Оформление на работу мужчин призывного возраста. Прием на работу и учет военнообязанных. Что делать отделу кадров

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность. Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам». Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках?

Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания - не в их числе. И это правильно! Специально для вас и всех, кто осознает важность этой функции для государства и ответственно относится к возложенной обязанности, расскажем о том, как правильно при приеме на работу вести воинский учет работника.

Работу специалиста по воинскому учету в любой организации можно условно разделить на три составные части: постановка на воинский учет вновь принятых на работу (заключивших трудовой договор) сотрудников; поддержание в актуальном состоянии сведении воинского учета на установленном и необходимом уровне; снятие работника с воинского учета при прекращении трудовых отношений. Отвечая на ваш вопрос, мы рассмотрим только первую, но наиболее сложную часть работы специалиста - постановку принятого работника на воинский учет.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе («призывники»);
  • граждане, пребывающие в запасе («военнообязанные»);
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Граждане последней категории ставятся на воинский учет по месту их пребывания, в том числе и в организации прохождения альтернативной гражданской службы, с 12 декабря 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности ) и от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе».

Принимая на работу граждан призывного возраста, нужно знать, что не все из них обязаны состоять на воинском учете. Некоторые призывники освобождены от исполнения воинской обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности ).

В большинстве случаев призывники освобождаются от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья на основании решения, принимаемого призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования (заключения ВВК). В этом случае им выдается военный билет, в котором в п. 6 раздела III указывается дата, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение - «Не годен к военной службе» с указанием категории годности гражданина к военной службе - «Д».

К «военнообязанным» относятся:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, ставятся на воинский учет по месту прохождения этой службы

  • граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким- либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ; далее - Методические рекомендации ).

Работники женского пола подлежат воинскому учету, только если они имеют военно-учетные специальности и профессии, перечень которых см. на .

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Процедуру постановки работника на воинский учет при приеме на работу можно разделить на несколько этапов.

Наша справка

Отметка об отношении к воинской обязанности представляет собой прямоугольный штамп размером 70х20 мм. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. При внесении штампа специальным принтером дополнительно указывается код подразделения сотрудника, осуществившего внесение штампа. Образцы штампов об отношении к воинской обязанности см. на .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 228 Министерству обороны РФ было поручено определить порядок воинского учета граждан (работников) по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден

Этап 1 Проверка документов

Шаг 1 Получение от работника документов воинского учета.

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ ).

Документами воинского учета являются:

1. Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство);

2. Для военнообязанных - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Шаг 2 Проверка документов воинского учета.

Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с. 13 в разделе «Воинская обязанность» ).

При проверке подлинности документов воинского учета и подлинности записей в них необходимо обратить внимание на соответствие данных документов паспортным данным гражданина, на наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях - на срок их действия. Формы этих документов, а также порядок их ведения и хранения установлены в Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, далее - Инструкция по воинскому учету ).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Основные положения обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по воинскому учету в мирное время по мобилизационной подготовке, в период мобилизации, военного положения, а также в военное время в виде извлечений из Закона о воинской обязанности и Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» размещены непосредственно на последних страницах документов воинского учета. В конце этих текстов отведено место для росписи работника за ознакомление со своими обязанностями и дата ознакомления. Поэтому, подробно разъяснив работнику его обязанности с учетом особенностей мобилизационного плана организации, рекомендуем вам проверить наличие личной подписи работника за ознакомление с ними, и в случае ее отсутствия попросить его расписаться и поставить дату ознакомления

При этом документы воинского учета должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц производятся только тушью черного цвета. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.

ПРИМЕР

Удостоверение «призывника» имеет обложку с изображением Герба РФ и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35x30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: .

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ:


ПОДРОБНЕЕ

В случаях отсутствия отметок на с. 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета вы обязаны направлять: офицеров запаса и призывников - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет структурных подразделений военного комиссариата, - в орган местного самоуправления. Форма такого направления в нормативных правовых актах не определена, поэтому вы можете разработать свою форму (пример 1 ) и внести ее в Сборник типовых и трафаретных текстов документов кадровой службы.

Кроме того, при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляйте их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета и устранения выявленных замечаний.

О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика». «Разъяснения экспертов».

1. Обязательно проверьте у военнообязанного запаса наличие в военном билете отметки о вручении ему мобилизационного предписания. Такая отметка в виде штампа размером 35x30 мм ставится в военном билете офицера запаса в п. 17 «Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний» на с. 15-22 (в военных билетах, изданных до 2000 г., - в п. 15 на с. 14-21), а в военном билете солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - в разделе VII «Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний» на с. 16-18.

ПРИМЕР

Мобилизационное предписание с двумя контрольными талонами к нему вклеивается в военном комиссариате на внутреннюю сторону задней обложки военного билета. На практике бывает, что штамп о выдаче мобилизационного предписания в военном билете стоит, а само предписание отсутствует. В такой ситуации нужно направить работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета (пример 2 ). 

2. Проверьте у военнообязанного наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил РФ, если в военном билете есть отметка о его вручении. Как правило, жетоны изымаются у военнообязанных при увольнении в запас и хранятся в структурных подразделениях военкоматов, однако могут быть случаи, когда жетон с личным номером вручается военнообязанному и в военном билете делается отметка о его вручении в разделе «Особые отметки».

Этап 2 Заполнение личной карточки работника

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по личным карточкам работников (унифицированная форма № Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (унифицированная форма № Т-2 ГС (МС)). Раздел II «Сведения о воинском учете» (далее - Раздел II ) личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу (примеры 3, 4, 5 ). Порядок заполнения Раздела II личных карточек работников (военнообязанных и призывников) определен Методическими рекомендациями.

При этом записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а записи в п. 7 и отметки о проведении последней сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) - простым карандашом.

Этап 3 Разъяснение обязанностей по воинскому учету

Специалист по воинскому учету обязан разъяснить работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и моблизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Да-да! Это тоже входит в ваши обязанности.

Этап 4 Направление сведений о принятых работниках в военный комиссариат

Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета структурных подразделений военных комиссариатов, руководители, ответственные за военно-учетную работу, должностные лица (работники) организаций обязаны направить в двухнедельный срок в структурные подразделения военкоматов и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу (пример 6 ).

ПРИМЕР 1

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата


ПРИМЕР 2

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения документов воинского учета


ПРИМЕР 3

Личная карточка работника на офицеров запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 4

Личная карточка работника на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 5

Личная карточка на граждан, подлежащих призыву на военную службу (фрагмент )


ПРИМЕР 6

Сведения о принятом работнике, подлежащем воинскому учету

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.11.2012, Год: 2012, Номер: №12

  • Кадровое делопроизводство

Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала - правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.
Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, документами воинского учета являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 9 Положения организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

На организацию-работодателя возложены, в частности, обязанности:
- по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона) (пп. "а" п. 30 Положения);
- по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету; по осуществлению контроля за их исполнением, а также информирования граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения);
- по информированию военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения);
- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения).
За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Из этого следует, что законодательство не ставит возможность заключения трудового договора в зависимость от соблюдения гражданином своих обязанностей по воинскому учету, но возлагает на работодателя обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует военный билет.

Такое уведомление составляется в произвольной форме.

Образец:

ООО «Альфа»

В военный комиссариат

_____________________

Доводим до Вашего сведения, что ООО «Альфа» заключило трудовой договор с Ивановым Иваном Ивановичем, _________ г. р., зарегистрированным по адресу: ___________________. Указанный гражданин при приме на работу не представил документ воинского учета, ссылаясь на отсутствие бланков военных билетов в военкомате.

Директор А.С. Львов

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Можно ли отказать в приеме на работу соискателю, который не предъявил документы воинского учета

И.И. Шкловец

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 21.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

Можно ли найти хорошую работу без военного билета? Согласно действующему законодательству, чтобы устроиться на работу заинтересованному лицу необходимо предъявить полный комплект документов, среди которых военный билет является ключевым.

Закон «О воинской обязанности» предполагает учет граждан, подлежащих призыву, а также мобилизацию людских ресурсов в случае военного положения. Прием на работу без военного билета официально невозможен!

Действия работодателя регулируются статьей 65 Трудового кодекса РФ, согласно которой человеку может быть отказано в официальной должности при отсутствии документа, подтверждающего его принадлежность к воинскому учету. К данным документам относятся военный билет или приписное свидетельство, которое выдается при в военкомате всем лицам старше 16 лет.

Если гражданин ранее безуспешно устраивался на работу, то лучше всего в анкете указать причину отказа, поскольку в дальнейшем она вскроется однозначно.

Важно ознакомиться

Во избежание каких — либо штрафных санкций со стороны государства, и работодателю и соискателю рекомендуется ознакомиться со следующими статьями Гражданского кодекса РФ:

  • в первой статье детально описаны обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • вторая раскроет некоторые понятия;
  • статья под номером 3 аргументированно пояснит юридическую основу армейской службы;
  • в седьмой статье приведен перечень мер, которые могут быть предъявлены как к работодателю, так и к соискателю, в случае официального трудоустройства без нужного документа.

Помимо Гражданского кодекса, деятельность организаций, касательно официального трудоустройства подлежащих призыву граждан, регулируется Постановлением под номером 719.

Военник и трудоустройство

Официальное трудоустройство невозможно по причине того, что все организации обязаны отчитываться перед военкоматами о сотрудниках, подлежащих воинской обязанности. Без военного билета или приписного свидетельства это будет неосуществимо. Поэтому эти документы входят в число обязательных при трудоустройстве. Копия военного билета примется организацией без проблем. Важен сам факт состояния на учете.

  • пожарную службу и прочее.

Подобное трудоустройство предполагает не просто наличие требуемых документов, но и прохождение службы в рядах вооруженных сил РФ.

После какого возраста военник не нужен

В действующем законодательстве указан возраст, по достижению которого мужчина перестает быть военнообязанным. На сегодняшний день — это 50 лет для гражданского населения, и 55 — 65 для военного контингента. Такой возрастной диапазон обусловлен званием и общим состоянием здоровья военнослужащего.

До пятидесятилетнего возраста для официальная работа предполагает обязательное наличие военника.

Постановление правительства под номером 719 предусматривает следующие документы, которые обязательно должны быть у каждого гражданина, подлежащего воинской обязанности:

  • удостоверение или приписное свидетельство (выдается призывникам при постановке на воинский учет);
  • военник или временное удостоверение в случае его утраты (выдается лицам, прошедшим армейскую подготовку).

Без военного билета не удастся получить официальную должность.

Статус призывника относится к гражданам мужского пола от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе по состоянию здоровья либо уже прошедшие воинскую службу. Остальные должны по меньшей мере раз в год посещать военный комиссариат по месту жительства для прохождения мероприятий, связанных с призывом на воинскую службу.

Если гражданин не подлежит призыву по состоянию здоровья, по итогам медкомиссии ему будет присвоена категория годности «В», и он будет зачислен в запас. Данное обстоятельство не освобождает его от обязанности предъявлять военный билет по требованию потенциального работодателя при официальном трудоустройстве.

Каждая организация обязана ежегодно предоставлять сведения в военкомат о сотрудниках, возраст которых составляет от 18 до 50 лет. В противном случае, на организацию будет наложена административная ответственность, в соответствии с седьмой статьей Гражданского кодекса РФ.

Некоторые детали процедуры оформления

При приеме на работу нового сотрудника, отдел кадров обязан в течение 14 дней оповестить военкомат об этом. При увольнении осуществляется такая же процедура. Можно ли обойтись без оригинала при оформлении? Обязательно нужно обращать внимание на некоторые страницы военника, которые обязательно должны быть заполнены:

  • страница, на которой прописано решение призывной комиссии;
  • данные о прохождении воинской обязанности (род войск, часть, дата демобилизации и прочее);
  • записи о присвоенных званиях, наградах и о полученных травмах;
  • данные о пребывании гражданина в запасе и о его присутствии на обязательных сборах с целью переподготовки;
  • антропометрические сведения о гражданине;
  • даты и соответствующие отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Помимо этого, в военном билете обязательно должны стоять серия и номер, по которым можно определить его подлинность.

Санкции для работодателя

Отсутствие действующего военника является законным основанием работодателя для отказа в официальном трудоустройстве, что предусмотрено в статье 65 ТК. Это влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных зарплат, уровень которых устанавливается законодательной властью. Также в данной статье оговорено, что работодатель не имеет права не взять на работу человека безосновательно. Эта мера исключает возможность ущемления массовых и религиозных меньшинств.

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет. Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации. Разберемся, возможен ли прием на работу без военного билета, зачем он нужен и кто обязан его предъявлять. Также из этой статьи вы узнаете, что грозит работодателю за трудоустройство работника без этого документа.

Нужен ли военный билет при приеме на работу

В ст. 65 закреплена необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве. При отсутствии этого документа у соискателя работодатель вправе отказаться нанимать его на работу.

Какие документы должны предоставить лица в запасе, а какие - подлежащие призыву

Согласно ст. 65 ТК РФ, документы воинского учета делятся на 2 вида. Лица, подлежащие призыву на военную службу, должны предоставлять работодателю приписные свидетельства. При приеме на работу военнообязанного работодатель должен требовать военный билет либо временное свидетельство, выданное вместо него.

Зачем нужен документ призывника

Одна из обязанностей каждого работодателя - передавать сведения в военкомат о приеме на работу гражданина РФ. Это необходимо для проверки его постановки на воинский учет. Соответствующее требование закреплено в п. 23 «Положения о воинском учете» . Без документа призывника выполнить такое условие невозможно.

Вся информация о сотрудниках подлежащих учету должна быть представлена в военкомат в течение 2-х недель с момента заключения трудового договора. В противном случае работодатель понесет ответственность в соответствии с ч.3 ст.№21.4 КоАП.

О сотрудниках какого возраста работодатель обязан информировать военкомат

Состоять на воинском учете должны лица, которым от 18 до 50 лет. Если возраст нового сотрудника находится в этом диапазоне, работодатель обязан предоставить данные о нем в военный комиссариат.

Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными

Важная информация

При приеме на работу соискатель вместо военного билета может принести справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст. 38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Согласно закону, воинскому учету подлежат лица трех категорий:

  1. Призывники - это мужчины от 18 до 27 лет, не прибывающие в запасе и обязанные становиться на воинский учет.
  2. Военнообязанные - все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, кроме тех, кто признан негодным к службе по состоянию здоровья.
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Невоеннообязанными являются молодые люди до 18 лет и мужчины старше 50 лет. Также некоторые лица призывного возраста освобождаются от исполнения воинского долга по состоянию здоровья.

В п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности указано, что соответствующее решение принимает призывная комиссия на основании результатов медицинского освидетельствования. В таких случаях выдаются военные билеты категории «Д» с отметкой «не годен к военной службе».

Невоеннообязанными являются и все женщины. Исключение - те из них, кто имеет военно-учетные профессии и специальности.

Можно ли вместо оригинала предъявить копию

Если у нового работника нет на руках оригинала военного билета, он вправе предоставить копию этого документа.

Какие страницы и сведения должна содержать копия

В копии военного билета обязательно должны быть серия и номер документа, номер части, где проходила служба. Также необходимо копировать страницы, где содержатся следующие данные:

  • решение, принятое призывной комиссией;
  • записи о прохождении службы и демобилизации;
  • присвоенное звание, перечисление полученных наград, контузий;
  • информация о том, что лицо находится в запасе или на военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военного билета

В России нет закона, который категорически запрещает трудоустройство без военного билета. Одновременно отсутствие этого документа служит основанием для отказа в приеме на работу.

Если работнику отказано в трудоустройстве по причине отсутствия военного билета, то проблему можно разрешить двумя способами:

  • обратившись в трудовую инспекцию или сразу в суд;
  • получив военный билет, приписное удостоверение.

Оптимальным вариантом является именно второй. Так как наличие военного билета является важным фактором не только при устройстве на работу.

Закон гласит, что каждый работодатель должен уведомлять военкомат о трудоустройстве и увольнении лиц, подлежащих воинскому учету. При несоблюдении этого требования руководитель или должностное лицо организации подпадает под административную ответственность. Наказание - штраф от 300 руб. до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Проверить, состоит ли человек на воинском учете, без военного билета нельзя. Поэтому работодатель должен требовать его при трудоустройстве.

Если у вас есть вопросы относительно приема на работу военнообязанного, пишите в комментариях



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх