Решение государственной инспекции труда. Оспаривание решений трудовой инспекции в судебном порядке. Что делать, если нужно обжаловать предписание

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.


Жалоба на бездействие трудовой инспекции (ФИТ) – один из распространенных способов защиты трудовых прав. Бездействие территориальных органов инспекции труда, вследствие которого подверглись нарушению трудовые права заинтересованных лиц, подлежат обжалованию в досудебном и в судебном порядке. Право выбора порядка обжалования принадлежит лицам, чьи права были нарушены.

В досудебном порядке жалобы в силу ст.361 ТК РФ, ст.10 ФЗ №от 17.01.1992 года и ст. 4 ФЗ №от 27.04.1993 года могут направляться в вышестоящий орган ФИТ либо в территориальный орган прокуратуры.

В данном случае жалобы должны содержать:

  • наименование органа, который в соответствии с законом разрешает жалобу
  • должность и личные данные сотрудника ФИТ, бездействие которого обжалуется
  • личные данные (ФИО, адрес) заявителя
  • сущность обжалуемого бездействия
  • ссылки на нарушенные нормы права
  • требования заявителя
  • дату формирования жалобы
  • подпись заявителя
  • перечень прилагаемой к жалобе документации, которая служит подтверждением факта бездействия ФИТ и нарушения трудовых прав заявителя
  • В качестве требований заявители могут просить:

    • о восстановлении нарушенных прав
    • о ликвидации препятствий для полноценной реализации трудовых прав
    • о снятии с заявителя незаконно возложенной на него обязанности
    • о признании незаконным бездействия должностных лиц ФИТ

    Жалобы рассматриваются должностными лицами вышестоящего органа ФИТ либо органа прокуратуры в 30-дневный срок с момента регистрации подобных обращений. Если на основании жалобы необходимо организовать служебное расследование, то период разбирательства подлежит продлению еще на 30-дневный срок. Такое продление осуществляется на основании решения руководителя вышестоящего органа ФИТ или органа прокуратуры. О вынесенном решении в данном случае заявитель уведомляется в письменном виде с указанием мотивов продления.

    Бесплатная юридическая консультация:


    По итогам разбирательства жалобы может быть вынесено решение:

    • о признании неправомерным бездействия ФИТ и, как следствие, об удовлетворении жалобы
    • об отказе в удовлетворении жалобы

    В письменном виде данное решение направляется заявителю.

    Что касается судебного порядка обжалования, то заинтересованные лица, чьи права были нарушены бездействием ФИТ, имеют возможность обратиться за судебной защитой. Режим обжалования бездействия органов ФИТ урегулирован гл.22 КАС РФ.

    В соответствии со ст.22 и 24 КАС РФ подача административного искового заявления к должностным лицам ФИТ может осуществляться либо по месту жительства заявителя (административного истца), либо по месту нахождения органа ФИТ, бездействие которого оспаривается. Право выбора суда предоставлено административному истцу.

    Срок направления подобной жалобы (административного иска) в суд установлен ст.219 КАС РФ и составляет 3 месяца с момента, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав органом ФИТ. Пропуск упомянутого срока не признается основанием для отказа в принятии жалобы к судебному производству. В рамках судебного разбирательства он может быть восстановлен судебной инстанцией. Следует учитывать, что несвоевременность действий ФИТ должна рассматриваться судом как уважительная причина пропуска момента обращения в суд.

    Согласно ст.226 КАС РФ административные иски об оспаривании бездействия ФИТ рассматриваются судами в течение 1 месяца. В соответствии со ст.228 КАС РФ вынесенные судом решения по подобным делам подлежат обжалованию по общим правилам, установленным КАС РФ.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Жалоба на работодателя и бездействие Трудинспекции

    Добавлено в закладки: 0

    При защите гражданских прав можно обращаться в правоохранительные органы: милицию (полицию), прокуратуру и следственный комитет, в особенных случаях, таких как измена Родине или при фактах коррупции в органах правопорядка или высших эшелонах власти – в ФСБ. Для этого достаточно наличие или подозрение наличия признаков преступления или правонарушения. Сбором доказательств по выдвинутым обвинениям должны заниматься соответствующие органы.

    Проще обратиться в прокуратуру, прокурор перешлет заявление в инстанцию, необязательно правоохранительную, однако в зоне ответственности которой имеются подобные дела, с требованием дать ответ о результатах рассмотрения заявления. Если знаете куда именно необходимо обращаться, то желательно написать заявление в этот орган, если ответ не устрои, то можно дать жалобу в прокуратуру на бездействия или действия этого органа при рассмотрении дела.

    Подавать заявление или жалобу необходимо по месту нахождения предприятия (учреждения) или проживания лиц действия которых причинили вред. Это районные отделы прокуратуры, Следственных комитетов, УВД, или если затрудняетесь куда обращаться, обратитесь в вышестоящую структуру – в республиканские, областные, краевые, ещё выше стоят окружные управления этих структур. Можно прямо обращаться к министру внутренних дел, к начальнику главного следственного комитета или генеральному прокурору.

    У всех структур есть электронная почта и практически у всех есть сайт, где можно прямо обратиться, в том числе и анонимно с заявлением о правонарушении или преступлении.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Особенности жалобы

    Помните,что заявление в правоохранительные органы, это “палка о двух концах”, в конце концов дело может обратиться против Вас. Правоохранительные органы, они хотя и публично отрицают этот факт, являются в отношении граждан не правозащитными, а карательными органами. Подавая заявление, есть риск попасть под уголовные статьи 129 (клевета с обвинением) или 306 (ложный донос). К примеру, в милиции практикуют при подаче гражданином заявлении о краже паспорта, даже вместе с другими вещами, документами, деньгами, подозревать в первую очередь пострадавшего в подаче ложного доноса из-за якобы нежелания пострадавшего уплатить штраф за потерю паспорта, а он составляет 1500 рублей а вот за кражу паспорта необходимо заплатить только 200 рублей государственной пошлины.

    Письменное обращение необходимо подавать в форме жалобы или заявления на имя руководителя данного органа, тогда получаете или должны получить ответ от высшего лица данного органа. Факты на котором основываете свои утверждения или подозрения, должны быть достоверно изложены в полном объеме, когда Вы излагаете услышанное от другого лица, то нужно внести в письме данные об этом лице (адрес,телефон, ФИО). Вероятнее всего Вас пригласят в орган, который занимается Вашим же обращением для более детального знакомства с заявителем. Будьте готовы к очной ставке, устной беседе, допросу, когда Вас сведут с правонарушителем, на которого жалоба написана, для проведения перекрестного допроса.

    Практика обращения в органы правопорядка при защите гражданских прав подтверждает неэффективность данной формы защиты интересов граждан. Но это не значит, что эти обращения не будет иметь успеха. Если явно прослеживается преступные деяния, то лишь органы правопорядка могут предотвратить преступление. Также в Административном кодексе указываются правонарушения за которые могут привлечь к ответственности только прокуратуры и органы МВД.

    Роль правоохранительных органов при защите гражданских прав сводится практически только к защите от физического насилия. Даже переименование (реформа) внутренних органов направлена в основном даже не на защиту граждан от посягательств преступников, а на защиту граждан от незаконных действии непосредственно полиции.

    Но при правильной постановке вопроса об уголовной ответственности должностного лица, которое виновно в нарушении каких-нибудь прав, будь то потребительские, имущественные или трудовые права гражданина, можно защитить фактически не только обратившихся в правоохранительные органы граждан, но и других граждан, не обращавшихся за защитой собственных нарушенных прав. Это является преимуществом административных и правоохранительных органов, так как судебная защита является индивидуальной и распространяются только, во-первых, на обратившихся в суд, во-вторых, выигравших судебный индивидуальный спор.

    К примеру, в настоящее время большинство граждан обращаются в суды с исками о незаконных банковских комиссиях, взимаемых незаконно при кредитовании. Но ведь, когда правоохранительные органы, прежде всего прокуратура, возбудят и до конца доведут с десяток дел о мошенничестве с применением должностного положения против виновных лиц, как возглавляющих непосредственно коммерческие банки, так и ответственных государственных лиц из ЦентроБанка РФ, которые не только отстранились от надзора банковской деятельности, но и потворствуют коммерческим банкам при незаконном взимании комиссионных, рассылая разрешительные письма-разъяснения, тогда банки не будут ожидать исполнительных листов, а будут сами выплачивать незаконные взносы при первом обращении гражданина, так как банкиры не будут рисковать собственной свободой. Этим правоохранительные органы не только защитят гражданские права, но и разгрузят суды от таких дел.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Не стесняйтесь обращаться в правоохранительные органы! Возможно, многочисленные обращения помогут им осознать, что правопорядок начинается в первую очередь с защиты гражданских прав.

    Образец жалобы на работодателя и бездействие Трудинспекции

    Ещё 24+ из 149 готовых примера жалоб с пояснениями к ним, бесплатных для скачивания образцов:

    К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

    • Апелляционные жалобы 17
    • В правительственные учреждения 11
    • Жалобы в медицинские учреждения 5
    • Жалобы в прокуратуру 7
    • Жалобы в Роспотребнадзор 9
    • Жалобы в суд 56
    • Жалобы на действия 22
    • Жалобы на определение 6
    • Жалобы на постановление 4
    • Жалобы на решение 3
    • Кассационные жалобы 9
    • Коллективные жалобы 2
    • Надзорные жалобы 6
    • Прочие жалобы 4
    • Частные жалобы 8

    ☀ Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России и стран СНГ. На сайте собраны лучшие и новые бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, ведение ИП, каталог франшиз от представителей, образцы шаблонов документов, бланков и форм за год.

    Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Копирование страницы “Жалоба на работодателя и бездействие Трудинспекции”, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

    Подпишитесь на наши новости

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Если трудовая инспекция бездействует

    Бездействие (действия, решения) государственных инспекторов труда и территориальных подразделений государственной инспекции труда (далее - Роструд), в результате которого нарушены права и свободы граждан или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, можно обжаловать в досудебном порядке путем обращения к руководителю территориального органа, руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда РФ или в суд в порядке, установленном законодательством РФ. Об этом сказано в ст. 361 ТК РФ, ст. 4 Закона РФ от 27.04.93 №«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». То есть граждане имеют право выбрать порядок (административный, судебный) защиты своих прав и свобод.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Административный порядок обжалования

    Жалоба на бездействие (действия, решения) государственных инспекторов труда или территориального подразделения Роструда подается в порядке, определенном Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 702н (далее - Регламент).

    Жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

    Наименование госоргана, в который она направляется;

    Должность, фамилию, имя и отчество уполномоченного должностного лица (территориального подразделения), действия (бездействие) которого обжалуются;

    Бесплатная юридическая консультация:


    Фамилию, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подающего жалобу, почтовый адрес для направления ответа;

    Подпись заявителя и дату;

    Существо обжалуемого действия (бездействия).

    В жалобе указываются причины несогласия с обжалуемыми действиями (бездействием) и решением, обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия для их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия) и решения, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

    К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявитель приводит перечень прилагаемых документов (п. 88 Регламента).

    Бесплатная юридическая консультация:


    Жалобу рассматривают уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа в течение 30 дней со дня ее регистрации.

    Если по жалобе требуется провести служебное расследование, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа, в который поступила жалоба, или его заместителя. О продлении срока заявителей уведомляют письменно с указанием причин продления (п. 89 Регламента).

    По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо Роструда или территориального органа принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованных действий (бездействия) либо об отказе в удовлетворении требований. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю (п. 91 Регламента).

    Судебный порядок обжалования

    Заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, связанных с действиями (бездействием) государственных инспекторов труда или территориальных подразделений Роструда.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Гражданин может обратиться в суд с заявлением в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 93 Регламента).

    Заявление об оспаривании бездействия (решений, действий) государственных инспекторов труда или территориальных органов Роструда должно отвечать требованиям абз. 2 ч. 1 ст. 247 и ст. 131 ГПК РФ в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В заявлении, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, незаконны, какие права и свободы нарушены (для осуществления каких прав и свобод созданы препятствия).

    К заявлению об оспаривании бездействия (действия) государственных инспекторов труда или территориальных органов Роструда необходимо приобщать копию заявления, документ, подтверждающий уплату госпошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, сведения, подтверждающие факт совершения оспариваемых действий или бездействия (ч. 1 ст. 246, ст. 132 ГПК РФ, п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2).

    Иск к должностным лицам территориальных органов Роструда предъявляется в районный суд по месту жительства ответчика, а к территориальным органам Роструда - в районный суд по месту нахождения организации (п. 93 Регламента). По искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, истцы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

    Инспекторов тоже накажут

    Бесплатная юридическая консультация:


    За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы (ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

    К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2).

    • 24 ПФР начал принимать заявления на получение новой ежемесячной выплаты
    • 18 Андрей Егоров: «Недействующие юрлица – должники по налогам: ответственность руководителей и собственников должна быть адекватной»
    • 13 Страховые пенсии неработающих пенсионеров выросли на 3,7%
    • 11 Семьи с детьми смогут сэкономить до 800 тыс. рублей при покупке квартиры
    • 10 Решена судьба пеней за один день просрочки по уплате налогов
    • 9 Президент продлил «заморозку» накопительной пенсии до 2020 года
    • 8 Потребительская корзина вырастет за счёт рыбы и мяса

    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС

    Бесплатная юридическая консультация:


    Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя?

    Многие работники не знают, как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, который нарушает их трудовые права. Большинство людей из-за страха остаться безработными, закрывают глаза на несправедливость начальников и бездейственно сидят, сложа руки, принимая такое отношение как должное.

    Но некоторая часть смелых сотрудников пользуются эффективными инструментами, созданными российским законодательством, для защиты своих прав. Не нужно игнорировать эту проблему, а стоит обратиться за помощью в соответствующие государственные органы.

    В каких случаях требуется?

    В трудовую инспекцию нужно обращаться по следующим обстоятельствам:

    1. Невыплата премии, декретных, зарплаты. Если работодатель задерживает или не выплачивает заработную плату, беспричинно лишает премии, либо другие обязательные пособия за больничные листы. Уклоняется от выплат сотрудникам, которые находятся в учебном, декретном, ежегодном отпуске. Данные нарушения считаются уголовно наказуемым правонарушением.
    2. Руководитель не соблюдает условия труда.
    3. Работа без трудового договора. Если руководитель, отказывается оформлять сотрудника официально.
    4. Платят черную или серую зарплату. Многие работодатели скрываются от налогов, стремясь сэкономить.
    5. За выговор. Работодатель специально создаёт ситуацию для нарушения работником своих обязанностей, а затем увольняет.
    6. Если происходит скрытие несчастного случая на производстве и принуждение работников к даче заведомо ложных показаний.
    7. Незаконное увольнение сотрудника в период его нетрудоспособности.
    8. Переработки. Если руководитель заставляет сотрудника выходить на работу в выходные дни, оставаться после работы против его желания.
    9. Оскорбление работника. Нецензурная лексика со стороны работодателя.

    Полномочия госоргана

    Деятельность трудовой инспекции заключается в проверке работодателей в части соблюдения ими прав работников, которым гарантированно помогут в решении спорных моментов и восстановят законную справедливость.

    Подавать жалобу в трудовую инспекцию можно при любых нарушениях прав сотрудника, связанных с рядом разногласий, образовавшихся между работником и работодателем.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Что проверяют?

    Трудовые государственные инспекции представляют собой единую централизованную систему государственных органов и являются территориальными органами Роструда.

    В их обязанности параллельно с контролем за работодателями и соблюдениями ими трудового законодательства (статьи 353, 354, 356 ТК РФ) относятся следующие полномочия:

    • проверка административных дел;
    • обнаружение причин нарушений и их обстоятельств, исправление и разрешение их, а также направление полученной информации в соответствующие органы власти (суд, правоохранительные органы, исполнительные органы);
    • резюмирование практики;
    • осуществление расследования несчастных случаев на производстве;
    • быть в роли экспертов в суде по делам о несоблюдении трудового законодательства;
    • в любое время им можно наведываться в организации и на предприятия к работодателям при наличии служебного удостоверения;
    • для осуществления надзорных и контрольных работ вправе безвозвратно получать от работодателей, органов местного самоуправления и исполнительной власти необходимые документы, информацию, и разъяснении;
    • для анализа нарушений взыскивать образцы используемых материалов и веществ;
    • вести следствия о несчастных случаях на производстве;
    • предоставлять работодателям необходимые для исполнения предписания о ликвидации нарушений трудового законодательства;
    • направлять в суды требования о завершении работы предприятия и его структурных подразделений при наличии экспертного заключения;
    • наложить запрет на использование средств индивидуальной и общей защиты при отсутствии сертификатов соответствия.

    Какими могут быть проверки?

    Инспекция по труду вправе не только планово осуществлять проверки в организациях, но и внезапно устраивать контроль. Поэтому ошибочно думать, что представители органа могут приходить с проверкой только после поступления жалобы от работника.

    Плановые проверки имеют свои ограничения: их можно проводить раз в два года на основании приказа (распоряжения) органов госконтроля.

    Данное распоряжение должно содержать в себе следующие обязательные пункты:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • документ должен быть пронумерован, с указанием даты о проведении процедуры контроля;
    • наименование органа госнадзора;
    • ФИО и занимаемая должность лица, ответственного за проведения мероприятия по контролю;
    • ФИО индивидуального предпринимателя либо наименование юр. лица, в части которых будет проводиться данная процедура;
    • план, цель и задача выполняемого мероприятия;
    • основания для проведения мероприятий по надзору, включая нормативно-правовые акты, обязательные условия которых будут проверяться;
    • указание даты о начале и окончании проверки.

    Приказ (распоряжение) подписывается руководителем территориального структурного подразделения инспекции либо его доверенным лицом и обязательно ставится печать.

    Внеплановые проверки могут осуществляться в связи:

    • с жалобами о нарушении прав работника и бездействии работодателя;
    • с жалобами о нарушении в сфере труда или возможности наступления их, подкреплённых подтверждающей документацией, другой информацией и прочими доказательствами.

    При любых проверках работодатель вправе узнать, кто конкретно на него пожаловался из сотрудников, если заявитель примет решение раскрыть свою личность и подтвердит письменно о своём намерении.

    Действия при поступлении обращения

    Инспекция труда на основании поступающих жалоб (заявлений) обязана провести проверки, в ходе которых определить, существуют ли заявленные фактические нарушения трудовых прав работников или они отсутствуют.

    По итогу проверки должен составляться акт. Если факты нарушения подтверждаются, то директору предприятия (работодателю) выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений, согласно ст.357 ТК РФ.

    Далее заявителю направляют письменно обоснованный ответ на указанные в жалобе вопросы, где определяется, какие нарушения в результате проверки были выявлены, какие приняты меры в сторону работодателя для исправления ситуации (выдаётся предписание либо возбуждается дело об административном нарушении), объясняется ход дальнейших действий для восстановления прав работника.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Если заявитель не согласен с полученным ответом, он имеет право повторно направить заявление руководителю территориальной инспекции (ст.361 ТК РФ).

    Чем грозит обращение работодателю?

    При обнаружении нарушения трудового законодательства работодателю грозит либо дисциплинарная, либо административная, либо уголовная ответственность.

    При несоблюдении трудовых отношений КоАП РФ предполагает штраф, размер которого зависит от вида правонарушения. Если правонарушение повторяется, то суд имеет право назначить наказание в виде запрета руководящих должностей сроком от 1 до 3 лет.

    Кроме штрафов, работодатель может понести наказание в виде лишения свободы, срок которого устанавливается законодательством, обязательных работ, лишения права работать на руководящих должностях.

    Как провести оценку автомобиля для наследства? Смотрите здесь.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Жалоба в трудовую инспекцию в 2017 году

    Как пожаловаться?

    С чего начать при обращении в инспекцию труда:

    • узнать месторасположение её территориального органа;
    • написать жалобу (заявление) с обозначением нарушения трудовых прав;
    • прикрепить необходимые документы, подтверждающие указанные доводы;
    • принести заявление в инспекцию, бланк которого при необходимости можно посмотреть в каждом территориальном органе либо найти через интернет.

    Общий порядок подачи

    Жалобу необходимо писать, придерживаясь условий деловой переписки, иначе она может быть не рассмотрена.

    • указать название территориальной инспекции;
    • фамилию, имя, отчество начальника инспекции;
    • фамилию, имя, отчество заявителя;
    • содержание жалобы, где описывается предмет трудового спора, указывается, какие именно права нарушил работодатель;
    • не стоит употреблять ненормативную лексику в обращении и угрозы в адрес начальника, текст должен быть составлен кратко, грамотно и корректно;
    • представить подтверждающие документы - например, договор трудового найма, бланк расчёта о зарплате, банковская выписка и другие;
    • число, когда составлена жалоба, подпись и расшифровка.

    Как отправить?

    • почтой и обязательно с уведомлением;
    • принести самостоятельно;
    • через интернет (через электронный сайт инспекции).

    Необходимо также сделать копию жалобы и поставить пометку о регистрации в виде штампа либо написать собственноручно «Принято», проставив дату, ФИО и личную подпись. При подаче заявления никаких государственных платежей не требуется.

    Подача жалобы анонимно

    Если заявитель решил составить анонимную жалобу, не указав свои контакты и координаты, то в инспекции не станут её регистрировать и не возьмут на рассмотрение.

    Если сотрудник переживает по поводу дальнейшего гнева со стороны руководителя и желает оставаться инкогнито, он имеет право написать «Прошение о конфиденциальности», указав причины, по которым не желает указывать свои личные данные.


    • 1 шаг. Посетить электронный сервис: https://онлайнинспекция.рф/problems.
    • 2 шаг. Выбрать раздел «Выберите категорию проблемы».
    • 3 шаг. После выбора категории открывается форма, где необходимо обозначить требуемый результат. Далее кликнуть по кнопке «Продолжить», после чего появится дополнение в самом низу страницы.
    • 4 шаг. Далее необходимо авторизоваться через «Госуслуги», нажав кнопку «Войти». При отсутствии учётной записи, нужно зарегистрироваться на сайте для последующего заполнения обращения.
    • 5 шаг. Для разрешения доступа к учётной записи от Онлайнинспекция.рф выскочит запрос на экране, после чего нажать кнопку «Предоставить».
    • 6 шаг. Заполнение личных данных: ФИО, адрес электронного ящика, телефонный номер. Обязательная информация для заполнения помечена красной звёздочкой.
    • 7 шаг. Заполнение электронного заявление, с указанием названия и фактического месторасположения работодателя.
    • 8 шаг. Указать юридический адрес организации, ИНН, ОГРН, данные о руководителе.
    • 9 шаг. Далее излагается суть обращения. Можно прикрепить к жалобе сканы документов и другие подтверждающие материалы.
    • 10 шаг. Повторно указывается просьба и указывается «галочкой» согласие на подтверждение персональных данных и ознакомления с условиями и правилами электронного сервиса.

    Отправка заявления через онлайн сервис считается завершённой.

    Как подать жалобу в трудовую инспекцию Москвы?

    Обратиться с жалобой в трудовую инспекцию города Москвы возможно также 3-мя способами: личным обращением, почтой или онлайн.

    Официальный адрес трудовой инспекции города Москвы: ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3, тел..

    Для того чтобы направить заявление в инспекцию г. Москвы через интернет нужно:

    • Перейти на официальный сайт данной государственной структуры.
    • Далее выбрать окно «Онлайн приёмная», затем найти нужную тему для обращения из предложенного перечня. Если нужной темы нет в списке, то необходимо выбрать окно «Иные вопросы».
    • Дальше следует перейти по ссылке и нажать кнопку «Отправить заявление».

    Для отправки жалобы необходимо будет заполнить все запрашиваемые данные: личную информацию, сведения о работодателе, предприятии и изложить суть проблемы. Также надо будет выбрать каким способом заявитель желает получить ответ на заявление.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Типовой образец жалобы представлен ниже:

    Сроки подачи и рассмотрения

    Регистрация жалобы происходит в рамках трёх дней. Если же заявление подано при личном присутствии в инспекции, то регистрация делается сразу.

    Заявление должно быть рассмотрено в течение тридцати дней с момента регистрации согласно законодательству РФ.

    В отдельных случаях этот срок возможно продлить ещё на тридцать дней.

    Образец коллективной жалобы

    Групповые жалобы в трудовую инспекцию более весомы, чем индивидуальные. Но на сегодняшний день они пишутся гораздо реже.

    Бесплатная юридическая консультация:


    В коллективной жалобе будет отсутствовать противоречивость сотрудников, ведь каждый видит ситуацию по-своему.

    Также коллективное обращение поможет тем людям, которые сами не могут проявить инициативу для подачи жалобы.

    Пример коллективной жалобы:

    Примерный бланк жалобы от коллектива:

    Как отозвать документ?

    У работника нет права отозвать жалобу, если даже он с работодателем урегулировал конфликт и не хочет, чтобы у предприятия были проблемы с проверкой.

    Сообщение сотрудника о восстановлении его прав работодателем не является поводом для отмены проверки.

    Где и как оформить дарственную на квартиру? Об этом - тут.

    Спорные вопросы

    Если Ваш вопрос остался без ответа

    Если жалоба в трудовую инспекцию осталась без ответа, обязательно нужно подавать вторую, указав, что заявление подаётся повторно.

    Необходимо в тексте пометить какого числа подавалась первая жалоба.

    Если инспекция отказывается принимать заявление на рассмотрение, она должна письменно прислать ответ, указав причину отказа.

    Если заявитель не согласен с решением, он имеет право обратиться в вышестоящие органы для восстановления справедливости.

    Как подать иск в суд?

    Для защиты своих прав работник также может обратиться в суд с исковым заявлением на руководителя.

    Но перед этим необходимо подготовить пакет документов, которые работодатель обязан выдать в трёхдневный срок. Многие руководители препятствуют этому и тянут время, поэтому лучше написать официальный письменный запрос.

    Иск надо подать в городской или районный суд по месту нахождения работодателя и должен быть оформлен в соответствии с действующим законодательством, иначе он не будет рассмотрен.

    Как оформить иск?

    При написании заявление, необходимо в шапке указывать конкретный суд, куда именно обращен иск. Далее Истец должен указать полностью свои личные данные, адрес места жительства. Аналогично заполняются данные Ответчика.

    По центру листа пишется: «Исковое заявление…». В продолжении необходимо указать причину, по которой подаётся иск.

    Суть проблемы стараться описывать наиболее подробно, чтобы суд сразу перешёл к делу без дополнительных вопросов. По возможности в иске указать пункты трудового законодательства, которые были нарушены работодателем.

    После описания проблемы, Истец должен изложить свои требования. К иску в обязательном порядке нужно прикладывать копии трудового договора и трудовой книжки, или же дополнительные доказательства нарушений, которые удалось раздобыть.

    Подача иска возможна в течение трёх месяцев со дня нарушения (ст. 392 ТК РФ).

    Если проблема заключается в увольнении с работы, связана с принятием на неё или же восстановлением в своих рабочих обязанностях, то заявление необходимо подать не позже месяца с момента нарушения.

    При обращении в суд самостоятельно работник должен сам представить доказательства, что, бывает, занимает много времени и истец выходит за рамки установленного законодательством сроки.

    Суд может продлить срок подачи заявления, если Истец докажет, что не уложился в срок по уважительной причине.

    Примеры бланков исковых заявлений:

    Не нужно бояться отстаивать свои права, если работодатель нарушает их.

    В большинстве случаях правильно составленная жалоба может решить проблему работника в его пользу и заставить руководителя уважать своих сотрудников и соблюдать их права.

    Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

    Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

    Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

    Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

    Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.

    Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:

    — для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

    — для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

    Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

    Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

    Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.

    В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

    — соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;

    — главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

    А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

    Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.

    Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

    Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

    В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

    Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

    Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.

    Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.

    Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

    В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

    Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).

    Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

    Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

    В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

    Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

    Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

    Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

    Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

    Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

    Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:- для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;- для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:- соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;- главному государственному инспектору труда Российской Федерации.А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.Если работодатель не согласен с полученным предписанием, оспаривать его мы рекомендуем в судебном порядке.Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и прежде всего о сроках. Но здесь-то и существует некоторая неопределенность.Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
    Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

    Карсетская Е.В. Правовой справочник кадровика. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.

    В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

    Как было?

    Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

    Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

    Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

    Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

    Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

    Изменение тенденции судебной практики

    В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

    1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
    2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

    В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

    • вынесено уполномоченным органом;
    • является документом властно-распорядительного характера;
    • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

    Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

    На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

    Сроки для обжалования

    При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

    Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

    Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

    В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

    В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

    Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

    Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

    Практика применения правил

    Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

    При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

    ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

    Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

    Обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

    Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

    Сроки и порядок обжалования предписания

    Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

    Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

    Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

    Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

    Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

    • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
    • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
    • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
    • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

    При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

    Определение подсудности

    Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

    Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

    • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
    • в вышестоящий орган;
    • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
    • в районный суд.

    Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать .



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх