Что понимается под вышестоящей судебной инстанцией. Звено и инстанция судебной системы российской федерации. Судебные инстанции РФ

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.

Локации

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный - в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города - так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой - в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с , рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте) .

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

"Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена", - сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 - с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

"Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье - не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах", -

Судебная система России представлена широким спектром и многоуровневой структурой органов соответствующей ветви власти, которая, как предполагается, должна быть независимой от законодательной и исполнительной. Какие типы судов функционируют в РФ? Каковы механизмы взаимодействия между ними? Каковы критерии классификации соответствующих органов власти?

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Органы общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают дела в рамках гражданских и уголовных процессов, а также проводят слушания, связанные с административными правонарушениями. Какие конкретно органы относятся к этой категории? Прежде всего, это Верховный Суд РФ, а также ВС национальных республик, входящих в состав России. Это краевые, а также областные органы. Это суды, работающие в автономных областях и округах. Это органы, функционирующие в городах федерального значения, в районах.

Таким образом, фактически на уровне регионов есть и федеральные органы. Однако не стоит путать их статус КС в субъектах с РФ и мировыми судами, которые, в свою очередь, действуют только локально. Военные суды также относятся к категории общей юрисдикции. Рассмотрим, что это за органы, более подробно.

Суды военного профиля

Военные суды РФ образуют систему, в которую входят органы, привязанные к округам, а также к гарнизонам. Рассматриваются в них разные дела - уголовные, гражданские, административные. Но только те, что имеют отношение к армии, к конкретному округу или войсковой части. Относительно подобных дел спектр полномочий у военных судов, в принципе, тот же, что и у других органов общей юрисдикции. Фактическое расположение рассматриваемых органов зависит от дислокации военных объектов, входящих в систему Вооруженных Сил России.

О Верховном Суде

Высший орган общей юрисдикции - Верховный Суд РФ. Может выполнять функции первой, второй инстанции, а также осуществлять надзор (специфику этих процедур мы изучим чуть позже). Верховный суд - вышестоящий относительно ВС национальных республик и других субъектов РФ, органов в городах федерального значения, а также военного профиля учреждений. В компетенции ВС РФ - разъяснения, касающиеся судебной практики. Деятельность ВС РФ регулируется на уровне федеральных конституционных законов.

Суды по специализации

Можно отметить тот факт, что законами РФ предусмотрен институт так называемых специализированных судов. Они могут заниматься рассмотрением дел административного характера, осуществлять правосудие в рамках ювенальных дел, миграционных вопросов. Правда, сейчас в России специализированные суды на практике не функционируют, но они в законном порядке могут формироваться. Нужно отметить, что данного рода органы не имеют ничего общего с так называемыми чрезвычайными судами, работа в которых по закону не разрешена.

КС РФ

Конституционный Суд России - важнейший с точки зрения организации суверенной модели политического управления орган соответствующей ветви государственной власти. Относится КС РФ, как мы уже отметили выше, к категории федеральных. Каковы особенности его статуса? Юристы склонны считать, что КС РФ занимает совершенно уникальное место в национальной судебной системе. Его главная функция - защита конституционных принципов, на базе которых существует российская государственность. КС РФ независим от других органов судебной ветви власти и других госструктур.

Арбитражи

Арбитражный суд - институт власти, также относящийся к категории федеральных. В его компетенции - решение споров, как правило, с участием юридических лиц. Это могут быть проблемные ситуации, связанные с расчетами, поставками, тарифами и прочими аспектами бизнеса.

Рассмотрев основные виды судов на федеральном уровне, мы можем перейти к исследованию особенностей работы типично региональных органов. Это КС или, как в некоторых регионах, уставные органы, а также те, в которых ведут работу мировые судьи.

Региональные КС

Конституционные, или же уставные суды, как мы уже отметили выше, локальны. Они создаются самими регионами, так же, как и финансируются. В их компетенции - вопросы, касающиеся соответствия в субъектах РФ основным законам соответствующих регионов - Конституциям, если речь идет о национальных республиках, или же Уставам. Также региональные КС занимаются толкованием норм локальных Конституций. То, в каком порядке КС субъектов РФ рассматривают дела, также определяется органами власти в конкретной республике, области, крае. При этом решения, принятые региональным КС в пределах соответствующих полномочий, не подлежат пересмотру другими судами.

Мировые судьи

Рассмотрим специфику функционирования института мировых судей в РФ. В их компетенции - дела, касающиеся некоторых споров имущественного характера, семейного права, трудовых взаимоотношений, административных правонарушений, уголовных деяний, относимых к категории менее опасных, чем при рассмотрении федеральными органами общей юрисдикции.

Виды судов, рассмотренные нами, могут активно взаимодействовать между собой. Каким образом? Рассмотрим этот аспект подробнее.

Взаимодействие судов

В российской судебной системе работают, таким образом, суды, отличающиеся по компетенции. Вместе с тем, во многих случаях разные органы могут выполнять сходные задачи, связанные с правоохранительной функцией. Отдельные юристы предпочитают говорить о некотором единстве судебных органов России. В чем оно может выражаться, по мнению экспертов?

Прежде всего, это обязательные для всех органов правила и нормы, касающиеся судопроизводства. Соблюдать их должны все федеральные и мировые суды. Это обязательность применения всеми органами соответствующей ветви власти российских ФЗ, конституционных законов, норм, изложенных в международных договорах России, а также региональных правовых актов.

Индикаторами единства российской судебной системы, как считают эксперты, являются два типа связей - организационные, а также функциональные. К первым относятся те, что регулируются законами, касающимися аспектов, отражающих принципы создания и соподчинения органов утверждения судей, комплектования штата специалистов иных профилей, механизмов взаимодействия между двумя самостоятельными органами. Ко вторым - правовые акты, регулирующие процессуальный аспект по различным отраслям права - гражданскому, уголовному, арбитражному, или же административному.

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях - федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три - основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним - ВС субъектов и городов федерального значения, высшим - ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним - окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено - это арбитражи субъектов, среднее - апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд - на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах - организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин "инстанция" - в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется "первой инстанцией", среднего - кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

Суды по инстанциям

В органах первой инстанции, часто - на уровне основного звена, дела рассматриваются с целью вынесения решения, предусматривающего обвинение или оправдание, если процесс уголовный, удовлетворение или же отказ в иске - если дело гражданское или арбитражное. Следует отметить: совсем не обязательно, что первой инстанцией будет орган, расположенный на уровне основного звена. Это может быть совершенно любой суд. Но с наибольшей частотой подобные функции выполняют именно те органы, которые располагаются в рамках основного звена. Реже - среднего. В ряде случаев - высшего. Пример органа, функционирующего на данном уровне - Верховный Суд РФ.

Кассационный суд - это вторая инстанция, как правило, орган среднего звена. В рамках соответствующих слушаний проверяются приговоры и решения, вынесенные предыдущими судьями. Основание - кассационная жалоба или же представление прокурора по установленной форме. По итогам соответствующей проверки кассационный суд выносит особое определение, в соответствии с которым предыдущий приговор или решение оцениваются на предмет законности. Как результат, они могут быть оставлены в силе или же будет инициировано рассмотрение судебного дела снова.

Дело также может быть направлено в апелляционный суд. Это также вторая инстанция. Как правило - среднего звена, иногда - высшего. Особенность рассмотрения дел здесь в том, что соответствующее дело может сопровождаться не только отменой решения предыдущего суда, но также может быть пересмотрено в рамках полноценного слушания, в результате которого апелляционный орган вынесет новое решение.

В некоторых случаях дела могут быть рассмотрены в порядке процедуры, именуемой надзором. Это возможно, если приговор или решение предыдущего суда уже вступили в силу и прошли проверку на уровне кассационной инстанции. Цель надзора - изучить дела на предмет возможных нарушений или же пересмотреть их в силу новых обстоятельств, которые ранее были не известны судьям. Надзор проводится на уровне органов среднего или высшего звена.

Третейские суды

К какой категории можно отнести третейский суд? Дело в том, что данные организации не относятся к системе государственной власти. Другое их наименование - коммерческие арбитражи. Создаются они фактически на добровольных началах различными организациями, имеющими, как правило, отношение к бизнесу. Призваны третейские суды содействовать разрешению споров, главным образом, хозяйствующих субъектов. Но нередко к их помощи прибегают также и граждане.

Особенности работы российских судов

Какова специфика деятельности, которую рассмотренные нами виды судов осуществляют в России? Прежде всего, можно отметить тот факт, что, как и во многих других странах, в отношении соответствующей ветви власти гарантируются условия для стабильной работы и воспроизводства функций с течением времени. Изменения, касающиеся судебной системы России, могут осуществляться посредством единственного допустимого механизма - внесения поправок в основной закон страны, Конституцию. Упразднить какой-либо работающий суд нельзя, пока его функции не были переведены в юрисдикцию иных инстанций.

Система органов судебной власти РФ функционирует в рамках в достаточной мере корректного, как считают многие эксперты, распределения полномочий между отдельными инстанциями, и одновременно при наличии механизмов контроля деятельности нижестоящих органов вышестоящими.

Судебной инстанцией именуется суд (или соответствующее подразделение суда), занимающий определенную ступень в судебной системе, и осуществляющий в пределах своей юрисдикции рассмотрение конкретных дел по существу либо проверку законности и обоснованности вынесенных нижестоящим судом судебных решений.

Об инстанциях можно говорить применительно лишь к судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Конституционный Суд РФ и

конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как уже отмечалось, отличаются тем, что их решения окончательны и обжалованию не подлежат, поэтому инстанций в конституционном судопроизводстве нет.

Суд первой инстанции - это суд (подразделение суда), рассматривающий и разрешающий дело по существу. Это означает, что суд принимает решение по существу дела, т.е. по главному вопросу в правовом споре сторон - вопросу о

виновности лица и его наказании (применении административного взыскания) при разрешении уголовных и административных дел, вопросу о судьбе гражданского иска (полном или частичном удовлетворении исковых требований

истца или отказе в их удовлетворении) при разрешении гражданских дел. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон (обвинения и защиты, истца и ответчика) и с соблюдением довольно сложной

процедуры, состоящей из нескольких этапов, последовательно сменяющих друг друга. Например, судебное разбирательство по уголовному делу состоит из подготовительной части, судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого и постановления приговора. При этом главной, центральной частью

судебного разбирательства в суде первой инстанции выступает судебное следствие, в рамках которого осуществляется непосредственное исследование доказательств – допрашиваются свидетели, подсудимые, потерпевшие, эксперты,

осматриваются вещественные доказательства, оглашается содержание различных документов, проводятся иные следственные и процессуальные действия, а также исследуются и приобщаются к делу доказательства, представленные сторонами

непосредственно в судебном заседании или истребованные судом.

Суд первой инстанции чаще всего является судом, рассматривающим дело впервые. Однако, как будет указано ниже, процессуальное законодательство

предусматривает право вышестоящих инстанций возвращать дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции. Большинство судов в судебной системе России (в т.ч числе и суды высшего звена) могут рассматривать дела в качестве суда первой инстанции в соответствии с подсудностью, установленной

процессуальным законом. Исключением являются арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), которые, как видно из их наименования, выступают только как суды

апелляционной и кассационной инстанции соответственно.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано сторонами и другими участниками процесса в порядке, установленном процессуальным

законом. Суд, рассматривающий дело по жалобе или представлению, выступает

судом второй инстанции. Акт, с помощью которого прокурор инициирует производство по пересмотру судебных решений именуется представлением. Остальные участники процесса (осужденный, оправданный, его защитник, потерпевший, его представитель, гражданский истец и гражданский ответчик и др.) подают на решения суда жалобы.

Судом второй инстанции может выступать только вышестоящий суд (подразделение суда) по отношению к суду (подразделению суда), вынесшему решение по первой инстанции.

Суд второй инстанции может рассматривать дело в двух формах - в

кассационном и в апелляционном порядке. Соответственно, суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, именуется судом кассационной инстанции, а суд, рассматривающий дело в порядке апелляционного судопроизводства - судом апелляционной инстанции.

Рассмотрение дела в кассационной и апелляционной инстанциях возможно только при обжаловании решений суда, не вступивших еще в законную силу

(исключением является кассационная инстанция в арбитражном процессе). Для вступления судебных решений в силу в процессуальном законодательстве установлены определенные сроки. Срок вступления судебного решения в

законную силу имеет двойное значение. Во-первых, он определяет момент, после которого вынесенное судом решение подлежит исполнению (кроме случаев, когда в соответствии с процессуальным законом судебное решение подлежит

немедленному исполнению сразу после его вынесения). Так, после вступления судебного решения по гражданскому делу в законную силу, суд обязан выдать взыскателю исполнительный лист. Во-вторых, этот срок определяет период, в течение которого возможно обжалование судебного решения. Итак, приговор по

уголовному делу, вынесенный судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня его провозглашения, если он не был обжалован, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня

вручения ему копии приговора (ст. 356, 390 УПК РФ). Решение суда первой инстанции по гражданскому делу вступает в законную силу также по истечении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, если оно не было обжаловано (ст. 209, 321 и 338 Гражданского процессуального кодекса РФ1). Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если оно не было обжаловано (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ2). Таким образом, обжаловать судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке можно лишь в сроки, указанные соответствующим процессуальным кодексом.

Чтобы уяснить сущность и особенности деятельности суда второй инстанции, необходимо дать краткую характеристику каждой из форм этой деятельности – апелляционному и кассационному производству, так как они имеют весьма существенные отличия как от судебного разбирательства в первой

инстанции, так и друг от друга.

Апелляционное производство - это пересмотр дела по жалобе или представлению на основе нового исследования доказательств, бывших

предметом рассмотрения суда первой инстанции, а также представленных сторонами в судебном разбирательстве или истребованных судом, т.е. с

проведением вновь судебного следствия. Практически судопроизводство в апелляционной инстанции ведется по тем же правилам, что установлены для первой инстанции с учетом некоторых особенностей. Апелляционное производство тем и отличается от кассационного, что предполагает повторное

разбирательство в полном объеме, а не только исследование письменных материалов, имеющимся в деле. Исключение имеется в уголовном процессе, где согласно ч. 2 ст. 360 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело в как в

апелляционном, так и в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. Тем не менее, если при рассмотрении уголовного дела

будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно

быть проверено и в отношении этих лиц. При этом ухудшение их положения не допустимо.

Ранее (с 1995 г.) апелляционная инстанция была предусмотрена лишь в

арбитражном процессе. Сейчас апелляционное производство введено также в гражданский и уголовный процесс. Это обусловлено, прежде всего, становлением института мировых судей и необходимостью, в связи с этим, предусмотреть в процессуальном законе возможность пересмотра решений, вынесенных ими. Решения мировых судей по гражданским и уголовным делам, не вступившие в законную силу, в настоящее время могут быть пересмотрены судьями районных судов в апелляционном порядке. Как уже было отмечено выше, в арбитражном процессе до создания апелляционных арбитражных судов решения арбитражного суда первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию того же арбитражного суда субъекта РФ, который рассматривал дело по первой инстанции. Для этого в арбитражных судах субъектов РФ созданы специальные судебные составы.

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность (а в уголовном процессе также и справедливость) судебных решений, не вступивших

в законную силу, лишь по письменным материалам дела, которые уже имелись у суда первой инстанции. Процедура производства в кассационной инстанции значительно упрощена по сравнению с рассмотрением дела по существу судом

первой инстанции. Неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они

были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Главная особенность процедуры судебного разбирательства в суде кассационной инстанции заключается в том, что по общему правилу

доказательства в кассационной инстанции непосредственно не исследуются,

свидетели не допрашиваются, новые доказательства представлены не представляются и т.п., т.е. судебное следствие не проводится. Однако здесь имеются исключения – например, в уголовном процессе суд по ходатайству сторон может провести непосредственное исследование тех или иных доказательств (п. 4, 5 ст. 377 УПК РФ). По общему правилу пределы рассмотрения судом дела в кассационном порядке ограничены требованиями, содержащимися в жалобе или представлении. Советское процессуальное законодательство содержало обратное правило, предписывающее судам кассационной инстанции проверять судебные решения в полном объеме не зависимо от желания сторон (принцип ревизионной проверки). Тем не менее действующие процессуальные кодексы содержат ряд исключений из общего правила проверки судебных решений в объеме требований, содержащихся в жалобе или представлении. Так, суд кассационной инстанции в гражданском процессе может проверить решение в полном объеме в интересах законности (ч. 2 ст. 347 ГПК РФ). В уголовном процессе, как уже было отмечено, кассационная инстанция имеет право проверки приговора в отношении лиц, жалоб непосредственно не подавших, если жалоба или представление касаются их интересов (ч. 2 ст. 360 УПК РФ). Арбитражный суд кассационной инстанции независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, проверяет, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения нижестоящего суда (ч. 2 ст. 286 АПК РФ).

В кассационной инстанции в уголовном судопроизводстве рассматриваются дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанции. В гражданском процессе в кассационной инстанции проверяются только решения судов первой инстанции, так как решения апелляционной инстанции вступают в силу немедленно после их провозглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежат. Таким образом, в уголовном судопроизводстве, в отличие от гражданского, решение мирового судьи во второй инстанции можно обжаловать дважды – сначала в апелляционной, а затем и в кассационной инстанции.

В системе судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции выступают суды областного звена в лице их судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, и Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Кассационная коллегия).

Необходимо отметить, что особенностью арбитражного судопроизводства, в отличие от гражданского и уголовного процесса, является то, что в

кассационном порядке может быть обжаловано решение арбитражного суда, вступившее в законную силу (в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции или

постановления апелляционной инстанции). Функции кассационной инстанции в арбитражном процессе выполняют федеральные арбитражные суды округов.

Помимо апелляционной и кассационной в гражданском, арбитражном и

уголовном процессе действует еще и надзорная инстанция. Этим понятием

обозначают суды или структурные подразделения соответствующих судов, которые по закону могут проверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Т.е. любое решение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, даже если оно вступило в законную силу по истечении срока на обжалование либо по нему было принято решение судом апелляционной или кассационной инстанции, возможно обжаловать в порядке надзора (кроме решений, принятых Президиумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ).

Правила судопроизводства в надзорной инстанции существенно отличаются от процедуры рассмотрения дел во второй инстанции. Рассмотрение

дел в порядке надзора является процессуальной формой реализации функции судов среднего и высшего звена по надзору за деятельностью нижестоящих судов.

Ранее, до принятия новых Уголовно-процессуального, Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ, пересмотр судебных решений в порядке надзора был возможен лишь по протестам узкого

круга должностных лиц – генерального прокурора РФ и его заместителей, председателя Верховного Суда РФ и председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также (в уголовном и гражданском процессе) прокуроров

субъектов РФ и председателей судов областного звена. Для того, что инициировать надзорное производство, участники процесса и иные лица могли обращаться с письмами, ходатайствами о принесении протеста на решения судов

указанным должностным лицам. На практике такие обращения зачастую именовались надзорными жалобами, хотя и не имели свойств соответствующего процессуального документа, так как не связывали ответ заявителю какими-либо процессуальными правилами и формой. Поэтому все производство по этим

сообщениям не носило процессуального характера до момента принесения уполномоченными на то должностными лицами протеста и рассмотрения этого протеста соответствующим судом (подразделением суда).

В судебное заседание

участники процесса, которые ходатайствовали о возбуждении надзорного производства или подали возражения на протест, вызывались, только тогда, когда суд надзорной инстанции усматривал в этом необходимость, что на практике

имело место крайне редко.

Сейчас порядок надзорного производства подвергся существенным изменениям, призванным усилить состязательные начала в этой стадии процесса.

В системе судов общей юрисдикции судами, рассматривающими надзорные жалобы и представления, являются президиумы судов областного звена, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, а также Президиум

Верховного Суда РФ. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, однако решение надзорной инстанции можно обжаловать в

вышестоящую надзорную инстанцию (например, решение Президиума областного суда – в соответствующую судебную коллегию Верховного Суда РФ).

Рассмотрим особенности производства в надзорной инстанции на примере

уголовного процесса. В соответствии с нормами главы 48 УПК РФ,

подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке надзора. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников процесса именуются надзорными жалобами. Пересмотр приговора по уголовному делу в порядке надзора какими-либо сроками не ограничен. Необходимо отметить, что ст. 405 УПК РФ закрепляет правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, т.е. не допускаются пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Надзорная жалоба или представление предварительно рассматриваются судьей суда надзорной инстанции, в который они внесены. Изучив надзорные жалобу или представление, судья может либо отказать в их удовлетворении, либо возбудить надзорное производство. В последнем случае надзорная жалоба или представление рассматриваются коллегиально судом надзорной инстанции в судебном заседании с участием прокурора, осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

В гражданском процессе правовое регулирование пересмотра судебных решений в порядке надзора в основном аналогично за исключением ряда

особенностей. Так, возможность пересмотра решения суда в порядке надзора ограничена определенным сроком. Судебные решения по гражданским делам могут быть обжалованы в порядке надзора в течение года со дня их вступления в

законную силу. Весьма спорным представляется решение законодателя предусмотреть в новом ГПК РФ норму, позволяющую Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю вносить в Президиум Верховного Суда РФ

мотивированное представление о пересмотре судебных решений в порядке надзора «в целях обеспечения единства судебной практики и законности» (ст. 389 ГПК РФ). Она, по существу, является рудиментом прежнего порядка надзорного производства и не согласуется с принципами диспозитивности и состязательности

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора только Президиумом Высшего

Арбитражного Суда РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и по представлению прокурора. Согласно п. 3 ст. 292 АПК РФ, заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано

в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня

вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности этого акта. При рассмотрении дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в заседании могут участвовать и давать свои устные объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и другие лица, участвующие в деле.

Надзорная инстанция не является последним этапом, на котором исчерпывается возможность пересмотра судебных решений. Такое ограничение сделало бы невозможным исправление многих судебных ошибок и

восстановление нарушенных вследствие этого прав и законных интересов граждан. Особенно это важно в уголовном судопроизводстве, где осужденное лицо может быть подвергнуто суровому наказанию, вплоть до пожизненного

лишения свободы. «Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о

гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Справедливость как основополагающая идея находит свое закрепление и во вводных положениях к Конституции Российской

Федерации. Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено»1. Часть 3 ст. 50 Конституции РФ гарантирует каждому осужденному право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом. Пункт 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, «если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной

В связи с этим существует такой институт как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам2. Этот порядок предусматривает основания и процедуру устранения допущенных судебных ошибок, которые не были или не могли быть выявлены ранее при рассмотрении судами дел в первой, второй или надзорной

инстанции. «По своему содержанию и предназначению возобновление дел, т.е. их новое рассмотрение, выступает в качестве механизма, дополняющего все обычные способы обеспечения правосудности приговоров. Этот вид производства, имеющий как бы резервное значение, используется, когда неприменимы или были исчерпаны другие средства процессуально-правовой защиты. Поэтому на него не распространяются некоторые существенные

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. №4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №7.

2 В УПК РФ, в отличие от других процессуальных кодексов, данный институт именуется

«возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

процессуальные условия, присущие обычному порядку судопроизводства: нет такой судебной инстанции, решения которой считались бы окончательными и не могли бы пересматриваться, не действуют ни запрет пересмотра той же самой инстанцией ее собственных решений, ни запрет повторного участия судей в рассмотрении дела»1.

Перечень оснований для пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам устанавливается процессуальным законодательством (ст. 413 УПК РФ, ст. 311 АПК РФ, ст. 392 ГПК РФ). Такими обстоятельствами являются, например, установленные приговором суда преступные действия прокурора, следователя, дознавателя, заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий, заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного судебного решения, преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении дела, признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном деле, не соответствующим Конституции РФ. Новым для отечественного судопроизводства основанием для пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам является такое основание, как установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Судебное разбирательство после отмены судебного решения по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке. Т.е. вступившее в законную

силу судебное решение суда первой, второй или надзорной инстанции пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам тем же судом, который принял это решение. В дальнейшем вновь принятое решение может быть

обжаловано в том же порядке, как и решение суда, принятое по делу ранее.

Особенностью уголовного процесса является наличие досудебного производства, основным содержанием которого выступает предварительное

расследование. Это предопределяет и специфику рассматриваемого института, который именуется в УПК РФ как «возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств». Главное отличие от

гражданского и арбитражного судопроизводства в правовом регулировании рассматриваемого института применительно к уголовному процессу заключается в том, что возобновление производства по уголовному делу включает не только деятельность суда, но и досудебное производство, которое осуществляется

прокурором. Прокурор имеет право возбуждения такого производства и проводит проверку вновь открывшихся обстоятельств или расследование новых обстоятельств. Причем, при расследовании прокурором новых обстоятельств

могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК РФ. По окончании проверки или расследования и при

наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему судебное решение, подлежащее пересмотру. Заключение прокурора рассматривается в судебном заседании по правилам рассмотрения дела в надзорной инстанции. Судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке.

При этом в отношении уголовного судопроизводства необходимо учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4- П, согласно которому положение п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР, которое ограничивало круг оснований к возобновлению уголовного дела лишь обстоятельствами, «неизвестными суду при постановлении приговора или определения», и в силу этого препятствовало в случаях исчерпания возможностей судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина, было признано не соответствующим Конституции РФ. К сожалению, в ч. 2 ст. 413 действующего УПК РФ содержится положение по сути аналогичное норме, закрепленной ранее в статье 384 УПК РСФСР, и признанной неконституционным указанным выше Постановлением Конституционного Суда РФ. Под вновь открывшимися обстоятельствами ч. 2 ст. 413 УПК РФ понимает обстоятельства, которые «существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду», а под новыми - «обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния». Исходя из смысла данного Постановления Конституционного Суда, законодатель не вправе ограничивать возможность пересмотра приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам путем определения их лишь как обстоятельств, неизвестных суду при постановлении приговора. Неправосудность вынесенных по делу решений, если она явилась результатом либо игнорирования собранных доказательств, нашедших отражение в материалах дела, либо их ошибочной оценки, либо неправильного применения закона также должна являться основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. П. 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает возможность пересмотра окончательных решений судов, если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, т.е. закрепляет более широкие возможности для исправления судебных ошибок, чем уголовно-процессуальное законодательство России. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ данная международно-правовая норма, являясь составной частью правовой системы России, имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок. Поскольку юридическую силу решения Конституционного Суда РФ невозможно преодолеть повторным принятием того же акта (ч. 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»), то, следовательно, ч. 2 ст. 413 УПК РФ

3. Понятие и виды злоупотребления правом

Суд или его подразделение, которое в установленном порядке осуществляет рассмотрение дел, является судебной инстанцией. Каждая из этих структур имеет определенные полномочия, в соответствии с которыми может быть определена их иерархия и подчиненность.

Понятие судебной инстанции

Судебные инстанции - это суды, которым отводится определенная роль в общей судебной системе государства. В рамках своей юрисдикции они могут рассматривать иски или же определять степень законности решений, вынесенных судами более низких инстанций. Стоит отметить, что Конституционный суд - это высшая судебная инстанция, а потому его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы или пересмотрены.

Стоит четко разделять понятия судебных звеньев и инстанций. Первые представляют собой систему соответствующих учреждений, которые находятся на равном положении. Вторые же имеют значительные различия в полномочиях.

Судебные инстанции РФ

В каждом государстве разработано собственное судебное законодательство. Применительно к Российской Федерации можно говорить о существовании следующих инстанций:

  • первая судебная инстанция (или суд первой инстанции) - производит первичное рассмотрение дел и выносит решения по ним;
  • вторая судебная инстанция - производит рассмотрение апелляций по решениям первой в тот период, пока они еще не вступили в свою силу;
  • кассационная - определяет законность и правомерность решений, вынесенных первой и второй инстанциями, уже вступивших в силу (не касается существенной составляющей дела и не рассматривает доказательства);
  • надзорная - обладает правом проверки законности вступивших в силу решений кассационной службы;
  • суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел.

Первая инстанция

Суду первой инстанции предоставляется право рассмотрения исков по существу. К их полномочиям относится изучение доказательств, определение виновных лиц и меры наказания, полное или частичное удовлетворение исковых требований (или полный отказ).

В судебном процессе принимают участие обе стороны конфликта. Если дело касается гражданского производства, то это истец и ответчик. В случае с уголовными преступлениями речь идет о сторонах защиты и обвинения. Процедура рассмотрения дела в суде достаточно сложная. Для начала идет подготовка, а после - следствие в соответствии с имеющимися сведениями и доказательствами. Следующим этапом можно считать судебные прения, в ходе которых каждая из сторон приводит аргументы в свою пользу. Конечным этапом является вынесение решения по делу.

Суды первой инстанции рассматривают дела впервые. Тем не менее в законодательстве предусмотрены некоторые случаи и ситуации, когда дела возвращаются на повторное рассмотрение, не передаваясь в вышестоящие службы. Решение, вынесенное первой судебной инстанцией, может быть обжаловано любой из сторон процесса.

Задачи первой судебной инстанции

Судебные инстанции первого порядка в своей деятельности осуществляют реализацию следующих задач:

  • защита прав и свобод граждан, определенных законодательными актами;
  • осуществление правосудия в установленном порядке;
  • проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на объективной, независимой и беспристрастной основе;
  • вынесение справедливых наказаний за правонарушения с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;
  • формирование в обществе атмосферы уважения к законодательным нормам.

Вторая инстанция

Суды второй инстанции также носят название апелляционных. В их полномочия входит проверка законности решений и приговоров, вынесенными нижестоящими службами. В сроки, установленные законом, пока решение суда еще не вступило в силу, любая из сторон иска может обратиться с апелляцией в том случае, если вердикт оказался неудовлетворительным или неправомерным, на их взгляд.

Особенностью апелляционных судов является то, что они фактически заново проводят расследование и изучение доказательств. По результатам заседания предыдущее решение может оказаться неизменным, может быть скорректировано, а может и вовсе быть отменено. До того времени, как решение второй судебной инстанции не вступит силу, сторонами конфликта может быть подана новая апелляционная жалоба.

Приговор первой инстанции может быть отменен при наличии ряда условий:

  • несоответствие выводов и доводов, указанных в приговоре, обстоятельствам дела, выявленным в ходе повторного рассмотрения;
  • противоречие законодательству или же нарушение судебной процедуры;
  • неправильная или искаженная трактовка статей нормативно-правовых актов;
  • несоответствие степени наказания тяжести преступления.

Стоит отметить, что апелляцию может подать не только ответчик (сторона защиты), но также и истец (сторона обвинения).

Функции апелляционных инстанций

В ходе своей деятельности апелляционные судебные инстанции выполняют три основные функции:

  • первая заключается в проверке законности и правомерности принятых решений;
  • вторая функция - это координация и контроль работы первой инстанции;
  • защита прав и свобод всех сторон судебного производства.

Кассационная инстанция

В круг полномочий кассационных судебных инстанций входит рассмотрение жалоб относительно дел, решение по которым уже вступило в действие. Может определяться законность приговоров не только первой, но также и апелляционной категории. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены следующие решения:

  • отмена приговора ввиду его неправомерности или несоответствия нормам закона (здесь речь может идти о полном прекращении дела, дополнительном расследовании или же о его повторном проведении);
  • вынесение принципиально нового приговора или решения по делу (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или же переквалификацией);
  • внесение частичных изменений в постановление суда;
  • решение суда низшей инстанции может быть оставлено без изменений.

Надзорная инстанция

К полномочиям судебной надзорной инстанции стоит отнести проведение в установленном законом порядке проверки законности и состоятельности решений, принятых теми или иными органами и уже вступивших в действие. Надзорное производство характеризуется некоторыми особенностями:

  • рассматриваются решения, которые уже вступили в свою законную силу;
  • помимо решений судов первой инстанции, могут быть также пересмотрены приговоры апелляционных и кассационных, а также нижестоящих надзорных служб;
  • в отличие от кассационных инстанций, где суд обязан рассмотреть заявление, в надзорных учреждениях решение о начале проверки остается на усмотрение судьи;
  • суд надзорной инстанции в принятии своих решений руководствуется исключительно данными собственной проверки, а не каких-либо доказательств, представленных истцом;
  • подача заявления не ограничена сроками;
  • пересмотр результатов разбирательства возможен только в исключительных случаях силами высшего суда;
  • данные судебные учреждения также уполномочены рассматривать дела, открытые в связи с вновь выяснившимися обстоятельствами.

Надзорные органы могут выступать как судебные инстанции арбитражных судов или же относиться к системе судов общей юрисдикции.

Акты судебных инстанций

Все решения, которые выносят те или иные судебные инстанции, закрепляются в соответствующих актах. Можно выделить следующие разновидности:

  • Судебное решение предусматривает установление взаимоотношений между сторонами процессов касательно материального права. В нем отражается не только законная составляющая вопроса, но также и принуждение всех участников к соблюдению норм. Судебное решение выносится объективно, беспристрастно, исключительно на основании правовых норм, действующих в государстве, а не с точки зрения морали или справедливости.
  • Судебное определение выносится по вопросам, которые непосредственно не касаются существа рассматриваемого дела, но, тем не менее, требуют отдельного изучения, расследования и производства. Данный акт может быть составлен как в устной, так и в письменной форме, но они являются полностью равноправными и обязательными к исполнению. Важным моментом является то, что судебное определение может быть обжаловано отдельно и независимо от судебного решения.

Выводы

Судебная система представляет собой определенную структуру, в основе которой лежат судебные инстанции. Каждая из них имеет определенные полномочия. Так, говоря о первой, стоит отметить, что она занимается первичным рассмотрением того или иного дела. На данные учреждения возлагается ответственность за изучение доказательств, на основании которых выносится решение. Оно может быть обжаловано в апелляционных или кассационных инстанциях.

Последние выступают вторыми в судебной иерархии. Первая занимается обжалованием решений, которые еще не вступили в силу. По сути, проводится новое рассмотрение дела и судебное следствие. Кассационные инстанции занимаются делами, решения по которым уже вступили в действие. Данные органы не касаются сути дела, а лишь изучают вынесенный акт с точки зрения правомерности и соответствия закону.

Надзорные инстанции уполномочены проверять деятельность любых нижестоящих судебных органов. Их особенность состоит в том, что они проводят собственную ревизию деятельности судей, не касаясь при этом сути дела. Подача заявления еще не является основанием для осуществления разбирательства. Судья самостоятельно определяет целесообразность проведения расследования.

Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.

Судебные полномочия - компетенция суда.

Процессуальные функции - определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т.п.).

С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

Система судов общей включает следующие звенья:

· первое (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района, → рассматривают судебные дела только по существу;

· второе (основное) – районные, городские (в городах без районного деления)→ рассматривают определенные дела по существу и в апелляционном порядке;

· третье звено (среднее) – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов → рассматривают дела и по существу и проверяют законность и обоснованность судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

· Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами является Верховный Суд РФ, который → осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды включают первое (основное) звено – гарнизонные военные суды и второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды. Вышестоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ст. 10 Закона о военных судах).


Арбитражные суды Российской Федерации включают :

· первое (низшее, основное) звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривает подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;

В районах арбитражные суды не образуются.

· второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ → проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу;

Наименование этих судов дано в указанном законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). По состоянию на 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд.

· третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ → проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

· Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов является Судебная коллегий по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Она рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы Российской Федерации подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции; суд надзорной инстанции.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражданского, уголовного дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Суд первой инстанции - суд, который рассматривает дело по существу и выносит по нему первичное решение. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В качестве суда первой инстанции выступают все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, гарнизонные военный суды, окружные (флотские) военные суды, Судебные коллегии Верховного Суда РФ), в пределах своих полномочий (подсудности).

В системе арбитражных судов в качестве судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов РФ, Суд по интеллектуальным правам и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Суд второй инстанции – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, апелляционная коллегия), которые по апелляционной жалобе участников судебного разбирательства или представлению прокурора, проверяет законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции не вступивших в законную силу.

Апелляционное рассмотрение дела - пересмотр вышестоящим судом (апелляционной инстанцией) решения нижестоящего суда, с участие сторон, с новым исследованием ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств с вынесением, в том числе, и нового судебного решения.

Судами апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции являются:

районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ → рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями Верховного Суда РФ,

В системе арбитражных судов апелляционной инстанции являются арбитражные апелляционные суды. Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу, отнесенных к юрисдикции данного апелляционного арбитражного суда.

В кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность судебного постановления нижестоящего суда, вступившего в законную силу.

Судами кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции являются:

президиум верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, которые → рассматривают дела по кассационным жалобам, представлениям на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей;

президиум окружного (флотского) военного суда→ рассматривает кассационные жалобы, представления на апелляционные решения окружных (флотских) военных судов и на вступившие в законную силу судебные постановления гарнизонных военных судов;

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ → проверяют законность и обоснованность судебных постановлений, вынесших президиумами верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов; на апелляционные постановления верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу судебные постановления районных судов, гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа окружного (флотского) военного суда.

К кассационной инстанции в системе арбитражных судов относятся: а) арбитражные суды округов проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов, вступивших в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов; б) Суд по интеллектуальным правам → проверят в качестве кассационной инстанции, рассмотренные им дела по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Надзорная инстанция – суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями

В качестве суда надзорной инстанции для судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» выступает только Президиум Верховного Суда РФ.

Виды решений, которые могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ, определены в ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ.

Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Например, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст.21 Закона о судебной системе РФ).

Суды, рассматривающие дело в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решение по делу

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2914 г. «О Верховном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх