Россия на пути к социальному государству. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния Понятие и состав правовых основ социального государства

Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилите, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработи­цы, болезни» инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зар­плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспече­ние, включая социальное страхование; право на участие в куль­турной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обя­зывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оп­латы труда, пенсионного обеспечении, обратившим и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социаль­ного государства составляют не только российская законодатель­ная база, но и соответствующие международные документы, на­пример, пересмотренная Европейская социальная хартия, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским коми­тетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызс­кой Республики, Российской Федерации и Республики Таджи­кистан и др.

2. Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением.

Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уров­не. Они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Фе­дерации.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лип), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, .про­изводственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов» общественных объединений, фондов, некоммерчес­ких партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.),

предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Подготовка и издание новых нормативных актов включает четы­ре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок оп­ределяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирован не хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок ре­гулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъек­тами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банка­ми, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголов­ное, гражданское и иные.

В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социаль­ного общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

Лекция №6. Социальное партнерство и социальный аудит

1. Социальное партнерство в социальном государстве

2. Российская модель системы социального партнерства

3.Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- -трудовых отношений (ВТК)

Ключевые слова: Международная организаций труда, Рос­сийская модель социального партнерства, Российская трех­сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Система социального партнерства, Социальное партнерство, Трипартизм.

- 67.11 Кб

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Российская Таможенная Академия »

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

по дисциплине «Основы социального государства»

на тему: « Правовые основы социального государства »

Выполнил: студент 1-го курса

Очно-заочной формы обучения
экономического факультета
группа 1321В
А.А.Ветлужских

      Подпись :

      Научный руководитель :

      Т.И.Еремина,

Доцент кафедры,к.ю.н.

Подпись :

Санкт-Петербург

2011

Введение 3

  1. Правовые основы становления социального государства в России……………..5

1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5

    1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8

    1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12

    2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства………………………………………………… ………………………………..14

    2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14

    2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17

Заключение. 22

Список использованных источников. 24

Введение

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.

Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

Ключевое место в теории социального государства занимают социальные проблемы. Вопросам специфики и содержания социальных отношений социальной политики важное место уделяется в трудах таких ученых, как: В.С. Афанасьев, Л.В. Афанасьева, Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков, Р.Г. Гостев, С.Ф. Никитин, Ю. Волков, А.В. Гурлеев и др.

По мнению Н.С. Ветровой, «современная социальная политика – обширная и разветвленная область государственной деятельности, включающая формирование и регулирование систем социального страхования и вспомоществования; программы в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, помощи городам и регионам, пораженным депрессией; регулирование отношений между трудом и капиталом, а также политику в области гражданских прав».

В широком понимании социальная политика рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условиях жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;

· описать трудовое право как функцию социального государства;

· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.

Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.

Правовой основой являются: научная и учебная литература, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

Правовые основы становления социального государства в России.

Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики. Формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального государства; третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг; четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
· описать трудовое право как функцию социального государства;
· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.
Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Правовые основы становления социального государства в России……………..5
1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5
1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12
2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14
2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17
Заключение.22
Список использованных источников.24

Правовая основа социального государства

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально - экономические права личности. В социальном государстве нормативно - правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства, то есть в Конституции Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым, поскольку провозглашение и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная партия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и др.

Россия на пути к социальному государству

Так является ли современная Россия социальным государством? Лично мое мнение - нет, не является, как бы горько и печально это не звучало, но еще раз нет. По моему мнению, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции и одновременно является правовым и демократическим государством. Поэтому, едва ли правильно называть современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой, и я уверен, станет, для этого уже есть серьезные предпосылки. Наверное, справедливее или правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства, и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Россия этот этап, на мой взгляд, преодолела.

Второй этап - переходный - может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства (реальный тому пример, недавняя отставка Кабинета Министров) и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Сейчас Россия находится на этом этапе.

1)особенности взаимодействия правового и социального характера государства. Роль гражданского общества в процессе правового становления социального государства.

2)Понятия социальных прав и их законодательное закрепление.

3) формирование правовой основы социального государства в РФ.

Социальное государство имеет правовой характер, социальное государство имеет правовой характер который предполагает законодательное гарантирование прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства которые служат обществу. Стремится свести к минимуму социальные риски и создает условия для самореализации личности.

Признаки правового государства.

1) Наличие гражданского общества. Т.е сознательных и обладающих высокой правовой культурой граждан.

2) Суверенитет народа. Следует понимать как существование народа в качестве высшего источника власти.

3) Всеобщность права и верховенство закона.

4) Разделение властей. в федеративном горизонтальное и вертикальное разделение властей

5) Приоритет прав и свобод личности, при этом для правового государства важно обеспечение свободы развития личности, правовое государство ограждает личность от вмешательства в ее жизнь в том числе от государства.

6) Взаимная ответственность и доверие государства и общества.

Правовое государство- это особая форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона и легитимностью, высоким престижем и эффективностью права, гарантирующими правовую защищенность личности и беспрепятственное использование ею демократических прав и свобод в своих законных интересах.

Социальное государство или социально-правовое государство – это особый исторический этап в развитии правового государства. Ставший результатом трансформации или критики демократического правового общества и его недостаткам и ответом на появление и распространение социализма в мире.



Отличия социального и правового характера государства.

1. Для правового государства приоритет является права и свободы гражданина и защищает государство эти свободы и от себя. Социальное государство наоборот обеспечивая право человека на достойное существование допускает ограничение свободы человека и признает государственное вмешательство. И признает государственное вмешательства в сферу распределения общественного блага.

2. Приоритет равенства в правах для правового государства. Социальной справедливости и равенства в том числе материального для социального государства.

Роль гражданского общество

1. Эффективно выполняет часть социальных функций.(создание благотворительных обществ, страховых организаций) отстаивание и обеспечение социальных прав граждан.

Правовая основа социального государства - это совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих социальные права личности в самом широком понимания.

Социальные права- это совокупность конституционных прав дающих человеку фактические и юридические возможности для обеспечения достойного уровня жизни, социальные права граждан позволяют им реализовывать свои потребности и интересы. Существуют так нормативно правовые акты, которые позволяют определить что такое достойного уровень жизни. Достойный уровень жизни это тот который позволяет человеку поддерживать его здоровье и благополучия как его так и его семьи.

Социальные права отличаются от других гражданских прав.(особенности соц. Прав)

1) Их объем и возможность реализации во многом зависит от состояния экономики ресурсов и основных направлений деятельности конкретного государства.

2) Социальные права распространяются только на сферу материально-бытовую.

3) Юридические формулировки социальных прав могут иметь рекомендательных характер

4) Социальные права кореспандируют государству обязанность обеспечивать их экономическими, политическими правами

5) Относительное прямое действие этих прав относительно.

Дописать.

6) социальная ответственность слоев населения.

7) социальная функция частной собственности. В конституции Мексики 1917г. В германии 1919. Социальное государство закрепляет право частной собственности, однако в отличии от старых конституции в новых речь не идет о священной и не прикосновенной частной собственности, напротив частная собственность наряду с интересами собственника должна служить и общественному благу. Выражение подобного отношения приводит к законодательному закреплению права государства отчуждать частную собственность в случае если это необходимо для удовлетворения общественных нужд. Отчуждения происходит согласно закрепленной законе процедуре и проводится за вознаграждение.

8) социально ориентированная экономика. Положение такого рода редки. В конституции Польши 1997г. Суть положения- законодательное конституционное закрепления, определенного процента ВВП которое следует тратить на образование науку.

Становление социального правовой основы РФ.

1. Конституция РФ

2. Международные нормативно правовые акты.

3. Федеральные конституционные законы. Федеральные, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления конституционного суда РФ и верховного суда РФ.

5. Законы и подзаконные акты субъектов РФ.

6. Нормативно правовые акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные договоры.

8. Локальные акты организации рассчитанные на неоднократное применению к неопределенному кругу лиц.

Основной закон регламентирует единство социально пространства, единые для всех регионов принципы организации социальных отношений, основные направления государственной и социальной политики, в конституциях республик, в уставах субъектах федерации положения конституции уточняются и конкретизируются. В законах и подзаконных актах субъектах органах местного самоуправления, нормативно правовых актах организаций социальные нормы приближаются к реальным проблемам человека и усиливают социальную защищенность.

Ст 40 закрепляет право на жилище, которое понимается как социальное право каждого. Запрет на произвольное лишения человека жилища, и юридическую защиту малоимущих.

Ст 41 охрана здоровья и медицинскую помощь.которая предполагает бесплатную медицинскую помощь для граждан в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляемую за счет средств соответствующих бюджетов.

Ст 43 право на образование. Оно включает в себя доступность образования. В государственных и муниципальных учреждениях. Право на сздание частных образовательных учреждений.

Среди действующих законов следует отметить: 1) трудовой кодекс РФ 31 декабря 2001. 2) федеральный закон об основах обязательного социального страхования. 3) федеральный закон о государственном пенсионном обеспечение РФ 15 .12 2001. 4) федеральные закон об обязательном пенсионном страхования российской федерации. 5) жилищный кодекс РФ. От 29.12.2004г. 6

Основы законодательства РФ об охране здоровья. 7) закон РФ об образование 10.07.92

3 группа отношений. последующие отношения. это отношения по обязательному страхованию. В случае предусмотренным законом.

СТАТЬЯ 43 право на получение образования. Общедоступность и бесплатность.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРВАЛЕНИЯ.

Социальная политика - это деятельность государства других политическое и социальных институтов (органы местного самоуправления, общественные организации, производственные и иные коллективы)направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества повышение уровня и качества жизни людей, обеспечение их жизнен потребностей и защиты с использованием финансового и другого потенциала.

Субъект – государственные орган власти, негосударственные объединения.

Объектом – является все население страны

Основные направления социальной политики: это оплата и охрана труда, развитие рынка труда, обеспечение занятости и трудоустройства, регулирования доходов и потребление товаров массового спроса, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание в виде обеспечение жильем и предоставление коммунальных услуг, развитие систем образование и науки. Развитие ситем здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма.

Культурная политика

Демографическая политика- охрана семьи материнства, отцовства и детства, молодежная политика.

Обеспечение экологической безопасности. Защита от природных и техногенных аварий и катаров.

1) Условие реализации эффективной социальной политики

2) Высокий уровень конкурентно способности национальной экономики

3) Наличие законодательной базы гарантирующей свободу политическое и правовое равноправие граждан

4) Наличие развитого гражданского общества, способного отстаивать свои интересы и обеспечивать контроль за деятельностью государства.

Принципами социальной политики является всеобщность в сочетание с дифференцированным подходом, активность и динамизм социальной политики, социальное партнерство, научная обоснованность нормативов и стандартов социальной политики, разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами власти местным самоуправлением и общественными организациями.

Эволюция от обеспечения минимальных стандартов к более высокими показателями жизни, которые могут быть описаны показателями достойного образа жизни. В нашей стране социальные стандарты и коррелированные с ними социальные обязательства не взаимосвязанные. Социальные стандарты рассчитываются с учетом минимальных потребностей.

Качество жизни который включает в себя уровень з\п, уровень потребительских цен. Развитой социальной инфраструктура, развитость инфраструктуры. Показатели уровня безработицы, количество граждан проживающих за чертой бедности, рассчитываются пороговые показатели.

Первый уровень Центальный и федеральный уровень социальной политики: формулируются нормотивно правовые акты, формирующие стандарты социальной политики, принимаются и минимальные нормативы.

Второй уровень региональный уровень социальной политики, дополняется законами субъектами, органами местного самоуправления.

Третий уровень корпоротивная социальная политиак на данном уровне соиальная сфер арегуилируется субъектами прелствавляющие отдельные социальные группы с учетом их особенностей, взаимосвязь всех уровней политики, взаимозависимость гибкость и улучшение сцальнйо политика на каждом из последних уровней приводит к дстижению максимальных потребностей человека.

Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.


Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г. Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г. Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».

Б. Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

Концепция «господства права»

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской правополитической традиции. По справедливому заме­чанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной.

Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В обществен­ном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автоно­мности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряже­ниям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего, суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, постепенно сформировалась идея ограниченного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духов­ного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко вы­раженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и, по сути, немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем слу­чае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях ста­новится необходимостью.

Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитив­ным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публич­ным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающи­ми по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значе­ние. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона - две стороны одной медали - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признава­лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, - это и есть правовое государство, всеохва­тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед зако­ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви­тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи­тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений :

Признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере­сов меньшинства;

Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

Народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

Сосредоточение всех государственно-властных полно­мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

Взаимная ответственность государства и личности;

Связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

Разделение властей в организации государственного управления;

Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

Недопущение монополизма в политике и. экономике;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества.

Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теорети­ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово­го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода­тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным.

Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимос­ти США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх