Правовые основы социального государства. Россия на пути к социальному государству Право как основание функционирования социального государства

Принцип соблюдения естественных П.ч. и г. составляет основу деятельности социального государства.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз-глашающих и гарантирующих социально-экономические права лич-ности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закре-пляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение П.о.с.г. получает в т.н. социальных кодексах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в т.ч. и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Компонентами П.о.с.г. являются, напр. Конституция РФ, Международный пакт об экономических, социаль-ных и культурных правах и др.

Правовой статус человека, гражданина и личности - наибо-лее важная часть социально-нормативного статуса личности, пред-ставляющая собой совокупность юридических прав, свобод, обя-занностей и законных интересов личности, признаваемых и га-рантированных государством. П.с. опосредует взаимную связь госу-дарства и личности, ее социальное положение в обществе. Предпо-сылками П.с. являются гражданство и правосубъектность личности. В юридической науке выделяют несколько видов П.с.: 1) общий (конституционный) С. человека и гражданина; 2) специальный или родовой С. определенной категории граждан; 3) индивидуальный С., характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) С. иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двой-ным гражданством; 5) отраслевые П.с. (уголовно-процессуальный, административно-процессуаль-ный и др.); 6) С. физического ли-ца и т.д. Социальное государство не просто признает эти права, а обеспечивает их наиболее полную реализацию.

Правовые нормы - это правила поведения, обязательные для всех лиц или определенного круга лиц, установленные или санкционированные государством. Если правило не исполняется добровольно, к его нарушителям может быть применено принуждение со стороны компетентных государственных органов. П.н. существуют в форме соответствующих нормативно-правовых актов либо др. источников права. Они предписывают лицам определенную форму поведения. В зависимости от типа возлагаемых на лицо обязательств различаются три вида П.н.: обязывающие, запрещающие или уполномочивающие (дозволяющие). Обязывающие – предписывают лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие – указывают на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Уполномочивающие дозволяющие) – предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих за собой юридические последствия. По форме предписания П.н. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) – содержат властные предписания, отступление от которых не допускается. Диспозитивные – предоставляют субъектам право самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

Правоприменение (применение норм права) подзаконная, государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение реализации норм права другими субъектами. П. осуществляется в случаях, установленных законом, когда нормы права не могут быть реализованы без властного государственного вмешательства. В содержательном плане это следующие случаи: правонарушение, распределение общественных благ, спор участников правоотношений, контроль за наиболее важными соглашениями, сделками и т.п., а также осуществление властных полномочий вышестоящих органов государства по отношению к подчиненным органам и должностным лицам. П. – процесс, в котором можно выделить такие стадии, как установление обстоятельств (фактической основы) дела; установление юридической основы дела (выбор соответствующей правовой нормы права, ее толкование); вынесение правоприменительного акта; реализация этого акта. П. акты (судебные решения, приговоры и определения, постановления следственных органов, акты администрации и т.п.), вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми субъектами. Принципы, которым должны соответствовать все акты: обоснованность, законность, целесообразность и справедливость.

В социальном государстве важна сфера правоприменения, в которой реализуются экономические, социальные и культурные права личности, осуществляются социальное обеспечение, организация образования, здравоохранения, охрана труда.

Приоритет прав человека означает преимущество прав человека как высшей ценности в обществе перед всеми иными. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (Ст. 18 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ч.2. Ст. 17 Конституции РФ). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества, правового и социального государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные . Абсолютными признаются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести и вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав недопустимы в демократических социальных государствах ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или временно приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях. В структуре социальной политики рассматриваются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики посредством разработки и осуществления программ социального развития проводится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

П.с.р. ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки. Объектами таких программ являются экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения П.с.р. являются приоритетной деятельностью социального государства. При формировании и реализации П.с.р. приоритетным является реализация следующих функций социальной политики : увеличение доходов населения; противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов; предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние; принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении.

Прожиточный минимум  регулярно устанавливаемый государством показатель, определяющий стоимость потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения.

Центральное место в П.м. РФ занимает набор продовольственных товаров, который включает продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп (хлебопродукты, картофель, овощи, мясопродукты и т.д.), и обеспечивает удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и восполнении энергии по всем социально-демографическим группам населения при минимальной стоимости потребительской корзины. П.м. определяется для основных слоев и групп населения (дети в возрасте до 6 лет, подростки 7-16 лет, трудоспособные граждане, пенсионеры, инвалиды и др.). Различия по величине П.м. и минимального потребительского бюджета в разных экономических районах России весьма существенны.

П.м. в расчете на среднестатистического жителя страны по отдельным профессиональным группам заметно колеблется. Он рассчитывается по потребительской корзине, т.е. по набору товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. Примерно половину минимального потребительского бюджета россиян составляют расходы на питание, около 20%  расходы на непродовольственные товары (одежду, обувь, белье), 14  на культурно-бытовые услуги, 3-4%  на удовлетворение духовных потребностей.

Наряду с др. социальными показателями по уровню П.м. можно судить о степени развития социального государства.

Пространство образовательное единое. П.о.е. формируется на основе Конституции РФ, федерального и регионального законодательства. П.о.е. обеспечивается лицензированием образовательных учреждений, введением и соблюдением единых государственных образовательных стандартов, согласованием примерных учебных планов и программ методическими объединениями (советами), рекомендацией издания учебников и учебных пособий с грифами Министерства образования РФ или соответствующих учебно-методических объединений.

Федеральное законодательство не исчерпывает нормативно-правовое регулирование образования в целях поддержания П.о.е. Оно вводит также общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми регионы осуществляют собственное правовое регулирование. Субъекты РФ могут принимать законы в области развития образования, но не противоречащие федеральным законам, тем самым не нарушая П.о.е.

Профсоюзное движение социальное движение, первостепенный интерес которого связан с защитой социально-трудовых интересов и прав лиц наемного труда. П.д. в России зародилось в начале XX в. В настоящее время оно включает: общероссийские, межрегиональные профсоюзы и их территориальные профобъединения, входящие в ФНПР, а также другие профсоюзы и профсоюзные объединения (ассоциации, организации).

Объединяющими факторами всех элементов П.д. являются общественные цели и задачи, мотивация профсоюзного членства, эффективность социального партнерства, законодательная база профсоюзов и т.д. Являясь результатом человеческой общности, П.д. проявляет себя через совокупность социальных институтов, статусов, норм, отношений лидерства, через разрешение конфликтов и т.д. П.д. объективируется как безличная структура связей и отношений, детерминированными политическими, социально-экономическими и культурными факторами.

Источником развития П.д. являются противоречия между трудом и капиталом. В процессе формирования в России гражданского общества, социального государства, рыночной экономики П.д. проходит этапы возрождения, спада, подъема, расцвета и т.д. Руководствуясь принципами равноправия и самоуправления, П.д. становится реальной общественной силой тогда, когда опирается на принципы единства и солидарности. Разобщенность же профсоюзов (ассоциаций, организаций), отсутствие постоянного диалога между ними снижает их влияние на работодателей, не позволяет в полной мере использовать потенциал П.д.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Понятие «Р.» введено в трудовое законодательство в 1992 г. вместо понятия «Рабочие и служащие». Права и обязанности Р. закреплены в ТК РФ. Социальное государство является гарантом их реализации.

Рабочая сила – 1. Способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, его квалификации, навыков, опыта, которые он использует в процессе производства жизненных благ. В качестве личного фактора производственного процесса ра-ботник (Р.с.) является определяющим элементом в любом обществе. В процессе труда, воздействуя на природные компоненты, люди изменяют условия общественной жизни, создают предпосылки для своего индивидуального развития (накопление знаний, развитие трудовых навыков, рост квалификации и т.п.). 2. Экономически активное население, включая занятых и безработных (статист.)

Рабочее время время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Согласно ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Равноправие граждан - один из основополагающихся принципов, означающийофициально признаваемое равенство граждан (подданых) перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств. Принцип Р.г. закреплен в ст. 10 Конституции РФ 1993 г. Однако Конституционная доктрина современных государств признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер (напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств возлагается только на граждан мужского пола). Р.г. является основным принципом и целью функционирования социального государства.

Разделение власти (принцип) – разделение функций и прав трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Как принцип обоснован в XVIII в. французским философом Ш. Монтескье и с тех пор не претерпел изменений, обогащаясь практикой. Он гарантирует от злоупотреблений властью, присвоения неограниченных полномочий государственными органами и должностными лицами, позволяет разграничить сферы компетенции и ответственности между ними. В России принцип Р.в. отражен и закреплен в Конституции РФ (ст. 10): «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Наряду с горизонтальным Р.в. существует и вертикальное - разделение полномочий между различными уровнями государственной власти, – имеющее два уровня: общенациональный (или центральный), региональный и местный. Между центром и местными органами власти существует промежуточный региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. В целях повышения эффективности государственного управления в России созданы семь федеральных округов, объединяющих по территориальному принципу субъекты РФ. Такая система власти называется федеральной. Принцип Р.в. способствует четкой работе механизма государственного устройства, наиболее полной реализации социальным государством своих функций.

Расслоение общества усиление различий в доходах и уровне жизни между отдельными слоями населения, увеличение разрыва между высоко- и низкооплачиваемыми членами общества, приводящее к углублению дифференциации населения по уровню социальной обеспеченности. Показателями, характеризующими степень Р.о., являются показатель Джинни, соотношение доходов наиболее богатых (10 или 20%) и наиболее бедных.

В Конвенции МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» декларируется, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния, реализует право на обеспечение в случае его утраты необходимых средств к существованию. Сегодня наблюдается Р.о. как по экономическим, так и социальным показателям, как в общероссийском, так и в региональных разрезах. В России различные слои населения имеют резко различающиеся показатели здоровья, уровня образования и общих ресурсов материального накопления.

Реальная заработная плата – показатель, характеризующий изменение покупательной способности, исходя из номинальной (начисленной) заработной платы наемных работников и в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги за какой-либо период времени. Р.з.п. определяется путем деления номинальной зарплаты на индекс цен за соответствующий период времени.

Республика парламентская – республиканская форма правления, в которой, согласно конституции (или иным актам в пере-ходный период, таким, как отречение монарха, постановление Учредительного собрания во время Великой Французской революции и др.), верховная власть принадлежит парламенту. Послед-ний самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора и др. государственные институты. Как правило, в современных Р.п. парламент избирает и президента, выполняющего в основном представительские и консультативные функции, а также контролирующего соответствие деятельности парламента конституционным нормам. История послевоенной Европы продемонстрировала заметную зависимость политики Р.п. от динамики соотношения сил в парламенте и давления, оказываемого на его депутатов извне. Нестабильность правительства – характерная особенность Р.п. Предпочтительной политической формой правления социального государства является Р.п.

Республика президентская  республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом либо каким-то особым институтом, например, Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др. Однако после избрания президент в Р.п. получает значительную политическую самостоятельность (не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией); пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определенных процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы  премьер-министра. По Кон-- ституции США президент является главой кабине- та и формирует его; по Конституциям Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право осуществлять свои функции даже после того, как в результате всеобщих выборов или сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, в силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы.

Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня-ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В 1993 г. при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со-циально ориентированное производство, направленное на обеспече-ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы-вающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране остался равным 6. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны.

Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира-ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли в ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" целый ряд норм, дающих воз-можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов - тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча-стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно-сти профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использо-вать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в феврале 2002 г. ТК РФ.

Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус-тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре-ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус-танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в колдоговорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ-ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами госвласти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами госвласти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою-за.

Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за-нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою-за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор-ганизации, проводят профсоюзный контроль за и соблю-дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга-нов местного самоуправле- ния предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо-вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм колдоговоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы колдоговора содержали все сферы и направления социальной политики.

Что касается такой ее сферы, как страхование, то профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнера-ми на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и не-обходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учрежде-ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Важным направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре-ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.

Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом. Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во-первых , социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности); во-вторых , воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан); в-третьих Социальное: мировой опыт...

Ключевые слова: механизм правового регулирования, модельные законы, нормативно-правовая база, правовая основа социального государства, правовое государство, правовой акт, правовой механизм социального государства, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду» жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия

работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» (Социальное государство: мировой опыт и реалии. - С. 33-34).

Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документа, например, пересмотренная Европейская социальная хартия. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ к Республики Таджи­кистан и др.



Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не может быть на должном уровне, так как законодатели слишком политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, то есть последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами РФ и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же слова Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами были восприняты как призыв к действию, и началось внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции и другим законам РФ. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. То есть нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства, а в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).

Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу эко­номических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование Хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с вы­борными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение эко­номических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийском экономическом сообществе, Союзном государстве Белоруссии и России сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важным этапом в этом деле явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики»» и «О государственных социальных стандартах». Эти документы создали методологическую основу для единого подхода в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Из чего складывается правовая основа социального государства?

2. Назовите основные условия формирования правового социаль­ного государства.

3. Что включает в себя механизм правового регулирования в соци­альном государстве?

4. Что означает единое правовое пространство социального госу­дарства?

5. Назовите и охарактеризуйте четыре основных блока нормативно-правовых актов.

ГЛАВА 2. Развитие социального государства в России и за рубежом

1. Формирование правовой основы социального государства в современной России: состояние и перспективы

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

Отношения между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления; Отношения хозяйствующих субъектов с банками, партнёрами по экономической деятельности, с учреждениями по контролю и валютному регулированию. Если федеральных законов нет, то самоуправление имеет право само регулировать эти отношения. Региональная социальная политика, как правило, представляет комплекс мер по реализации федеральных законов. Они у нас сформулированы в виде концепции приоритетных направлений (доступное комфортное жильё гражданам России 2009-1012).

Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство. Направления:

· цели и задачи государственной социальной политики;

· нормы поведение государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

· необходимость создать механизм обеспечения социальных гарантий.

Целью региональной политики стало создание условий ликвидации неравенства и социальных конфликтов. Формирование региональной социальной политики - новое явление в России. Именно на этом уровне реализуются приоритеты и национальные проекты в сфере образования, здоровья и жилищного строительства (2009-2012). В 2010-2011 принимается документ по подъёму аграрного хозяйства России. Что было вызвано снижением сельхоз производства в мире и стало заметна зависимость России от продовольственного импорта.

Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

2. Социальное партнёрство как метод регулирования социального трудовых отношений

Возникновение и развитие социальных государств в Европе, большую роль сыграли профсоюзы. В России профсоюзы есть, и они проявили себя в период кризиса, при спаде производства на 50% , процент безработных составлял 6-8% благодаря деятельности профсоюзов. Профсоюзы добились принятия федерального закона «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который дал возможность влиять на государственную социальную политику, это право подтверждено в трудовом кодексе РФ. По закону система оплаты труда устанавливается работодателями по согласованию с профсоюзами. Профсоюзы могут предлагать законы и иные нормативные акты, касающиеся социально трудовой сферы. Профсоюзы используют своё право на содействие занятости населения. Социальное государство характеризуется развитием социального партнёрства. Социальное партнёрство - сотрудничество и взаимодействие нескольких сторон социально трудовых и социально экономических отношений. В разных обществах партнёрство определяется либо трёх сторонним взаимодействием (работодатель, хозяин капитала, трудовой коллектив - держатели акций), либо четырёх сторонние отношения в которые включается профсоюз. Но есть ещё и 5ти сторонние взаимодействия, куда включаются в некоторых странах - экологическое движение, в других - женское движение. Система взаимодействия определятся национальными, культурными и конкретными формами социальных отношений. Существуют классификации моделей социального партнёрства:

Модель 1 критерий:

Степень и форма участия работника в управлении предприятия, по этому критерию социальное партнерство делится:

1. представительская - работники участвуют в управлении на принципах избранных представителей, их избирают советы директоров в наблюдательные советы за работой предприятия. Они равны в своих правах с менеджерами по поводу любого крупного изменения в компании. Такая модель существует во Франции, Испании. Греции, Люксембург, Ирландия.

2. прямая представительская демократия - участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договоры, предусматривается трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается в коллективный договор на стадии его формирования, но обязано вмешаться при наличии большого конфликта (Канада, Япония, Франция).

3. Плюралистическая - характеризуется опосредованным участием работников в управлении. Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и торговая палата США, рекомендует предпринимателям основные направления. Коллективный трудовой конфликт рассматривается федеральной службой посредничества.

Основой появления и развития социального партнёрства было создание в 1919 году международной организации труда (МОТ). Социальное партнерство особенно активно стало развиваться после второй мировой войны, т.к. по сути, становится методом борьбы с противостоянием, способом согласования интересов различных социальных групп. Все современные модели социального государства построены по принципу социального партнерства. Теоритической исходной точкой стала теория Кейнса о том, что государство выступает посредником между социальными группами с целью их взаимодействия гармоничного типа.

Социальный капитал есть человеческий потенциал, который формирует поведение людей, устраняющий конфликты и диспропорции в обществе.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса 90гг. Законодательным источником для оформления социального партнерства стали:

· Указ президента РФ о социальном партнерстве и разрешении трудовых споров.

· О коллективных договорах и соглашениях

· О профсоюзах

· О порядке разрешения коллективных трудовых споров…

Принципы социального партнерства:

1. равноправие сторон

2. уважение и учет интересов сторон (компромисс)

3. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

4. добровольность принятия на себя обязательств

5. реальность обязательств

6. контроль за соблюдением договоров (взаимный)

7. ответственность сторон за невыполнение

Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном уровнях.

Практика социального партнерства осуществляется в формах:

1. коллективные переговоры и заключение договоров

2. взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений

3. участие работников в управлении организацией и разделении трудовых споров

Законодательно в социальном партнерстве могут участвовать:

1. профсоюзы

2. представители, избираемые работниками

3. представители государственных органов

4. работодатель или его представитель

В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально трудовых отношений, в которые входят представители всех партнеров.

В системе социального партнерства действует трех сторонние комиссии, которые имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.

Трех сторонняя комиссия действует на основе закона РФ, который называется: «о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений» 1999г

Таким образом, российская трех стороння комиссия (РТК) стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.

3. Социальный аудит

Концепция социального аудита зародилась в 40 гг. 20 века, ее авторы:

Частный бизнес получал результаты обследования и согласился с выводами ученых:

1. положительный социальный имидж предприятия повышает его конкурентоспособность.

2. отрицательный имидж приводит к конфликтам и к давлению общества на бизнес.

В 1977 г в США конгресс принял закон «о реинвестициях в местном сообществе».

1. вкладывать деньги в социальную инфраструктуру

2. заниматься благотворительностью

3. а во Франции обязывали предприятия предоставлять ежегодный социальный отчет.

На законодательном уровне социальный отчет требуется в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании.

В 2001г европейская комиссия приняла «зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности».

Принятие данной конвенции увеличила социальную отчетность и привело к необходимости принятия международных стандартов по отчетности.

Принятие стандартов дало возможность частному бизнесу получить оценку экологических и социальных программ корпораций. Социальный аудит из института возможного контроля превращается в инструмент регулирования социальных отношений и позволяет достигнуть консенсуса между бизнесом и социальным капиталом.

В началу 21 века социальный аудит проводили у себя более 40% крупнейших американских компаний, а в Европе ~70%. Социальный аудит институализируется (организация, учреждения, школа): законы, стандарты, готовятся специалисты, появляются агентства, бюро и институты.

Социальный аудит - анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия, выбранным стандартам; способ нахождения баланса между индивидуальными групповыми и корпоративными интересами: между экономическими и социальными функциями предприятия.

После распада СССР в основу государственной политики России были положены неолиберальные идеи. Россия избрала курс «шоковой терапии», чем сняла с себя всякую социальную ответственность за последствия реформ. Но в 1993г Конституция провозглашает социальное государство с его принципами.

Россия, как государство социальное берет на себя ответственность за общество и каждого гражданина, но в частном бизнесе господствует идеология олигархии (власть немногих богатств). Социальная ответственность они сводили только в уплате налогов. И только с принятия законов о социальном партнерстве, компании вынуждены были сотрудничать и участвовать в социальном аудите.

В России время между периодом появления социального партнерства и социального аудита было небольшим. Они развивались параллельно, поэтому российский социальный аудит имеет сове своеобразие :

1. быстрая интеграция в систему социального партнерства.

2. Все три стороны социального партнерства заинтересованы в социальном аудите.

3. На развитие социального аудита оказывает влияние цивилизационные элементы (западные стандарты), исторические элементы (низкий доход населения), национальный менталитет, социальная безответственность буржуазии.

10% богатых - чуть более 30% денежных доходов населения, а доля 10% бедных - 2% денежных доходов населения.

Поэтому социальный приоритет РФ - решение проблемы богатых и бедных. Модель социального аудита в России опирается на теорию социоэкономики и концепцию социального партнерства. По разным причинам частных бизнес, профсоюзы и власть не в полной мере понимает значение социального аудита, что поддерживает сложившиеся негативные стереотипы друг о друге.

Функционирование социального государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего, право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи. И право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

В силу требований норм международного права социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами. Что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах.

К правам такого рода относятся:

  • а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
  • б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;
  • в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
  • г) право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • д) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

Эти и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

По мнению авторитетного российского ученого Н.В. Витрука, в государствах с традиционной демократией накоплен достаточно большой опыт в разработке социальной политики и ее реализации, в признании и обеспечении социальных прав граждан. Причем существенные социальные достижения в провозглашении социальных и культурных прав на конституционном уровне и в их реальном гарантировании (отсутствие безработицы, бесплатное здравоохранение, образование, система государственных пенсий и иных социальных пособий для многодетных семей, женщин, лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д.) имели место в СССР и иных социалистических государствах. Многие политики и ученые на Западе признают, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят под воздействием достижений социальной практики СССР и других социалистических государств

Сегодня правовой основой социального государства служит совокупность как внутригосударственных, так и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Именно такой подход позволяет говорить о необходимости формирования российской модели социального государства, в основе которой ключевое место должно принадлежать принципу социального гуманизма. В силу этого модель построения в России социального государства, с учетом имеющегося международного и российского опыта, должна предусматривать:

  • - социально-гуманистическую направленность экономической политики (все ради человека, его благополучия, здоровья, культурного развития и профессионального роста);
  • - равные возможности для всех вне зависимости от социальных, национальных и религиозных признаков, а также места жительства для реализации своих социально-экономических интересов и потребностей;
  • - активную роль государства в обеспечении интересов всего общества, в формировании политики доходов, в предоставлении основных социальных гарантий всему населению, в развитии науки, культуры, здравоохранения, просвещения, в охране окружающей среды, поддержке инновации и технического прогресса, в борьбе с преступностью и в поддержании необходимого морально-психологического климата в стране;
  • - поддержку и развитие разнообразных институтов гражданского общества.

Современная Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства. Основными средствами реализации идеи социального государства должна выступать эффективная социальная политика государства. При этом все национальные проекты, направленные на повышение качества здравоохранения, образования и строительства жилья, улучшение демографических показателей, должны рассматриваться как основополагающие составляющие содержания социальной политики современного Российского государства.

На современном этапе его развития должен отличать высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе и близких и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о гражданах, по тем или иным причинам оказавшихся в состоянии, когда решение своих проблем им оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных... Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслуживает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества.

Ни у кого не вызывает сомнения заявление о том, что социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального может быть обеспечена только при повышении роли производительных сил, на отлаженной системе производственных отношений, при признании равноправия всех .

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок как механизм хозяйствования немилосерден, его функционирование сопровождается банкротством предприятий, усилением дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощь, солидарность имплантируются в проведением социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации , что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу.

Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6% ВВП, территориальных - до 50% расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, а также противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории стали регионами социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего региона независимо от принадлежности ее отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе - модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Такая задача определения приоритетов социального развития, в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, при участии различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства, прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на человека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и высоких стандартов членов общества.

Правовая основа социального государства

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на , включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же высказывание Б. Н. Ельцина: Берите себе столько власти, сколько сможете проглотить некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и начато внедрение в ряде регионов своих законов, противоречащих Конституции и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства и, в конечном итоге, к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских , общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).
2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.

Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.

Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю.

Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование , обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, в Союзном государстве Белоруссии и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом стало принятие Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: Об основах социальной политики и о государственных социальных стандартах. Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Модели социального государства

Модели социального государства - основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. В условиях демократического устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического (ранее всего в скандинавских странах). Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либерально-консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название открытое общество.

Имеющиеся между ними различия проявляются в:

А) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая - так называемая либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе само выживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий (Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват).

Вторая модель - социально ориентированная - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку. Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20-30-е гг.) Советское государство создало самые передовые системы материальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).

По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого реального социализма, стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства реального социализма, будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх