Памятка военнообязанным при поступлении на работу. Допускается ли прием на работу без военного билета? А что за это будет

Документы воинского учёта часто запрашиваются сотрудниками кадрового отдела предприятий, учреждений и организаций при нового работника.

Следует отметить, что эти документы (военный билет для уволенных в запас или приписное удостоверение для лиц, подлежащих призыву) относятся к обязательным для предъявления, хотя их и не всегда желает предъявлять работник, претендующий на вакантное место.

Согласно Положению под номером 719, разработанному Министерством обороны, каждая организация или предприятие обязаны вести учёт сотрудников, которые являются военнообязанными гражданами РФ.

Необходимость вести такой учёт и является основанием для запроса упомянутых документов . О необходимости предъявлять специальные военные лицам, находящимся в призывном возрасте, прямо говорит 65-я статья Трудового кодекса.

Если сотрудник отказывается предъявить приписное удостоверение или военный билет, работодатель имеет законное право отказать ему в приёме на работу. Но при этом отсутствие документа не может указываться в качестве причины отказа (данный момент обозначен в нескольких судебных решениях, например, Вилюйского районного суда, принятого в декабре 2011 года под номером 2-959/2011).

То есть, если работодатель решит принять сотрудника на вакантное место без соответствующего военного документа, он может это сделать.

Но при этом с него не снимается ответственность перед военным комиссариатом согласно КоАП (статья номер 21.4, часть третья). А сотрудники кадрового отдела обязаны уведомить местный военный комитет о допущенном нарушении. На эту обязанность прямо указывает упомянутое Положение Министерства обороны.

Кроме того, за не предъявление военных документов работодатель не имеет права применять .

Поэтому, если допускается такой компромисс при приёме сотрудника на работу, необходимо ещё до подписания выяснить причину отсутствия документов. И затем порекомендовать восстановить их для предъявления по месту работы. Например, работник мог потерять документы, и в этом нет никакого злого умысла. Для восстановления ему необходимо обратиться в военный комитет по месту постоянной прописки и получить дубликат билета или удостоверения. И только после этого работодатель может заключать трудовой контракт, не допуская должностного нарушения.

Законодательный парадокс заключается в отсутствии военного билета или удостоверения в перечне обязательных для принятия на работу документов для всех категорий работников (перечень утверждён отдельным Постановлением правительства и отображён в 65-й статье ТК), что и даёт повод некоторым работодателям (например, занятым предпринимательской деятельностью) принять сотрудника без воинских документов.

Наказание за нарушения

В Положении об учёте военнообязанных граждан прямо указывается на сроки уведомления местного военного комитета (в пункте номер 32). Работодатель в течение четырнадцати дней с момента направляет необходимые сведения в военный комитет.

За этот же срок положено уведомить о допущенных руководителем нарушениях.

Согласно КоАп (статья номер 21.4) налагаются на руководство организации или предприятия. Руководители выплачивают штраф в размере от трёх до десяти минимальных размеров оплаты труда (), установленных правительством в текущем году. С января 2016 года один МРОТ - это сумма в размере 6 204 рублей.

На каких работах билет обязателен?

Некоторые профессии требуют особой физической подготовки и прохождения службы в вооружённых силах. Например, такие требования выдвигаются для пожарных, спасателей, . Также многие государственные учреждения и организации требуют прохождения срочной службы в армии, а военные документы обязательно предъявляются при приёме на работу.

Теоретически не предъявлять их могут лица, возраст которых больше призывного максимума в 28 лет (для рядовых) или в 50 лет (для офицеров). А предъявление обязательно для граждан в возрасте от 18 лет.

Но по факту нахождение в запасе не освобождает от необходимости предъявления военных документов в большинстве случаев трудоустройства (например, человек не является годным к службе, в его военный билет поставлена специальная отметка, а затем он выдан на руки и предъявляется по месту требования).

Также на факт негодности к службе указывает специальная отметка в паспорте.

А поскольку этот документ всегда предоставляется работником при заключении трудового контракта, и, учитывая перечень документов в 65-й статье ТК, не предъявление военных документов не может считаться нарушением для лиц, не подлежащих призыву.

Единственная причина для их предоставления - это получение полных сведений о работнике (работодатель должен быть уверен, что этот работник не является военнообязанным; также он должен отправить сведения о работнике в местный военкомат).

Где и как получить военные документы?

Военные билеты выдаются только при определённых обстоятельствах:

  • гражданин признан негодным к прохождению военной службы, например, ;
  • гражданин прошёл срочную службу;
  • гражданином было окончено военное учебное заведение.

Если мужчина не был призван до 27 лет, он автоматически причисляется к запасникам (ФЗ номер 53, 52-я статья, пункт первый). С этого момента он также может получить военный документ на руки.

Для этого необходимо явиться в местный военный комитет и получить направление на медицинский осмотр. После чего пишется объяснительная (если причины не связаны с отсрочкой), и предоставляется пакет документов, необходимый для оформления билета.

Он формируется:

  • из паспорта;
  • из ксерокопии его второй, третьей и пятой страницы;
  • из фотографии для билета размером три на четыре сантиметра (без уголка для печати);
  • из водительского удостоверения, если таковое имеется;
  • из документов о полученном образовании.

После чего комиссия принимает решение о зачислении в запас. Билет выдаётся в течение десяти дней с момента принятия решения согласно Приказу Министерства обороны под номером 400, изданному в октябре 2007 года.

Лица, подлежащие призыву, вместо военного билета предъявляют по месту требования только приписные удостоверения.

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность. Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам». Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках?

Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания - не в их числе. И это правильно! Специально для вас и всех, кто осознает важность этой функции для государства и ответственно относится к возложенной обязанности, расскажем о том, как правильно при приеме на работу вести воинский учет работника.

Работу специалиста по воинскому учету в любой организации можно условно разделить на три составные части: постановка на воинский учет вновь принятых на работу (заключивших трудовой договор) сотрудников; поддержание в актуальном состоянии сведении воинского учета на установленном и необходимом уровне; снятие работника с воинского учета при прекращении трудовых отношений. Отвечая на ваш вопрос, мы рассмотрим только первую, но наиболее сложную часть работы специалиста - постановку принятого работника на воинский учет.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе («призывники»);
  • граждане, пребывающие в запасе («военнообязанные»);
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Граждане последней категории ставятся на воинский учет по месту их пребывания, в том числе и в организации прохождения альтернативной гражданской службы, с 12 декабря 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности ) и от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе».

Принимая на работу граждан призывного возраста, нужно знать, что не все из них обязаны состоять на воинском учете. Некоторые призывники освобождены от исполнения воинской обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности ).

В большинстве случаев призывники освобождаются от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья на основании решения, принимаемого призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования (заключения ВВК). В этом случае им выдается военный билет, в котором в п. 6 раздела III указывается дата, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение - «Не годен к военной службе» с указанием категории годности гражданина к военной службе - «Д».

К «военнообязанным» относятся:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, ставятся на воинский учет по месту прохождения этой службы

  • граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким- либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ; далее - Методические рекомендации ).

Работники женского пола подлежат воинскому учету, только если они имеют военно-учетные специальности и профессии, перечень которых см. на .

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Процедуру постановки работника на воинский учет при приеме на работу можно разделить на несколько этапов.

Наша справка

Отметка об отношении к воинской обязанности представляет собой прямоугольный штамп размером 70х20 мм. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. При внесении штампа специальным принтером дополнительно указывается код подразделения сотрудника, осуществившего внесение штампа. Образцы штампов об отношении к воинской обязанности см. на .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 228 Министерству обороны РФ было поручено определить порядок воинского учета граждан (работников) по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден

Этап 1 Проверка документов

Шаг 1 Получение от работника документов воинского учета.

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ ).

Документами воинского учета являются:

1. Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство);

2. Для военнообязанных - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Шаг 2 Проверка документов воинского учета.

Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с. 13 в разделе «Воинская обязанность» ).

При проверке подлинности документов воинского учета и подлинности записей в них необходимо обратить внимание на соответствие данных документов паспортным данным гражданина, на наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях - на срок их действия. Формы этих документов, а также порядок их ведения и хранения установлены в Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, далее - Инструкция по воинскому учету ).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Основные положения обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по воинскому учету в мирное время по мобилизационной подготовке, в период мобилизации, военного положения, а также в военное время в виде извлечений из Закона о воинской обязанности и Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» размещены непосредственно на последних страницах документов воинского учета. В конце этих текстов отведено место для росписи работника за ознакомление со своими обязанностями и дата ознакомления. Поэтому, подробно разъяснив работнику его обязанности с учетом особенностей мобилизационного плана организации, рекомендуем вам проверить наличие личной подписи работника за ознакомление с ними, и в случае ее отсутствия попросить его расписаться и поставить дату ознакомления

При этом документы воинского учета должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц производятся только тушью черного цвета. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.

ПРИМЕР

Удостоверение «призывника» имеет обложку с изображением Герба РФ и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35x30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: .

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ:


ПОДРОБНЕЕ

В случаях отсутствия отметок на с. 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета вы обязаны направлять: офицеров запаса и призывников - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет структурных подразделений военного комиссариата, - в орган местного самоуправления. Форма такого направления в нормативных правовых актах не определена, поэтому вы можете разработать свою форму (пример 1 ) и внести ее в Сборник типовых и трафаретных текстов документов кадровой службы.

Кроме того, при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляйте их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета и устранения выявленных замечаний.

О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика». «Разъяснения экспертов».

1. Обязательно проверьте у военнообязанного запаса наличие в военном билете отметки о вручении ему мобилизационного предписания. Такая отметка в виде штампа размером 35x30 мм ставится в военном билете офицера запаса в п. 17 «Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний» на с. 15-22 (в военных билетах, изданных до 2000 г., - в п. 15 на с. 14-21), а в военном билете солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - в разделе VII «Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний» на с. 16-18.

ПРИМЕР

Мобилизационное предписание с двумя контрольными талонами к нему вклеивается в военном комиссариате на внутреннюю сторону задней обложки военного билета. На практике бывает, что штамп о выдаче мобилизационного предписания в военном билете стоит, а само предписание отсутствует. В такой ситуации нужно направить работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета (пример 2 ). 

2. Проверьте у военнообязанного наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил РФ, если в военном билете есть отметка о его вручении. Как правило, жетоны изымаются у военнообязанных при увольнении в запас и хранятся в структурных подразделениях военкоматов, однако могут быть случаи, когда жетон с личным номером вручается военнообязанному и в военном билете делается отметка о его вручении в разделе «Особые отметки».

Этап 2 Заполнение личной карточки работника

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по личным карточкам работников (унифицированная форма № Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (унифицированная форма № Т-2 ГС (МС)). Раздел II «Сведения о воинском учете» (далее - Раздел II ) личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу (примеры 3, 4, 5 ). Порядок заполнения Раздела II личных карточек работников (военнообязанных и призывников) определен Методическими рекомендациями.

При этом записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а записи в п. 7 и отметки о проведении последней сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) - простым карандашом.

Этап 3 Разъяснение обязанностей по воинскому учету

Специалист по воинскому учету обязан разъяснить работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и моблизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Да-да! Это тоже входит в ваши обязанности.

Этап 4 Направление сведений о принятых работниках в военный комиссариат

Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета структурных подразделений военных комиссариатов, руководители, ответственные за военно-учетную работу, должностные лица (работники) организаций обязаны направить в двухнедельный срок в структурные подразделения военкоматов и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу (пример 6 ).

ПРИМЕР 1

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата


ПРИМЕР 2

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения документов воинского учета


ПРИМЕР 3

Личная карточка работника на офицеров запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 4

Личная карточка работника на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 5

Личная карточка на граждан, подлежащих призыву на военную службу (фрагмент )


ПРИМЕР 6

Сведения о принятом работнике, подлежащем воинскому учету

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.11.2012, Год: 2012, Номер: №12

  • Кадровое делопроизводство

Можно ли найти хорошую работу без военного билета? Согласно действующему законодательству, чтобы устроиться на работу заинтересованному лицу необходимо предъявить полный комплект документов, среди которых военный билет является ключевым.

Закон «О воинской обязанности» предполагает учет граждан, подлежащих призыву, а также мобилизацию людских ресурсов в случае военного положения. Прием на работу без военного билета официально невозможен!

Действия работодателя регулируются статьей 65 Трудового кодекса РФ, согласно которой человеку может быть отказано в официальной должности при отсутствии документа, подтверждающего его принадлежность к воинскому учету. К данным документам относятся военный билет или приписное свидетельство, которое выдается при в военкомате всем лицам старше 16 лет.

Если гражданин ранее безуспешно устраивался на работу, то лучше всего в анкете указать причину отказа, поскольку в дальнейшем она вскроется однозначно.

Важно ознакомиться

Во избежание каких — либо штрафных санкций со стороны государства, и работодателю и соискателю рекомендуется ознакомиться со следующими статьями Гражданского кодекса РФ:

  • в первой статье детально описаны обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • вторая раскроет некоторые понятия;
  • статья под номером 3 аргументированно пояснит юридическую основу армейской службы;
  • в седьмой статье приведен перечень мер, которые могут быть предъявлены как к работодателю, так и к соискателю, в случае официального трудоустройства без нужного документа.

Помимо Гражданского кодекса, деятельность организаций, касательно официального трудоустройства подлежащих призыву граждан, регулируется Постановлением под номером 719.

Военник и трудоустройство

Официальное трудоустройство невозможно по причине того, что все организации обязаны отчитываться перед военкоматами о сотрудниках, подлежащих воинской обязанности. Без военного билета или приписного свидетельства это будет неосуществимо. Поэтому эти документы входят в число обязательных при трудоустройстве. Копия военного билета примется организацией без проблем. Важен сам факт состояния на учете.

Подобное трудоустройство предполагает не просто наличие требуемых документов, но и прохождение службы в рядах вооруженных сил РФ.

После какого возраста военник не нужен

В действующем законодательстве указан возраст, по достижению которого мужчина перестает быть военнообязанным. На сегодняшний день — это 50 лет для гражданского населения, и 55 — 65 для военного контингента. Такой возрастной диапазон обусловлен званием и общим состоянием здоровья военнослужащего.

До пятидесятилетнего возраста для официальная работа предполагает обязательное наличие военника.

Постановление правительства под номером 719 предусматривает следующие документы, которые обязательно должны быть у каждого гражданина, подлежащего воинской обязанности:

  • удостоверение или приписное свидетельство (выдается призывникам при постановке на воинский учет);
  • военник или временное удостоверение в случае его утраты (выдается лицам, прошедшим армейскую подготовку).

Без военного билета не удастся получить официальную должность.

Статус призывника относится к гражданам мужского пола от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе по состоянию здоровья либо уже прошедшие воинскую службу. Остальные должны по меньшей мере раз в год посещать военный комиссариат по месту жительства для прохождения мероприятий, связанных с призывом на воинскую службу.

Если гражданин не подлежит призыву по состоянию здоровья, по итогам медкомиссии ему будет присвоена категория годности «В», и он будет зачислен в запас. Данное обстоятельство не освобождает его от обязанности предъявлять военный билет по требованию потенциального работодателя при официальном трудоустройстве.

Каждая организация обязана ежегодно предоставлять сведения в военкомат о сотрудниках, возраст которых составляет от 18 до 50 лет. В противном случае, на организацию будет наложена административная ответственность, в соответствии с седьмой статьей Гражданского кодекса РФ.

Некоторые детали процедуры оформления

При приеме на работу нового сотрудника, отдел кадров обязан в течение 14 дней оповестить военкомат об этом. При увольнении осуществляется такая же процедура. Можно ли обойтись без оригинала при оформлении? Обязательно нужно обращать внимание на некоторые страницы военника, которые обязательно должны быть заполнены:

  • страница, на которой прописано решение призывной комиссии;
  • данные о прохождении воинской обязанности (род войск, часть, дата демобилизации и прочее);
  • записи о присвоенных званиях, наградах и о полученных травмах;
  • данные о пребывании гражданина в запасе и о его присутствии на обязательных сборах с целью переподготовки;
  • антропометрические сведения о гражданине;
  • даты и соответствующие отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Помимо этого, в военном билете обязательно должны стоять серия и номер, по которым можно определить его подлинность.

Санкции для работодателя

Отсутствие действующего военника является законным основанием работодателя для отказа в официальном трудоустройстве, что предусмотрено в статье 65 ТК. Это влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных зарплат, уровень которых устанавливается законодательной властью. Также в данной статье оговорено, что работодатель не имеет права не взять на работу человека безосновательно. Эта мера исключает возможность ущемления массовых и религиозных меньшинств.

При устройстве на работу требуется предъявлять немалый перечень документов. Одним из самых важных документов, требуемых всеми работодателями, является военный билет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Воинский учет – это есть выполнение гражданами воинской обязанности, реализация которой предусмотрена государством в виде регистрации людских ресурсов, подлежащих призыву и мобилизации. Поставленная задача выполняется комплексом мероприятий, выполняющих функции сбора, обобщения и анализа информации о количественных и качественных состояниях.

Что говорит закон?

Необходимость военного билета при приеме на работу устанавливает ст. 65 ТК РФ. Отсутствие «военника» позволяет работодателю отказать в трудоустройстве.

Определения лиц, подлежащих призыву к военной службе и лиц, находящихся в запасе, даны в Федеральном законе № 53-Ф3 (1998 г от 28 марта), регламентирующем положения воинской обязанности и военной службы.

  • Ст.1 указывает об обязательности воинской службы.
  • Ст.2 раскрывает определение понятия «военная служба», а ст.3 — ее основанность на праве.
  • Ст. 7 указывает на ответственность граждан и работодателей за нарушение.
  • Ст. 10 указывает обязанности граждан по воинскому учету.

Еще один документ, регулирующий воинский учет в организациях — это Положение, утвержденное Постановлением Правительства за номером 719 от 27.11.06 г. (далее — Положение).

На сотрудника отдела кадров организации возлагается большая ответственность. Он должен владеть определениями, ролью документа и правовой базой.

Наиболее существенными явл яются определения:

  • Гражданин РФ. Под этим термином понимается физическое лицо – объект гражданского права.
  • Военнообязанный. Граждане РФ, достигшие 18 лет считаются военнообязанными.
  • Запас. После пребывания на воинской службе граждане увольняются в запас. Граждане с серьезным заболеванием или группой инвалидности могут иметь статус «уволенный в запас» без прохождения службы.
  • Военный комиссариат. Госучреждение, занимающееся учетом граждан, соответствующих призывному возрасту.
  • Воинское звание. Это ранг военнослужащего, находящегося на военной службе или военнообязанного в запасе. Оно устанавливает положение и функции (обязанности) военнослужащего.

Зачем требуется документ и обязательно ли это?

Лица, пребывающие в запасе, предъявляют военный билет или временное удостоверение. Лица, обязанные пройти призыв, предоставляют документ призывника.

Статьей 65 ТК РФ в списке документов, требуемых при оформлении трудоустройстве обязательно предусматривается наличие вышеуказанных документов. Целью этого требования является необходимость учета государством количества граждан для случая мобилизации.

Т.к. работодатели обязаны сообщать в военкоматы о приеме сотрудников, то при отсутствии этого документа будет невозможно реализовать процедуру трудоустройства.

Именно поэтому его наличие в перечне документов обязательно.

Кроме того, при устройстве в пожарную службу, полицию, МЧС требуется определенная физическая форма, при отсутствии которой работодатель может не принять соискателя.

Во многие организации невозможно устроиться, не прошедшим воинскую повинность. Более того, в нем приводится много информации о его владельце.

До какого возраста представляется?

В соответствии с российским законодательством военнообязанными считаются мужчины в возрасте до 50 (или 55-65 лет) в зависимости от звания.

Военнообязанный – это тот, кто обязан явиться в военкомат и защищать Родину. Невоеннообязанными считаются лица более старшего возраста или по состоянию здоровья. В их паспорте стоит соответствующая печать «Не военнообязанный».

До исполнения 50 лет при устройстве на работу необходим военный билет.

Положение предусматривает документы воинского учета:

  • удостоверение — для призывников, подлежащих призыву;
  • военный билет или временное удостоверение — для военнообязанных.

Мужчины, возрастом 18-27 лет, обязанные к воинскому учету и не находящиеся в запасе, являются призывниками.

При непрохождении службы по уважительным причинам гражданину выдается военный билет с отметкой об увольнении в запас при отсутствии призыва. Этот факт не отменяет необходимости предоставления «военника».

При возрасте сотрудника 18-50 лет работодатель обязан представлять сведения в военкомат.

Неоповещение военкомата влечет административную ответственность.

Когда военный билет представлен

Оформление работника, подача сведений в военкомат

Для работника, предъявившего документ, работодатель выявляет обязательность постановки его военный учет.

При этом работодатель в двухнедельный срок обязан известить военкомат с указанием информации о принимаемом лице, обязанном находиться на воинском учете.

Таким же образом работодатель должен поступить и при увольнении работника.

Какие страницы следует копировать?

При устройстве на работу вместо документа можно представить копию военного билета.

При этом необходимые страницы должны быть с содержанием информации:

  • о принятом решении призывной комиссии;
  • с записями о прохождении службы, демобилизации;
  • о присвоенном звании; о наградах, контузии и др.;
  • о нахождении в запасе, на военных сборах;
  • антропометрических сведений;
  • о постановке и снятии с учета.

Обязательно должны быть указаны серия и номер в/билета, № в/части, где проходила служба.

Если документ отсутствует

Чем грозит этот факт работодателю?

В случае отсутствия военного билета у гражданина, являющегося кандидатом на должность, необходимо отметить законное право работодателя отказать соискателю в приеме на работу в связи с обязательностью требований ТК РФ.

В тоже время отсутствие у соискателя документа о воинском учете не исключает возможности его трудоустройства, и работодатель может осуществить прием на работу без военного билета.

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ при устройстве на работу (ущемления в связи с национальными, социальными, имущественными положениями).

Работодатель должен сообщить сведения о принимаемом гражданине в военный комиссариат.

При неизвещении военкомата о соответствующих лицах, подлежащих воинскому учету, работодатель считается нарушившим законодательство по труду.

На руководителя или ответственного сотрудника налагается штраф от трех до десяти размеров минимальной оплаты труда в соответствии со статьей 21.4 КоАП РФ.

Что делать отделу кадров?

Отдел кадров должен потребовать получения от соискателя расписки о предоставлении билета.

Работодатель обязан требовать у соискателя работы «военник».

Как работнику получить билет?

Документ воинского учета выдается:

  • после исполнения гражданином воинской службы;
  • в случае признания непригодным к воинской службе;
  • при окончании военной кафедры ВУЗа.

Если гражданин, не призывавшийся до 27 лет, не получил военного билета, он обязан явиться в военкомат и пройти медицинское освидетельствование.

После предоставления необходимых документов для получения военного билета он обязан представить объяснительную и ожидать результатов решения о переводе в запас.

Во избежание возникновения проблем с трудоустройством, задача гражданина РФ – своевременное исполнение воинского долга.

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх