Могут ли гибдд останавливать. Основания для остановки транспортного средства сотрудниками гибдд.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про остановку транспортного средства сотрудником ГИБДД. В к данной ситуации относятся всего несколько пунктов. Тем не менее многие водители их не знают, в связи с чем имеют вопросы по поводу остановки автомобиля ДПС.

Также в данной статье будут рассмотрены причины остановки транспортного средства, регламентированные (приказом 185). Приступим.

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут только регулировщики.

Понятие регулировщик регламентировано пунктом 1.2 правил:

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Т.е. останавливать автомобили могут не только сотрудники ГИБДД (полицейские), но и дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы сможете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.

Документы, которые проверяются при остановке автомобиля

Перечень документов для проверки регламентирован пунктом 2.1.1 ПДД:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид";
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.

Документы, которые может проверить сотрудник полиции:

  • Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Полис ;
  • Документы о перевозке пассажиров или грузов, путевой лист;
  • Документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира, в случае установки .

Прочие документы сотрудник ГИБДД требовать от Вас не может.

Причины остановки авто сотрудниками ДПС в 2017 году

Основания для остановки автомашины сотрудником ГИБДД перечислены в пункте 63 (приказ 185):

  1. Нарушение правил дорожного движения или других требований в области безопасности дорожного движения. При этом нарушение может быть зафиксировано как непосредственно сотрудником ГИБДД, так и техническими средствами (видеокамерами, прибором для измерения скорости и т.п.).
  2. Наличие данных о причастности водителя или пассажиров к , преступлению или нарушению. Например, информация о нарушении правил может быть получена по рации от другого наряда полиции.
  3. Наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Для опроса водителя или пассажиров о ДТП, нарушении или преступлении, свидетелями которого они являются.
  5. Привлечение в качестве понятого для совершения административных процедур в отношении другого водителя (например, при ).
  6. При регулировании дорожного движения. Например, если на узком участке дороги движение транспортных средств осуществляется поочередно. В этом случае полицейский по очереди останавливает автомобили разных направлений.
  7. Для .
  8. Для привлечения водителя к оказанию помощи полицейским или другим участникам дорожного движения.
  9. При проведении специальных мероприятий (рейдов) ГИБДД.
  10. Для проверки документов. Остановка для проверки документов возможна только на стационарных постах ДПС.

Выше приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если Вы хотите подробнее изучить тему остановки автомобиля сотрудниками полиции, рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс " ". Данный курс посвящен подробному изучению административного регламента ГИБДД (обмундированию и документам сотрудников полиции, правилам несения службы, оспариванию решений полицейских и т.д.).

Подведем итоги данной статьи :

  • Водитель должен остановить автомобиль по требованию регулировщика.

16 ноября 2015 12:28

16 ноября 2015 18:16

Так вот, инспекторы ГИБДД относятся к полиции, поэтому на них распространяется закон "О полиции", который разрешает проверять документы, удостоверяющие личность, если этих людей подозревают в чём-то или эти люди выполняют деятельность, которая требует получения заранее каких-то разрешительных документов.

Федеральный закон "О полиции":

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Это паспорт. Проверку временной регистрации сотрудники полиции также имеют право выполнить. Так что тут не поспоришь. Единственно, Вы можете написать заявление в отделение ГИБДД или в прокуратуру, если это конкретное отделение зверствует.

16 ноября 2015 21:37

Доброго времени суток, скажите пжл,могут ли сотрудники ДПС проверять наряду с водительскими документами проверять паспорт и временную регистрацию у водителя иностранного гражданина.Так же и у пассажиров которые являются иностранными гражданами. Есть ли статьи закона на которые может ссылаться водитель? и как водителю грамотно отказать сотруднику в его просьбе.В федеральных трассах ужасно самовольничают сотрудники.

Регламент (приказ №185 – это приказ МВД), Закон о полиции – это Закон, так что на первом месте Закон! И любой сотрудник (ГИБДД, ППС, ОМОН, УУП и т.д.) в первую очередь является полицейским и руководствуется «Законом о полиции», а только после этого своими внутренними приказами в зависимости от того в каком подразделении полиции он служит.

Тем более в нынешней обстановке, на фоне терактов, «бурагозить» глупо! В чем проблема показать паспорт, если конечно «рыльце не в пушку»?

Мне в этом плане анехдод понравился!

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария


Многие начинающие автолюбители обычно опасаются остановки работником ГИБДД. Но рано или поздно с это произойдет с каждым водителем.

Особенно странной и непонятной оказывается ситуация, когда «инспектор остановил без причины и ищет до чего докопаться». Но, как показывает практика, на самом деле это не всегда бывает именно так. Конечно, встречаются и откровенные вымогатели среди сотрудников ГИБДД, но все же большинство из них предпочитают действовать согласно должностной инструкции.

Нормативные ситуации

Существуют нормативные акты, строго регламентирующие ситуации, при которых инспектор ДПС может остановить автотранспортное средство. К таковым относятся:

  • наличие сведений о нарушении ПДД водителем автотранспортного средства. Причем в данный момент вы можете ничего и не нарушать, информация может поступить по радиосвязи от другого сотрудника ГИБДД либо факт нарушения может быть зафиксирован камерой видеорегистратора;
  • наличие информации о причастности водителя, пассажиров транспортного средства, перевозимого груза, самого автомобиля к уголовному, административному правонарушению, дорожно-транспортному происшествию либо о вероятном использовании транспорта в противоправных целях;
  • явные признаки, сигнализирующие о неисправности автомобиля;
  • случаи, когда автомобиль похож на ТС, находящееся в розыске;
  • инспектор может остановить без причины, касающейся остановленного участника дорожного движения, при необходимости опроса лиц, находящихся в салоне автомобиля, об обстоятельствах произошедшего правонарушения, ДТП, вероятными свидетелями которого они могут быть;
  • при необходимости привлечения к сотрудничеству с представителями полиции, в качестве свидетелей, понятых для составления протоколов либо при совершении ДТП;
  • в случае проведения массовых спецопераций, отработок и других оперативных мероприятий для проверки документов, дающих право управлять транспортом этой категории. В любых других ситуациях проверка документов не является основанием для остановки автомобильного транспортного средства;
  • при выполнении решений, принятых государственными органами, об ограничении/запрете движения, временном либо постоянном;
  • в случае выявления признаков ненадежного закрепления транспортируемого автомобилем груза, что может повлечь за собой помехи другим участникам дорожного движения;
  • при нарушении регламента установки/использования специальных звукосветовых приборов.

Таким образом, получается, что водитель практически никогда не знает о причинах остановки сотрудником ДПС. Но ее обязан сообщить сотрудник дорожной полиции наряду с другой информацией.

Права и обязанности водителей при остановке транспортного средства работником ГИБДД


Что делать если вас остановил инспектор ДПС? Для начала не следует волноваться, думать, что же вы могли нарушить. Сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно подойти к вам, покидать автомобиль не требуется, если, конечно, не будут выявлены некоторые серьезные правонарушения, например, состояние алкогольного/наркотического опьянения.

Он обязан представиться, сообщив при этом собственное имя, фамилию, звание, а по первому вашему требованию предъявить должностное удостоверение для подтверждения правомочности своих действий. Если у вас вдруг возникнут малейшие подозрения относительно личности сотрудника ГИБДД, сразу же смело звоните в службу доверия инспекции.

Затем инспектор должен самостоятельно сообщить причину вашей остановки. Пока он не предъявит оснований, вы имеете право не предъявлять свои документы – автомобильный технический паспорт и водительские права.

Внимание! Если сотрудник ДПС говорит, что вы нарушили вами ПДД, обязательно попросите его детально объяснить, какие именно статьи это были и запишите их номера и названия. На протяжении десятидневного периода после составления протокола имеется возможность обжаловать его.

И, самое главное, несмотря на зачастую провоцирующие действия сотрудника ГИБДД, общение на повышенных тонах, некорректные замечания в ваш адрес, в полемику вступать не стоит – это совершенно бессмысленно. Даже если вы согласны с фактом нарушения ПДД, оставайтесь уверенными в себе и спокойно разговаривайте с инспектором.


Ваш автомобиль останавливают
Рекомендация:
- Выходить из машины, не входит в обязанности водителя.
- Выслушайте подошедшего к Вам инспектора, он ОБЯЗАН представиться и назвать
причину остановки.
- Если он не назвал причину остановки, не стесняйтесь, спросите его об этом сами.
- Если инспектор говорит: "проверка документов", знайте, что вне стационарного
поста остановка автомобиля, с целью проверки документов, впрямую запрещена
приказом МВД РФ №297 в этом случае можете задать вопрос: "инспектор, почему Вы
нарушаете служебную дисциплину?".

Далее инспектор, перейдя на фальцет, толкует о том, что вам (лицу гражданскому)
вовсе не обязательно знать внутренние приказы МВД, а тем более упоминать о них
вслух. Вы имеете право знать приказы МВД, не для служебного пользования,
согласно ст.29 п.4 Конституции РФ

Вежливо попросите инспектора не повышать тон в разговоре с вами
(это запрещено приказом №297, п. 18.2).

Попросите инспектора предъявить свое служебное удостоверение в раскрытом
виде. Право ознакомиться с его документом дает Вам ПДД пункт 2.4
Не хочет предъявлять? Предупреждаем его и звоним в "02". Сообщаем о неком
субъекте, переодетым в форму похожую на ДПС, который отказывается предъявить
удостоверение.

Предъявить, это не показать корочку и быстро спрятать обратно. Вы имеете полное
право переписать данные инспектора из его служебного удостоверения.
Это пригодится на случай составления жалобы.

Только после этого передать для проверки уже свои документы.

В 10-ти дневный срок составляем жалобу на действия инспектора (приложение №1)

Взять на заметку:
Если вне стационарного поста ДПС инспектор объяснил причину остановки "проверкой документов"
и вы указали это в протоколе, знайте, что все дальнейшие доказательства будут получены
с нарушением закона! Статья 26.2 ч. 3 КоАП РФ. Протокол подлежит отмене.

Разъяснение:
Согласно приказа № 297 МВД РФ, пункт 13.7:
Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) Нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
(отсутствие талона ТО в правом нижнем углу лобового стекла)
б) Наличие данных, о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП
в) Нахождение транспортного средства в розыске
г) Необходимость опроса водителя об обстоятельствах совершения ДТП
д) Выполнение решений суда или пристава лиц об запрещении движения
е) Необходимость привлечения транспортного средства для оказания помощи
ж) Проверка документов на право пользования и управления транспортными
средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз -
только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и КПП.

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов
с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

"Стационарный пост дорожно-патрульной службы - место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.". Зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. При попытке проверить и наказать Вас за что-то на большом удалении от ближайшего поста ДПС на основании утверждения о том, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, усомнитесь и попросите схему этой самой зоны. Будки, автомобили, и придорожные деревья к стационарным постам не относятся.

О том, что идет спец.мероприятие, понятно будет по обстановке: ГАИ на каждом повороте, усилены ОМОНом, все в бронежилетах или парадной форме, информация из СМИ и т.д. На дороге служебные обязанности выполняют исключительно ДПС. Могут ли вас остановить сотрудники других структур милиции? Да, могут, "Закон о милиции" дает им такое право. ПДД (в пункте 2.1.1) не делает различия между ДПС и другими структурами. Но такая остановка, за исключением остановки участковым уполномоченным, должна вас насторожить. Для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (ст.18 "Закона о милиции"). Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления или для проверки документов.

Рано или поздно каждого начинающего автолюбителя остановит инспектор ГИБДД и к этой встрече нужно быть готовым. О том, как себя вести данной ситуации, мы и расскажем в этой статье.

Вне зависимости от того, по какой причине вас остановил сотрудник ГИБДД - за нарушение ПДД или для банальной проверки документов, вы должны знать следующее:

  1. Вы имеете полное право не выходить из транспортного средства.
  2. Работник ГИБДД должен вам представиться, произнеся свое имя, фамилию и звание. По первому требованию он также должен показать личное удостоверение (ст.5 «Закона о полиции»). Если инспектор не представился - попросите его сделать это.
  3. Узнайте, почему вас остановили. Обратите внимание на то, что сотрудник ГИБДД должен самостоятельно вам сообщить причину остановку (п.2.14.ПДД). Пока он этого не сделает, вы имеете полное право не представлять документы для проверки. Если вы сомневаетесь в том, что перед вами находится работник ГИБДД, смело звоните в службу доверия ГИБДД. Звонок поможет вам убедиться, действительно ли стоящий перед вами офицер является сотрудником ГИБДД.
  4. Если инспектор утверждает, что вы нарушили Правила дорожного движения, то попросите его в деталях описать, что конкретно вы сделали не так, и под какие статьи ПДД попадают ваши нарушения. Эти статьи необходимо запомнить, а лучше записать. В дальнейшем вы сможете проконтролировать корректность составления протокола, который в течение десяти дней можно обжаловать.
  5. Недобросовестные сотрудники ГИБДД могут вас обманывать, вести себя некорректно и говорить повышенным тоном о ваших нарушениях. Не вступайте в полемику. Это бессмысленно. Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе, даже если нарушение ПДД имеет место быть.

Автомобиль числится в угоне

Вежливо просим сотрудника ГИБДД показать ориентировку. В противном случае звоним в службу доверия.

Проведение спецопераций

Зачастую это лишь предлог для остановки транспортного средства. Сделайте звонок в службу доверия ГИБДД и узнайте, действительно ли данный пост выполняет такую операцию. Если это так, то рекомендуем неукоснительно соблюдать все требования инспектора. В противном случае, вы рискуете столкнуться с неадекватной реакцией работников ГИБДД на ваши действия.

Управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения

У вас есть право не дышать в алкометр, а требовать экспертизы в специализированном медицинском учреждении.

Инспектор вправе:

  1. Остановить автомобиль нарушивший ПДД;
  2. Проверить комплектацию, номера кузова, двигателя и шасси автомобиля. Оценить состояние транспортного средства;
  3. Проверить право управления и технические документы на транспорт;
  4. Потребовать предоставить автомобиль для выполнения неотложных служебных обязанностей (преследование нарушителей, доставка их в отделение полиции, буксировка поврежденных транспортных средств);
  5. Сделать досмотр транспортного средства;
  6. Попросить вас быть понятым в случаях ДТП или нарушениях ПДД другими водителями.

Все остальные действия сотрудников ГИБДД требуют либо наличия понятых, либо составления протокола.

Если за городом вас пытается остановить человек в полицейской форме на автомобиле без мигалок, специальных номеров и маркировки - можете не останавливаться. На это действие у вас есть полное право. Работник ГИБДД нарушает Приказ №1111 от 13.11.2006 года предписывающий использование спецтранспорта.

Этот же документ запрещает преследование транспортных средств в случаях незначительных нарушений ПДД (п.12.12.22). Преследуя транспортное средство, инспектор должен включить мигалку и сирену.

Если вы стали свидетелем неправомерных действий ГИБДД, то на ближайшем посту напишите заявление в двух экземплярах. Этот шаг оградит вас от незаконных обвинений в случаях не остановки по требованию работников ГИБДД. Напомним, что за данное правонарушение предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав сроком от одного до трех лет (ст.122-2 КоАП).


Если вы подверглись требованию остановиться в городских условиях, то следуйте пунктам ПДД. При невозможности остановки, стоит остановиться в ближайшем разрешенном месте. Не выходите из автомобиля. Дождитесь пока инспектор сам к вам подойдет. Если есть возможность, то разговор с работником ГИБДД лучше записать на диктофон, или любое другое средство видео или аудио регистрации. Помните, инспектор ГИБДД не имеет права требовать остановки записи.

Вежливо попросите обосновать причину остановки. Предъявите права и другие документы. Просьбу инспектора открыть капот для проверки номеров, можно выполнить из салона автомобиля. Если номера двигателя и кузова грязные и их невозможно прочесть - это не говорит о том, что вы должны их незамедлительно чистить. Инспектору надо пусть он и чистит.

Требования сотрудника ГИБДД показать огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки вы обязаны удовлетворить, так как п.314.7 ПДД категорически запрещает эксплуатацию транспортного средства без перечисленных предметов.

Если у вас нет одного из этих предметов, то вы попадаете под статью 125 КоАП - устное предупреждение. В данном случае вы должны проследовать в ближайшую точку продажи и приобрести недостающий предмет.

Если сотрудник ГИБДД просит вас открыть багажник, то это вас ни к чему не обязывает. Можете открыть багажник из салона или отдать ключи инспектору.

Исходя из всего вышеописанного, предлагаем всем автолюбителям памятку:

Поведение водителя при остановке сотрудником ГИБДД

  1. По требованию инспектора остановитесь с соблюдением ПДД.
  2. Не выходите из автомобиля. Ни один закон вас к этому не обязывает.
  3. В темное время суток на безлюдной дороге опустите вниз дверные фиксаторы.
  4. Разговаривайте с инспектором через слегка приоткрытое водительское стекло.
  5. Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД.
  6. Выслушайте представление инспектора, в котором он должен назвать свое звание и фамилию.
  7. Установите причину остановки.
  8. При первых признаках невежливого обращения потребуйте предъявить служебное удостоверение. Перепишите на лист бумаги все данные с удостоверения, для возможной подачи жалобы в суд или прокуратуру.
  9. Передайте через приоткрытое стекло документы на автомобиль и водительские права.
  10. При требовании работника ГИБДД осмотреть багажник либо салон, требуйте пояснения причин досмотра.
  11. Услышав разъяснения, сопровождающиеся требованиями выйти из автомобиля и открыть багажник самостоятельно, разъясняем инспектору следующее: досмотр автомобилей разрешен только в случае административного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Слышим напутствие: «Счастливого пути». В ином варианте предлагаем инспектору составить протокол задержания.
  12. Предложить работнику ГИБДД самостоятельно открыть багажник, но не забыть его предупредить, что действия, которые он совершит собственными руками, требуют наличия двух понятых, с последующим составлением протокола.
  13. Если потребуется обжаловать действия ГИБДД в прокуратуре или суде.

Соблюдайте ПДД и будьте вежливы на дорогах!


Что делать, если вас останавливают, а вы с этим не согласны?


Здесь описаны все правильные сценарии, по которым следует действовать.
Согласно «Наставлению по работе ДПС» 13.7 основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.» Еще бы не запретить. Это же административное правонарушение ст.12.35 КоАП - от 10 до 20 МРОТов.
Там же: «Стационарный пост дорожно-патрульной службы - место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.». Зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. При попытке проверить и наказать Вас за что-то на большом удалении от ближайшего поста ДПС на основании утверждения о том, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, усомнитесь и попросите схему этой самой зоны. Если вам ее вдруг покажут, то см. выше.

Будки, автомобили, придорожная растительность к стационарным постам не относятся.

О том, что идет спец.мероприятие, понятно будет по обстановке: ГАИ на каждом повороте, дежурят толпой, все в бронежилетах или суперпарадной форме и т.д. Если же вас тормознул одинокостоящий страж дороги, и отрапортовал, что идет «Вихрь-антитеррор», то поинтересуйтесь, почему он находиться вне «заградительного поста», и правильно ли сделаны все записи об этой операции в служебной книжке. В ответ получите что-то типа «Не ваше дело». И он прав. Но в суде-то вы можете подать письменное ходатайство (обязательно письменное, устные ходатайства - просто слова) о предоставлении данного документа. В случае жалобы в прокуратуру на такое действие ИДПС, этот документ затребуют в первую очередь.
Вы сидите в припаркованном автомобиле и расслабляетесь, а доблестные служители полосатой палочки вытаскивают вас из авто, отправляют на мед. освидетельствование, и через месяц судья лишает вас прав. Здесь есть три момента:

1. Закон «О безопасности дорожного движения», ст. 2:

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
- дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
- дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
Вывод: Поскольку перемещения нет, человек за рулем стоящего вне дороги автомобиля, даже с заведенным двигателем, водителем не является.
2. Внимательно читайте название статей КоАП. Например, 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения». О каком «управлении» может идти речь, если машина припаркована? На всякий случай, если у товарища плохо с государственным языком Российской Федерации, привожу цитату из словаря: «Управлять - направлять ход, движение кого-нибудь, чего-нибудь».
3. Возите с собой еще какой-нибудь документ, удостоверяющий личность. Если машина стоит вне дороги, то вы имеете полной право не предъявлять Права.

Что делать, если вы не заметили инспектора, либо заметили слишком поздно

Неожиданно вы слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ. Смело продолжайте движение в соответствии с Правилами, т.к. «Наставления по ДПС» гласит:
13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.
Так что, если задумался ГАИшник и в последний момент махнул палкой, то вы не обязаны кидаться к нему через все полосы и пасть на колени. Спокойно маневрируете, останавливайтесь, ждите. Ваша машина намного дороже штрафов. Если вы не остановитесь умышленно, например, ночью на дороге, то никто вам в след стрелять не будет. ДПС в этом случае предписано начать преследование.
Важно иметь в виду, что сотрудникам ИДПС в соответствие со ст. 12.25 КоАП РФ дано право привлекать к административной ответственности за невыполнение требования об остановке. Здесь есть выбор. Либо ночью сматываться неизвестно от кого, либо играть в рулетку: ИДПС перед вами или кто-то переодетый в форму милиции. Справедливости ради скажем, что ночью ИДПС должны дежурить там, где светло. Но на жизнь им-то нужно заработать после работы.
Предполагаем, что требование об остановке, предъявленное вам, было законным. А вот насчет формы можно поспорить. Вдумайтесь, что такое «действия, понятные другим участникам движения»? В ПДД свист служит только для привлечения внимания, а вот останавливают либо громкоговорителем, либо рукой. Доказать документально, что действия ИДПС были понятны вам - с предъявлением аудио-видеозаписей или снимков, сделанных с помощью аэрофотосъемки - невозможно.
По ст.19.3 возможно наказание за неповиновение законному распоряжению должностного лица. Но как можно привлечь за невыполнение требования об остановке по ст.19.3, если за это есть конкретная статья 12.25?
Вообще, привлечь вас к ответственности по ст.19.3 «неповиновение законному распоряжению» может только суд, и только в первые сутки после совершения вами правонарушения. При этом вас не имеют права задерживать (Постановление зам.председателя ВС РФ от 11 апреля 2005 г. N 7-АД04-2) «Доводы оперативного дежурного РОВД в ходе судебного заседания о том, что задержание обусловлено необходимостью обеспечить присутствие Г. при рассмотрении дела мировым судьей, нельзя признать обоснованными.» Иначе говоря, они обязаны доставить вас в суд и отдать судье на растерзание. Нет судьи - идёте домой. На такую процедуру сотрудники милиции идут нехотя, ибо понимают, что вы можете, например, заболеть. И больничный лист будет уважительной причиной неявки в суд или в ОВД. А на следующий день вас уже никто не сможет привлечь по статье 19.3 КоАП РФ, ибо срок привлечения уже истек. Но, невыполнение требования об остановке к этому случаю не относится. После такого суда берете постановление и с ним в прокуратуру с жалобой.

Вас остановили.

Не спешите покидать салон, ибо «сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним…», а также «Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок». Какой это срок - не оговаривается, однако, есть решение Верховного суда Карелии, в котором указано, что протокол должен составляться немедленно, а задерживать водителей для написания 30 слов на 20 минут - незаконно.
Согласно ПДД «остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.» Посему, если ИДПС необоснованно затягивает процесс составления протокола, то можно вежливо попросить его составить протокол задержания, недвусмысленно дав понять, что оснований для задержания у инспектора нет, а этот протокол будет успешно обжалован (составлен с нарушением процессуальных норм).
«При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства» - п.18.2 «Наставление по ДПС», и далее п. 18.9 «по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение».
Передавайте документы в руки инспектору ДПС при свидетелях, ибо жуликоватые сотрудники ГИБДД нередко прячут один из документов в карман (чаще — доверенность) и утверждают, что ее не было.
Для сведения: п.18.7 Наставления по ДПС гласит: «С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их».
Предъявив документы, не бегайте следом за инспектором: выходить из машины - это ваше право, но не обязанность. В каких случаях надо выходить из машины, если Вас остановил сотрудник ДПС? п.18.4.
«Наставления по ДПС» гласит:
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Если вам предложили сесть в машину ГАИ для оформления протокола, то ваше право садиться туда или нет. В уже упомянутом решении Верховный суд Карелии такое требование со стороны инспектора признано незаконным.

За непристегнутый ремень

Когда придраться уж совсем не к чему, может быть пущен в ход последний довод: «Вы не пристегнуты ремнем безопасности». На это есть резонный ответ: «Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы. В остановившейся машине и водитель, и пассажир не обязаны быть пристегнуты».
На задних сидениях автомобиля ремни частенько прячут под сидение. Не стоит этого делать, ибо оспорить пристегивание ремнем, спрятанным под сиденье, невозможно.
Что касается детских кресел и иных средств, то штрафовать за них начнут только с 1 января 2007 года. "…чтобы выполнить правила не обязательно покупать детское кресло, достаточно подложить ребенку под попу пуховую подушку, и ремень будет проходить не по шее а по груди ребенка" - такой выход в интервью одному из российских изданий предложил начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД России Владимир Кузин

За грязные номерные знаки

Наказывать за нечитаемые номера нельзя, т.к. в данном случае отсутствует вина, а без вины наказания не бывает. Но ПДД все-таки запрещают управлять транспортными средствами с нечитаемыми знаками. Ведь там есть «запрещение эксплуатации автомобиля с регистрационными знаками, не отвечающими требованиям стандарта». А ГОСТ Р 50577-93 требует, чтобы в темное время суток, задний знак различался с 20 метров, при освещении штатным фонарем ТС. Поэтому, чтобы доказать Ваше нарушение инспектор должен был создать условия, приравненные к темному времени суток и провести соответствующее исследование. Но это с формальной стороны. С житейской же точки зрения, номера можно и протереть, чем обычно дело и заканчивается.

За превышение скорости

Итак, прежде всего, не Вы должны доказывать свою невиновность, а они - Вашу вину! (См. ниже «На вас составляют протокол») Поскольку радар не выдал никаких документальных подтверждений того, что была измерена именно ваша скорость, и именно в приписываемое время, ловить ИДПС тут нечего.

Статья 26.8. КоаП

Показания специальных технических средств: 1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Можете попросить у доблестных сотрудников ГИБДД акт поверки данного измерительного прибора. Вам либо будет отказано в требовании, либо этот документ «окажется» лишь в дежурной части. Если дело дойдет до суда, то также нужно требовать от ГАИ документы, что данный прибор является измерительным прибором, причем подтвердить это следует как паспортом именно на этот прибор завода-изготовителя, так и соответствующим сертификатом на данный тип изделий. Паспорт позволит, в частности, убедиться, что данный прибор изначально не является учебным пособием или выставочным образцом.
При пользовании радаром необходимо четко следовать инструкции завода-изготовителя. Важно закреплен радар или нет, расстояние до объекта, удалялся-приближался и т.д. Так же на каждое измерение есть допуск, минимально - 1 км/ч. Поэтому перед разборками в ГАИ нужно внимательно изучить инструкцию именно на этот тип радара. Ищите в Интернете.

За то, что поморгали фарами, предупреждая о ГАИшниках

Во-первых, ГАИ о себе много думают. Моргание фарами на языке водителей означает «Внимание, опасность!» и любой водитель приведет пример, когда моргание фарами к ГАИ не имело никакого отношения. Водители научились помогать друг другу в условиях плохих дорог и плохой организации движения.
Во-вторых, в ПДД ни слова не сказано о том, что водителю запрещается подавать сигналы внешними световыми приборами другим участникам дорожного движения. Главное, чтобы эти сигналы были правильно поняты - а здесь, судя по всему, разночтений быть не должно.
В-третьих, и в Административном кодексе ничего не говорится о каких-либо наказаниях за мигание фарами.
Обычно водители в таких случаях безропотно платят, чувствуя себя уличенными на месте преступления. Некоторые начинают оправдываться тем, что случайно задели за рычаг, самые умные придумывают что-то вроде того, что хотели предупредить встречный автомобиль о неровностях дорожного покрытия. А на самом деле нужно просто сказать правду: «Да, я действительно хотел предупредить встречные машины о том, что впереди их ждет электронный контроль скорости». Это не запрещено, а, кроме того, в этом нет ничего плохого. На дорогах ведь стоят знаки «Пост ГАИ через столько-то километров», висят предупреждения «На трассе осуществляется скрытый контроль скорости». Цель ведь не в том, чтобы оштрафовать, а в том, чтобы предупредить нарушение. И водитель, сигнализирующий другим о «засаде», ровно это и делает.
Если протокол начали составлять, то напомните им, что согласно Методическим рекомендациям их министра, они обязаны указать статью КоАП, которую вы нарушили.
В-четвертых, постарайтесь, чтобы ГАИшник обвинения в мигании фарами выдвигал при свидетелях, после этого берете данных свидетелей и с чистой совестью в прокуратуру с заявлением на незаконные действия ГАИ и ссылкой на ст.12.35 - незаконная остановка.
P.S. Если на вас собираются составить протокол за какое-либо нарушение, заявите, что в объяснениях напишите, что моргали фарами, а так как наказания за это нарушение нет, то на вас составили протокол по другой статье.

За то, что не пропустили пешеходов

Пункт 4.5 ПДД: «…На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств…». п.14.1 говорит об обязанности водителей «уступить дорогу пешеходам». Что значит «уступить дорогу» говорит п.1.2 ПДД - «не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость». Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.
Попросите инспектора пригласить пешехода, и спросите его, был для него переход безопасен или нет, объяснив ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него. Воспрепятствовать инспектор вам не может т.к., он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно ст.51 Конституции. После этого пешеход становится вашим свидетелем, и будет стучать пяткой в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать.

За поворот из третьего ряда, хотя на знаке указано 2 полосы

Во-первых, на каком знаке? Знак «Число полос» ставиться в 50-100 метрах от перекрестка. Перед перекрестком перестроение запрещено. Если там знак и стоит, то это уже «Направления движения по полосам», а он число полос не определяет.
Во-вторых, ни в ПДД, ни в ГОСТах полосы не нумеруются. Есть понятие количества полос, крайней правой и крайней левой. А понятий первая полоса, вторая - такого нет. Отсюда и логика ответа: стоял в крайней левой и повернул. Кто и как стоял справа от меня - меня не волнует. Аналогично нужно отвечать, если в отсутствие разметки перед поворотом налево по словам ИДПС вы выехали на встречную полосу: подъехал к перекрестку первым, встали в крайнем левом ряду, кто и как вставал справа от меня - это ваши проблемы.
Справедливости ради отметим п.16.1 ПДД «Движение грузовикам далее второй полосы запрещено.» Но, как считать полосы - ответа нет нигде. Поэтому ответить на вопрос, а что такое «вторая полоса», не возможно.

За непройденный технический осмотр

Ст.12.1 КоАП предусматривает наказание за это - предупреждение или штраф 0,5 МРОТ, правда номерные знаки подлежат снятию, и за езду без них предусмотрено лишение прав. Никаких же штрафстоянок и эвакуаторов или направление автомобиля на станцию технического осмотра. Такие действия не предусмотрены КоАП.

У вас изымают техталон

Основание для изъятия талона может быть лишь одно - сомнение в его подлинности. Тяжкое обвинение, потому что наказывается по ст.327 УК, и вы как минимум станете свидетелем по этому делу. А потому, во-первых, проходите тех.осмотр (сверку номеров, страхование и т.д.) честно. Знакомый ГАИшник - не гарантия от поддельных документов. У него своя жизнь, своя семья. Во-вторых, сделайте ксерокопии всех документов, которые есть у вас на автомобиль. Если инспектор сделает подлог, например, подчистит лезвием печать, на ксерокопии это будет видно. В-третьих, сохраняйте любые документы, связанные с машиной: карту тех.осмотра, наряд на установку ксеноновых фар, чеки на запасные части и т.д. Если будут претензии со стороны дознания, у вас всегда под рукой найдутся доказательства. В-четвертых, требуйте составления Акта изъятия, в котором должны быть указаны основания подобных действий. Напомните, что это раз речь идет об уголовном кодексе, то желательно привлечь свидетелей, иначе вы обвините его в подлоге. Пусть покажет свидетелям, что именно вызывает сомнение в подлинности.
Акт должен иметь подпись и печать, а также срок, на который изымается талон. В течение указанного срока водитель может предъявлять сотрудникам ГИБДД данный Акт вместо изъятого талона. По окончании проверки талона технического осмотра на подлинность, в случае, если подозрения не подтвердились, ГИБДД обязана вернуть талон без дополнительной проверки технического состояния автомобиля. В этом случае водитель может обжаловать действия инспектора ГИБДД, как необоснованные, и даже вчинить иск на возмещение убытков, если таковые были ему причинены действиями инспектора.
Часто инспектора пугают таким актом, даже полностью его пишут. На водителей это действует очень нехорошо, и для инспектора здесь главное, чтобы водитель «потек». Пока инспектор пишет, поинтересуйтесь, где он возьмет печать. Фишка же процесса в том, что такой талон действительно уходит на экспертизу, а там - статистический учет. Соответственно, в отчете за месяц напротив фамилии этого инспектора будет стоять, например, прислано талонов - 10, подлинных - 10. А потому стоять ему с красными ушами на «разборе полетов».

За негорящую фару, неработающие дворники, неработающий звуковой сигнал и т.д.

Вас остановил инспектор, указал Вам на не горящую фару, и пытается напугать Вас запрещением движения, вызовом эвакуатора, штрафстоянкой…
Ссылки инспектора на Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, можете смело пропускать мимо ушей, т.к. на них есть ссылка в правилах п.2.3.1 «Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Но там же есть продолжение «Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Т.е. достаточно сказать, что неисправности возникли только что, и инцидент будет исчерпан. Если все-таки протокол составлен, запишите, что вам отказано в составлении акта технического осмотра в соответствующей форме (согласно «Методическим рекомендациям» по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения п.8), и запишите, что п.2.3.1 ПДД вы не нарушали.
Часто, когда докопаться не к чему, инспектор просит нажать на тормоз, чтобы посмотреть работают ли стоп-сигналы, повертеть руль и т.д. В этом случае спросите: «А как вы определили эту неисправность еще до моей остановки?» Т.е. причина-то остановки была другой, следовательно, доказательства вашей вины получены с нарушение закона и для судьи значения не имеют.
Если вы решили устанавливать сирены и мигалки (за исключением охранной сигнализации), покрасить машину в цвета оперативных служб, и поиграться с цветом лампочек, то читать данный текст вам уже не нужно.

За отсутствие номеров

Наказание суровое, а потому произвольное - от слова «произвол». Да, ездить без номеров запрещено, но если номер отвалился, пострадал в аварии и т.д., то это - просто неисправность, и Вы имеете полное право ехать к месту стоянки или ремонта (см.предыдущий пункт). На слова ГАИшника, что можно было и проволокой прикрутить, отвечаете, что это не предусмотрено заводом-изготовителем. Если номер утерян совсем, то прежде чем ехать, напишите в произвольной форме с указанием свидетелей под копирку заявление в подразделение ГАИ, где стоит ваша машина на учете, об утере номера. Если на вас составят протокол за езду без номера, то приложите к нему копию своего заявления.
За отсутствие транзитных номеров могут наказать только, если в справке-счете, договоре купли-продаже и т.д. есть отметка о его выдаче (Письмо от 19.03.2006 г. №135-09). На новой машине можете смело кататься 5 дней. Хотя ездить с ПТС вместо Свидетельства о регистрации я бы не рискнул. Кстати, снимите с ПТС ксерокопию. Этого достаточно для гарантийных мастерских, а сам ПТС спрячьте подальше.

За отсутствие страховки, несоблюдение требований по страхованию

За отсутствие страхования гражданской ответственности (т.е. как бы договор страхования не заключался Вами вообще) предусмотрен штраф в размере 500-800 рублей. При наличии договора страхования, но при отсутствии полиса в кармане (забыли дома, потеряли и т.п.) предусмотрена штрафстоянка и штраф в 50 рублей. Если же вы поехали в неположенный по страховке день, либо машиной управляет водитель, невнесенный в страховку (даже при наличии доверенности), штраф составит 300 руб.

У вас хотят проверить наличие аптечки, знака и огнетушителя

Проверка наличия огнетушителя, знака и комплектность аптечки являются частью технического осмотра (см. Правила проведения тех.осмотра). Требования предъявить аптечку, знак или огнетушитель являются незаконными и прямо запрещены КоАПом: Примечания к ст. 12.1. «Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом».
К тому же, аптечка может быть разукомплектована в результате ее использования на дороге, огнетушитель так же может быть использован на дороге по прямому назначению.
Таким образом, для наказания за отсутствие данных предметов на дороге (уточняю: на дороге!!!) у ГИБДД нет оснований! Опять же можно требовать составления акта технического осмотра в соответствующей форме. Какой инспектор ДПС знает, как правильно его составить?
Можно спокойно утверждать, что при выезде из гаража все было на месте! Указанные предметы одноразового применения.

За проезд перекрестка на желтый или красный сигнал светофора

В этом случае заявите: «В момент проезда перекрестка разрешающий зеленый сигнал светофора сменился на запрещающий желтый. Я принял решение проехать перекресток на желтый сигнал светофора, пользуясь возможностью, предоставляемой мне в этом случае п. 6.14 ПДД («Водителям, которые при включении желтого сигнала светофора…не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, …разрешается дальнейшее движение»)… Считаю свое решение взвешенным и оправданным, а свои действия - единственно допустимыми в данной дорожной ситуации по следующим причинам: 1) применение экстренного торможения в подобной ситуации опасно и нарушает требования п. 10.4 ПДД; 2) не применяя экстренное торможение, я бы смог остановить свой автомобиль, только выехав на перекресток, что нарушило бы требования пп.13.7, 12.4 ПДД…».
Если все же на Вас будет составлен протокол, напишите это дословно в протоколе. Впоследствии Вам вернут права в силу отсутствия состава административного правонарушения, поскольку отсутствовала объективная сторона правонарушения - не было Ваших действий, нарушающих ПДД. Вы действовали четко согласно п.6.14 ПДД!
Для сведения Состав административного право-нарушения состоит из четырех составляющих:
Объект — соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правона-рушение (обычно - безопасность дорожного движения),
Объективная сторона — конкретные действия, наруша-ющие установленные правила,
Субъект — конкретное вменяемое физическое лицо, до-стигшее 16 лет,
Субъективная сторона — отношение лица к совершенно-му им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.
Здесь следует обратить внимание, что состав правонаруше-ния является не просто какой-то теорией или чем-то формаль-ным. Знание его структуры очень важно для правильного опре-деления в конечном счете, является деяние правонарушением или нет.
С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что при производстве по административным делам соответствующие должностные лица в подавляющем своем большинстве не мотивируют долж-ным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения. А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяет-ся в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответ-ственности или о переквалификации действий.

За пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения

КоАП 12.15.3. Какой ГАИшник не мечтает забрать права по этой статье? Ее применяют там, где только возможно. Начнем с первоисточника, лишают за «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения.» Запрещают правила в п.9.2, 9.3, 11.5, 15.3
Начнем с п.9.6, который ошибочно приплетают к этой статье: Трамвайные пути - не проезжая часть, т.е. 12.15.3 не катит, хотя движение по путям встречного трамвая запрещено.
На счет пункта 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения» существует две точки зрения:
Первая: п.9.2 устанавливает общую норму: поворачивать налево, разворачиваться, обгонять по встречке и т.д. на такой дороге запрещено. Но, есть нормы специальные (исключения из общей) - знаки, разметка, разрешающие поворот-разворот; правила проезда перекрестков и т.д. Отсюда вывод: На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, поворачивать налево и разворачиваться можно только там, где это разрешено. И даже отсутствие разметки разрешением на разворот-поворот не является. Этой точки зрения придерживается ГАИ. Попросите указать специальную норму для поворота налево на перекрестке. Требование специальной нормы для поворота направо ввергает ГАИ в ступор. Это можно делать только, если знаете, как можно вызвать скорую с вашего мобильника. Если не знаете, то попробуйте 030, или по 020 попробуйте дозвониться до начальника подразделения…
Вторая: ПДД вообще и п.9.2 в частности расширительного толкования не предусматривают. А потому, в местах разрешенного разворота (например, на перекрестке) пункт 9.2 строго настрого запрещает «выезд на... встречное движение». Но машины в этом месте как-то все-таки поворачивают и разворачиваются. Таким образом, имеем в одном и том же месте, в одно и тоже время, для одной и той же машины:

1. Разворот и поворот налево разрешен

2. «Выезд на встречку» запрещен.

После совмещения этих двух фактов необходимо признать: при развороте/повороте выезда на сторону встречного движения не происходит. Этой точки зрения придерживаются водители. Точку в этом споре поставит либо Верховный суд, либо Правительство РФ, в компетенции которого находится ПДД.
«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.» Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. ГАИшники утверждают, что «ограничение видимости» - это «недостаточная видимость» из п.1.2. Точное определение «ограничения видимости» дано в ГОСТ Р 52289-2004
Технические средства организации дорожного движения.

Таблица 3 - Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

Минимальное расстояние видимости, м:











Встречного автомобиля;

90

110

130

170

200

250

300

350

400

450

Для остановки перед препятствием

45

55

75

85

125

150

175

200

225

250

Примечания

1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог - скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.

2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.

3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.


В таких местах должны быть установлены знаки «Опасный поворот», «Обгон запрещен», либо нанесена сплошная разметка. Если ничего этого нет, то подразделение ГАИ, отвечающее за безопасную эксплуатацию дорог, не считают, что на этом участке имеет место «ограничение видимости». Следует всегда помнить, что ПДД - это выжимка из ГОСТов. Никого не удивляет ссылки на ГОСТы в книжечках ПДД там, где начинается описание знаков или разметки. Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть Правила, а ГОСТы его не волнуют, прямо так и записывайте его слова в протокол.
Что делать, если обгон был, и отвертеться не получается? В протоколе о правонарушении предусмотрена графа «Объяснение нарушителя». Эту графу следует обязательно заполнять собственноручно и очень внимательно. Следует подробно изложить мотивы, которыми вы руководствовались в своих действиях. Обязательно указать, что Вы не согласны с действиями сотрудника ГИБДД и действовали в состоянии крайней необходимости. Все это поможет оспорить действия ГИБДД в суде, если до этого дойдет.

Например: Вас не смогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения, если это совершено для предотвращения ДТП (даже если Вам это только показалось).
Для этого и введено понятие «крайней необходимости», т.е. совершение действий, формально, хотя и содержащих признаки состава правонарушения (преступления), но направленных на устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, правам и свободам граждан, непосредственно личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП и 39 УК). Под превышением пределов крайней необходимости понимается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.

За проезд железнодорожного переезда

За это нарушение предусмотрено серьезное наказание. И протокол, скорее всего, будет составлен. Сначала нужно попробовать сыграть на несовершенстве Правил. В основном наказывают за то, что водитель решил проскочить, когда светофор уже замигал красным. Вот тут-то и следует провести аналогию с упомянутым выше п.6.14 Правил и сказать, что в случае экстренной остановки вы бы остановились на переезде, давите на то, что на светофоре нет желтого сигнала, говорите о тормозном пути, времени реакции водителя и т.д.
Если не сработало, то напишите: «Несмотря на голословность и бездоказательность предъявленного мне обвинения в совершении административного правонарушения, а также, несмотря на наличие неустранимого сомнения (которое, согласно ст. 1.5.4 КоАП РФ, обязано трактоваться в мою пользу) в совершении мной указанного правонарушения, инспектор ХХХ задержал мое водительское удостоверение», а также сделайте запись в протоколе «требую защитника в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ». В дальнейшем, это даст возможность обжаловать задержание автомобиля или изъятие прав на основании такого протокола, либо отменить постановление по делу, если оно будет оформлено здесь же.

Инспектор вас достал

Тогда доставайте сотовый и со словами: «Все достал, звоню 02, там все звонки на магнитофон пишутся», - начинайте набирать номер. Внимание! Этот пункт по настроению, не переусердствуйте.
На вас составляют протокол
Пленум ВС от 24.03.05 п.13 «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.»
Однако, есть сотрудники, которые любят писать. Хотя утверждают, что план по протоколам не имеют. Они составляют протоколы по любому поводу, чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину (проследовал в пикет, в «стакан» и т.п.), но это, опять же, Ваше право, но не обязанность.
Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 27.4 КоАП РФ. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя.
Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать. Любые неправильно написанные данные - исправить. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Такие исправления вносят сомнения в изложенные ИДПС факты. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. Ведите себя спокойно. Затем посмотрите, за что вы расписываетесь. Сразу же найдите место, где вы расписываетесь за то, что вам ваши права разъяснены и потребуйте этих разъяснений. Если инспектор скажет, что нужные статьи распечатаны на оборотной стороне копии протокола, так и пишите «Права и обязанности, предусмотренные КоАП и Конституцией РФ, разъяснять отказался». Не вы должны их читать, а они разъяснять! Редкий инспектор сможет это сделать.
В объяснениях лица следует написать «Не согласен». Инспектор отдела административной практики и мировые суды выносят решение по максимуму, поэтому ваше чистосердечное раскаяние значения не имеет. Кроме того, известен случай, когда судья Верховного суда отказал в пересмотре административного дела только потому, что в протоколе водитель написал, что он согласен с нарушением. Позже, в спокойной обстановке, лучше с адвокатом, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще. Не поддавайтесь чувствам, нарушения не было!
Вторая фраза в объяснениях: «В ожидании адвоката отказано». Если в машине два инспектора, то они могут работать по принципу: один пишет протокол, другой постановление. Один и тот же инспектор не имеет права писать и то, и другое. Если такая фраза записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. Адвоката, конечно же, должны вызвать вы сами, хотя за три-девять земель можете просить такую помощь и у ГАИ, или потребовать времени на нахождение юридической консультации и т.д. в противном случае получается, что вы будете ждать адвоката из дома, и ГАИ заведомо оказывается в выигрышной ситуации, т.е. ваше право на адвоката ставиться в зависимость от места жительство, что прямо запрещено Конституцией.
Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 25.6 КоАП гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». А значит, свидетелем может быть и жена, и любовница, и мать родная. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, придумывая несуществующий в Кодексе термин “это - заинтересованные лица”, вписывайте их в протокол собственноручно. Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Помните, что свидетели должны расписаться, что они предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний. Если в качестве свидетелей привлекаются ГАИшники из «случайно» подъехавшей машины, то обращать на это внимание не нужно.
Во-первых, просто запишите, что свидетели подъехали уже после того, как вас остановили. Во-вторых, «Закон о милиции» ст. 26 «Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.» Т.е. одних показаний сотрудников милиции как свидетелей не достаточно, нужные другие доказательства. Потом по такому протоколу постановление вынесено не будет.
Не сочиняйте в протоколе легенд типа «не видел из-за дерева...», «не соблюдал из-за разгильдяйства...», «не слышал из-за глухоты...». Излагайте свою точку зрения на обвинение и действия инспектора четко и ясно. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Я лично всегда спрашиваю: «А чего тут писать-то?» Для прикола. Все равно напишу «Не согласен».
Даже если на вас выписан протокол-квитанция, а вы за это время уже поняли, что ничего не нарушали, то также можете написать «Не согласен», «Не разъяснены», «В ожидании адвоката отказано» на любом свободном месте. Обязательно подпишите протокол, чтобы инспектора не вписали в него лишнее, и заберите копию протокола.

Нет оснований не доверять

Дежурная фраза мировых судей, именно мировых, не путайте с районными. На вас должностное лицо при исполнении обязанностей составило (как мне нравиться, что именно составилО) протокол. Ну, ведь, не просто так ему захотелось ни с того ни с сего составить на вас протокол. Отдел административной практики одобрил составление протокола. Ну, ведь, не просто так ему захотелось ни с того ни с сего одобрить протокол. Т.е. если в суд поступило дело об административном правонарушении, то, следовательно, водитель хоть в чем-то виноват. Отсюда фраза «Нет оснований не доверять словам инспектора», и далее текст вашего наказания: лишить-оштрафовать. Как бороться?
Во-первых, быть готовым к тому, что инспектор, административный отдел, мировой судья - люди подневольные. На милиционеров вообще, и ИДПС в частности, спускают план по протоколам, на мировых судей - указание свыше.
Во-вторых, ваши жалобы на действия вышеперечисленных лиц будут рассматривать: самый главный начальник ДПСников, прокуратура, районный суд. Жаловаться в мировой суд на действия ИДПС бесполезно. Потому спокойно получаете протокол у ИДПС и направляете жалобу начальнику ГАИ, регистрируя его в приемной; спокойно, выслушиваете мирового судью, и обжалуете решение в районный суд. В обоих случаях копии направляете в прокуратуру.
В-третьих, словами. В протоколе запишите, что «на мои слова о несогласии с ИДПС и требовании рассмотрения дела в суде, ИДПС ответил, что мировой судья имеет указание “лишать по полной”». В этом случае фраза «Нет оснований не доверять» приобретает глубокий смысл. Фраза приведена как пример. Нужно включить свою фантазию, и придумать подобную фразу, чтобы записать ее в протокол.

Право на адвоката

Постановление № 5 Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. Вопрос 8: «Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ.» . Т.е. Верховный суд однозначно за адвоката. Однозначно, приглашать его должны вы сами. Это не обязательно адвокат, это может быть просто товарищ, сведущий в административной практике. Весь вопрос в том, когда его можно пригласить?

Читаем Конституцию: Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Извините, но согласно «Наставлениям», если меня останавливают на дороге, то по мнению ИДПС я уже что-то сделал не так. Когда же он, представившись, говорит мне причину остановки, то он фактически предъявляет мне обвинение. Т.е. по Конституции я уже имею право на адвоката. В уголовном праве никто не требует подписи обвиняемого на постановлении о возбуждении уголовного дела, а уж коли его поймали, то до первого допроса ему положен адвокат. Так это - с уголовниками. Вы же по сравнению с ними - ангел. В тему:
Останавливает ИДПС BMW. А в ней за рулем сидел немец, приехавший на выставку то ли орг. техники, то ли мебели. ГИБДДешник как обычно проверяет права и др. документы. И что-то ему в доверенности на право управления машиной не понравилось. Так и так, говорит он немцу, мол, нарушили правила, придется раскошелиться. И уже предвкушая получение «солидной прибавки к пенсии», стоит и ждет реакции немца. А она не заставила себя долго ждать. Ну не учел наш доблестный страж порядка, что менталитеты у нас с немцами разные. Немец ответил, что не согласен с обвинением, вышел из машины, отдал ключи ГИБДДешнику и сказал «Мой адвокат встретится с вашим начальником», и был таков. Представьте себе реакцию блюстителя порядка: «Ниче не сделал - тока вошел. Обидна, да». Уж лучше бы он немца не останавливал.

Что же говорит КоАП?
Ст.25 п.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Ст. 25.5 п.1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
ст. 28.2 п.2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления…
Из перечисленных статей следует, что в протоколе указывается дата его составления. Никакой другой ссылки о моменте составления протокола КоАП не содержит. Из чего следует, что после проставления в протоколе даты его составления, я имею право пользоваться юридической помощью защитника. Также ни у кого не вызывает сомнения, что при передаче протокола на подпись водителю, он уже составлен и подписан сотрудником ДПС.
О том, что указание требования адвоката в протоколе, не позволяет ГАИ немедленно написать и постановление, говорилось выше. Но кроме этого, можно обжаловать действия, связанные с последствиями написания протокола, т.н. меры обеспечения: направление на мед. освидетельствование, задержание автомобиля, изъятие прав, составление схемы нарушения. Пример: при задержании автомобиля вам отказано в услугах адвоката, а об обязательности доставления автомобиля на штраф.стоянку другим наземным транспортом вы не знали. Другой пример: перед мед. освидетельствоанием в услугах адвоката вам отказано. На суде смело можете заявить об этом со словами «Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств… специалисты … не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ (Пленум ВС от 24.03.05. вопрос 18). Был бы у меня адвокат, он бы позаботился о том, чтоб врача предупредили, а так получается, что еще до освидетельствования допущены две ошибки, которые по мнению ВС влекут невозможность моего наказания, хотя я искренне раскаиваюсь. (Далее слезы…)» На замечание судьи, что врач - не специалист отвечаете: «Врач в процессе участвует, акт подписывает, но отдельно медработников в 25 главе КоАП нет. Кто же тогда врач? Если не считать его специалистом, то на каком основании он проводит освидетельствование?»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх