Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности. Совет Федерации и Государственная Дума заседают6 Сравнение совета федерации и государственной думы таблица

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Текст Ст. 100 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Ст. 100 Конституции Российской Федерации

1. В конце 1993 г. впервые было введено раздельное попалатное формирование федерального представительного и законодательного органа государственной власти — Федерального Собрания Российской Федерации. Использовалась смешанная избирательная система при выборах депутатов нижней палаты — Государственной Думы и мажоритарная избирательная система относительного большинства при выборах членов верхней палаты — Совета Федерации*(524).

Раздельное заседание палат парламента соответствует мировой практике. Принцип раздельного заседания палат Федерального Собрания РФ обусловлен федеративным государственным устройством России. Совет Федерации представляет субъекты РФ. Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Отчасти поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент.

Раздельная попалатная организация деятельности парламента целесообразна во многих отношениях, и, в частности, это обеспечивает лучшее качество принимаемых законов ввиду того, что каждая палата оценивает законопроект независимо. Для того чтобы обеспечить полное изолирование палат, они занимают разные здания.

Однако в некоторых случаях палаты могут собираться совместно, например для заслушивания посланий Президента РФ, образовывать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

2. Заседания Государственной Думы и Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой законопроектам и иным вопросам. Кроме того, на заседаниях палат парламента ведутся протоколы и стенограммы, которые подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (для Государственной Думы) и в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (для Совета Федерации).

Кроме того, Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» предусмотрена обязанность государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать распространение обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы, открытия первого заседания Совета Федерации, открытия первого заседания Государственной Думы в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения событий. Также государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны:

включать в информационные программы в день, когда состоялось событие, сообщения о решениях и действиях: Совета Федерации — в отношении отрешения Президента РФ от должности, утверждения изменения границ субъектами РФ, утверждения Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения и др.; Государственной Думы — в отношении дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решения вопроса о доверии Правительству РФ и др.;

еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации;

по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации, либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу;

не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе;

при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами*(525).

Гласность и открытость в деятельности законодательных органов признаются фундаментальными принципами осуществления законодательной власти. Их следует рассматривать как одни из основополагающих принципов демократии, от практической реализации которых в России во многом зависит успех процесса демократизации.

Открытость заседаний палат Федерального Собрания есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения*(526).

Принцип открытости является общим правилом практически для всех парламентов мира. Во Франции, например, каждый гражданин может сесть в ложу и наблюдать, как идет заседание парламента. В Германии любое заседание суда открытое. Однако толкование этого принципа, даваемое самими палатами в их регламентах, весьма затруднительно, так как отсутствуют места для посетителей. Здания, где размещены палаты парламента, не приспособлены для этого. Конечно, отчасти открытость обеспечивается путем прямой трансляции заседаний на мониторы, расположенные, в том числе, в помещении, доступном всем имеющим пропуск (хотя бы одноразовый) в здание соответствующей палаты парламента. Впрочем, для обычного человека проблематичным является и получение пропуска в здание палаты*(527).

Таким образом, открытость и прозрачность не только правовой принцип, но и цель, которую парламент должен достичь в либеральном, демократическом обществе.

Палаты парламента могут принять решение о проведении закрытого заседания. Такая возможность закреплена в их регламентах.

Предложения о проведении закрытого заседания вправе вносить Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председательствующий на заседании палат, комитеты палат, Советом Государственной Думы, депутатское объединение, Председатель Государственной Думы, комиссия Совета Федерации, группа членов Совета Федерации. Для Совета Федерации устанавливается ограничение на численность присутствующих на закрытом заседании — не менее 25 человек.

Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами.

На открытом и закрытых заседаниях палат парламента вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты РФ. На заседании в государственной Думе также могут принимать участие полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены совета Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аудиторы счетной палаты РФ. На заседании в Совете Федерации — Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации.

Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени проведения открытого заседания.

3. Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания.

В ряде парламентов зарубежных государств допускается совместное заседание только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию. Например, совместные заседания в Швейцарии проводятся в таких случаях, как избрание ряда должностных лиц, разрешение споров о компетенции между высшими федеральными органами власти, принятие решения о помиловании, принятие заявлений и доведение их до сведения Федерального совета*(528).

Согласно комментируемой статье, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента. Президент РФ в соответствии с п. «е» ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (см. комментарий к ст. 84). Так, с момента принятия Конституции РФ Федеральным Собранием было заслушано 14 посланий Президента РФ: 24 февраля 1994 г., 16 февраля 1995 г., 23 февраля 1996 г., 6 марта 1997 г., 17 февраля 1998 г., 31 марта 1999 г., 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Во время совместного заседания не используются традиционные формы парламентской работы: не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством палат парламента. Для этого Президент РФ издает распоряжение, в котором предлагает председателям палат Федерального Собрания РФ собрать палаты в указанное им время. Как правило, подобное мероприятие проходит в Мраморном зале Московского Кремля. Обсуждение вопросов, заслушиваемых на таких заседаниях, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях Федерального Собрания. Так, вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению в палатах парламента.

Послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию является одной из форм взаимодействия судебной и законодательной властей. Важность посланий Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции РФ, предупреждении ее нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности*(529).

В зарубежной практике закреплена обязанность судебного органа направить послание законодательному органу. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь согласно законодательству обязан ежегодно принимать и направлять послание в адрес Президента Республики Беларусь, а также Палаты Представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Последним основанием для совместного сбора палат комментируемой статьей называется необходимость заслушивания выступлений руководителей иностранных государств, но, несмотря на это, практика совместного заседания Федерального Собрания по поводу заслушивания выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась. В Регламенте Совета Федерации закреплено, что руководители парламентов иностранных государств, руководители иностранных государств, посещающие Совет Федерации, могут выступить на заседании Совета Федерации. Решения о приеме делегаций иностранных государств и международных организаций в Совете Федерации принимаются Председателем Совета Федерации*(530). В Регламенте Государственной Думы указано, что эта палата утверждает согласованный с ней единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения парламентских делегаций иностранных государств и международных парламентских организаций в Российской Федерации*(531).

СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА

одна из форм общей работы парламента, таких, как совместные парламентские слушания, постоянные объединенные комитеты палат, создаваемые для координации позиций палат по вопросам их общей компетенции, временные или постоянные согласительные комиссии палат для преодоления возникающих разногласий по поводу принимаемых законов, участие парламентариев в заседаниях палат. С.з.п.п., в отличие от некоторых других видов совместной работы палат парламента. являются формой деятельности и не требуют создания специальной парламентской структуры.

В мировой практике при двухпалатной структуре парламента,как правило. палаты заседают раздельно друг от друга. В ряде парламентов допускается и С.з.п.п., но только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 100) устанавливает только три случая, при которых возможны С.з.п.п.: а) при заслушивании посланий Президента РФ ФС;

б) при заслушивании посланий КС:

в) при выступлении руководителей иностранных государств.

В соответствии с мировой парламентской практикой во время заслушивания Послания Президента РФ С.з.п.п. ФС не используются традиционные формы парламентской работы - не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством ГД и СФ.

Обсуждение вопросов, заслушиваемых на них, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях ФС. Так. вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению (п. "а" ч. 1 ст. 65 и ч. 1 ст. 46 регламентов соответственно СФ и ГД).

Практика С.з.п.п. ФС по поводу заслушивания посланий КС и выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась.

Вместе с тем Конституция РФ оговаривает еще один случай, когда члены СФ и депутаты ГД собираются вместе. Согласно ч. 2 ст. 82 Конституции РФ Президент РФ при вступлении в должность приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС.

Лит.: Конституция (Основной Закон) РФ - России. М., 1993; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента РФ. М.. 1995; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ// Ведомости ФС РФ, 1996, № 6. Ст. 163; Регламент ВС РФ. М.. 1992;

Парламенты мира. Сб. М.. 1991; Комментарий к Конституции РФ/ Под редакцией Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Парамонов А.Р.. Полуян Д.Я.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА" в других словарях:

    КАЗАХСТАН - (Республика Казахстан) республика,которая в соответствии с Конституцией, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого… …

    Казахстан - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в центральной части Евразии. Территория 2717 тыс. кв. км. Столица г … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    - (англ. parliament от фр. parler говорить) название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. П. как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании.… … Энциклопедия юриста

    Сенат - (Senate) Понятие сенат, история сенатов, описание сената Информация о понятии сенат, история сенатов, описание сената Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение понятие. Подраздел 1. Раздел 2. Cенат США в Древнем Риме. Раздел 3. Cенат США в … Энциклопедия инвестора

    А; м. [англ. parliament, франц. parlement] 1. Высшее государственное законодательное представительное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах. Войти в состав парламента. Депутат парламента. Выборы в парламент. // Шутл. О… … Энциклопедический словарь

    ИСПАНИЯ - (Королевство Испания) государство на юго западе Европы, на Пиренейском полуострове, включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Столица г. Мадрид. Административное деление: 50 провинций,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.

а). раздельно;

б). по очереди;

в). совместно.

45. Выборы Президента Российской Федерации назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Председатель Правительства РФ.

46. Выборы Государственной Думы назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Президент РФ.

47. Объявление амнистии относится к ведению:

а). Государственной Думы;

б). Президента РФ;

в). Совета Федерации.

48. Право законодательной инициативы НЕ принадлежит:

а). Государственной Думе;

б). Совету Федерации,

в). депутатам Государственной Думы.

49. Федеральные законы принимаются:

а). Государственной Думой;

б). Советом Федерации;

в). Президентом РФ.

50. Федеральный закон одобряется:

а). Советом Федерации;

б). Государственной Думой

в). Президентом РФ.

51. Промульгацию в Российской Федерации осуществляет:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума

в). Президент РФ.

52. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:

а). 19 судей;

б). 20 судей;

в). 25 судей.

53. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является:

а). Верховный Суд РФ;

б). Высший Арбитражный Суд РФ;

в). Конституционный Суд РФ.

54. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются:

б). Президентом РФ;

55. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются:

а). Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

56. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности:

а). Советом Федерации по представлению Президента РФ;

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

57. Установление общих принципов организации органов местного самоуправления относится:

а). К ведению Российской Федерации;

б). К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в). К ведению субъекта Российской Федерации.

58. Как соотносятся органы местного самоуправления и органы государственной власти:

а). Входят в систему органов государственной власти;

б). Не входят в систему органов государственной власти;

в). Никак не соотносятся.

59.Закрепляется ли понятие органа местного самоуправления на нормативном уровне:

а). В нормативных актах понятие органа местного самоуправления не закрепляется;



б). Закрепляется, в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

в). Закрепляется на конституционном уровне, в ст. 132 Конституции РФ.

60. В структуре органов местного самоуправления является обязательным формирование:

а). Представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации;

б). Представительного органа муниципального образования;

в).Представительного органа муниципального образования и местной администрации.

Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) зачтено «удовлетворительно» Понимает социальную значимость своей будущей профессии. Определяет особенности профессионального правосознания. Определяет роль профессиональной подготовки в формировании и развитии профессионального правосознания. - знает особенности профессии юриста и умеет их характеризовать; - знает и умеет толковать понятия «профессиональная деятельность юриста», «правосознание», социально-правовая активность; - толкует смысл понятий «правовая идеология», «правовая психология», «правовой опыт»; применяет полученные знания для сбора информации о правосознании; - определяет характер эффективности профессиональной деятельности юриста; - знает требования, предъявляемые к личностным характеристикам юриста, к его психологическим качествам, имеет их анализировать; - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии юриста.
Дает правовую оценку социальной значимости профессии юриста. Выносит критические суждения о правосознании, основанные на правовых знаниях. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональном правосознании. - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - соотносит общее состояние законности в государстве с профессиональной деятельностью юриста; - дает оценку роли правосознания в различных сферах правовой жизни
Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социальной значимости профессии юриста Решает вопросы о применении знаний о профессиональном правосознании в конкретных вопросах -выделяет и описывает структурные элементы правосознания на примере конкретных ситуаций правовой действительности; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ОК-2-спсобен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Знает свои профессиональные обязанности. Понимает необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей. Определяет роль принципов юридической этики в правотворческой, правоприменительной практике. - определяет свою роль в социальной жизни, экономике и управлении; - дает определение понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - толкует смысл понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - определяет характер принципов юридической этики; - распознает требования, которые предъявляются к деятельности юриста, к психологическим качествам - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» - владеет методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. - умеет разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - дает оценку роли профессиональной этики юриста в различных сферах правовой жизни
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Дает правовую оценку профессиональных обязанностей юриста. Выносит критические суждения о принципах этики юриста. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональных обязанностях и этики юриста. - выделяет и описывает проблемные вопросы выполнения профессиональных обязанностей; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной этики в современных социальных условиях.
ОК-9-способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Понимает социально значимые проблемы и процессы, способен их анализировать - называет основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества; - называет социальные, экономические, правовые, политические, психологические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений; способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней. - дает определение понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - толкует смысл понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - определяет характер социально значимых проблем; - распознает требования, которые предъявляются к анализу социально значимых проблем и процессов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Дает правовую оценку социально значимых проблем и процессов, имеет их анализировать. - дает правовую оценку анализа социально-значимых проблем и процессов; - оценивает сложность и многообразие анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку роли закона в процессе анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку того, что анализ позволяет не выносить преждевременные суждения и приходить к неверным заключениям.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социально значимых проблемах и процессах и их анализе. - выделяет и описывает структурные элементы процесса анализа социально значимых проблем и процессов; - обобщает природу и специфику анализа социально значимых проблем и процессов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ПК-1-способнен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знает понятие, виды, признаки, структуру законов в сфере конституционного права и иных нормативно-правовых актов, действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. - понимает значимость качества нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности юриста; - знает и анализирует особенности нормативно-правовых актов в сфере конституционного права; - дает правовую оценку нормативно-правовых актов; - определяет правовые явления, влияющие на характер изменений и дополнений конституционных нормативно-правовых актов; - выявляет пробелы правового регулирования конституционных правоотношений; - определяет и анализирует проблемы правового регулирования конституционных правоотношений; - владеет юридической терминологией приемами юридической техники и навыками разработки и реализации правовых норм в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знает особенности нормотворчества, в том числе законотворчества в сфере конституционного права. - анализирует качество конституционного нормотворчества; - анализирует и систематизирует изменения и дополнения конституционного законодательства.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Стремится участвовать в разработке нормативно-правовых актов, в том числе законов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности - разрабатывает проекты законов и иных нормативно-правовых актов в сфере конституционного права с учетом изменений правовой действительности и общественных отношений; - систематически совершенствует свои знания и умения в овладении навыками работы с правовыми источниками.
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права, понимать их природу и сущность, способность их анализировать. Иметь представление о целях конституционно-правового регулирования. Способность согласовывать конституционно-правовое регулирование с его целями. -владеет юридической терминологией в данной сфере; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, влияющих на развитие конституционного законодательства; - владеет навыками профессионального общения.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Возможность давать квалифицированную оценку объектов профессиональной деятельности. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Знать сущность и содержание понятий и категорий, институтов конституционного права, закономерности совершенствования конституционного законодательства. Знать комплекс правовых взглядов, идей, представлений, ценностей являющихся основой правовой регламентации конституционно-правовых норм. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике; - разрабатывает и реализует правовые нормы в сфере конституционного права.
Пк-3-Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, имеющих юридическое значение.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. - владеет навыками работы с юридическими документами, применяемыми в сфере конституционного права; - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет юридической терминологией в сфере конституционного права; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Пк-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Уметь оперировать этими понятиями и категориями. - владеет конституционно-правовой терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, являющихся объектами конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений в сфере материального и процессуального права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения конституционно- правовых проблем и коллизий. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Пк-5-способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права. - владеет юридической терминологией применительно к отрасли конституционного права; - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционно права. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в сфере конституционно-правового регулирования. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации.
Пк-6-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми в сфере конституционного права. Соотносить факты и обстоятельства с конституционно-правовыми нормами при разрешении конкретных правовых ситуаций, коллизий в праве.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в сфере конституционно права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм конституционного материального и процессуального права; -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность устанавливать полное и точное соответствие обстоятельств конкретной ситуации. Уметь юридически грамотно преодолевать конкуренцию и коллизию конституционно-правовых норм. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике -Владение навыками выделения и анализа юридических фактов при разрешении конкретных правовых ситуаций. -Умение определять конкретные положения конституционного законодательства и уяснить их смысл. -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других. -Владение приемами логики при сопоставлении явлений. - Способность устанавливать адекватность фактов и обстоятельств действующим конституционно-правовым нормам. - умение отбирать и систематизировать данные, сведения и факты в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.
Пк-7- владеет навыками подготовки юридических документов
Знать основные положения документационного обеспечения: понятие и виды документа, виды и правила оформления реквизитов документа. - владеет основной терминологической и методологической базой. - владеет навыками работы с нормативно-правовыми и методическими источниками документационного обеспечения, государственными стандартами, устанавливающие унифицированные системы документации. -владеет навыками составления и правильного оформления документов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать виды юридических документов и правила их оформления. -владеет навыками составления и правильного оформления правовых документов.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Уметь давать квалифицированные консультации по правильному оформлению юридических документов. - умение анализировать основные проблемы, связанные с технико-юридическими приемами и способами составления и правильного оформления правовых документов.
Пк-8- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знает основные принципы, задачи и пределы компетенции органов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе соблюдения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет юридической терминологией. - владеет навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами конституционного законодательства.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства, изучаемых в курсе конституционного права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в области обеспечения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - умеет прогнозировать результаты юридических действий, совершаемых данными органами. - сумеет предвидеть возможность противодействия юридическим действиям, совершаемым данными органами. - сможет смоделировать развитие ситуации при совершении органами, обеспечивающими законность и правопорядок, отдельных юридических действий. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере конституционного права.
Пк-9-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать законодательство о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, основные положения конституционного права: понятие и виды прав и свобод личности. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Оперировать основными юридическими понятиями и категориями, необходимыми для реализации этих целей. - владеет основными методами защиты чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с правовыми актами. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права. -Владение навыками уважительного отношения к чести и достоинству личности, правам и законным интересам человека и гражданина, их защиты. - Способность сознавать ответственность за принимаемые решения с позиции соблюдения прав и свобод человека.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм административного материального и процессуального права. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина. - Способность критически оценивать обстоятельства, имеющие значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Пк-14- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать особенности разработки проектов различных видов нормативных правовых актов, а также основных этапов нормотворческого процесса и оформления их результатов. - владеет юридической терминологией и навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при проведении правовой экспертизы конституционно-правовых актов. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохр


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх