Антидемпинговые законы. Российское законодательство в антидемпинговой сфере. Демпинговая схема “Таран”

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.

Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные.

Своей целью данный закон имеет определение порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (ст.1)

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1 ст.3). В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.3).

В качестве антидемпинговых мер в России был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О Специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Как говорит статья 11 настоящего Закона, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Встаёт вопрос об определении факта демпинга при импорте товаров. Данный вопрос разрешает статья 12 настоящего Закона. "Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар" (п.1 ст.12).

"В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, либо в случае, если в силу низкого объема продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли или в силу особой ситуации на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, невозможно провести надлежащее сопоставление экспортной цены данного товара с ценой аналогичного товара, экспортная цена данного товара сопоставляется или со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного иностранного государства в третью страну, при условии, что цена аналогичного товара является репрезентативной, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных, торговых и общих издержек, а также прибыли. Объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, рассматривается как достаточный для определения нормальной стоимости товара, если этот объем составляет не менее чем пять процентов общего объема экспорта товара, являющегося предметом демпингового импорта, на таможенную территорию Российской Федерации из указанного иностранного государства. Более низкий объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли считается приемлемым для определения нормальной стоимости товара, если имеются доказательства того, что такой объем является достаточным для обеспечения надлежащего сопоставления экспортной цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, с ценой аналогичного товара при обычном ходе торговли" (п.2 ст.12). Также указывается, что продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, или из указанного иностранного государства в третью страну по ценам ниже издержек производства (постоянных или переменных) на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек может рассматриваться как не соответствующая обычному ходу торговли и не учитываться при определении нормальной стоимости товара только в том случае, если орган, проводящий расследования, установит, что такая продажа аналогичного товара осуществляется в течение не менее шести месяцев в значительном объеме и по ценам, которые не обеспечивают возмещение всех издержек в этот период. В случае, если цена аналогичного товара, которая в момент его продажи ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек, превышает средневзвешенные издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек в период, охватываемый расследованием, такая цена рассматривается как обеспечивающая возмещение всех издержек в течение не менее шести месяцев.

Продажа аналогичного товара по ценам ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек считается осуществляемой в значительном объеме в случае, если орган, проводящий расследования, устанавливает, что средневзвешенная цена аналогичного товара по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара, ниже средневзвешенных издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек и объем продажи по ценам ниже таких издержек на единицу товара составляет не менее чем двадцать процентов объема продажи по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара.

Издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве и отражают издержки, связанные с производством и продажей товара. Орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся в его распоряжении доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в частности в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других расходов на развитие производства. При распределении издержек производства, административных, торговых и общих издержек в соответствии с настоящим абзацем такие издержки корректируются с учетом непериодических расходов, предназначенных для развития производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период, охватываемый расследованием, оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Указанная корректировка издержек производства, административных, торговых и общих издержек в связи с воздействием на них операций, осуществляемых в период организации производства, должна отражать издержки в конце периода организации производства или, если этот период выходит за пределы периода, охватываемого расследованием, самые последние издержки, которые при наличии необходимых обоснований орган, проводящий расследования, учитывает в ходе расследования.

Суммарные количественные показатели административных, торговых и общих издержек, а также прибыли определяются на основе фактических данных о производстве и продаже аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования. Если такие суммарные количественные показатели нельзя определить указанным образом, они могут быть определены на основе:

  • 1) фактических сумм, полученных и израсходованных иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в связи с производством и продажей той же категории товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования;
  • 2) средневзвешенных фактических сумм, полученных и израсходованных в связи с производством и продажей аналогичного товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования, другими иностранными экспортерами или иностранными производителями данного товара;
  • 3) иного метода при условии, что установленная таким методом сумма прибыли не превышает прибыль, обычно получаемую другими иностранными экспортерами или иностранными производителями той же категории товара при его продаже на рынке страны происхождения.

В случае демпингового импорта из страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в подходящей третьей стране (сравнимой для целей расследования с первой страной) либо цены аналогичного товара при его поставках из такой третьей страны в другие страны, в том числе в Российскую Федерацию. В случае, если определение нормальной стоимости товара в соответствии с положениями настоящей части не представляется возможным, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный товар в Российской Федерации и скорректированной с учетом прибыли.

Для целей настоящей части при определении нормальной стоимости товара страна может рассматриваться в качестве страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, в частности на основе следующих критериев:

степень конвертируемости валюты иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, на международных валютных рынках;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении цен аналогичного товара, об определении издержек производства, о выпуске продукции, о приобретении сырья, об использовании технологий, а также об уровне инвестиций;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении экспортных цен и объема экспортных поставок товара;

степень вмешательства государства при установлении уровня заработной платы иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования;

степень воздействия государства на деятельность юридических лиц с иностранным участием или на осуществление инвестиций иностранными юридическими лицами на территории иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования;

отсутствие у иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося объектом расследования, единой формы бухгалтерской отчетности, используемой для любых целей и соответствующей общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности.

Определение нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, осуществляется органом, проводящим расследования, на основе имеющейся в его распоряжении информации.

При отсутствии данных об экспортной цене товара, являющегося предметом демпингового импорта, либо возникновении у органа, проводящего расследования, сомнений в достоверности сведений об экспортной цене данного товара вследствие того, что экспортер и импортер данного товара связаны между собой, в том числе в силу связи каждого из них с третьим лицом, либо наличии ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены данного товара его экспортная цена может быть рассчитана на основе цены, по которой импортированный товар впервые перепродается независимому покупателю, или иным методом, который может быть определен органом, проводящим расследования, если импортированный товар не перепродается независимому покупателю или не перепродается в таком виде, в каком он был импортирован на таможенную территорию Российской Федерации.

Для целей настоящей части, части 5 статьи 17, а также части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона экспортеры, импортеры, российские производители и иные лица считаются связанными между собой, если они признаются аффилированными лицами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В статье 13 указываются способы установления ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, статья 14 устанавливает введение предварительной антидемпинговой пошлины, которая предназначена предотвращать нанесение ущерба отрасли российской экономики. Данный ущерб причиняется демпинговым импортом. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее, чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи. Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику также в случае освобождения экспортера товара, являвшегося объектом расследования, от ценовых обязательств в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, вводится антидемпинговая пошлина или принимаются обязательства, указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. Статья 16 описывает собственно применение антидемпинговой пошлины.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке существенно усилило протекционистские тенденции. Заметно расширилась практика применения нетарифных барьеров, позволяющих более гибко и селективно реагировать на изменения в соотношении сил в мировой торговле и защищать внутренний рынок. По имеющимся оценкам, около 9% мирового импорта промышленных товаров (без учета топлива) подпадает под действие нетарифных ограничений: для США этот показатель соответствует 9%, для ЕЭС — более 10% и для Японии — более 5%.

В арсенале нетарифных средств торговой политики промышленно развитых стран прочное место заняли антидемпинговые меры по сдерживанию импорта. Участники международной торговли, признавая опасность распространения антидемпинговых ограничений, в то же время не могут договориться об их запрещении. Борьба с демпингом стала общепризнанной в торговой практике стран. В этих условиях был избран путь упорядочения существующей антидемпинговой практики, создания договорно-правовой основы антидемпинговой политики. Официальное узаконение борьбы с демпингом было оформлено в рамках ГАТТ в виде специального Антидемпингового кодекса.

Антидемпинговые меры придают современному протекционизму агрессивный, наступательный характер. Даже если антидемпинговое разбирательство не приводит к введению дополнительных пошлин или навязыванию экспортерам обязательств, то уже сам факт начала антидемпинговой процедуры отрицательно сказывается на развитии торговли данным товаром, создавая «протекционистский эффект». Избирательность проведения антидемпинговых процедур по объектам привносит в международную торговлю элемент неопределенности. Антидемпинговые процедуры подрывают стабильность деловых связей, отрицательно сказываются на конкурентоспособности товаров.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений являются промышленно развитые капиталистические страны: США, Австралия, страны — участницы ЕЭС, Канада и др. Ответчиками выступают как промышленно развитые капиталистические страны, так и развивающиеся. Доля последних постоянно растет. Изменяются качественные характеристики товаров, оказывающихся объектами антидемпинговых расследований. Раньше это были сырьевые товары и полуфабрикаты, постепенно увеличивалось число готовых изделий, а в последнее время в орбиту антидемпинговой политики была вовлечена продукция новейших отраслей промышленности.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС

Антидемпинговая политика находит наиболее яркое выражение в деятельности крупнейшей экономической группировки мира — Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Антидемпинговое законодательство ЕЭС — часть единой торговой политики группировки. Отличительной чертой антидемпингового законодательства ЕЭС является то; что оно предусматривает использование протекционистских мер не отдельными странами, а группой стран, создавших таможенный союз.

Вопросами антидемпинговой политики в ЕЭС ведают Совет ЕС и Комиссия ЕС (КЕС). Непосредственным проведением антидемпинговых процедур занимается КЕС, которая официально уполномочена странами-участницами. В генеральной дирекции по внешним связям действует специальный отдел — антидемпинговая служба. Помощь антидемпинговой службе оказывает консультативный антидемпинговый комитет в составе представителей всех стран — участниц ЕЭС и под председательством представителя КЕС.

Определенное влияние на антидемпинговую практику сообщества оказывает суд ЕЭС, который обеспечивает правомерность толкования и применения антидемпинговых правил и принимаемых решений. К разработке предложений по усовершенствованию антидемпингового законодательства и анализу практики его применения присоединился и Европейский парламент.


Антидемпинговое законодательство ЕЭС формально не делает различий между странами-ответчицами. Это выражается в наличии некоторых оговорок в самом законодательстве. Последнее сводится к тому, что товары стран якобы систематически продаются на рынках стран — участниц ЕЭС по заниженным ценам.

Основные положения антидемпингового законодательства

Определение демпинга в законодательстве КЕС базируется на положениях ст. VI ГАТТ. В соответствии с ней под демпингом понимается ситуация, когда «экспортная цена» товара, предназначенного на рынок Сообщества, ниже «нормальной стоимости» аналогичного товара. «Нормальная стоимость» товара может определяться несколькими способами.

Это сравнимая цена в обычных условиях торговли, устанавливаемая на аналогичный товар, предназначенный для потребления и экспортирующей стране или стране его происхождения. Цена должна быть очищена от всяких скидок, имеющих прямое отношение к рассматриваемой продаже, при условии, что этого требует экспортер и предоставляет достаточные доказательства о действительном предоставлении скидки.

Различные скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемыми продажами и если представлены доказательства, подтверждающие, что скидки основаны па постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, требуемые для получения скидок.

Если по каким-либо причинам аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, для сравнения выбирается «представительная цена» аналогичного товара на рынке третьей страны (законодательство требует брать наивысшую подобную цену) или его «сконструированная стоимость». Последняя включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Для стран предусматриваются особые критерии определения демпинга. Под предлогом трудностей в установлении внутренних цен этих стран КЕС сопоставляет экспортные цены на товары стран с ценами на аналогичную продукцию какой-либо третьей страны с «рыночной экономикой» или со сконструированной стоимостью товара. Допускается применение внутренней цены сообщества.

Под экспортной ценой законодательство ЕЭС понимает иену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, экспортированный в Сообщество. Экспортная цена должна быть очищена от всех налогов и скидок, связанных с осуществлением продаж.

Для определения величины демпинга («демпинговая разность») прибегают к сравнению уровней «нормаль; пой стоимости» и экспортной цены. При этом также учитываются физические характеристики товаров, косвенные налоги, издержки обращения (транспортные расходы, страхование и т. д.), количество поставляемых товаров и условия продажи. Основной критерий демпинга— сравнение фактических экспортных и внутренних цеп па товары в стране их экспорта.

Для принятия протекционистских мер также требуется доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести материальный ущерб той или иной отрасли промышленности в Сообществе. Попытки количественного определения таких важных понятий, как «ущерб» и «материальный ущерб», предпринимавшиеся западными странами в ходе переговоров о новом антидемпинговом кодексе ГАТТ, закончились безрезультатно.

Антидемпинговое регулирование ЕЭС, так же как и аналогичные законодательства США, Канады, Австралии и ряда других стран, содержит только общие принципы, руководствуясь которыми КЕС выносит суждение о наличии «ущерба». При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта и его величина относительно объемов внутреннего производства или потребления в Сообществе; цены демпингового импорта и их влияние на цены аналогичной продукции Сообщества; влияние демпингового импорта на состояние отраслей промышленности Сообщества, в частности на внутреннее производство аналогичных товаров, загрузку производственных мощностей, складские запасы данной продукции, продажи, долю рынка, цепы, прибыль, занятость и др.

В ходе антидемпингового разбирательства на любом из его этапов КЕС имеет право ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия определен в 4 месяца с возможным продлением еще на 2 месяца. Любые предложения по данному вопрос) должны поступать с КНС не позднее чем за месяц до истечения основного срока действия временных пошлин.

Антидемпинговое расследование должно быть завершено в течение одного года с момента начала разбирательства. Прекращение антидемпинговой процедуры осуществляется несколькими способами. В случае если факт демпинга доказан, процедура может быть закрыта следующим образом: либо экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара, либо КЕС устанавливает па данный товар постоянную антидемпинговую пошлину. Постоянная пошлина по своему уровню обычно соответствует временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная протекционистская мера, так как приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

Антидемпинговые процедуры могут быть завершены и без принятия каких-либо защитных мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке существенно изменилась.

Основная форма завершения антидемпинговых процедур—принятие экспортером обязательств по ценам, а в отдельных случаях и по количеству. В некоторые периоды до 50% дел и более завершаются принятием обязательств. Значителен удельный вес постоянных антидемпинговых пошлин. В соответствии с законодательством уровень постоянной антидемпинговой пошлины и решение о принятии экспортером обязательств могут быть пересмотрены.

Антидемпинговые меры применяются и в отношении товаров, на которые уже были введены пошлины. Это касается комплектующих узлов и частей таких товаров. Ранее в ЕЭС не предусматривалось взимание антидемпинговых пошлин с подобных товаров, так как они не имеют для покупателя потребительских свойств:

— могут быть открыты процедуры и введены пошлины на товары, создаваемые на предприятиях стран — участниц ЕЭС с использованием импортируемых из третьих стран компонентов, если на аналогичные товары уже действуют антидемпинговые пошлины;

— монтаж или производство на основе импортируемых комплектующих деталей началось или существенно возросло после открытия антидемпинговой процедуры на аналогичный товар;

— стоимость комплектующих деталей или материалов, поступающих из страны, в отношении которой действует антидемпинговая компания, превышает по меньшей мере 50% стоимости изготовляемого товара.

Уровень антидемпинговой пошлины должен соответствовать действующей пошлине на аналогичный товар, импортируемый из третьей страны.

Характерная черта антидемпинговой политики ЕЭС— тесная связь деловых кругов с аппаратом антидемпинговой службы КЕС. Это позволяет подчинить механизм наднационального контроля за ценами импортируемых из третьих стран товаров интересам западноевропейской промышленности и обеспечить вытеснение конкурентов.

Широкая пропаганда мер защиты от демпинга, проводимая ЕЭС, ставит на повестку дня вопрос о расширении знаний в области антидемпинговой практики и среди потенциальных ответчиков, к которым относятся и внешнеторговые организации. В условиях увеличения числа организаций и предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, данная проблема представляется актуальной. Направленность антидемпинговой политики ЕЭС в отношении готовой продукции может создать существенные трудности на пути расширения структуры экспорта.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС позволяет КЕС по-разному толковать те или иные положения в целях обеспечения интересов промышленных кругов стран-участниц. Это обстоятельство требует дополнительных разъяснений, базирующихся на анализе конкретных процедур и прецедентов.

КЕС следит за прохождением всех этапов антидемпингового разбирательства. Поэтому от ответчика требуются четкость и оперативность, а порой активность и настойчивость в обеспечении своих интересов.

Полезным представляется проведение прямых переговоров с сотрудниками антидемпинговой службы, ознакомление с имеющимися в КЕС документами по конкретной процедуре, а в ряде случаев и встреч с инициаторами жалобы.

По другим аспектам участия в антидемпинговой процедуре конкретные советы сводятся к следующему.

Открытие процедуры

Учитывая сроки, определенные для заявления ответчика в качестве заинтересованной стороны (30 дней с даты сообщения об открытии процедур с добавлением еще 7 дней для прохождения почты), и тот факт, что официальное уведомление может поступить с некоторым опозданием, следует оперативно направить в адрес КЕС запрашиваемую информацию в полном объеме или частично. Можно обратиться в КЕС с просьбой о продлении срока предоставления данных по вопроснику, который в обязательном порядке направляется антидемпинговой службой ответчику.

Важно в срок заявить себя в качестве официальной стороны антидемпингового разбирательства. Если это не будет своевременно сделано, то КЕС может принять по процедуре решение на основе имеющихся у нее в наличии фактов.

При подготовке ответа для КЕС по конкретной процедуре следует готовить по всем упоминаемым данным документальное подтверждение. Некоторые сведения ио решению организации могут быть определены как конфиденциальные и оформлены отдельно от прочей передаваемой в КЕС информации.

Сравнение цен и определение ущерба

Комиссия КЕС широко пользуется возможностью свободно выбирать базу для сравнения цеп, что играет решающую роль при констатации факта демпинга. Из всех возможных цен КЕС выбирает те, которые в наибольшей степени отвечают интересам западноевропейских продуцентов, а нередко пытается проводить сравнение с внутренними ценами Сообщества. Это позволяет устанавливать факт демпинга и там, где в действительности товары стран продаются по мировым ценам. С этим связано и произвольное толкование понятия ущерба. Как правило, для определения ущерба используются косвенные показатели — увеличение объема импорта или доли рынка, сокращение производства в данной отрасли промышленности стран-участниц и т. д.

Отсутствие четких критериев при сравнении цен и определении ущерба дает ответчику возможность защищать свои интересы. Оспаривать выводы антидемпинговой службы КЕС должно на основе весомых аргументов и глубокого знания конъюнктуры конкретного рынка. В практике контактов внешнеторговых организаций есть случаи изменения базы установления нормальной стоимости.

Временные антидемпинговые пошлины

Эти пошлины являются как бы предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера, они не отражаются на ходе расследования. Экспортер может защищать свои интересы и, если это требуется, имеет право ставить перед КЕС вопрос о продлении срока их действия (на два месяца). Последнее дает возможность увеличить время для подготовки к переговорам и урегулированию процедуры.

Принятие экспортером обязательств

Обязательства экспортеров по соблюдению минимального уровня цеп или об ограничении количества поставляемого товара оформляются письмом или телексом. КЕС со своей стороны извещает о принятии обязательств, но не публикует конкретные данные, т. е. они рассматриваются как конфиденциальные.

Обязательства экспортера принимаются по типовой схеме, разработанной комиссией, и носят односторонний характер. В соответствии с обязательством экспортер должен направлять в КЕС подробную информацию о ценах. Обязательства принимаются экспортером по собственной инициативе или по предложению комиссии экспортер, собираясь сохранить поставки своего товара на рынок стран ЕС, должен помнить, что обязательства принимаются комиссией в четко определенный срок.

КЕС может проводить пересмотр обязательств (обычно не ранее чем через 6 месяцев с момента их принятия). Это происходит путем обмена телексами (письмами). Однако если экспортер не отвечает на обращение комиссии о необходимости пересмотра обязательств, то открывается новая процедура. В случае нарушения обязательств Комиссия ЕС возобновляет процедуру и немедленно штрафует экспортера путем введения в действие временной пошлины.

Экспортер, принявший обязательство, должен учитывать, что обязательства распространяются на все действующие контракты на поставку данного товара в страны — участницы ЕЭС, т. с. вне зависимости от даты заключения контрактов.

Постоянные антидемпинговые- пошлины

Эти пошлины — наиболее серьезная протекционистская мера, которая вызывает существенные потери или даже полный уход с рынка.

Экспортер имеет возможность добиться пересмотра решения Совета ЕС о введении постоянной пошлины, но не ранее чем через год после даты се введения в действие. Для этого он должен располагать определенными данными. Основные аргументы в данном случае—цены поставок. Если экспортер продавал или пытался продать товар по ценам, близким к уровню, который рассматривался КЕС как достаточный для требования компенсации ущерба, то обязательства экспортера могут быть приняты. Для проведения пересмотра в адрес КЕС необходимо направить соответствующий письменный запрос.

Возможность использования адвокатов

Обращение к услугам адвокатов гарантирует знание не только, антидемпингового права, по и тонкостей процедуры и прецедентов, позволяет избегать ошибок в делопроизводстве и т. д. Использование адвокатов—дорогостоящее мероприятие.

Использование посредников

Внешнеторговые организации могут вступать в контакты с КЕС через посредников, в качестве которых выступают фирмы-импортеры или агенты в странах — участницах ЕЭС. Для этого посредник должен быть наделен соответствующей доверенностью от имени внешнеторговой организации.

Обращение в Европейский суд

В отдельных случаях внешнеторговые организации в целях изменения противоправных или ошибочных решений КЕС по антидемпинговой процедуре могут обращаться в Европейский суд. Однако эту форму защиты следует рассматривал, как исключительную и прибегать к ней лишь при наличии неоспоримых подтверждений своей позиции и неоправданных действий Комиссии. Разбирательство в Европейском суде связано со значительными затратами.

Порядок оценки заявок, позволяющий избежать необоснованного снижения цены при осуществлении закупки

Сегодня речь пойдет о том, каким образом в рамках проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ необходимо ограничивать влияние цены договора (критерия цены договора) на результат оценки и сопоставления заявок. Зачем это нужно? В большинстве случаев заказчику не нужно снижение цены вопреки мнению ФАС и других органов, авторов реформ в сфере закупок. Логика простая: за счет снижения цены происходит снижение качества поставляемых товаров/работ/услуг. Именно поэтому в рамках закупок заказчики сталкиваются с понятием демпинга.

Демпинг (от англ. dumping - «сброс»): продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Зачем и когда участники закупок применяют демпинг?

  1. При острой и срочной потребности в денежных средствах, когда нужно получить заказ любой ценой с расчетом «на авось». Ведь необходимо содержать фирму, платить зарплату работникам и как-то покрыть свои расходы.
  2. С целью получения контакта с заказчиком.
  3. С целью «разваливания» закупки и вымогательства денежных средств у победителя процедуры закупки и заказчика.

Именно поэтому необходимо применение «антидемпинговых мер», которые не прописаны в 223-ФЗ, но их всегда можно установить в Положении о закупке. По 44-ФЗ эти меры выражаются в повышенном обеспечении контракта (в полуторном размере): если участник снизил цену более чем на 25%, то заказчик обязан запросить повышенное обеспечение контракта.

Многие заказчики в Положении о закупке предусматривают меры по защите своих интересов от экономически необоснованного снижения цен при осуществлении закупок. Существуют следующие инструменты:

  • Как и в 44-ФЗ: через установление повышенного размера обеспечения исполнения договора (1) и / или необходимости предоставления участником документального подтверждения обоснованности предлагаемой им цены договора (2). За основу разработчики берут статью 37 закона «О контрактной системе» и включают ее в Положение.
  • Пример 1. если при проведении закупки участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза (?) размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

    Насколько эффективна эта мера? С точки зрения спикера она не очень эффективна, так как не избавляет заказчика от тех участников, которые хотят нарушить процедуру закупки и получить любой контракт, предлагая низкую цену. Также в данном случае заказчик не защищен от тех, кто подает жалобы и зарабатывает на «сносе» процедур закупок. Таким образом, решать проблему стоит до ее возникновения.

    Пример 2. В случае, если при проведении закупки участником закупки предложена цена договора, сниженная на 25 и более процентов (?) по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке, участник закупки, признанный победителем процедуры закупки или единственным участником, заявка которого соответствует документации о закупке, обязан предоставить Заказчику письменное обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, смету на выполнение работ, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг по предлагаемой цене.

    Эта мера возникает уже на этапе заключения договора, поэтому ее также можно признать неэффективной. Демпинг является незаконным, поэтому можно ему противостоять: оформить документацию таким образом, что ни один участник не поймет, как правильно ее заполнить.

  • Через установление порядка оценки и сопоставления заявок, которые делают бессмысленным и безрезультатным применение демпинга для участника закупки.
  • Случай из практики: в 2011 году была серия из 10 аукционов, было подано 200 заявок. Было отклонено 190, осталось только 10. Заявки были отклонены законно, но возник скандал. Чтобы не создавать лишнего шума, гораздо эффективнее и предпочтительнее с точки зрения интересов заказчика убрать демпинг с помощью порядка оценки и сопоставления заявок в документации о закупке.

Как это сделать? Применить следующие меры:

  1. Весомость (значимость) критерия цена договора, в том числе «плавающая» (изменяемая) весомость (значимость) критериев оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки при снижении цены участниками закупки ниже определенных значений (по отношению к НМЦК). В рамках 223-ФЗ заказчик при установлении весомости (значимости) критерия цена договора связан только своим Положением о закупке, то есть может установить любую весомость (значимость) критерия «цена договора» (любой процент, как прописано в Положении). Возможно применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) критериев оценки и сопоставления заявок. Если поставить 10% на цену, а остальное - на нестоимостные критерии оценки, то цена практически не будет влиять на результаты процедуры. Что такое «плавающая» весомость критериев?
  2. Пример. При проведении процедуры закупки заказчик вправе установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора, которая: 1) до двадцати пяти процентов (?) ниже начальной (максимальной) цены договора; 2) на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора. В случае подачи заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, величина значимости такого критерия, как цена договора, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

    Большое преимущество 223-ФЗ: критерии можно прописывать в Положении о закупке самостоятельно. Цена договора не будет являться решающим фактором.

    Применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) при оценке и сопоставлении заявок делает бессмысленным применение демпинга участниками закупки.

  3. Применение формулы оценки по критерию «цена договора», в которой предложения участников закупки оцениваются не по отношению к самой низкой из предложенных цен, а по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке.
  4. Использование специального коэффициента (показателя) снижения цены договора при оценке и сопоставлении заявок при снижении цены участниками закупки ниже определенных рамок (по отношению к НМЦК).

Также существуют закупочные инновации: показатели коэффициента снижения цены договора, то есть критерий отклонения цены договора. Такой порядок был обнаружен при сопоставлении судебной практики.

Правовая позиция: использование заказчиком критерия отклонения цены с целью исключения экономически необоснованного снижения цены контракта участниками закупки является правомерным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2016 года по делу № А56- 28921/2015

Пример из практики: предприятие ЖКХ закупало услуги по ремонту и обслуживанию лифтов в Санкт-Петербурге. В конкурсной документации был прописан такой момент: рейтинг, присуждаемый заявке участника по указанному критерию, определяется по формуле, в которую входит коэффициент отклонения цены. Значение коэффициента отклонения цены поставлено заказчиком в зависимость от предложенного участником конкурса снижения цены договора: если участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5%, то значение критерия отклонения цены равно «1», от 5% до 15% - «1,5», от 15% до 25% - «2», от 25% до 33% - «1,5», более 33% - «1».

Зная практику своего региона, можно прогнозировать решения. Территориальный орган ФАС не может игнорировать позицию Арбитражного суда своего региона. Заказчик обосновал свои действия представлением прокуратуры Санкт-Петербургского округа, которое говорило о том, что при ремонте и обслуживании лифтов ранее происходило снижение цены, что приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств. То есть заказчик обосновал, зачем ему это нужно. Используя этот подход, можно «нарисовать» любой результат этапа сопоставления и оценки заявок. В комплексе все меры дают нужный результат оценки. Это можно использовать не только в классических целях «антидемпинга», но и при возникновении проблемы учета НДС при оценке и сопоставлении заявок.

Проблема учета НДС при оценке и сопоставлении заявок и ее решение с помощью «антидемпинговых» мер

Многие считают, что решить проблему НДС в процедуре оценки и сопоставления заявок невозможно. Но это не так. Некоторым заказчикам нужно возмещать НДС, поэтому им невыгодно работать с поставщиком, который применяет упрощенную схему налогообложения.

Устанавливается базис сравнения ценовых предложений. У участника, применяющего НДС, отнимаются эти 18%, и ценовые предложения оцениваются по реальной.

По факту цена может не меняться и вообще не падать, но поставщику будет предоставляться преимущество на этапе оценки и сопоставления заявок.

Правовая позиция: в порядке оценки и сопоставления заявок нельзя устанавливать, что ценовые предложения участников закупки с НДС оцениваются без учета НДС, поскольку порядок оценки распространяется на всех участников закупки, в том числе применяющих иной налоговый режим.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2015 года по делу № А73-14973/2014

В чем логика суда и ФАС? В том, что применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может, что не опроверг заявитель жалобы, привести к созданию преимущественных условий данным участникам по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения. То есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Как правильно определила апелляционная коллегия, установленный обществом в конкурсной документации порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными.

Пример незаконного расчета:

Пример законного расчета баллов: начальная (максимальная) цена договора: 100 рублей 2-ве заявки: Участник № 1: цена 95 рублей, в том числе НДС 14,49 рублей Участник № 2: цена 84 рублей (падение 16 %) Коэффициент отклонения цены при падении до 15 % - 2, свыше 15% - 1. Количество баллов у участника № 1: (100-95): 100 х 100 = 5 баллов Умножая на коэффициент отклонения 2 получаем 10 баллов Количество баллов у участника № 2: (100-84): 100 х 100 = 16 баллов Умножая на коэффициент отклонения цены 1 получаем 16 баллов Разница в баллах по критерию цена договора между участником № 1 и № 2 = 6 баллам Если мы установим низкую значимость (весомость) по критерию цена договора (например, 10 %) , то будет у участника № 1: 5 баллов х 0,1 = 0,5 балла у участника № 2: 16 баллов х 0,1 = 1,6 балла.

Таким образом, с помощью антидемпинговых мер можно добиться нужного результата и знать на 100% результаты торгов. Это делается не через один критерий оценки и сопоставления заявок, а через управляемые нестоимостные критерии. Можно прописать определенные критерии, с помощью которых можно узнать итоговые баллы: срок выполнения работ, срок поставки товара, срок гарантии, наличие или отсутствие аванса и так далее.

Вопросы участников

Почему Центральный аппарат ФАС России не борется с демпингом? Ведь в определенных видах закупок, например, в строительстве, можно ограничить предложение по снижению цены не более чем на 10%.

Имеет место быть коррупционная составляющая в части навязывания системы электронных аукционов. Факт, что при реформе госсзакупок лоббируются интересы крупных российских банков. Это сотни миллиардов рублей средств, которые прокручиваются в них. Именно поэтому основным способом закупок является электронный аукцион.

Является ли порядок оплаты существенным условием?

В зависимости от вида договора. Если стороны называют эти условия существенными и прописывают это в договоре.

Договор до 100 000 рублей. Цена договора не должна превышать 84 000 рублей без НДС?

Цена договора может составлять 100 000 рублей, НДС уплачивается в полном размере.

Один участник предложил цену без НДС. Как считать критерий цены?

Как написано в Порядке оценки и сопоставления заявок. Он устанавливается в Положении о закупке.

Если они есть, то да. Обычно техническое задание и спецификация являются частью договора.

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.

Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» , в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные. Следующим шагом по гармонизации российского внешнеторгового законодательства с требованиями ВТО стало принятие Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» .

Быстрыми темпами сближения российского законодательства с нормами ВТО объясняется высокая динамика развития российского законодательства по этому кругу вопросов. Ровно через пять лет принимается новый закон, посвященный регулированию защитных мер при импорте товаров, - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» .

Повышенное внимание к использованию защитных мер в практике нетарифного регулирования обусловлено и усилением конкуренции на «новых» внешнеторговых рынках, сформировавшихся в пространстве СНГ.

В системе антидемпингового регулирования очень важную роль играют Постановления Правительства РФ, посредством которых реализуются положения вышеприведенных законов.

Обострение российско-украинских торговых отношений в связи с поставками на российский рынок по заниженным ценам украинского сахара, металлов и др. привело к появлению первой практики специальных расследований, завершившихся наложением российскими властями защитных пошлин на импорт украинских товаров:

· в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» с августа 2002 г. сроком на три года вводилась компенсационная пошлина в размере 21% от таможенной стоимости на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;

· во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 года N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0,07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств - участников Таможенного союза).

Таким образом, можно сделать вывод, что в России сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран-участниц ВТО. Это позволяет в условиях, когда Россия не является членом ВТО, и вряд ли будет туда вступать, как это следует из заявлений и действий руководства РФ, защищать своих производителей. Особенно данная проблема актуальна сегодня в условиях разразившегося глобального экономического кризиса.

В следующей главе будут рассмотрены вопросы правового регламентирования антидемпингового процесса на примере торговли сталью.


Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля, 8 ноября, 20 декабря 2005 г., 27 июля, 10 ноября 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 5 июня 1993 г.

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 22 апреля 1998 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изменениями от 18 февраля, 30 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 17 декабря 2003 г.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» // «Российская газета» от 13 июля 2002 г.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г., N 12, ст. 1288



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх