Классный час "мои права". Классный час на тему"правовая грамотность учащихся" Классный час на правовую тематику

Разделы: Классное руководство

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
  2. Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  3. Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

Оборудование: Выставкадетский рисунков по теме “Права ребенка”.

ХОД УРОКА

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.

Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Выступление учащихся

1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

3 ученик: Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано .

И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

    (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
  1. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
  2. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).

Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
  4. Федеральный закон об образовании.
  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Практическая часть классного часа

Викторина:

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
  2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

  1. Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
  2. Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
  3. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Обсуждение проблемы:

  1. Какими правами вы пользуетесь?
  2. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
  3. Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

У нас 3 группы:

1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

После обсуждения на доске появляется схема:

“Декларация” школьников Вы - школьники:
имеете право обязаны никогда не обязаны
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи.

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

4. Быть независимым.

5. Иметь собственное мнение и убеждение.

6. Совершать ошибки.

7. Отвечать отказом на просьбу.

8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

9. Получать то, за что платите.

1. Соблюдать тишину на уроках.

2. Посещать уроки, определенные расписанием.

3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

4. Соблюдать чистоту.

5. Выполнять учебные требования учителей.

6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

1. Быть безупречным на 100%.

2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

3. Любить людей, приносящих им вред.

4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

5. Мириться с неприятной ситуацией.

6. Выполнять неразумные требования.

7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

Вывод по классному часу:

  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.
  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!!

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Твои права»

Форма проведения : конференция. Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Подготовка

Трое учащихся с помощью классного руководителя изучают Конвенцию ООН о правах ребенка и готовят доклады об основных правах ребенка и о способах их реализации.

Конвенция ООН о правах ребенка

Учитель : 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. А на территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства — участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, — это вопрос: «А я-то здесь причем? Ведь я давно уже вышел из детского возраста». Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? А на доске я напишу 4 варианта ответов на этот вопрос:

а) до 14 лет;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет;

г) до 21 года.

Учитель : Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?», и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы на самом деле еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Поэтому сейчас внимательно послушайте наших «юристов» — Диму, Сашу и Олю, подробно изучивших Конвенцию ООН о правах ребенка. Они расскажут о ваших основных правах и о путях их реализации.

Жизнь, здоровье и отдых детей

Дима: Государства — участники Конвенции ООН — признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы Древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии, или разговоры сегодняшних псевдогуманистов о возможности умерщвления новорожденных детей, страдающих некоторыми врожденными заболеваниями.

Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех его граждан.

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

То есть вы вправе исповедовать любую религию. Но если вы вдруг станете членом секты, решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушат право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

И для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Дворца творчества» или в секцию спортклуба. Для вас работают лектории при вузах и музеях, специальные клубы выходного дня, творческие студии и т.д. Дима заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Защита от насилия и эксплуатации

Саша:

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т. е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

И в соответствии с этой статьей Конвенции ООН о правах ребенка разрабатывается перечень разрешенных работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков.

Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

То есть все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Если вдруг вы почувствовали какой-то нездоровый интерес к себе со стороны своих близких (отчима, маминого друга, папиной приятельницы и т.п.), старшего друга, подруги или человека, от которого вы зависите по учебе или работе, не стесняйтесь и не бойтесь, что вам не поверят, а срочно обращайтесь за помощью к старшим, которым вы доверяете.

Саша заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Учитель : Спасибо Диме и Саше за очень интересное изложение ваших основных прав и способов их реализации. А теперь давайте послушаем сообщение Оли о ваших правах на получение образования.

Право на образование

Оля: Сейчас я познакомлю вас с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции ООН о правах ребенка.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и

дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; е) воспитание уважения к окружающей природе.

А это значит, что все мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

Заключение

Учитель: Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка. Подробнее познакомиться с этим международным договором вам поможет брошюра «Конвенция ООН о правах ребенка» (учитель демонстрирует брошюру), которую вы можете взять в школьной библиотеке.

Думаю, что у многих из вас уже возникали какие- то личные правовые вопросы. Пожалуйста, задайте их мне в индивидуальном порядке или напишите их на листочках бумаги и опустите в наш почтовый ящик «Хочу спросить». Вопросы могут быть и анонимными, так что не стесняйтесь и спрашивайте. Я постараюсь ответить на все вопросы, а в случае необходимости пригласим для консультации специалиста-правоведа.

К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален и никто не застрахован от огорчений, болезней и несчастий. А разводы родителей, предательство друзей, несчастная любовь...

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное — не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим в кризисные ситуации, в городе действует специальная телефонная служба доверия. Запишите, пожалуйста, номер телефона этой службы.

Учитель записывает на доске номер телефона городской службы доверия.

И в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по этому телефону и, будьте уверены, вам обязательно помогут.

МОУ «Соленоозерная школа»

Классный час

на тему:

«Лучше знать, чем догадываться»

Подготовила

учитель 4 класса

Муйдинова Э.Ф.

Апрель, 2016 год

Классный час о правах и обязанностях ребенка

"Лучше знать, чем догадываться"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации.

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от словараб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

    Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

    Ученик 2.

    Мальчишки и девчонки,
    И мы вместе с ними
    С рождения имеют право на имя.
    Имеем мы право сказать, как один:
    “Я – полноправный страны гражданин!”

    Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Ученик 4.

    Имею я право нормально питаться,
    Учиться, лечиться и развлекаться.
    Расти в своём доме, в полной семье,
    А не на уличной мёрзнуть скамье.

    Ученик 5.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ученик 6.

    К ребёнку нельзя относиться небрежно,
    А только с любовь, заботой и нежно.
    Ребёнка нельзя как товар продавать,
    И от учёбы его отрывать.

    Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

    Ученик 8.

    Терпимость и дружба –
    Всеобщее братство,
    Духовная близость –
    Вот это богатство.
    А наши родители и педагоги
    Должны нас направить
    На эти дороги.

    Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

    Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

    Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

    Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

    – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    Заключение

    Учитель. Подведём итоги.

    Вопросы :

      Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

      Какие основные права вам известны?

      В каком международном документе записаны права детей?

      Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

      В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

    Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

      Ничего на свете лучше нету,
      Чем бродить друзьям по белу свету…

      Мы дошкольниками были,
      Мы ходили в детский сад.
      Мы из глины мастерили
      И лошадок и зайчат.
      А теперь, а теперь,
      Открывай нам, школа, дверь!..

      На прививку, третий класс!
      Вы слыхали? Это нас….

      Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
      И съела кузнеца…

      Пусть всегда будет солнце!
      Пусть всегда будет небо!
      Пусть всегда будет мама!
      Пусть всегда буду я!

    Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Классный час

    на тему:

    «Правовая грамотность учащихся»

    Цели:

    • воспитание правовой грамотности учеников
    • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
    • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
    • соотнести права и обязанности детей
    • способствовать осознанию ответственности за свои права
    • сформировать положительное отношение к правам других

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

    Здравствуйте. Сегодня мы проведу классный час на тему: «Правовая грамотность учащихся»

    Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

    Начинаем классный час,

    Речь пойдёт здесь всё о нас

    Постарайтесь всё понять,

    Что - то новое узнать о правах и обязанностях .

    Ребята, скажите, а есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

    Одновременно с ними появились Главные вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

    Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

    В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

    В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

    Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

    В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

    Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

    В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

    Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

    Кто из вас знает, как называется этот документ?

    Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру - заботиться о своих маленьких гражданах.

    Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

    В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

    Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

    Конвенция - это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер

    В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

    - Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

    (просмотр презентации)

    Задание «Права и обязанности» Определить и закрасить на доске права и обязанности человека Обязанности закрасить красным цветом, а права - зеленым.

    Права

    Жить и воспитываться в семье

    Получить паспорт гражданина РФ

    Работать в свободное от учебы время

    Право на охрану здоровья

    Право на отдых

    Право на охрану здоровья

    Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

    Право родителей на заботу о детях и их воспитание

    Право на образование

    Право на имя

    Обязанности

    Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

    Получить основное общее образование (9 классов)

    Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

    Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

    Соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

    Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

    Уважать государственные символы Республики;

    Защищать Отечество (воинская служба);

    Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

    ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

    1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

    2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

    3.Права должны соблюдать только взрослые?

    4.Права - это сама жизнь

    5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

    6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

    (Просмотр видеоролика)

    Я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

    Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

    — Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

    — Я убрал его с дороги.

    — Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

    — Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

    — Почему же вы убрали камень?

    — Потому что я — Человек.

    Как вы понимаете эту притчу?

    Рефлекия, синквейн « Конвенция» и «Устав».

    Давайте обобщим ваши представления, связанные с понятиями «Конвенция» и «Устав».

    Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать синквейны со словами «Конвенция» и «Устав».

    Конвенция о правах ребенка

    Разработка классного часа для старшеклассников «Несовершеннолетний имеет право...»

    Цель: Формировать правовую культуру обучающихся.

    Форма: Правовой лекторий.

    Участники : Классный руководитель, учащиеся класса.

    Подготовительный этап: Классному руководителю необходимо подготовить юридические памятки для старшеклассников и по возможности пригласить на классный час юриста.

    Ход классного часа

    Во вступительном слове учитель должен обратить внимание на актуальность обсуждаемой проблемы.

    Вы знаете о том, что у детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создает условия для вашего развития и образования. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает.

    Правовая информация для учителя и учащихся

    С рождения ребенок имеет

    права:

    Жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

    Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

    На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

    На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

    Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

    На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

    На гражданство;

    Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

    На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

    обязанности:

    Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

    Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

    С 6 лет добавляются

    права:

    Совершать мелкие бытовые сделки;

    Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

    обязанности:

    Получить основное общее образование (9 классов);

    Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

    ответственность:

    Перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

    За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

    С 8 лет добавляются

    права:

    На участие в детском общественном объединении;

    обязанности:

    Соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

    ответственность:

    Перед детским общественным объединением и его участниками.

    С 10 лет добавляются

    права:

    На учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

    Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

    Давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

    ответственность:

    С 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

    С 14 лет добавляются права:

    Получить паспорт гражданина Российской Федерации;

    Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

    Требовать отмены усыновления;

    Давать согласие на изменение своего гражданства;

    Требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

    Работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;

    Заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

    Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

    Вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

    Управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

    Участвовать в молодежном общественном объединении;

    обязанности:

    Выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

    Соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

    ответственность:

    Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

    Самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

    Возмещение причиненного вреда;

    Ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

    Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

    С 15 лет добавляются права:

    Работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

    С 16 лет добавляются права:

    Вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

    Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;

    Быть членом кооператива;

    Управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

    Быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

    ответственность:

    За административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;

    За совершение всех видов преступлений.

    С 17 лет добавляется

    обязанность:

    Встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

    В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

    Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей — наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.

    В ходе классного часа учителю предлагается отдельно остановиться на правах несовершеннолетних детей, закрепленных Семейным кодексом Российской Федерации.

    Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-Ф3 принят Государственной Думой РФ 08.12.95 г. (с изменениями от 3 июня 2006 г.)

    (Извлечения)

    Глава 11. Права несовершеннолетних детей

    Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

    1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

    2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

    Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками:

    1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

    В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

    2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

    Статья 56. Право ребенка на защиту:

    1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

    Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

    2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

    При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

    3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение:

    Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

    Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию:

    1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

    2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

    3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

    4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

    5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

    Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка:

    1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

    2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

    3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено., орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

    4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

    Статья 60. Имущественные права ребенка:

    1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

    2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

    Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

    3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

    Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

    5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх