Что такое уважение человеческого достоинства. Что значит уважать человека. Права пациентов на справедливое отношение

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века , но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы , Мозамбика , Гвинеи , Конго . Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву , где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. - киломбу) - «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от :

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо » («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр - молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем - Зумби , который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares ) возглавлял один из крупнейших киломбу - Палмарис , который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет .

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйры стало официальное документирование информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в г. на территории Бразилии Золотого Закона , который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше - в г. - законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года . В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация , проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» - капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд . В г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики .

Разделение стилей

Капоэйра Режионал

Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба , ни с Местре Пастинья .

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке , которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом - европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana , за которой последовали другие - например Furacões da Bahia или Brasil Tropical , основанная мастером Камиза Роша . После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza , приехавший в г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше - в г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala ) в Нью-Йорке . В г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira ), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе .

Капоэйра в СНГ

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие », с Марком Дакаскосом в главной роли.

Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе , США и Бразилии .

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ .

Капоэйра в России

Капоэйра сегодня

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda ). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau ), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра - передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен .

Музыка

«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло - это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором - это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» - батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau ) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде .

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

Ритмы беримбау

Три основных вида беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

Открывает музыкальную последовательность ладаинья - это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Общие понятия и определения в капоэйра

  • порт. Abadá / Абада - специальные капоэйристские штаны белого цвета.
  • порт. Amazônia / Амазониа - стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.
  • порт. Angola / Ангола - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.
  • порт. Apelido / Апелиду - имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.
  • порт. Axé / Аше - энергия капоэйры.
  • порт. Bateria / Батериа - оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.
  • порт. Batizado / Батизаду - церемония посвящения, крещение, получение первой корды.
  • порт. Benguela / Бенгела - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладают уходы, перемещения, ритм средний, удары плавные ине высокие.
  • порт. Volta ao mundo / Волта ау мунду - проход в роде по кругу, используется для передышки игроков или музыкантов.
  • порт. Grimas / Гримаш - палки для макулеле.
  • порт. Jogo / Жогу - игра в роде.
  • порт. Jogo de compra / Жогу ди компра - игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.
  • порт. Iuna / Иуна - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
  • порт. Corda / Корда - цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.
  • порт. Corridos, quadros / Курридус, куадрус - песни, исполняемые участниками роды.
  • порт. Ladainha / Ладаинья - песня-вступление, поётся только в анголе, исполняется сольно.
  • порт. Maculelê / Макулеле - танец-игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.
  • порт. Regional / Режионал - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.
  • порт. Roda / Рода - круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.
  • порт. Solo / Соло - одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие то удары, связки, акробатические движения.
  • порт. Toque / Токе - ритм игры на беримбау.
  • порт. Troca de corda / Трока ди корда - смена корды, переход на следующий уровень.
  • порт. Chamada / Шамада - вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.
  • порт. Chulas / Шулас - восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа - джинга (порт. ginga ). Джинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

  • Джинга (порт. Ginga ).
  • Негачива (порт. Negativa ).
  • Эшкива (порт. Esquiva ).
  • Кокоринья (порт. Cocorinha ).
  • Роле (порт. Role ).

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау аберту (порт. Au aberto )
  • Ау фешаду (порт. Au fechado ).
  • Ау добраду (порт. Au dobrãdo ).
  • Ау агулья (порт. Au agulha ).
  • Бананейра (порт. Bananeira ).
  • Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio ).
  • Макаку (порт. Macaco ).

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. cordão ) или нашейными платками (порт. lenço ) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс-платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado ). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado ). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания - местре-шарангейру (порт. mestre-xarangeiro ) контра-местре (порт. contra-mestre ) и местре (порт. mestre ). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду (Batizado)

Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо ) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь одной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы ? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» - Местре Кобра Манса

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип - следования «линии» - традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken » (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Примечания

  1. Health"snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
  2. Health"snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
  3. ISBN 5-93347-205-0 .
  4. Статья Киломбуш - свободные города на v8mag.ru
  5. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
  6. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
  7. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  8. Более подробно капоэйра в этот период описана в книге Жоржи Амаду «Лавка чудес»
  9. Mestre Bimba
  10. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Статья «Капоэйра Ангола», Мартин де Моор.
  11. «GRUPOS PARAFOLCLÓRICOS BAIANOS. Olhar o passado e entender o presente para redimensionar o futuro» Nadir Nóbrega Oliveira (порт.)
  12. Mestre de Capoeira Paulo Siqueira (нем.)
  13. «Herança de Pastinha. Metafísica da Capoeira». Decanio, Ângelo; Colecão São Salomão 3, Salvador: Produção Independente, 1996., стр. 38, стр. 54

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам" (ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Кожен має право на повагу до його гідності.

Ніхто не може бути підданий катуванню, жорстокому, нелюдському або такому, що принижує його гадність, поводженню чи покаранню.

Жодна людина без її вільної згоди не може бути піддана медичним, науковим чи іншим дослідам" (ст.28 Конституції України).

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию Украины свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Отсутствие уважение к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявление его творческих и интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие прав человека отображает тот факт, что за каждым лицом определяется некоторый комплекс природных, неотъемлемых прав и свобод, которые обусловливаются самим фактом существования человека и должны рассматриваться как гарантии ее достоинства.

Идея природного права, общего для всего человечества, так само как и существование того, что называется "правами человека", признано достаточно давно, как и то, что человек не может быть свободным в обществе, которое само не является свободным.

Самоопределение народа, являющееся предпосылкой его свободы, само по себе недостаточно для того, чтоб права и свободы человека стали реальностью. Крайне важной основой возможности их реализации является формирование гражданского общества и построение правового государства, которое обеспечит использование прав и свобод человека в законодательно установленных, достаточно гибких границах, обусловленные как природой самого права, так и общественными обстоятельствами. Речь идет о личных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые являются социальными по своей сути.

Поэтому в Конституции Украины закреплены крайне важные положения: главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека и установление такого правового порядка, по которому никто не может быть принужден делать то, что прямо не предусмотрено законом. Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составными которой являются личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Система этих конституционных норм определяет правовой статус человека и гражданина в Украине.

Комплекс прав и свобод человека в целом отвечает положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. В некоторой мере этот комплекс согласуется и с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколами №2, 3, 8 и 11 к этой Конвенции, подписанными от имени Украины. Это дает основания для вывода, что в Украине перестраивается вся правовая система: права и свободы человека определены неотъемлемыми основами нового конституционного строя. Более того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст.3 Конституции Украины), а возможность ограничения конституционных прав и свобод обусловлена как по объему, так и по времени только случаями военного либо чрезвычайного положения (ст.64 Конституции Украины).

Права и свободы человека, на которые государство не может посягать, обеспечивают каждому лицу возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни. Государство не только не должно вмешиваться в использование человеком этих прав и свобод, но и обязана обеспечивать их реализацию и защиту. Более того, Конституция Украины определяет право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в том числе от посягательств представителей власти либо должностных лиц.

Важной является статья 22 Конституции Украины, по которой права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими. Исходя из части 3 статьи 22 Конституции Украины при принятии новых либо внесении изменений в действующее законодательство могут быть предоставлены новые права.

Следует акцентировать внимание еще на одном, на мой взгляд важном, вопросе: об разграничении в Конституции Украины терминов "человек" и "гражданин". Большинство статей Конституции, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, начинаются так: "Кожен має право.".

Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общепризнанным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма утверждается ст.26 Конституции Украины, по которой иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права, свободы и обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины.

Одновременно Украина, как и любое другое государство, защищая свой суверенитет и независимость и ставя своей целью обеспечения достойных условий жизни, закрепляет некоторые права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только свои гражданам. Так, участие в управлении государственными делами, свобода объединения в политические партии и общественные организации, право на проведение митингов и сборов, шествий и демонстраций принадлежит исключительно гражданам Украины. Также только для граждан Украины государство создает условия для осуществления права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; гарантирует право на социальную защиту; право на бесплатное высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и др. Исходя из решающего значения для будущего Украины основной ценности украинского народа - его земли, Конституция предоставляет право собственности на землю только гражданам Украины.

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы . Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы . Данный принцип закреплён Уставом ООН.

Учитель унижает учеников

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

В соответствии со ст. 45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.

Право на честь и достоинство

Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих — речь идет о чести, а если самооценка — о достоинстве личности. Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих.

Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ

«Преступления против свободы, чести и достоинства личности»
наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст.

129 УК РФ)

Право на уважение человеческого достоинства

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Право на достоинство личности

Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам», Целям защиты достоинства служат и многие другие нормы Конституции РФ; право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др, Защите достоинства человека посвящены многие нормы уголовного права и уголовного процесса.

Глава 6 Личные права и свободы

Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, пытки означает действие, которым умышленно причиной сильную боль аб потому страдания (физическое или моральное) любому человеку с целью o дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома, или и с их молчаливого согласия.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. 1. Достоинство личности охраняется государством. В контексте исторического развития государства и права можно выделить одну очень важную тенденцию - возвышение человеческого достоинства, путем предоставления человеку всё большего объема прав и свобод, а также обеспечения гарантий их реализации.

Конкретизацией права на достоинство личности служит и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, в которой установлено, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх