Причины крестьянской реформы 1861 года кратко

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года - система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.

Кестьянская реформа - клю-че-вое зве-но т. н. Ве-ли-ких ре-форм 1860-1870-х годов. Со-ци-аль-но-эко-но-мические и об-ще-ст-вен-но-по-ли-тические пред-по-сыл-ки ре-фор-мы, а так-же осоз-на-ние не-об-хо-ди-мо-сти её про-ве-де-ния скла-ды-ва-лись по-сте-пен-но (в ис-то-рио-гра-фии при-ня-то счи-тать, что не-по-сред-ст-вен-ным по-во-дом к про-ве-де-нию Кестьянской реформы ста-ло по-ра-же-ние Рос-сии в Крым-ской вой-не 1853-1856 годов). Идея от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва раз-раба-ты-ва-лась в Сек-рет-ных ко-ми-те-тах (пер-вый уч-ре-ж-дён в 1826 году), два из ко-торых (в 1846 и 1848 годах) воз-глав-лял на-след-ник пре-сто-ла великий князь Алек-сандр Ни-колае-вич (бу-ду-щий император Алек-сандр II).

Под-го-тов-ка ре-фор-мы.

Впер-вые о не-об-хо-ди-мо-сти аг-рар-ных пре-об-ра-зо-ва-ний император Алек-сандр II от-кры-то зая-вил в сво-ей ре-чи пе-ред пред-ста-вите-ля-ми дво-рян-ст-ва Мо-с-ков-ской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его сло-вам, «луч-ше на-чать унич-то-жать кре-по-ст-ное пра-во свер-ху, не-же-ли ожи-дать вре-ме-ни, ко-гда оно нач-нёт са-мо унич-то-жать-ся сни-зу». В 1857 году Алек-сандр II воз-гла-вил по-след-ний Сек-рет-ный к-т по кре-сть-ян-ско-му де-лу [об-ра-зо-ван 3(15) января; пре-об-ра-зо-ван императорским ука-зом от 21.2(5.3).1858 года в Глав-ный ко-ми-тет по кре-сть-ян-ско-му де-лу; в от-сут-ст-вие им-пе-ра-то-ра воз-глав-лял-ся А.Ф. Ор-ло-вым, с 25.9(7.10).1860 года - великим князем Кон-стан-ти-ном Ни-ко-лае-ви-чем]. При под-го-тов-ке и про-ве-де-нии Кестьянской реформы император Алек-сандр II опи-рал-ся на груп-пу «ли-бе-ральных бю-ро-кра-тов», ко-то-рым по-кро-ви-тель-ст-во-ва-ли великий князь Кон-стан-тин Ни-ко-лае-вич и великая княжна Еле-на Пав-лов-на, пре-дос-та-вив-шая им-пе-ра-то-ру в октябре 1856 года про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян в её име-нии Кар-лов-ка в Пол-тав-ской губернии, спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ный Н.А. Ми-лю-ти-ным.

В октябре 1857 года им-пе-ра-то-ром был по-лу-чен все-под-дан-ней-ший ад-рес от дво-рян-ст-ва 3 северо-западных гу-бер-ний (Ви-лен-ской, Грод-нен-ской и Ко-вен-ской) с прось-бой от-ме-нить кре-по-ст-ное пра-во при ус-ло-вии со-хра-не-ния всей зе-мель-ной соб-ст-вен-но-сти за по-ме-щи-ка-ми. В от-вет был на-прав-лен Вы-со-чай-ший ре-ск-рипт от 20.11(2.12).1857года на имя ви-лен-ско-го, ко-вен-ско-го и грод-нен-ско-го генерал-гу-бер-на-то-ра В.И. На-зи-мо-ва (ак-тив-но-го сто-рон-ни-ка Кестьянской реформы), в ко-то-ром из-ла-га-лась пер-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма ре-фор-мы - лич-ное ос-во-бо-ж-де-ние кре-сть-ян, их пра-во поль-зо-вать-ся зем-лёй за по-вин-но-сти. Ре-ск-рипт но-сил ло-каль-ный ха-рак-тер, од-на-ко его со-дер-жа-ние сра-зу же бы-ло офи-ци-аль-но пре-да-но глас-но-сти: текст ра-зо-слан всем гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским пред-во-ди-те-лям дво-рян-ст-ва для оз-на-ком-ле-ния и опуб-ли-ко-ван в газете «Le Nord» (Брюс-сель), спе-ци-аль-но соз-дан-ной по ини-циа-ти-ве МВД , и в «Жур-на-ле Ми-ни-стер-ст-ва внут-рен-них дел». Ана-ло-гич-ный ре-ск-рипт на-прав-лен санкт-пе-тербургскому генерал-гу-бер-на-то-ру П.Н. Иг-нать-е-ву . По-сле это-го пра-ви-тель-ст-вом ини-ции-ро-ва-ны ад-ре-са от дво-рян-ст-ва ос-таль-ных ев-ропейских гу-бер-ний Рос-сии, в от-вет на них да-ны ре-ск-рип-ты губер-на-то-рам (по об-раз-цу ре-ск-рип-тов На-зи-мо-ву и Иг-нать-е-ву). К об-су-ж-де-нию во-про-сов пра-ви-тельственной по-ли-ти-ки впер-вые бы-ли при-вле-че-ны ши-ро-кие кру-ги дво-рян-ст-ва: от-кры-ты 46 гу-берн-ских ко-ми-те-тов по кре-сть-ян-ско-му де-лу (1858-1859 годы) и две Об-щие ко-мис-сии для северо-западных и юго-западных гу-бер-ний, ко-то-рые долж-ны бы-ли раз-ра-бо-тать свои про-ек-ты ре-фор-мы. В гу-берн-ских ко-ми-те-тах сло-жились два про-ти-восто-яв-ших ла-ге-ря по-ме-щи-ков: кон-сер-ва-тив-ное боль-шин-ст-во (И.В. Га-га-рин, Д.Н. Шид-лов-ский, П.П. Шу-ва-лов и др.; от-стаи-ва-ло пра-во по-ме-щи-ков на зем-лю и вот-чин-ную власть) и ли-бе-раль-ное мень-шин-ст-во (А.И. Ко-ше-лёв, А.М. Ун-ков-ский, В.А. Чер-кас-ский, А Г. Шре-тер и др.; вы-сту-па-ло за уп-разд-не-ние вот-чин-ной вла-сти и вы-куп кре-сть-я-на-ми на-дель-ной зем-ли в соб-ст-вен-ность).

Раз-ра-бот-ка ре-фор-мы.

Императором Алек-сан-дром II 18(30).10.1858 года бы-ли да-ны «ру-ко-во-дя-щие ос-но-вы» для раз-ра-бот-ки ре-фор-мы - за-щи-та ин-те-ре-сов по-ме-щи-ков при без-ус-лов-ном «улуч-ше-нии бы-та кре-сть-ян» и со-хра-не-нии не-зыб-ле-мо-сти вла-сти. Это по-мог-ло ли-бе-раль-но-му мень-шин-ст-ву в гу-берн-ских ко-ми-те-тах одер-жать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года бы-ла при-ня-та но-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва, ко-то-рая пре-ду-смат-ри-ва-ла вы-куп на-дель-ной зем-ли кре-сть-я-на-ми в соб-ст-вен-ность, ли-к-ви-да-цию вот-чин-ной вла-сти по-ме-щи-ков и соз-да-ние ор-га-нов кре-сть-ян-ско-го об-щественного са-мо-управ-ле-ния. Для рас-смот-рения про-ек-тов гу-берн-ских ко-ми-те-тов 4(16).3.1859 года бы-ло соз-да-но но-вое вне-ве-дом-ст-вен-ное уч-ре-ж-де-ние - Ре-дак-ци-он-ные ко-мис-сии из пред-ста-ви-те-лей бю-ро-кра-тии и об-щественных дея-те-лей (председатель - Я.И. Рос-тов-цев, с 1860 года - В.Н. Па-нин), боль-шин-ст-во ко-то-рых яв-ля-лись сто-рон-ни-ка-ми ли-бе-раль-ных про-ек-тов ре-фор-мы. Их об-ще-при-знан-ным ли-де-ром был Н.А. Ми-лю-тин, имен-но его про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян с зем-лёй за вы-куп вы-дви-нут в ка-че-ст-ве еди-но-го пред-ло-же-ния пред-ста-ви-те-ля-ми ли-бе-раль-ной бю-ро-кра-тии. Он по-слу-жил ос-но-вой официальной мо-де-ли для об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва. В об-су-ж-де-нии про-ек-та ре-фор-мы в Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-си-ях уча-ст-вова-ли пред-ста-ви-те-ли гу-берн-ских ко-ми-те-тов (по 2 от ка-ж-до-го ко-ми-те-та). Они под-верг-ли кри-ти-ке раз-ра-бо-тан-ный Ре-дакционными ко-мис-сия-ми про-ект, но его основные на-ча-ла ос-та-лись без из-ме-не-ний. К сентябрю 1859 года под-го-тов-лен окон-ча-тель-ный про-ект Ре-дакционных ко-мис-сий. Он был при-нят Главным комитетом по кре-сть-ян-ско-му де-лу и 28.1(9.2).1861 года пе-ре-дан в Государственный со-вет, где он ут-вер-ждён под на-жи-мом императора Алек-сан-д-ра II и великого князя Кон-стан-ти-на Ни-ко-лае-ви-ча.

Про-ве-де-ние ре-фор-мы.

Император Алек-сандр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й го-дов-щи-ны сво-его пре-бы-ва-ния на пре-сто-ле, под-пи-сал Ма-ни-фест об от-ме-не кре-по-ст-но-го пра-ва [«О все-ми-ло-сти-вей-шем да-ро-ва-нии кре-пост-ным лю-дям прав со-стоя-ния сво-бод-ных сель-ских обы-ва-те-лей»; об-на-ро-до-ван 5(17).3.1861 года], «Об-щее по-ло-же-ние о кре-сть-я-нах, вы-шед-ших из кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти» и 17 до-пол-нительных до-ку-мен-тов. Со-глас-но им, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не (око-ло по-ло-ви-ны все-го российского кре-сть-ян-ст-ва) по-лу-ча-ли лич-ную сво-бо-ду и пра-во рас-по-ря-жать-ся сво-им иму-ще-ст-вом. По-ме-щи-ки со-хра-ня-ли соб-ст-вен-ность на всю при-над-ле-жав-шую им зем-лю, но бы-ли обя-за-ны пре-дос-та-вить кре-сть-я-нам усадь-бу за вы-куп (смотри Вы-куп-ная опе-ра-ция), а так-же по-ле-вой на-дел в по-сто-ян-ное поль-зо-ва-ние (от-ка-зать-ся от не-го кре-сть-я-не не име-ли пра-ва в те-че-ние 9 лет). За поль-зо-ва-ние зем-лёй кре-сть-я-не от-бы-ва-ли бар-щи-ну или пла-ти-ли об-рок. Раз-ме-ры по-ле-во-го на-де-ла и по-вин-но-стей долж-ны бы-ли фик-си-ро-вать-ся в ус-тав-ных гра-мо-тах, для со-став-ле-ния ко-то-рых от-во-дил-ся двух-лет-ний срок. Со-став-ле-ние ус-тав-ных гра-мот по-ру-ча-лось по-ме-щи-кам, их про-вер-ка - ми-ро-вым по-сред-ни-кам. Кре-сть-я-не име-ли пра-во вы-ку-пить по-ле-вой на-дел по тре-бо-ва-нию по-ме-щи-ка или по со-гла-ше-нию с ним. Кре-сть-я-не, вы-ку-пив-шие свои зем-ли, на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-соб-ст-вен-ни-ка-ми, не пе-ре-шед-шие на вы-куп, - вре-мен-но-обя-зан-ны-ми кре-сть-я-на-ми. Кре-сть-я-не мог-ли пе-рей-ти на дар-ст-вен-ный на-дел (1/4 от по-ло-жен-но-го, но без вы-ку-па), в этом слу-чае они на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-дар-ст-вен-ни-ка-ми. Многие кре-сть-я-не так и по-сту-па-ли, т. к. стои-мость зем-ли по вы-ку-пу фак-ти-че-ски пре-вы-ша-ла её дей-ст-вительную це-ну. Кре-сть-ян-ская об-щи-на со-хра-ня-лась. На-дель-ная зем-ля пе-ре-да-ва-лась кре-сть-я-нам на пра-вах об-щин-но-го поль-зо-ва-ния, а по-сле вы-ку-па - об-щин-ной соб-ст-вен-но-сти.

В 4 «Ме-ст-ных по-ло-же-ни-ях» оп-ре-де-ля-лись раз-ме-ры зе-мель-ных на-де-лов и по-вин-но-стей за поль-зо-ва-ние ими в 44 губер-ни-ях Ев-ропейской Рос-сии. «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян... в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских» рас-про-стра-ня-лось на 29 ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ний, 3 но-во-рос-сий-ские (Ека-те-ри-но-слав-скую, Тав-ри-че-скую, Хер-сон-скую), 2 бе-ло-рус-ские (Мо-ги-лёв-скую, часть Ви-теб-ской) гу-бер-нии и на часть Харь-ковской губернии. Раз-ме-ры ду-ше-во-го на-де-ла оп-ре-де-ля-лись в за-ви-си-мо-сти от по-лос (не-чер-но-зём-ной, чер-но-зём-ной, степ-ной). В не-чер-но-зём-ной по-ло-се выс-ший раз-мер ду-ше-во-го на-де-ла со-став-лял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низ-ший - 1/3 выс-шего. В чер-но-зём-ной по-ло-се: выс-ший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низ-ший - ме-нее 1 десятины (1,1 га). В степ-ной по-ло-се: в ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ни-ях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в ук-ра-ин-ских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Ес-ли на-дел был боль-ше выс-ше-го, из-ли-шек мог быть от-ре-зан, ес-ли же мень-ше низ-шей нор-мы, то по-ме-щик обя-зан был при-ре-зать не-дос-таю-щее ко-ли-чест-во зем-ли. Об-рок ус-та-нав-ли-вал-ся от 3 до 12 рублей в год за ду-ше-вой на-дел. Бар-щи-на за выс-ший ду-ше-вой на-дел со-став-ля-ла 40 муж-ских и 30 жен-ских ра-бо-чих дней в год. Ос-таль-ные «Ме-ст-ные по-ло-же-ния» в основном по-вто-ря-ли «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян … в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских», но с учё-том спе-ци-фи-ки ка-ж-до-го рай-она. Так, «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для Чер-ни-гов-ской, Пол-тав-ской и час-ти Харь-ков-ской гу-бер-ний, в ко-то-рых от-сут-ст-во-ва-ло об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, пре-ду-смат-ри-ва-ло на-де-ле-ние кре-сть-ян зем-лёй на ос-но-ве на-след-ст-вен-но-се-мей-но-го прин-ци-па. Ка-ж-дая гу-бер-ния под-раз-де-ля-лась на несколько ме-ст-но-стей, для ко-то-рых ус-та-нав-ли-ва-лась выс-шая нор-ма ду-ше-во-го на-де-ла: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низ-шая нор-ма со-став-ля-ла 1/2 выс-шей. По-вин-но-сти на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не бы-ли мень-ше, чем в ве-ли-ко-русских гу-бер-ни-ях (об-рок - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; бар-щи-на - от 12 до 21 муж-ско-го ра-бо-че-го дня за 1 десятину). «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для 3 гу-бер-ний Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-ны (Ки-ев-ской, Во-лын-ской, По-доль-ской) за-кре-п-ля-ло за кре-сть-я-на-ми всю зем-лю, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись по Ин-вен-тар-ным пра-ви-лам 1847-1848 годов. По-вин-но-сти здесь бы-ли нес-коль-ко ни-же, чем на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. По «Ме-ст-но-му по-ло-же-нию» для Ви-лен-ской, Грод-нен-ской, Ро-вен-ской, Мин-ской и час-ти Ви-теб-ской гу-бер-ний за кре-сть-я-на-ми за-кре-п-ля-лась вся зем-ля, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись до Кестьянской реформы. По-вин-но-сти оп-ре-де-ля-лись в не-сколь-ко умень-шен-ном раз-ме-ре по срав-не-нию с те-ми, ко-то-рые бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны в ин-вен-та-ри-ях име-ний. Под влия-ни-ем Поль-ско-го вос-ста-ния 1863-1864 годов про-изош-ли из-ме-не-ния в ус-ло-ви-ях Кестьянской реформы в западных гу-бер-ни-ях и на Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. Здесь вво-дил-ся обя-за-тель-ный вы-куп, вы-куп-ные пла-те-жи умень-ша-лись на 20%, был пе-ре-смот-рен раз-мер кре-сть-ян-ско-го на-де-ла (кре-сть-я-не, ут-ра-тив-шие часть сво-его зем-ле-вла-де-ния в 1857-1861 годах, по-лу-чи-ли свои на-де-лы об-рат-но пол-но-стью, обез-земе-лен-ные рань-ше - час-тич-но). На-де-лы кре-сть-ян по срав-не-нию с ко-ли-че-ст-вом зем-ли, за-фик-си-ро-ван-ным в ус-тав-ных гра-мо-тах, зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лись.

Реа-ли-за-ция Кестьянской реформы на-ча-лась с со-став-ле-ния ус-тав-ных гра-мот. Этот про-цесс в основном за-вер-шил-ся к середине 1863 года. Все-го бы-ло со-став-ле-но около 113 тысяч гра-мот (в це-лом от кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти ос-во-бо-ж-де-но 22,5 миллионов по-ме-щичь-их кре-сть-ян обое-го по-ла).

«По-ло-же-ние об уст-рой-ст-ве дво-ро-вых лю-дей» от 19.2(3.3).1861 года пре-ду-смат-ри-ва-ло ос-во-бо-ж-де-ние без зем-ли, но в те-че-ние 2 лет дво-ро-вые лю-ди ос-та-ва-лись в пол-ной за-ви-си-мо-сти от вла-дель-цев. Осо-бен-но-сти Кестьянской реформы для отдельных ка-те-го-рий кре-сть-ян и спе-ци-фи-че-ских рай-онов оп-ре-де-ля-лись 8 до-пол-ни-тель-ны-ми пра-ви-ла-ми от 19.2(3.3).1861 года («Об уст-рой-ст-ве кре-сть-ян, во-дво-рён-ных в име-ни-ях мел-ко-по-ме-ст-ных вла-дель-цев, и о по-со-бии сим вла-дель-цам», «О при-пи-сан-ных к ча-ст-ным гор-ным за-во-дам лю-дях ве-дом-ст-ва Ми-ни-стер-ст-ва фи-нан-сов» и др.).

Кестьянская реформа кос-ну-лась так-же удель-ных кре-сть-ян, ко-то-рые по ука-зу от 26.6(8.7).1863 года пе-ре-во-ди-лись в раз-ряд кре-сть-ян-соб-ст-вен-ни-ков пу-тём обя-за-тель-но-го вы-ку-па на ус-ло-ви-ях «Об-ще-го по-ло-же-ния...». За-ко-ном от 24.11(6.12).1866 года на-ча-лась ре-фор-ма государственных кре-сть-ян (со-став-ля-ли 45% российского кре-сть-ян-ст-ва, бы-ли лич-но сво-бод-ны). За ни-ми со-хра-ня-лись зем-ли, на-ходив-шие-ся в их поль-зо-ва-нии. По за-ко-ну от 12(24).6.1886 года государственные кре-сть-я-не бы-ли пе-ре-ве-де-ны на вы-куп.

Кре-по-ст-ное пра-во бы-ло от-ме-не-но так-же на национальных ок-раи-нах Российской им-пе-рии: на Кав-ка-зе, в За-кав-ка-зье, в Бес-са-ра-бии. Ус-ло-вия ре-форм в этих мес-тах бы-ли бо-лее тя-жё-лы-ми (вся зем-ля ос-та-ва-лась за по-ме-щи-ка-ми, вы-куп не толь-ко по-ле-во-го на-де-ла, но и усадь-бы за-ви-сел от их во-ли).

Кестьянская реформа 1861 года по-ло-жи-ла на-ча-ло се-рии ре-форм - су-деб-ной ре-фор-ме 1864 года, зем-ской ре-фор-ме 1864 года, во-ен-ным ре-фор-мам 1860-1870-х годов, по-лу-чив-шим название «Ве-ли-кие ре-фор-мы». Они оз-на-ча-ли пе-ре-строй-ку государственной сис-те-мы в це-лом, спо-соб-ст-во-ва-ли раз-ви-тию ка-пи-та-лиз-ма и про-цес-сов мо-дер-ни-за-ции в Рос-сии, соз-да-ние пред-по-сы-лок для пе-ре-хо-да от сос-лов-но-го к гражданскому об-щест-ву. Вос-при-ни-ма-лись боль-шин-ст-вом со-вре-мен-ни-ков как по-во-рот-ный пункт российской ис-то-рии, а император Алек-сандр II во-шёл в ис-то-рию как «царь-ос-во-бо-ди-тель». Вме-сте с тем Кестьянская реформа 1861 года бы-ла под-верг-ну-та кри-ти-ке ре-во-люционными де-мо-кра-та-ми за не-до-с-та-точ-ный, по их мне-нию, раз-мер зе-мель-ных на-де-лов, по-лу-чен-ных кре-сть-я-на-ми.

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года . Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года , в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах - в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года . Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2-2,5 раза (в 1854-1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

ВВЕДЕНИЕ

Отмена крепостного права в России была вызвана экономическими и социальными условиями, сложившимися в 40-50-х гг. 19 века.

Развитие нового капиталистического производства и начавшееся еще в конце 18 века разложение натурального крепостного хозяйства привели в 50-х гг. к глубочайшему кризису всей феодально-крепостнической системы России.

Крепостное право в России просуществовало дольше, чем в любой европейской стране, и приобрело такие формы, что практически не отличалось от рабства.

Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине 19 в. находилось 71% крепостных крестьян), выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы.

Серьезные трудности переживали и оброчные имения. С 20-х гг. 19 века росли недоимки в уплате оброков.

Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Помещики всё больше стали закладывать и перезакладывать свои "крепостные души" в этих учреждениях.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор - нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов.

Актуальность данной темы заключается в том, что с какой бы точки зрения мы ни смотрели на процесс внутреннего социально-политического развития России в XIX веке, 1861 год, несомненно, является переломным. В советской историографии этот год был условно принят за границу, отделяющую историю феодальной России от России капиталистической.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть крестьянскую реформу 1861 г.

Задачами данной работы являются:

    Рассмотреть предпосылки крестьянской реформы 1861 г.

    Рассмотреть суть реформы 1861г. и ее влияние на дальнейшее развитие России.

Отмена крепостного права в России и буржуазные реформы 60-х годов XIX века – одна из наиболее популярных в советской историографии тем. Это связано с тем исключительным историческим значениям, которое приписывалось реформам 60-х годов. Отмене крепостного права посвящено огромное количество научных работ как общего, так и специального характера.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по изучению крестьянской реформы 1861 года в России. Это работы таких авторов, как Захарова Л.Г., Корнилов А.А., Зайончковский П.А., Горинова И.М., Эйдельмана Н.Я. В книгах и статьях упомянутых авторов исследуются и анализируются экономические и политические предпосылки и сам процесс проведения крестьянской реформы 1861 года в России, изучаются последствия проведенной реформы, большое место отводится изучению политике государства по претворению в жизнь данной реформы.

ГЛАВА 1. Предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 г.

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже 18-19 вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, мануфактурная промышленность России не уступала западноевропейской.

Новые производительные силы в сельском хозяйстве не могли получить в первой половине 19 столетия сколько-нибудь большого развития в силу господства феодально-крепостнических отношений. Окончательное утверждение новых производственных отношений было невозможно в условиях сохранения крепостнических форм хозяйства, являвшихся непреодолимой преградой всякого прогресса.

Формы эксплуатации крепостных определялись местными хозяйственными условиями, дававшими помещику возможность получить наибольший доход либо в виде барщины, либо в виде оброка. В более развитых в промышленном отношении районах преобладал оброк в форме денежной ренты. Оброчная система создавала большие возможности для расслоения крестьянства, что означало включение его в орбиту капиталистических отношений. Однако сама по себе оброчная система отнюдь не являлась показателем капиталистического хозяйства, хотя и создавала для этого определенные предпосылки вследствие той относительной свободы, которой пользовался оброчный крестьянин по сравнению с крестьянином, находившимся на барщине. Оброк преобладал в центральных промышленных нечерноземных губерниях, барщина - в непромышленных районах черноземных и нечерноземных губерний. В Белоруссии, Литве и на Украине господствовала почти исключительно барщина.

На Барщине было занято около 70% всех крепостных крестьян. В таких помещичьих хозяйствах кризисные явления проявлялись в низкой производительности труда подневольных крестьян. Работник не был заинтересован экономически в своем труде.

В нечерноземной полосе России преобладала оброчная система в виде денежной и натуральной платы. Высокие оброки были там, где крестьяне могли хорошо заработать: около столиц и крупных городов, в промысловых селах, в районах огородничества, садоводства, птицеводства и т.п.

В помещичьи хозяйства проникали элементы капитализма, что проявлялось в усилении товарно-денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако в целом хозяйство развивалось не за счет вложения капитала, а за счет усиления эксплуатации крестьян и расширения реализации юридического права собственности на земли.

Чтобы заплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем не менее четверти собранного хлеба. В зажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора. Именно эти крестьяне применяли наемный труд и машины, теснее были связаны с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и фабрик. Значительно шире и быстрее все эти процессы протекали в государственной деревне. Среди государственных крестьян было много хозяев, которые засевали десятки, а некоторые - на Юге, в Сибири и на Урале - сотни десятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенные орудия и машины.

К середине 19 в. старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

В России происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины 19 в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.

Отмена крепостного права произошла не в результате массового крестьянского движения или революции, а мирно, «сверху», после 100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных комиссиях и комитетах, главным образом секретных. Объективные социально-экономические, демографические, общественно-политические причины вызревали постепенно, однако непосредственным толчком к реформе «сверху», силой самодержавной власти послужила тяжелая и бесславная для России Крымская война 1853-56. В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия. Одиннадцатимесячная осада Севастополя, закончившаяся его падением в августе 1855, подвела черту поединку России с Западом - Англией и Францией, воевавшими на стороне Турции. Это показало, насколько увеличилось отставание крепостной России от капиталистических стран.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец.

ГЛАВА 2. Крестьянская реформа 1861 г.

Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года. Сначала она велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу.

Главным вопросом реформы был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально- бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством – с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом.

19 февраля 1861 г. " Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на 20 лет. По закону, после получения личной свободы, крестьяне в течение 2-х лет должны были отбывать практически те же повинности, что при крепостном праве, лишь несколько уменьшалась барщина и отменялись натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились на временнообязанном положении, т.е. обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Никакого срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал.

Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Освобождение крестьян без земли провести было нельзя, это было экономически невыгодно и могло вызвать социальный взрыв. Наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещикам. Поэтому ставилась задача предоставить такое количество земли, чтобы они были привязаны к своему наделу, а если этого недостаточно, то к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания собственности помещика на всю землю его имении, в том числе и на крестьянскую, надельную. Крестьяне получали свой надел не в собственность, а в пользование, за установленную законом повинность в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен выкупить ее у помещика, уплатив весь выкуп сразу, что было практически невозможно. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам выкупную сумму, а затем взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет.

Таким образом, реформа об освобождении крепостных крестьян была проведена в интересах помещиков.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Обманутые надежды крестьян на "полную волю" вызвали взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. В течение года по стране прокатилось около 2-х тысяч волнений, при этом больше половины были подавлены с применением военной силы. В течение последующего года вновь возникали волнения, но правительство подавило крестьянское недовольство. С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль.

Особенностью реформы 1861 было сохранение общины, надельная земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа - общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно. Они исходили из того, что община поможет крестьянам, не привыкшими быть хозяевами своей собственности, сохранить самостоятельность. Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения - облегчение для власти в сборе повинностей и платежей. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Крестьянская реформа 60-х гг. послужила основным поводом для создания в России всеохватывающей системы должностных знаков. Ранее страна почти не имела должностей, которые располагали бы соответствующей форменной одеждой. Крестьянская реформа вызвала к жизни множество выборных постов, держатели которых должны были постоянно сталкиваться с людьми, судить их, поощрять или наказывать. А в России для того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признак права на должность.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела. Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода. «Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом - с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве - 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие:

а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли;

б) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами;

в) крестьяне оставались обособленным сословием.

Таким образом, основные положения реформы заключались в следующем:

1. Упразднение личной зависимости - реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины.

2. Наделы и повинности крестьян - при определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически - из интересов помещиков. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и хозяйственных особенностей различных регионов.

3. Выкуп крестьянских наделов - выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка.

После реформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.

И все-таки, крестьянская реформа 1861 г. явилась актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок к интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам имущественных и определенных гражданских прав способствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформы 1861 г., связанные с социально-экономическими и политическими процессами первой половины 19 в., являлись вместе с тем переломом, поворотным пунктом в истории России. Не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех сферах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков.

Модернизация России продолжалась на новой основе - освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества. В этом контексте 1861 г. - рубеж, точка отсчета, с которых начинается «новая история России».

Отмена крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения.

Реформа изменила положение помещичьих, государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.

Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1964

    Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. 19 века в России// Вопросы истории, 1989, №10

    История России ч.2. Расцвет и закат российской империи/Горинов И.М., Лященко Л.М., М., 1994

    Корнилов А.А. Курс истории России 19 в. М., 1993

    Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1991

Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников. С момента публикации законов помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» , присвоило им гражданские права — свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретения недвижимого имущества на свое имя и пр.

Алексей Кившенко. Чтение Манифеста 1861 г. Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге

Крестьяне каждого помещичьего имения объединились в сельское общество. Свои общие хозяйственные вопросы они решали на сельском сходе. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности.


«Волостной суд». Зощенко Михаил Иванович

Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губернатору, ни министру. Они должны были руководствоваться только велениями закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабрист А. Е. Розен, Л. Н. Толстой и др.).

Введение «временнообязанных » отношений. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными ».

Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян осталось примерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лишние » земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки» , сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Выкупные сделки и выкупные платежи. Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные » отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку — по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель. В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не за счет доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Это называлось круговой порукой .


Крестьянские волнения. Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле », они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест был им прочитан, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, «настоящую волю ». Донесения о крестьянских бунтах приходили почти из всех губерний Европейской России. На подавление высылались войска. Особым драматизмом отличались события в селениях Бездна Спасского уезда Казанской губернии и Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии.

В Бездне жил крестьянин-сектант Антон Петров, тихий и скромный человек. Он вычитывал из «Положений » 19 февраля «тайный смысл » и растолковывал его крестьянам. У него получалось, что почти вся земля должна отойти именно к ним, а помещикам — «овраги да дороги, и песок да камыш ». Со всех сторон шли в Бездну бывшие крепостные, чтобы послушать «про настоящую волю ». Из села были изгнаны официальные власти, и крестьяне установили свой порядок.

В Бездну были направлены две роты солдат. По безоружным крестьянам, плотным кольцом окружившим избу Антона Петрова, было дано шесть залпов. 91 человек был убит. Через неделю, 19 апреля 1861 г., Петрова принародно расстреляли.

В этом же месяце разыгрались события в Кандеевке, где солдаты тоже стреляли в безоружную толпу. Здесь погибло 19 крестьян. Эти и другие подобные события произвели тяжелое впечатление на общество, тем более, что критиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. крестьянское движение пошло на спад.

Значение крестьянской реформы

Историческое значение освобождения крестьян. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Не то, чтобы на «пятьсот лет », а всего лишь примерно на двадцать хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.

Велико было нравственное значение крестьянской реформы , покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.

Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за ее проведение — Н. А. Милютина, К. Ф. Самарина, Я. И. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К. Д. Кавелина, а ранее — , А. Н. Радищева. Нельзя забывать и заслуг выдающихся представителей нашей литературы — А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др. И, наконец, неоспоримо велики заслуги императора в деле освобождения крестьян .


Маковский Константин Егорович "Крестьянский обед в поле.", 1871г.

Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года:

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.
Примечание. Сии местные положения суть: 1) Для тридцати четырех губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для] губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской...

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;
б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...

9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...

10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх