Штраф за незаконное такси без лицензии. Штрафы за нелегальное такси — работа без лицензии. Каким законом регулируются наказания

Возможно у многих до сих пор остаются старые стереотипы понимания работы таксиста. Кто-то еще живет в тех временах, когда можно было почти безнаказанно накинуть на крышу автомобиля "шашечку" и без всяких специальных разрешений подвезти пару-тройку клиентов. Однако на сегодняшний день в условиях стремительного роста конкуренции между перевозчиками, так же быстро ужесточается и растет штраф таксистам за перевозку пассажиров без лицензии.

Что требуется таксисту для легальной работы

Конечно, если от случая к случаю подвозить попутчиков и зарабатывать на нерегулярной основе, вряд ли можно "засветиться" в качестве нарушителя. Однако если перевозки осуществлять систематически и получать стабильный доход от этого, то необходимо знать о том, что государство возлагает обязательство зарегистрировать данный вид деятельности.

В Правилах дорожного движения РФ говорится, что водитель механического транспортного средства обязан (2.1 ПДД) иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки (2.1.1 ПДД): в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Таким образом при работе таксистом необходимо наличие разрешения или лицензии. Чтобы его получить, первоначально нужно получить статус ИП. Данный шаг возможен при условии работы на себя или наличия в штате определенного количества наемных работников. Если же необходимо открыть компанию, занимающуюся перевозками пассажиров, то придется оформляться как юридическое лицо.

Только после этого можно оформить на себя лицензию и спокойно заниматься перевозками пассажиров. Конечно не все считают обязательным легализировать свою работу, заниматься бумажной волокитой и оплачивать разрешение на извоз, но стоит знать, что штраф за нелегальное такси, а если еще и неоднократный, способен переубедить каждого.

Какой штраф за работу в такси без лицензии в 2018 году

Стоит отметить, что в условиях борьбы с таксистами-нелегалами, законодательные органы не поскупились на большое разнообразие административных взысканий. За отсутствие лицензии, упомянутой выше в ПДД Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст.12.3 ч.2.1 предусматривает следующее взыскание:

"Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:

Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей."

Поскольку сферу услуг по перевозке пассажиров и багажа можно отнести к области транспорта, так как в услугах такси именно транспорт играет ключевую роль, то административные взыскания можно получить и более жесткие. Например, в ст.14.1.2 ч.1 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится:

"Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей."

Штраф за частный извоз без лицензии в 2018 году размером в 50 000 рублей на порядок больше административного наказания, предусмотренного в статье 12.3 КоАП. К тому же в этой статье взысканию подлежат также индивидуальные предприниматели и юридические лица. Такая разница в штрафах в очередной раз убеждает, что разобраться в сложном законодательстве РФ самому очень трудно. Именно поэтому мы рекомендуем всегда обращаться за консультацией по спорным вопросам к квалифицированным специалистам.


Важно знать, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение правил перевозок легковым такси

Нелегальная деятельность в режиме легкового такси на постоянной основе все равно предполагает наличие на автомобиле соответствующих опознавательных знаков. Для привлечения клиентов придется устанавливать на крышу авто "шашечки." А это уже является безмолвным заявлением о том, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то есть извозом. Поэтому, согласно п.5(1) Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") ваш автомобиль должен соответствовать следующим требованиям:

"Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета (п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)."

А величину административного наказания, предусмотренного за несоответствие автомобиля требованиям легкового такси определяет ст.11.14.1 "Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси" КоАП:

    "Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

    Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

    Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей."

Является ли Uber выходом для таксистов без лицензии

Раскрывая тему нелегального извоза пассажиров, обязательно стоит упомянуть о мобильном приложении Uber, являющейся головной болью для властей многих стран. Выпущенный в США в 2009 году сервис для поиска частных таксистов, на сегодняшний день является международным, эксплуатируясь более чем в 500 городах различных стран мира. Приложение позволяет заказать частного перевозчика для поездки, позволяя даже отслеживать место его передвижения. Для водителя без лицензии данный сервис позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность оставаясь в "тени." Прибыль от перевозок распределяется в соотношении 80% на 20% между пользователем приложения и его разработчиками.

Конечно отсутствие необходимости иметь лицензию у таксистов и противоречие законодательству не могло не вызвать возмущения властей в ряде стран и их городов. Приложение подвергалось многочисленным штрафам и даже полному запрету. Например в Москве даже лицензионные таксисты выражали негодование данным сервисом, так как "теневые" перевозчики составляли им существенную конкуренцию работая по более низким тарифам. В 2015 году между Транспортным Департаментом Москвы и Uber было достигнуто согласие о заключении договоренности об использовании в сервисе компании только лицензированных таксистов. Видимо компания не сильно торопилась с введением подобных ограничений, так как в начале 2016 года оказалось под угрозой запрета в Москве.

Таким образом вся система штрафов, направленная на борьбу с нелегальными таксистами, делает бессмысленными попытки обойти законодательство. Даже мобильное приложение Uber постепенно вводится в ограничительные рамки российских законов. Можно конечно надеяться на удачу и рассчитывать, что административные санкции обойдут стороной. Однако это всего лишь вопрос времени, когда очередной инспектор ГИБДД решит остановить вас и проверить у вас наличие лицензии на перевоз пассажиров. Лучше заранее позаботиться о получении разрешения и затем спокойно заниматься данной деятельностью!

Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании лицензии ( от 04.05.2011 с изменениями от 30.12.2015 года).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Разрешительный документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, после проверки компании — претендента на соответствие законодательным актам, принятым на территории РФ.

Кто осуществляет проверку

Получить лицензию на пассажирские перевозку могут индивидуальные предприниматели и юридические лица любой формы собственности. Частные (физические) лица могут получить разрешение исключительно на перевозки легковым транспортом (такси).

Управление Федеральной службы перед выдачей лицензии обязано произвести проверку организации и выявить возможность получения разрешения.

Организация, имеющая лицензию на пассажирские перевозки, обязана:

  • постоянно подтверждать возможность осуществления деятельности, на которую выдано разрешение. Управлением могут быть проведены как плановые, так и внеплановые проверки компании. Плановые проверки предусмотрены законом не чаще, чем 1 раз в 2 года (). Внеплановые проверки проводятся после выявления нарушений в области пассажирских перевозок;
  • соблюдать правила пассажирских перевозок, установленные уставом железнодорожного и автомобильного транспорта или кодексами о водных перевозках.

За соблюдением правил перевозки могут следить ответственные организации, например, в сфере автомобильного транспорта это Госавтоинспекция, таможенные органы, при осуществлении международных перевозок.

При выявлении нарушений компания может быть:

  • подвержена административному наказанию;
  • лишена лицензии на пассажирские перевозки.

Что делать, если поймали

Лицензия необходима, если пассажирские перевозки осуществляются:

  • водными видами транспорта;
  • железнодорожным транспортом;
  • воздушными судами;
  • автомобильным транспортом, если автобус вмещает более 8 пассажиров и деятельность не направлена на заказные перевозки или обеспечение деятельности компании. То есть производятся регулярные перевозки в городском, пригородном или междугороднем или международном сообщении;
  • легковыми такси.

Перевозка пассажиров без лицензии по КоАП наказывается штрафом, который накладывается:

  • на водителей;
  • на лиц, допустивших перевозку;
  • на организации, осуществляющие перевозку.

При выявлении повторного нарушения кроме штрафа предусмотрена возможность конфискации транспортного средства.

Если сотрудник контролирующей организации обнаружил правонарушение, заключающее в отсутствие лицензии при необходимости ее наличия, то водитель:

  • может согласиться и подписать протокол о правонарушении. Результатом такого действия будет выдача постановления о нарушении правил и наложение штрафа;
  • может попробовать доказать, что перевозка осуществляется вне рамок закона о лицензировании, то есть производится перевозка друзей, за которую не взимается плата или сотрудников компании к месту работы.

Отстаивать права водитель (представитель юридического лица) будет в суде. В качестве доказательств могут быть использованы:

  • показания пассажиров, являющихся свидетелями;
  • документы на заказ туристической путевки, коттеджа для отдыха и так далее;
  • путевой лист, выписанный сотрудником компании водителю с указанием цели поездки.

Размеры штрафов в разных видах транспорта

Наказание за перевозку пассажиров без лицензии предусмотрено Кодексом об административных правонарушения ():

При выявлении повторного нарушения предусматривается возможность:

  • конфискации транспорта, использованного для пассажирской перевозки;
  • ограничения деятельности транспортной компании на срок 90 суток.

Следует отметить, что действие данной статьи распространяется на все виды пассажирских перевозок, то есть перевозка пассажиров в такси без лицензии карается аналогичными штрафными санкциями.

Ужесточение наказания направлено на легализацию перевозок и сокращение правонарушений в области пассажирских перевозок с целью минимизации рисков и ущерба здоровью людей.

Если лицензия имеется, но не может быть представлена водителем для проверки, то в соответствии со на водителя может быть наложен штраф в 5 000 рублей .

В 2012 году введены новые правила, соблюдение которых необходимо для перевозки людей легковыми такси, за нарушение правил так же предусмотрена ответственность, регламентирующаяся :

  • если в салоне автотранспорта отсутствует информация по правилам работы такси, с указанием тарифов, то:
  • аналогичные размеры штрафов предусмотрены в ситуации, когда пассажиру не выдается кассовый чек или иной документ, подтверждающий проведение оплаты на использование услуг пассажирского автотранспорта;
  • если на автотранспортном средстве отсутствуют цветографическая схема или фонарь такси, то размер штрафных санкций составляет:

Перевозка пассажиров по заказу без лицензии

Перевозки людей по заказу осуществляются на основании договора фрахтования, который должен быть заключен в письменной форме или в форме документа, называемого заказ – наряд.

Договор или заказ – наряд должен содержать:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование и реквизиты фрахтователя (заказчика перевозки). Если заказчиком является частное лицо, то указываются ФИО, реквизиты паспорта, адрес прописки и контактный телефон для экстренной связи;
  • название и реквизиты фрахтовщика (исполнителя перевозки);
  • марка транспорта и номерной знак, выданный при регистрации;
  • ФИО водителя;
  • адрес и время, по которому требуется доставить транспортное средство для начала перевозки;
  • название конечного и промежуточных пунктов маршрута (промежуточные пункты указываются только в том случае, если будет происходить остановка транспорта с высадкой пассажиров, например, для комфортного ночлега;
  • время прибытия в конечный пункт маршрута;
  • стоимость, взимаемая с заказчика за осуществление перевозки;
  • ФИО и должность человека, который производил расчет стоимости заказа;
  • количество пассажиров, которых требуется доставить в пункт назначения;
  • ФИО и должность лица, имеющего право удостоверить выполнение перевозки.

Договор фрахтования должны быть у водителя при предоставлении услуги и предъявляться сотрудникам, производящим проверку документов.

Транспортное средство при выполнении заказной перевозки должно быть отмечено табличками «заказной», которые располагаются:

  • на или над лобовым стеклом;
  • на кузове с правой стороны (сторона определяется по ходу передвижения автотранспорта);
  • на заднем стекле.

В транспорт для перевозки допускаются исключительно те пассажиры, которые указаны в списке, представленном заказчиком услуги.

За несоблюдение правил заказных пассажирских перевозок могут быть наложены штрафные санкции, предусмотренные :

  • заключение договора фрахтования не в письменной форме обернется наложением штрафа:
  • не предоставление договора сотрудникам, производящим контроль за соблюдением правил перевозки наказывается штрафом в 5 000 рублей , который оплачивается водителем;
  • взимание с пассажиров платы, не предусмотренной договором на перевозку, карается штрафом:
  • аналогичными штрафами наказывается допуск в транспортное средство лиц, не указанных в списке или не имеющих документов, требующихся для осуществления перевозки.

Примеры из судебной практики

Поскольку большинство споров между перевозчиками и органами контроля рассматриваются в судебном порядке, то можно привести множество примеров из практики для доказательства факторов, представленных в статье.

Пример 1

В Челябинской области водитель осуществлял перевозку гражданина на легковом автомобиле. Сотрудник ГИБДД в суде доказывал, что водитель занимался частным извозом без наличия лицензии.

Водителю автомобиля удалось доказать, что перевозимый пассажир не вносил плату за проезд, что было принято во внимание судьей.

На основании показаний пассажира и отсутствия доказательств у представителя ГИБДД было вынесено решение в пользу водителя. Штраф, наложенный контролирующим органом, отменен.

Пример 2

В Туле сотрудники контролирующий организации проводили рейд по выявлению нелегальных частных такси.

Для этого сотрудниками организации проводилась так называемая «контрольная закупка», то есть такси вызывалось по одному из телефонов диспетчерской службы или машина останавливалась на улице.

После взимания водителем платы за проезд сотрудниками проводилась проверка документов. В ходе операции было выявлено более 30 нелегальных таксистов. На всех водителей наложены штрафные санкции, которые суд счел правомерными.

Штраф за нелегальное такси без лицензии в 2018 г. хотят увеличить в разы по сравнению с предшествующими годами. А при повторном нарушении «бизнесменами» норм транспортировки пассажиров, к финансовым санкциям будет добавлена еще и конфискация водительского удостоверения на срок до полугода.

Участились случаи задержания неофициально подрабатывающих частным извозом автомобилистов, в народе «бомбил». Граждане вместо того, чтобы трудоустраиваться, следуя букве закона, предпочитают неофициальную деятельность, которая не требует регистрации и не идет под запись в трудовую книжку. Преимущество якобы в том, что, не нужно адаптироваться к графику и «правильному» общению с работодателем, делиться заработками, целиком оставляя себе выручку без уплаты процентов «хозяину» и налогов государству.

Каким законом регулируются правила и порядок перевозки пассажиров и багажа на такси? Какие штрафы за нарушение правил перевозки пассажиров на такси предусмотрены? Какая ответственность и штрафы за частный извоз без лицензии предусмотрены в 2018 году? Какой новый закон о такси хотят принять и как планируется повысить штрафы за перевозку пассажиров на такси без лицензии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Чем регулируются отношения «перевозчик - пассажиры»?

В январе 2009 года высший коллегиальный орган исполнительной власти в РФ издал Постановление №112 о Правилах, регламентирующих транспортировку пассажиров и багажа легковым такси. Характер ответственности за не следование Правилам закреплен в статье 11.14.1 КоАП РФ и в Федеральном законе от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Так, статьей предусмотрены штрафы в ряде моментов:

  • внутри «легковушки» нет информации, указанной в Правилах;
  • пассажирам не выдается ни кассовый чек, ни квитанция БСО;
  • на кузове отсутствуют цветографическая схема в виде шашечек и/или оранжевый осветительный прибор на автомобильной «кровле», сообщающий о готовности к перемещению людей и клади.

Еще эксперты рекомендуют ознакомиться с Федеральным законом № 34-ФЗ от 23 апреля 2012-го, который вносит поправки в отдельные нормативных акты РФ в части улучшения госрегулирования пассажирских и багажных перевозок в легковом таксомоторе.

Наказание за частный извоз без лицензии

С 2012 года нелегальных таксистов штрафовали в размере до 5 000 рублей, но в городах федерального значения размер штрафных санкций мог достигать и 10 000 рублей. Согласно законопроекту №472515-6 в 2018 законодатели готовы штрафовать каждого нарушителя уже на 30 000 рублей. За повторное правонарушение, сверх уплаты административного штрафа, нарушителю придется на срок от 3 до 6 месяцев попрощаться с водительскими правами. Диспетчер, передавший заказ таксисту без лицензии, будет выплачивать 45 000 рублей. Причем в зависимости от конкретного субъекта РФ, суммы могут изменяться.

Существуют обстоятельства, усугубляющие положение провинившихся, например, отсутствие опознавательных знаков - сумма денежного взыскания составит 3000 рублей. А незаконное использование опознавательных знаков в 2018 году, таких как «шашечки» или сигнальная расцветка легкового такси, будет караться санкциями в размере 5000 рублей. За невыдачу чека пассажиру придется заплатить в качестве штрафа 1000 рублей.

Пример

Гражданин Д. занимался нелегальными перевозками пассажиров на своем личном автомобиле. Сотрудник ГИБДД, остановивший гражданина, обнаружил, что на авто есть опознавательные знаки (фонарь), но машина не окрашена в установленный цвет, в салоне авто не размещены правила перевозки, отсутствует таксометр и кроме того, пассажиру не выдан чек за оплату проезда. Согласно действующему законодательству гражданину Д. придется заплатить внушительную сумму штрафа за:

  • отсутствие информации в салоне авто о правилах перевозки пассажиров - 1 000 руб.;
  • невыдачу квитанции, подтверждающей оплату проезда - 1 000 руб.;
  • отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке - 5 000 руб.;
  • незаконное установление фонаря легкового такси - 5 000 руб. (согласно ч.3 ст. 12.4 КоАП).

Легковые машины, задействованные в транспортировке физических лиц, должны быть оборудованы таксометром, опознавательными знаками и окрашены в определенный цвет. Остальные нормы, устанавливающие ответственность перевозчика перед пассажирами, остаются пока без изменений.

Как избежать наказания?

Чтобы не преступать нормы законодательства, проходят процедуру получения соответствующей лицензии. Для этого обращаются в органы Министерства транспорта на местах, имея при себе пакет документов: бумаги на авто и основной удостоверяющий личность документ (оригиналы, копии). Получив лицензию и легализовав свою деятельность, таксист перестает быть нарушителем и отвечать за неблагоприятные последствия штрафами. Также автомобилисту будет необходимо иметь водительский стаж не менее 3 лет и регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Кстати, чтобы зарегистрировать ИП в 2017 году, россиянам придется столкнуться с меньшим объемом трудностей, если выбрать УСН. Во-первых, процедура получения такого статуса будет выглядеть проще, а во-вторых, созданная специально для малого бизнеса система налогообложения будет более мягко «относиться» к доходам бизнесмена за счет не такой большой процентной ставки, как у других систем. Приятным дополнением при выборе данной системы также будет возможность индивидуального предпринимателя уменьшать сумму налога на страховые взносы.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Суммы штрафов для водителей растут, словно снежный ком. Только за езду на такси без лицензии можно получить квитанцию об уплате пятизначной цифры . Не верите, считайте сами.

Основания для наложения штрафа

Регулируют отношения между водителями, пассажирами и контролирующими органами следующие документы:

  • ФЗ РФ №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Кодекс об административных правонарушениях (КОАП). Статьи 11.4 и 12.3 регламентируют штрафные санкции.

Особенности процедуры

Штраф таксисту, не имеющему лицензии, выписывает инспектор ГИБДД, в том случае, если у него есть веские доказательства нарушения . Водитель имеет право обжаловать решение, обратившись в суд, или снизить сумму, оплатив суммы в 20-ти дневный срок со дня наказания .

Сумма штрафа в 2017 году

Маразм крепчает, размер наказания за отсутствие лицензии на перевозку пассажиров подрастает каждый год. В 2017 году сумма штрафа составляет 10 000 в городе Москве и 5 000 рублей в остальных городах и регионах России.

Лицензия тоже становится только дороже, а расценки держатся на прежнем уровне, дороги в безобразном состоянии . При этом Правительство РФ грозится ещё ужесточить наказание, Госдума предлагает увеличить штрафы в шесть раз . Перевозка пассажиров без лицензии будет стоить 30 000 рублей .

Кроме того, уже сейчас дополнительно могут оштрафовать за:

  • езду на автомобиле без опознавательных знаков на 3 000 рублей ;
  • незаконную установку опознавательного фонаря или нанесение цветографии 5 000 рублей ;
  • невыдачу чека клиенту – 1 000 рублей ;

По решению сотрудника ГИБДД с машины имеют право снять госномера и отправить её на штрафстоянку.

Лайфхак: как избежать штрафа

При остановке такси сотрудниками ДПС скажите, что подобрали попутчика по дороге. Иногда этот прием работает потому, что перевозка граждан, «голосующих» на дорогах, не относится к незаконной деятельности.

Спорные ситуации в судебной практике

Добрая половина споров между перевозчиками и контролирующими органами решаются в судебном порядке. Примеров по теме находится множество.

Спор №1: Красноярск. Водитель везет гражданина на легковом авто. Представитель ГИБДД доказывает, что водитель занимается частным извозом без лицензии . Ответчику удалось привести доводы, что пассажир не оплатил проезд, этот аргумент был принят во внимание судом . На основании показаний пассажира и отсутствия доказательной базы у истца решение было вынесено в пользу водителя . Штраф отменен.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх