, Японии - 20 тыс. км.

По уровню электрификации железных дорог, которая составляла 47%, Россию опережали многие европейские страны. В частности, в Швейцарии электрифицировано практически 100% железных дорог, в Швеции — 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%.

При этом, по протяжённости электрифицированных дорог (43,4 тыс. км) Россия занимала 1-е место в мире, 2-е место было у Китая (36,0 тыс. км).

Из числа крупнейших железнодорожных магистралей, построенных в советский период можно выделить «Турксиб», «Трансполярную магистраль», «БАМ», «Малый БАМ» и др.

В сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт сохраняет доминирующее положение и имеет ряд несомненных преимуществ, в том числе:

· массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;

· регулярность и стабильность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодных условий;

· возможность создания прямых связей между крупными добывающими и промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям;

· высокая удельная грузоподъемностью и соответственно относительно низкая себестоимость при перевозках массовых грузов на большие расстояния.

Основные проблемы отрасли

По данным Министерства транспорта России в начале проведения экономических реформ в России в конце 90-х годов прошлого столетия развитие железнодорожного транспортасдерживалось существованием следующих серьезных проблем.

В частности, из общей протяженности железных дорог примерно 38% составляли пути с дефектными или выработавшими свой ресурс рельсами. На путях эксплуатировалось 20 тыс. дефектных стрелок и 19 тыс. дефектных крестовин.

В эксплуатации находилось примерно 700 временных искусственных сооружений, построенных в военное и послевоенное время взамен разрушенных капитальных мостов. Нормативный срок их службы был превышен вдвое.

Значительно ухудшилось состояние подвижного состава. В целом степень износа транспортных средств составляла более 42%. Свыше 10 лет находились в эксплуатации 61% тепловозов, 69% электровозов, около 40% железнодорожных вагонов инвентарного пассажирского парка, что существенно превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран.

По оценке Министерства транспорта РФ, в конце 90-х годов прошлого столетия подлежали списанию 31% грузовых и 44% пассажирских электровозов, 48% грузовых и 50% пассажирских тепловозов.

Средний вес грузового поезда на российских железных дорогах составлял 4,5 тыс. тонн. Такой состав насчитывает около 70 вагонов.

Средняя скорость пассажирских поездов на железных дорогах России в начале третьего тысячелетия составляла 47 км/ч, что было почти в 4 раза ниже, чем скорость на железных дорогах в странах Западной Европы.

Низкие скорости на российских железных дорогах были обусловлены состоянием путей, износом подвижного состава и традиционно тихоходным графиком движения поездов.

Серьезным недостатком развития российского железнодорожного транспорта являетсяотсутствие приоритетной ориентации на использование транзитного потенциала.

Только в самые последние годы наметилась координация железнодорожного строительства с транзитными потребностями европейских и азиатских стран.

Начали реализовываться меры по включению российских железных дорог в проекты создания международных транспортных коридоров, лучшей стыковке отечественных дорог с зарубежными и т.д.

Учитывая указанные проблемы, Правительством России была инициирована структурная реформа железнодорожной системы. Основными целями реформы были: ускоренная модернизация инфраструктуры железных дорог; усиление государственного регулирования; развитие конкурентных отношений среди хозяйствующих субъектов; разработка системы мотивации среди работников для повышения эффективности и надежности функционирования системы железнодорожного транспорта.

Холдинг «Российские железные дороги» и итоги реформы отрасли

Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. открытое акционерное общество, государственную компанию Российские железные дороги - ОАО «РЖД» (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585).

В настоящее время ОАО «РЖД» - головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят еще 143 дочерних и зависимых обществ.

Основной целью создания компании и холдинга было развитие конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса. Эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров. Поддержание и развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и железнодорожного хозяйства.

Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также получение прибыли.

В соответствии с уставом ОАО «РЖД» были определены основные сферы деятельности компании, в том числе: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; предоставление услуг железнодорожной инфраструктуры; предоставление услуг локомотивной тяги; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содержание социальной сферы отрасли.

В настоящее время холдинг «Российские железные дороги» является ведущей железнодорожной компанией России и одной из крупнейших акционерных компаний в мировом транспортном секторе.

Размер акционерного капитала корпорации в 2017 г. составлял свыше 2 млрд. руб. Основным акционером компании является государство. Как головная компания холдинга - ОАО «РЖД» владеет акциями (долями) 143 дочерних и зависимых обществ.

Компании принадлежит 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85,3 тыс. км., в том числе 43,4 тыс. км. электрифицированных линий.

Подвижной состав корпорации по состоянию на начало 2017 г. насчитывал: грузовые вагоны всех типов - 196,3 тыс.; пассажирские вагоны дальнего следования - 21 тыс.; пассажирские вагоны пригородных поездов - 14,3 тыс.; грузовые магистральные локомотивы (электровозы и тепловозы) - 11,8 тыс.; маневровые локомотивы (тепловозы) - 5,9 тыс.; пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) - 3,1 тыс.

В процессе структурного реформирования отрасли ОАО «РЖД», обеспечил достижение главных целей - рост устойчивости, безопасности и доступности перевозок, снижение транспортной нагрузки на экономику России, удовлетворение растущего спроса на перевозки.

На долю ОАО «РЖД» приходится 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны,

Вклад холдинга в формирование ВВП России составляет 1,7%, Деятельность компании обеспечивает 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, 1,6% численности занятых в народном хозяйстве, около 4% от общего объема капитальных вложений в экономику России.

Холдинг «РЖД» является одним из крупнейших инвесторов в экономику России, объем его капитальных вложений в развитие отрасли за период 2004-2016 гг. составил примерно 3,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

Компания является одним из наиболее надежных заемщиков на российском и зарубежном рынках капитала. ОАО «РЖД» имеет стабильные кредитные рейтинги на уровне не ниже суверенных.

Компания проводит активную работу по раскрытию информации, открыто взаимодействует с инвесторами. Устойчивое финансовое положение позволяет привлекать кредиты и займы на российском и международных рынках капитала на приемлемых условиях.

Холдинг активно участвует в деятельности международных транспортных организациях, в том числе в Международном союзе железных дорог, Совете по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Организации сотрудничества железных дорог. В настоящее время ОАО «РЖД» имеет зарубежные представительства в 11 странах мира.

ОАО «РЖД» относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок, удельным затратам топливно-энергетических ресурсов на перевозки.

Однако, растущая загруженность автомобильной инфраструктуры и объективный рост транспортной активности населения требует принятия системных и долгосрочных решений, которые позволят повысить эффективность железнодорожной системы в целом.

Развитие скоростных и высокоскоростных межрегиональных сообщений

Одним из инструментов повышения эффективности железнодорожного транспорта является развитие скоростных и высокоскоростных межрегиональных сообщений, которые призваны сблизить субъекты Российской Федерации.

Под скоростным движением понимается перевозка пассажиров со скоростями от 140 до 200 км/ч по модернизированным существующим линиям.

Под высокоскоростной магистралью понимают новую специализированную железнодорожную линию, предназначенную для поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч.

С декабря 2009 г. скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области.

Регулярно высокоскоростные поезда различных модификаций курсируют по следующим направлениям;

· «Сапсан» между Москвой - Санкт-Петербургом;

· «Аллегро» - между Санкт-Петербургом и Хельсинки;

· «Стриж» - между Москвой и Нижним Новгородом;

· «Ласточка» - между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, Москвой и Нижним Новгородом, в Сочинском регионе и др.

Ежегодно скоростные и высокоскоростные поезда ОАО «РЖД» перевозят свыше 3,2 млн пассажиров. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения в России определено «Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года».

В частности, в рамках программы предусмотрено создание сети скоростных линийпротяженностью более 7,5 тыс. км., и сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) протяженностью примерно 4,3 тыс. км.

Основными проектами ВСМ в ближайшие годы станут:

· Москва - Казань - Екатеринбург, протяженность 1 532 км;

· Москва - Санкт-Петербург, протяженность 659 км;

· Москва - Ростов-на-Дону - Адлер, протяженность 1 540 км.

Крупнейшим проектом в рамках реализации стратегии будет строительство первой в Россиивысокоскоростной пассажирской магистрали (ВСМ) Москва—Казань. В перспективе новая железная дорога может быть продлена до Екатеринбурга и в более отдалённой перспективе доПекина.

Общая протяженность магистрали составит 772 км. Длина участков трассы, по предварительным расчётам, составит: Москва — Владимир 200 км, Владимир — Нижний Новгород 215 км, Нижний Новгород — Чебоксары 235 км, Чебоксары — Казань 120 км.

На протяжении ВСМ планируется построить 795 искусственных сооружений, в их числе: три уникальных моста — через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру; 50 больших мостов общей протяжённостью 31 км; 78 средних мостов; 49 эстакад общей протяжённостью 77 км; 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных; 454 водопропускных трубопровода.

Максимальная скорость поездов может достигать 400 км. в час. Предусматривается возможность курирования по маршруту поездов «Сапсан», «Ласточка» и скоростных региональных электропоездов.

Строительство магистрали планируется начать в 2017 г., в 2019 г. начнутся работы по сертификации подвижного состава. В 2020 г. по магистрали должен пройти первый скоростной поезд, а в 2021 г. планируется начать штатную эксплуатацию скоростной магистрали.

Общая стоимость проекта строительства ВСМ, мостов, эстакад, железнодорожных путепроводов и других сооружений на ее протяжении оценивается в 19,2 млрд. долларов.

Строительство ВСМ будет иметь существенный синергетический социально-экономические эффект, в том числе за счет объединения существующих агломераций и региональных центров. Удаленные регионы автоматически становятся близкими пригородами крупнейших агломераций России.

Будут сформированы современные транспортные объединенные системы, так называемыеинтермодальные комплексы - «аэропорты - ВСМ - городской транспорт».

Развитие высокоскоростного движения послужит толчком для импорта прогрессивных зарубежных технологий, будет способствовать созданию новых высококвалифицированных рабочих мест.

Для реализации проектов по созданию ВСМ потребуется реализация стратегических направлений инновационного развития ОАО «РЖД», в том числе:

· совершенствование системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики;

· обновление инфраструктуры и подвижного состава;

· совершенствование системы управления и обеспечения безопасности движения поездов и снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

· повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств;

· повышение экономической эффективности деятельности компании;

· повышение энергетической эффективности деятельности компании;

· разработка и внедрение новых технологий по охране окружающей среды;

· совершенствование системы технического регулирования;

· внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий и др.

Современные тенденции развития российской и мировой экономик ставят перед холдингом «РЖД» новые задачи, решение которых должно внести существенный вклад в ускорение социально-экономического развития Российской Федерации, так и обеспечить устойчивое развитие Холдинга, повышение его международной конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.

Эти цели и задачи нашли свое отражение в «Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г.» определяет цели и задачи, ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, дает оценку эффективности реализации представленных мероприятий для общества и акционеров. Стратегическими целями компаниями на перспективу являются:

· увеличение масштаба транспортного бизнеса;

· повышение производственно-экономической эффективности;

· повышение качества работы и безопасности перевозок;

· глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;

· повышение финансовой устойчивости и эффективности и др.

Основные направления «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.»

В утвержденной Правительство РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.» и внесенным в нее корректировкам представлен комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог и др.

Уточненный вариант Стратегии разбит на два этапа: 2013—2020 (1-й этап) и 2021—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: консервативный, ориентированный на модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики, и инновационный,который опирается на усиление инвестиционной направленности экономического роста.

Согласно внесенным в документ изменениям, инвестиции в развитие сети железных дорог Россиидо 2030 г. по консервативному варианту планируются в размере 12,5 трлн руб., в том числе в период 2013-2020 гг. - 5,2 трлн руб. и в период 2021-2030 гг. - 7,3 трлн руб.

По инновационному сценарию запланировано 18,7 трлн руб. инвестиций. Из них 9 трлн руб. - на период 2013-2020 гг., и 9,7 трлн руб. - на период 2021-2030 гг.

Решение столь значимых и масштабных задач может быть реализовано на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающих концентрацию усилий и ресурсов государства, как акционера холдинга «РЖД», эффективное распределение рисков и ответственности за достижение поставленных целевых показателей.

Поэтому инвестиции на реализацию стратегического развития железнодорожного транспорта общего пользования по обоим сценариям м будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств ОАО «РЖД» и частных инвесторов.

Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км новых железных дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км, в зависимости от сценария — на втором этапе.

В случае успешной реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России к 2030 г. может достичь примерно 103 -108 тыс. км.

По консервативному варианту рост грузооборота железнодорожного транспорта общего пользования прогнозируется в объеме 3,05 трлн т-км, без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии.

По инновационному сценарию грузооборот железнодорожного транспорта вырастет в 1,5 раза и составит 3,3 трлн т-км.

Интенсивное развитие портовых мощностей в Северо-Западном регионе и на Юге России, а также увеличении объемов международной торговли приведет к росту объемов грузовых железнодорожных перевозок на подходах к Санкт-Петербургскому и Мурманскому железнодорожным узлам примерно в 1,5-2 раза, Северному Кавказу - в 2 раза.

Освоение ресурсной базы Полярного Урала, северной части Ямало-Ненецкого автономного округа приведет к росту перевозок на выходах из Урала и подходах к нему примерно в 1,2-1,4 раза.

Предполагается, что значение Кузбасса, как основного поставщика угля для внутренних нужд страны и на экспорт, будет способствовать росту железнодорожных перевозок примерно в 1,2-1,3 раза на выходах из Кузбасса на Запад и в 1,6 раза - на Восток.

Скорость доставки грузов по железнодорожным магистралям России к 2030 г. может возрасти примерно на 35% и по инновационному сценарию составит примерно 400 км в сутки.

Реализации положений стратегии будет способствовать формированию условий для устойчивого социально-экономического развития России, в том числе за счет:

· возрастания мобильности населения и оптимизации товаропотоков;

· снижения совокупных транспортных издержек экономики;

· повышения конкурентоспособности национальной экономики;

· укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны;

· обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.

Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, значительного роста внутреннего валового продукта и промышленного производства, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых регионов и создания промышленных центров.

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЭН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

Рад приветствовать Вас, уважаемые пользователи и любители железнодорожного транспорта. Тема статьи – протяженность железных дорог России. Что думаете по этому поводу? Когда-нибудь задавались подобным вопросом? Достигает ли протяженность ЖД в России высокого уровня?

Помните как в средней школе на уроке математики мы изучали задачки про движение транспорта с пункта А в пункт В, рассматривали все возможные решения задачи, анализировали каждое действие, и все данные в задаче, к этой теме можем с легкостью отнести протяженность. Да, довольно странное слово для новичка в сфере железнодорожного транспорта. Но здесь все элементарно просто. Протяженность – это всем известная длина, ширина и высота, определенной территории, она имеет свойство измеряется в разных формах.

Транспорт, пути и протяженность

Рельсовый транспорт в Российской Федерации можно назвать одним из крупнейших железнодорожных сетей по всему миру! Кроме этого, этот вид транспорта является одним из основных, благодаря работе железнодорожных машин, осуществляется ряд грузовых и пассажирских перевозок. В данной сфере задействовано около двух процентов трудоспособных граждан России. Известно, что на сегодняшний день на ЖД магистралях используется огромное количество транспорта. Только представьте – более 22 тысяч локомотивов, 890 тысяч грузовых вагонов, 26 тысяч пассажирских вагонов, а также более 15 тысяч электропоездов и дизель — поездов. Такие цифры уму не постижимы!

По состоянию на 2013 год длина железных путей России составляет 85,3 тыс. единиц. Общая продолжительность составляет следующий километраж — 121 тыс., и это сопутствует тому, что Россия занимает третье место, уступив лишь США и Китаю.

Весомую роль в железнодорожном транспорте РФ играет именно электрификация. Благодаря этой системе ЖД России занимает 2-е место в мире, после Китая, где электрифицированная длина рельсовых путей около 55,8 тыс. километров, и считается самой большой железной дорогой.

Электрификация – система работы на рельсовой магистрали с использованием электроподвижного состава, например электропоезда либо электровоза.

Назад в будущее!

Рельсовые пути пользовались популярностью еще в далеком 19 веке, когда они только зарождались на территории России. Первой железной дорогой является Царскосельская, с продолжительностью всего в каких-то 27 км, она расположилась неподалеку Царскосельского вокзала и села Царское. Знаете что-то об этом?

Великой славы познала Николаевская железная дорога, ее популярность припадает во времена позапрошлого века. Она была более развита, по сравнению с первыми путями. Протяженность Николаевской дороги на момент ее работы составляла 645 км. Со временем, были присоединены дополнительные линии. Про Николаевскую железную дорогу думаю, слышали многие!

По началу прошлого века было создано, наверное самую колоссальную железную дорогу того времени – Транссиб. При помощи этой дороги было соединено европейскую часть страны, также Урал с Дальним Востоком, ее длина составляет 9288,2 км, это уже далеко не 27 Царскосельских единиц!

В советский период, все железнодорожные территории были переданы в собственность государства. В итоге практически весь устаревший транспорт познал реконструкции, большинство дорог было переведено на тепловозною тягу, произошла замена рельсов, также установка автоматического регулирования поездами. Вывод — за времена советской власти железнодорожная сфера почувствовала на себе влияние максимального развития и совершенства. С 90-х годов состояние вокзалов ухудшилось в разы, строительство новых дорог остановилось. Но, после 2000-х развитие железнодорожной сферы резко пошла вверх.

По состоянию на 2030 год протяженность ЖД Российской Федерации должна составлять около 107,6 тыс. Но в случае, не выполнения определенных требований, шансы достичь желаемого результата будут равны нулю, и развитие рельсовой сферы останется на своем уровне без единых движений.

Наибольшей продолжительностью железных дорог в мире считается Американская железная дорога, которая составляет 293,6 тыс. км, и это состоянием на 2014 год. Что уж можно говорить о 2016, наверняка на протяжении двух лет, она понесла ряд изменений и корректив, стала более популярной и больше в размерах.

Продолжительность рельсовых путей РФ увеличивается в разы, разницу можно увидеть по годам с 2013 по 2014, отличие в течение всего одного года уже достигает 2 тыс. километров железнодорожных линий. С каждым годом длина железных магистралей России ожидается больше и больше в размерах.

А что Вы думаете о продолжительности железнодорожных путей всего мира, а не только о тройке стран-лидеров?! Состоянием на 2006 год, мировая протяженность железных дорог достигает 1,370,782 километра. Что уж говорить о мировой длине на сегодняшний день. Только представьте, сколько перемен произошло на протяжении 10 лет. В странах бывшего СССР состоянием на 1990 год, протяженность достигала 145,6 тыс. километров.

Я считаю, что протяженность всегда будет актуальна, не только в сфере рельсового транспорта, пусть это будет даже подсчет продолжительности береговой линии Черного моря. Эти знания о длине, ширине и высоте нам закладывают еще с детства, юношества. А потом мы задаемся вопросом, зачем нам предмет арифметики?! Неужели эти задачи по расчетам отреза и высоты пригодятся в будущем, ведь я хочу стать гуманитарием, и математические науки никакого отношения ко мне не имеют. Ответ назрел сам собой, — логика, быстрые подсчеты, дружба с числами и единицами всегда должны идти с нами в одну ногу, ведь та формула, которая так и осталась на странице учебника за 8 класс, а не в памяти, могла пойти нам на пользу именно сейчас, и, возможно, сыграла бы важную роль.

«Известна теория, много раз доказанная практикой, что сколь бы большое число людей уже не находилось в вагоне, всегда может войти еще один человек. Сначала одной ногой, потом двумя ногами, с курткой, зажатой между дверями, но войдет. Метод математической индукции доказывает: в вагон может зайти бесконечное количество людей. » — Китя Карлсон.

Хочу привести интересный пример. Что скажете о московском метро? Вы когда-нибудь задумывались о его длине, высоте, ширине, в общем, о протяженности? Его продолжительность может быть как эксплуатационная, так и развернутая. В чем же разница?! Эксплуатационная длина измеряется по оси главного пути, и составляет 292,9 километров, в то время как развернутая продолжительность путей – это сумма длин всех путей, развернутая продолжительность достигает 801,3 км. Московский метрополитен считается самым крупным по протяженности в России. Знали что-то об этом?

Хочу верить в то, что моя статья была достаточно поучительной и информативной, надеюсь, Вы узнали и нашли здесь, все то, в чем нуждались.

Спасибо за внимание! Всего наилучшего, до новых встреч!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх