Что такое уважение человеческого достоинства. Уважение человеческого достоинства. Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам" (ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Кожен має право на повагу до його гідності.

Ніхто не може бути підданий катуванню, жорстокому, нелюдському або такому, що принижує його гадність, поводженню чи покаранню.

Жодна людина без її вільної згоди не може бути піддана медичним, науковим чи іншим дослідам" (ст.28 Конституції України).

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию Украины свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Отсутствие уважение к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявление его творческих и интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие прав человека отображает тот факт, что за каждым лицом определяется некоторый комплекс природных, неотъемлемых прав и свобод, которые обусловливаются самим фактом существования человека и должны рассматриваться как гарантии ее достоинства.

Идея природного права, общего для всего человечества, так само как и существование того, что называется "правами человека", признано достаточно давно, как и то, что человек не может быть свободным в обществе, которое само не является свободным.

Самоопределение народа, являющееся предпосылкой его свободы, само по себе недостаточно для того, чтоб права и свободы человека стали реальностью. Крайне важной основой возможности их реализации является формирование гражданского общества и построение правового государства, которое обеспечит использование прав и свобод человека в законодательно установленных, достаточно гибких границах, обусловленные как природой самого права, так и общественными обстоятельствами. Речь идет о личных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые являются социальными по своей сути.

Поэтому в Конституции Украины закреплены крайне важные положения: главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека и установление такого правового порядка, по которому никто не может быть принужден делать то, что прямо не предусмотрено законом. Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составными которой являются личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Система этих конституционных норм определяет правовой статус человека и гражданина в Украине.

Комплекс прав и свобод человека в целом отвечает положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. В некоторой мере этот комплекс согласуется и с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколами №2, 3, 8 и 11 к этой Конвенции, подписанными от имени Украины. Это дает основания для вывода, что в Украине перестраивается вся правовая система: права и свободы человека определены неотъемлемыми основами нового конституционного строя. Более того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст.3 Конституции Украины), а возможность ограничения конституционных прав и свобод обусловлена как по объему, так и по времени только случаями военного либо чрезвычайного положения (ст.64 Конституции Украины).

Права и свободы человека, на которые государство не может посягать, обеспечивают каждому лицу возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни. Государство не только не должно вмешиваться в использование человеком этих прав и свобод, но и обязана обеспечивать их реализацию и защиту. Более того, Конституция Украины определяет право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в том числе от посягательств представителей власти либо должностных лиц.

Важной является статья 22 Конституции Украины, по которой права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими. Исходя из части 3 статьи 22 Конституции Украины при принятии новых либо внесении изменений в действующее законодательство могут быть предоставлены новые права.

Следует акцентировать внимание еще на одном, на мой взгляд важном, вопросе: об разграничении в Конституции Украины терминов "человек" и "гражданин". Большинство статей Конституции, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, начинаются так: "Кожен має право.".

Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общепризнанным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма утверждается ст.26 Конституции Украины, по которой иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права, свободы и обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины.

Одновременно Украина, как и любое другое государство, защищая свой суверенитет и независимость и ставя своей целью обеспечения достойных условий жизни, закрепляет некоторые права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только свои гражданам. Так, участие в управлении государственными делами, свобода объединения в политические партии и общественные организации, право на проведение митингов и сборов, шествий и демонстраций принадлежит исключительно гражданам Украины. Также только для граждан Украины государство создает условия для осуществления права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; гарантирует право на социальную защиту; право на бесплатное высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и др. Исходя из решающего значения для будущего Украины основной ценности украинского народа - его земли, Конституция предоставляет право собственности на землю только гражданам Украины.

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, - это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек, как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей Декларации прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. В этой связи социальная работа, представляющая собою деятельность по социальной поддержке граждан, в этическом смысле может оцениваться как деятельность, утверждающая человеческое достоинство граждан, находящихся в затруднительном положении .

Уважение достоинства каждого человека является исходной ценностной установкой этики социальной работы. Понимание сущности этого принципа связано с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств. Социальный работник в профессиональной деятельности вступает во взаимоотношения с клиентами, коллегами, руководителем, экспертами и др. Залог успешности профессиональных отношений состоит в том, чтобы социальный работник «строил» отношения с другими людьми на основе уважения.

Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том случае, если социальный работник испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство .

Социальный работник в отношениях с клиентами не должен участвовать в тех действиях, которые унижают их человеческое достоинство (в частности, формами благотворительной помощи, разглашением тайн клиентов, оскорбительным отношением к их целям и т.д.).

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частности, это касается тех клиентов, которые своими действиями, опытом своей жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако социальный работник не должен выступать в роли судьи для такой категории клиентов. Более «продуктивным» с точки зрения морали будет желание социального работника видеть в клиенте человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т.п.

По отношению к коллегам социальный работник должен признавать их профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т.д. Сотрудничество с коллегами возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства коллег тесно увязано с позицией социального работника о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Как видим, рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости .

Представляется, что признание достоинства других людей в социальной работе не отделимо от оценки социальным работником своей профессиональной значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «профессиональная гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о профессиональной и прочих разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости социального работника, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как социальный работник, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль в профессиональной деятельности, оно сохраняет у социального работника ощущение своей значимости. Однако социальному работнику необходимо адекватно оценивать собственную значимость, с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т.п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека, если оно проявляется в профессиональных отношениях, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других коллег.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны в профессиональной деятельности уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в профессии социального работника, необходимо :

Утверждать собственное достоинство по результатам своей работы, в самооценке профессиональной значимости учитывать мнение других людей (клиентов, коллег, руководителя службы);

Способствовать развитию чувства самоуважения у коллег в тех случаях, когда у них «налицо» неуверенность в собственной значимости (речь не идёт о случаях неквалифицированной практики);

Поддерживать чувство собственного достоинства коллег, одобряя их успешные методы и т.п.;

Какова роль самоуважения в жизни клиента социального работника, который нуждается в социальной помощи, защите? Ответить на этот вопрос - значит определить те направления деятельности социального работника, которые способствуют укреплению достоинства клиентов.

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, стремится помочь клиенту обрести самоуважение . Жить с самоуважением - значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой за свои чувства и мысли.

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

1. в Уважение человеческого достоинства - это правовое положение, согласно которому должностные лица государственных органов, осуществляющих уголовное производство, обязаны относиться с уважением к каждой личности, которая привлекается к производству.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства, поскольку оно является морально-этической категорией и одновременно личным неимущественным правом, которому закон придает значение самостоятельного объекта судебной защиты.

В судебной практике под достоинством понимают признание ценности каждого физического лица как уникальной біопсихосоціальної ценности (п. 4 ППВС от 27 февраля 2009 года № 1 "О судебной практике по делам о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица").

2. Консптгушя1, что признает достоинство одной из высших социальных ценностей в Украине (ст. 3), декларирует, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах (ст. 21), и что каждый имеет право на уважение его достоинства (ст. 28); международные правовые акты, ратифицированные Украиной, в частности: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 5); МПГПП от 16 декабря 1966 года (ст. 7 и ст. 10); ЕКПЧ (ст. 3); Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; УПК (ст. 11).

Право на уважение к достоинству закреплено и в ГК. В частности, достоинство признано личным неимущественным благом (ст. 201) и задекларировано право на уважение и неприкосновенность "достоинства и чести" физических лиц (ст. 297).

3. Положения, раскрывающие содержание этой основы в уголовном производстве:

o во время уголовного производства должна быть обеспечена уважение человеческого достоинства, прав и свобод каждой личности. Следователь, прокурор, следственный судья, судья, другие должностные лица правоохранительных и судебных органов обязаны вести себя с участниками уголовного производства таким образом, чтобы не унижать их достоинство. В уголовном процессуальном законе на обязанность обеспечивать право на достоинство личности во время следственных (розыскных) действий прямо указано только в нормах, регламентирующих следственный эксперимент (ч. 4 ст. 240 УПК) и освидетельствование (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако это не означает, что во время других процессуальных действий указано право лица можно игнорировать. Поскольку уважение человеческого достоинства закреплена в уголовном процессуальном законе (ст. 11 УПК) как принцип уголовного производства, она подлежит применению при проведении всех процессуальных действий и принятия всех процессуальных решений;

o запрещается во время уголовного производства подвергать человека пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию, прибегать к угрозам применения такого поведения, удерживать человека в унизительных условиях, принуждать к действиям, которые унижают его достоинство.

"Пытки" означает любое действие, которым лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или с их молчаливого согласия (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания).

Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания" должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по мере возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного человека в условиях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные принизить или оскорбить их, сломать их физическое или моральное сопротивление (Примечание к Своду принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или аресту в любой форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года).

Актами жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения является лишение сна, питания и воды, много часовое стояние у стены, одевание капюшона, содержание в помещении с постоянным и громким звуком или в подвале, где человек рискует подвергнуться опасности нападения крыс, развод матери с младенцем, помещение здорового человека в психически больных и т.п.

Такими, которые унижают достоинство человека, являются такие действия, как принуждение есть несъедобные вещества, выставление обнаженного человека на обозрение других людей, принуждение одеваться так, чтобы это вызвало насмешки, и т.д.

Определение уголовно наказуемого пытки дано в ст. 127 УК.

Уголовное процессуальное законодательство содержит существенные гарантии соблюдения права человека не быть подвергнутой пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению. Так, Конституция устанавливает, что обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем (ст. 62). В УПК это положение конкретизировано в ч. 2 ст. 87, согласно которой доказательства, полученные в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения, через существенное нарушение прав человека и основополагающих свобод, являются недопустимыми. Статьей 373 УК установлена уголовная ответственность для работников органов досудебного расследования за такие незаконные действия;

o запрещается добиваться показаний подозреваемого и других лиц, которые принимают участие в уголовном производстве, путем других незаконных мер; шантажа, обещаний предоставить льготы, подкупа и т.п.;

o каждый имеет право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные во время осуществления уголовного производства. Выбор способа защиты своего достоинства, прав, свобод и интересов, нарушенных во время осуществления уголовного производства, принадлежит участнику производства, который считает нужным их защитить. Участники уголовного судопроизводства вправе использовать уголовные процессуальные средства защиты ценностей, в частности: обжалование; заявления ходатайств и отводов и т.п.;

o обязанность следственного судьи во время любого судебного заседания зафиксировать заявление лица о применении к ней насилия и принять меры к организации ее проверки (ч. 6 ст. 206 УПК);

o во время подготовки и проведения мероприятий по контролю за совершением преступления запрещается влиять на поведение лица насилием, угрозами, шантажом (ч. 3 ст. 271 УПК);

o нарушение запрета подвергать человека пыткам и другом незаконном обращению (ч. 2 ст. 11 УПК) может влечь уголовную ответственность. Это может иметь место в случаях, когда в действиях следователя, прокурора как должностных лиц есть состав уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 365 "Превышение власти или служебных полномочий" УК. Превышение служебных полномочий следователя, прокурора заключается в совершении действий (истязание и т.п.), которые никто не имеет права выполнять или разрешать (п.п. "г" абз. 2 п. 5 ППВС от 26 декабря 2003 года № 15 "О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий").

Согласно п. 3 примечания к ст. 364 УК жаль, если он заключается в причинении материальных убытков, признается существенным при условии, что она в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, то вопрос о ее существенность решается с учетом конкретных обстоятельств уголовного производства. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией или другими законами прав и свобод человека и гражданина. Например, задача существенного вреда здоровью, чести человека, подрыв авторитета и престижа органов досудебного расследования, прокуратуры и суда;

o во время производства следственных (розыскных) действий запрещается осуществление действий, опасных для жизни и здоровья их участников. Этот запрет сформулирован законодателем в УПК только по 2 следственных действий: 1) следственного эксперимента - в отношении жизни и здоровья (ч. 4 ст. 240 УПК); 2) освидетельствование - по здоровью (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако, исходя из конституционной нормы о том, что жизнь и здоровье человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, запрет на осуществление действий, которые являются опасными для жизни и здоровья, распространяется на все следственные (розыскные) действия. Проводя следственную (розыскной) действие, следователь, прокурор должны принять меры к обеспечению безопасности причинения вреда жизни или здоровью его участников;

o освидетельствования, сопровождающегося обнажением освидетельствованной лица, осуществляется лицами того же пола, с участием понятых того же пола, за исключением его проведения врачом и с согласия лица, освідується. Следователь, прокурор не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажать лицо, подлежит освидетельствование (ч. 2 ст. 241 УПК);

o в случае необходимости предотвратить разглашение обстоятельств, которые унижают достоинство лица, следователь судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании на протяжении всего судебного разбирательства или его отдельной части (ч. 2 ст. 27 УПК);

o получение доказательств в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения является существенным нарушением прав человека и основополагающих свобод и влечет признания судом доказательств недопустимыми (п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК).

4. Исключения из основы:

o термином "пытки" не охватываются боль или страдание, возникшие вследствие только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания);

o право человека без его свободного согласия не быть подвергнутой опытам (ч. 3 ст. 28 Конституции), что является одной из составляющих принципах уважения человеческого достоинства, в уголовном производстве может быть ограничено во время проведения следственного эксперимента путем воспроизведения действий, обстановки, обстоятельств определенного события, проведение необходимых опытов или испытаний (ч. 1 ст. 240 УПК).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх