Отравление загрязнение или иная. Порча земли. Последствия загрязнения почвы

За нарушение земельного законодательства, в результате которого причиняется вред землям, охраняемым законом правам и интересам субъектов, использующих эти земли, к юридическим лицам и гражданам применяются меры гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере. Возмещение убытков как мера гражданско - правовой ответственности наступает при наличии таких условий: 1. противоправность поведения лица; 2. наличие вреда; 3. вина правонарушителя; 4. причинная связь между противоправным поведением (действия, бездействие) и наступившими негативными последствиями.
Так, убытки, причиненные нарушением земельного законодательства, являются разновидностью убытков, установленных ГК РФ. Так, реальный ущерб, т.е. утрата или повреждение имущества, применительно к земле может выражаться в порче земель, невозможности ее использования по целевому назначению, несении затрат на восстановление прежнего состояния земельного объекта и т.д. Под неполученным доходом из-за неиспользования (использования в полной мере) (упущенной выгодой) понимается, например, стоимость сельскохозяйственной продукции, которую мог бы получить потерпевший, если бы его имущественные права не были нарушены.
Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении же вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ, обоснованные расчеты которых необходимо представить в суд.
Следует отметить, что размер причиненных земле убытков исчисляется в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками (например, определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Письмом Минприроды России от 27.12.1993 г. N 04-25/61-5678), в остальных - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду.
Возмещение причиненного вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшего юридического лица или гражданина (незначительная часть исков), а также органов госземконтроля и прокуратуры (основная масса исков). Органы контроля вправе беспошлинно обращаться в суд или арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства. Они предъявляют иски в том случае, когда потерпевший не принимает мер по взысканию ущерба, причиненного его земельному участку другими лицами, либо если вред земле нанесен нарушением, совершенным самим собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором участка.

Внимание! В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Освобождение от возмещения причиненного вреда возможно лишь при условии приведения за счет своих собственных средств испорченных (загрязненных, захламленных) земель в первоначальное состояние.
В и статьи 76 ЗК РФ говорится об обязанности виновного лица устранить допущенное земельное правонарушение, иначе возместить вред в натуре. Так, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет
Отметим, что порчу земель можно определить как частичное или полное разрушение плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, как утрату плодородного слоя или ухудшение его физических или биологических свойств, а также снижение природно - хозяйственной ценности земель. Порча земель может выражаться, например, в виде захламления (размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, битое стекло, строительный мусор, древесные остатки и др.)), загрязнения (например, химическими веществами), засоления, подтопления, заболачивания, иссушения, переуплотнения и иных видов негативного воздействия человека на земли (почвы), например, самовольное занятие и/или строительство на таком земельном участке. Порча земли может осуществляться путем механического воздействия, например, сносом плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнением мероприятий по рекультивации земель, при рытье канав, проезде тяжелого транспорта, ведущего к повреждению плодородного слоя земли.
Межевые знаки устанавливаются в результате определения на местности и юридического оформления границ земельных участков. В результате земельного правонарушения межевые знаки могут быть уничтожены - выкопаны, повалены, подрублены и т.д.
В дополнение ко всему вышесказанному: вред землям нередко причиняется источником повышенной опасности. Согласно ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, атомной энергии, сильнодействующих ядов и т.п.; строительная и иная, связанная с нею деятельность, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Таким образом, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется виновным лицом или за его счет добровольно, либо суд с согласия сторон своим решением обязывает ответчика возместить вред в натуре за счет его сил и средств.
Подтверждением причиненного вреда земельным участкам может являться топографическая съемка земельного участка, свидетельские показания, фото-, видеоматериалы, земельная экспертиза, акт обследования земельного участка, акт проверки и т.д.

Тематика вопросов

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб Административные споры. Консультации юриста Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Авторское право. Консультации юриста Административная ответственность. Консультации юриста Алименты.Консультации юриста Аренда. Консультации юриста Банкротство. Консультации Юриста Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста Военная служба. Консультации юриста Госпошлина. Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Договор долевого участия. Консультации юриста Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста Жилищные вопросы. Консультации юриста Займы и кредиты. Консультации юриста Защита прав потребителей. Консультации юриста Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Земельное законодательство. Консультации юриста

Статья 8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; и уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которое, в свою очередь, в настоящее время влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данные правонарушения посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Объектами названных правонарушений выступают сельскохозяйственные и иные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, в т.ч.: 1) земли сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства; научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства; 2) земли населенных пунктов; 3) земли, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.; 4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного и водного фондов, а также земли запаса.

Обычно снятие или перемещение плодородного слоя почвы производится в процессе рекультивации почвенного слоя. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" было определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы наступает независимо повлекли эти действия опасные последствия или нет.

Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятия "порча земли". Лишь в п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1\404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующиеся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Характеристика данного правонарушения дополнена в Приложении N 1 к Инструкции Минприроды от 25.05.1994 г. "По организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" . В нем под порчей и уничтожением плодородного слоя понимается и изменение качественных характеристик, произошедших в результате нарушения правил обращения с химическими и биологическими веществами, в тех случаях, когда плодородный слой не возможно восстановить либо для его восстановления требуется значительное время.

По данным Главного управления природных ресурсов Саратовской области, основными загрязнителями земель являются предприятия нефтедобывающей промышленности. Это, по мнению экологов, связано со значительным износом трубопроводов и оборудования, их несвоевременным ремонтом. Только за 2001 г. на объектах нефтегазового комплекса произошло 19 аварий, общая площадь загрязнения земель нефтепродуктами составила 2,75 га, ущерб окружающей среде - 2982,4 тыс. рублей.

Порча земель, используемых в сельском и лесном хозяйстве, агрохимикатами связано с увеличением их содержания свыше предельных или ориентировочно-допустимых концентраций в почве.

Следует отметить также, что отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными веществами, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст. 254 УК РФ. Конечно, если вред от преступления причинен здоровью человека, то вопросов не возникает, а если окружающей среде, то тогда можно говорить о коллизии правовых норм, которая в предыдущей редакции КоАП РСФСР решалась, таким образом, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные им, наступала в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекли за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Действовал принцип преобладания уголовного закона над административным в случае их коллизии. На сегодняшний день, после вступления в силу нового КоАП РФ, проблема коллизии норм уголовного и процессуального права законодательно не урегулирована. По данному вопросу в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в п. 13 суд указал, что при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. Таким образом, поскольку способ совершения административного проступка и уголовного преступления одинаков, то основным критерием их разграничения является размер ущерба. При совершении административного проступка - порчи земли, вред должен быть незначительным, то есть "испорченный земельный участок остается пригодным для его использования, например в сельскохозяйственном производстве, но был переведен из более ценной категории в менее ценную" .

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Навигация по записям


1. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.
Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией, ГК, ЗК, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, ее субъектов, министерствами и ведомствами.
2. Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
3. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в комментируемой статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).
За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6 - 8.11 КоАП).
К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".

4. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная, поэтому для установления состава преступления необходимо обратиться к правилам обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами. Они изложены в указанных выше правовых актах и других подзаконных нормативных актах, таких как, например, Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их хранении, применении и транспортировке, утвержденные Приказом МПР России от 20.12.95 N 521.
5. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.
Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247). Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.
6. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 N 04-25/61-5678.
7. Размер вреда природной среде рассчитывается по методикам, указанным в коммент. к ст. 250.
О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247.
8. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.
9. Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Об ответственности должностных лиц и лиц, наделенных управленческими полномочиями в негосударственных организациях, см. в коммент. к ст. 249 - 252.

Статья 254. Порча земли. 1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 254
1. Объект преступления - экологическая безопасность в сфере пользования (осуществление хозяйственной или иной деятельности) землей как составляющей окружающей среды.
2. Предмет преступления - земля, т.е. в данном случае ее поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Вид земли, ее назначение (сельскохозяйственные земли, земли лесного фонда, земли, на которых расположены промышленные объекты) для квалификации рассматриваемого преступления значения не имеют.
3. В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г. земля является природным объектом, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. При этом устанавливается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты также решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
4. Нарушение указанных приоритетов может повлечь за собой ограничение и даже прекращение прав на землю (постоянное бессрочное пользование, аренда, безвозмездное срочное пользование земельным участком). Так, ст. 45 ЗК РФ в числе оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком называет такие основания, как использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.
5. Объективная сторона преступления характеризуется: а) деянием - действием или бездействием (отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке), б) последствием (причинение вреда здоровью человека или окружающей среде) и в) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.
6. Указанные разновидности порчи земли определяются подзаконными нормативными актами. Так, под отравлением земли понимается заболевание ее плодородного слоя в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности, делающее невозможным дальнейшее использование земли. Под загрязнением - ухудшение ее качества в результате той же деятельности, проявляющееся, например, в увеличении (появлении) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их фоновыми значениями или на начало сравниваемого периода. Под иной порчей земли - ее захламление, засоление, заражение. Захламление земли - это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки). Засоление земли - повышение в ней содержания легкорастворимых в воде минеральных солей (хлориды, сульфаты, карбонаты натрия, кальция и магния) и перевод земли в одну из следующих категорий почв: солончаки (сильно засоленные), солончаковые (менее засоленные) и солонцы (засоленные ниже пахотного слоя). Заражение земли заключается в привнесении в нее возбудителей бактериальных, паразитических, инфекционных и иных заболеваний (см. приложение к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г.).
7. В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 254 уголовная ответственность за порчу земли наступает в результате проникновения в нее вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с соответствующими веществами. При этом хозяйственной деятельностью является любая деятельность народнохозяйственного значения (промышленная, сельскохозяйственная и т.д.), а иной - любые другие виды деятельности (военная, научная и т.д.).
8. Правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке определяются в ряде законодательных и подзаконных нормативных актах (см.: Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 2002 г., Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" 1997 г., Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная Приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г., и др.).
9. Удобрения - это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в сельском хозяйстве и рыбоводстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов.
10. Стимулятор роста растений - природные или синтетические вещества, позитивно влияющие на рост растений путем ускорения деления их клеток или растяжения клеток в длину.
11. Ядохимикаты - это пестициды, под которыми Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" 1997 г. понимает химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Федеральный закон предусматривает государственную регистрацию пестицидов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и регистрацию пестицидов, дает разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации. Этот Закон устанавливает также регламент применения пестицидов, т.е. обязательные требования к условиям и порядку их применения.
12. Под иными опасными химическими или биологическими веществами понимаются вещества, не относящиеся к удобрениям, стимуляторам роста растений, ядохимикатам, но также используемые в сельском хозяйстве для иных целей, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде (например, различного вида кормовые добавки).
13. Диспозиция ч. 1 ст. 254 дает исчерпывающий перечень правил обращения с указанными вредными веществами, нарушение которых образует состав данного преступления. Это правила их хранения, использования и транспортировки.
14. Под обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами понимается любая деятельность в отношении указанных веществ при их транспортировке, хранении и использовании (содержание последних было раскрыто при характеристике уголовно-правового запрета, предусмотренного ст. 247 УК РФ, - см. комментарий к этой статье).
15. Вред здоровью человека (применительно к ч. 1 ст. 254 УК) - это причинение лишь легкого (умышленного) вреда (ст. 115). Причинение при этом средней тяжести или тяжкого вреда (ст. 111 и 112) требует дополнительной квалификации.
16. Причинение вреда окружающей среде (существенный экологический вред) понимается так же, как в ст. 247 УК. Это возникновение (в данном случае вследствие нарушения правил обращения с вредными для окружающей среды веществами) заболеваний и гибель водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожение рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовая гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, генетического фонда животных и растений. Признание наличия такого последствия зависит также от экологической ценности поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности, уровня деградации земель и т.п. (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения").
17. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены обязанности соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
18. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.
19. Часть 2 ст. 254 предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации. Эти экологические понятия понимаются так же, как в ст. 247 УК РФ.
20. Часть 3 ст. 254 конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека. Неосторожная вина в этом случае возможна в виде как легкомыслия, так и небрежности. В целом субъективная сторона особо квалифицированного состава данного преступления характеризуется либо только неосторожной виной (в случае если психическое отношение к деянию, образующему основной и квалифицированный составы также характеризуется неосторожной виной), либо двойной формой вины (когда основной или квалифицированный составы характеризуются умышленной виной). Оговорка о двойной форме вины не распространяется на фактическое исполнение особо квалифицированного состава в виде порчи земли, повлекшее причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 254), так как это последствие поглощается причинением смерти человека.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх