Мероприятия по улучшению условий труда полировщика. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда: порядок проведения и финансирования. Основные этапы планирования

В статье рассмотрен Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, которые должны быть ежегодно реализованы работодателем, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н.

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение , в том числе разработанных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценку уровней профессиональных рисков. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утверждается в соответствии со ст. 226 ТК РФ. Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. В 2012 г. были внесены изменения в действовавший ранее перечень . Рассмотрим новую редакцию данного обязательного к применению нормативно-правового акта. На рисунке 1 представлены наиболее значимые и часто проводимые предприятиями мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Наиболее значимые мероприятия Перечня по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков :

Аттестация рабочих мест по условиям труда, оценка уровней профессиональных рисков
- Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
- Обучение, инструктаж, проверка знаний по охране труда работников
- Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)
- Устройство новых, модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах
- Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства и т.д.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые мероприятия, а также определим остальные мероприятия, входящие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска и т.д.
При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.
2. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н).
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников. Порядок утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
4. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
6. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
7. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
Далее перечислим остальные мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обозначенные в Типовом перечне.
8. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
9. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
10. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
11. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
12. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
13. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
14. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
15. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
16. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
17. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
18. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
19. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.
20. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
21. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
22. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
23. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
24. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
25. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
Проводить все мероприятия из данного Перечня предприятиям не обязательно. Возможным и оптимальным вариантом является выбор одного или нескольких мероприятий, наиболее значимых, по мнению руководства, и их оформление соответствующим приказом на весь год.

Трудовой кодекс обязывает работодателей проводить мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда своего персонала, и планировать работу по их улучшению. Ежегодно они должны выделять на это не меньше 0,2% всех производственных затрат.

Решение о том, какие необходимо провести мероприятия, принимает сам работодатель, поскольку никто не знает лучше него специфику своего предприятия и потребностей в корректировке охраны труда его сотрудников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За отсутствие в организации Плана мероприятий по охране труда персонала работодатель может быть привлечен к административной ответственности и получить санкции в виде денежного штрафа или приостановления деятельности.

В 2019 году курс на модернизацию российского законодательства в сфере охраны труда продолжается.

Центральные моменты

Основная структура

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Кем регулируется перечень

На предприятии создается специальная служба охраны труда для обеспечения безопасных условий трудового процесса и их улучшения по мере необходимости. За построение системы охраны труда назначаются ответственные лица.

Формирование группы лиц, которые будут отвечать за непосредственную разработку плана мероприятий по улучшению условий труда, производится на основании приказа.

Соблюдение Плана мероприятий контролируется государственными органами, вышестоящими органами профсоюзов, сторонами коллективного договора и службой охраны труда предприятия.

Что обычно входит в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Допускается оформление плана, как раздела коллективного соглашения или договора. В нем отражается расчет срок реализации по каждому мероприятию, а также должности и ФИО ответственных за их проведение специалистов. Сотрудники ДОУ оформляют План надлежащим образом, затем он подписывается руководителем предприятия и утверждается его приказом.

Технические меры контроля

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

Самые продуктивные примеры

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

Принципы разработки

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Детали финансирования

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.
<*> Skachkova G.S. Actions on improvement of labor conditions and works safety: the order of performance and financing.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.

Ключевые слова: мероприятия по улучшению условий и охраны труда, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), работодатель, работник.

The article describes different (budgetary and non-budgetary) sources of financing of actions on improvement of labor conditions and works safety. It is highlighted that the employer shall specify the exact list of these actions. The employee shall not carry out expenses in this regard.

Key words: actions on improvement of labor conditions and works safety, (budgetary and non-budgetary) sources of financing, employer, employee.

Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <1>. В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

<1> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р <2>, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних.

<2> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 771.

В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. N 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. <3>.

<3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. N 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 4.

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда <5>.

<5> Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ. См., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. N 6-Р "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. N 367-р <6>.

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1655.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий.

Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы" <7>, включает в себя:

<7> СПС "КонсультантПлюс".

  1. совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России <8>).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.

В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения <9>.

<9> См.: Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы (Типовая программа Минздравсоцразвития России от 19.12.2011). URL: http://www.minzdravsoc.ru.

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. <10>.

<10> См., например: Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. N 1643/52 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах" // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. N 4 (ч. 2).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда <11>.

<11> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 24.06.2011.

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда <12>.

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков" <13>.

<13> Российская газета. 28.03.2012.

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  1. проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  5. внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.

Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия.

Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" <14> (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507).

<14> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095.

В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. N 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 - Государственной инспекции труда.

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 <15>.

<15> Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 36.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.

Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

а) от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <16>;

<16> Российская газета. 19.01.2011.

б) от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <17>.

<17> Российская газета. 09.02.2011.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <18>.

<18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ <19>.

<19> См.: письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда" // СПС "КонсультантПлюс".

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда <20>. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

<20> Работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" (Закон. 1995. N 10) и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. N 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно положениям ст. 226 ТК в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <21> увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

<21> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" <22>.

<22> Российская газета. 13.04.2012.

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." <23>.

<23> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7050.

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1082 "О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков" <24>. Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <25>.

<24> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 127.
<25> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2012 г. N 133н "Об утверждении форм отчетности по результатам финансового обеспечения в 2012 году мероприятий по аттестации и организации аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, порядка и сроков их предоставления" // БНА РФ. 2012. N 27.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители организаций, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.

При составлении планов работы по охране труда следует иметь в виду, что многие мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований безопасности и гигиены труда, не требуют существенных финансовых или материальных затрат. Они включаются в планы в обязательном порядке, как и мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда большому числу работников.

Улучшение организации обучения по охране труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важными элементами системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве.

Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда работников проводятся в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», ГОСТ 12.0.004 «ССБТ».

На постоянных рабочих местах в помещениях необходимо принимать расчетную температуру воздуха 22и относительную влажность не более 60% в течение всего года.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха производственных и вспомогательных помещений регламентируются одноименным CТБ 4.02.01- 03, ГОСТ 12.4.021, ГОСТ 12.2.137.

Рациональное освещение рабочих мест является одним из элементов благоприятных условий труда. Неправиль­ное и недостаточное освещение может приводить к возник­новению опасных и вредных производственных факторов на производстве. Наиболее комфортные условия труда обеспечиваются только естественным солнечным светом.

Для создания оптимальных условий зрительной рабо­ты расчетные характеристики системы освещения долж­ны быть увязаны с цветовым окружением.

Благоустройства и озеленение территории. Рекомендуется по возможности промышленные предприятия располагать продольной осью параллельно или под углом 45к направлению господствующих ветров.

Территория предприятия должна отвечать требовани­ям СанПиН 10-5-2002 «Санитарно-защитные зоны и сани­тарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 9-94-98 «Санитарные правила и нормы содержания и эксплуатации производственных пред­приятий», Межотраслевым общим правилам по охране труда.

В соответствии с этими документами территорию пред­приятий следует максимально озеленить и содержать в чис­тоте. Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены и освещены. Хранение сыпучих и порошковых материалов необходимо осуществлять в закрытых складах. При отсутствии такой возможности санитарные разрывы от открытых складов пылящих материалов до производственных зданий необхо­димо принимать не менее 20 м, до зданий бытовых помеще­ний – 25 м, до прочих вспомогательных зданий – 50 м. Эти разрывы нужно озеленить и регулярно очищать.

Улучшению санитарно-бытовых условий труда работающих (оборудование душевых, комнат отдыха и приема пищи, гардеробных, комнат личной гигиены женщин, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты). В соответствии с действующим законодательством и CНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», на каждом предприятии должен быть комплекс общих бытовых помещений.

Санитарно-бытовые помещения следует размещать в отдельно стоящем здании, в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных факторов.

Между отдельно стоящими бытовыми зданиями с помещениями для обслуживания работающих и отапливаемыми производственными зданиями следует предусматривать отапливаемые переходы.

Федеральная комиссия по труду и иные государственные структуры нередко проводят проверки на предприятиях различных отраслей хозяйствования для того чтобы выявить факты нарушения прав и законных интересов работников. Для того чтобы предупредить такие ситуации работодателей обязуют к составлению планов по улучшению и оздоровлению условий труда (ПУОУТ).

План составляется по итогам аттестации рабочих мест самим работодателем или с привлечением специалистов извне. При этом он должен учитывать требования законодательства по труду и специфику работы конкретного предприятия.

Какие аспекты должны быть отражены в плане по улучшению условий трудовой деятельности?

  • Во-первых, конкретные мероприятия, которые делают процесс выполнения функциональных обязанностей работников более технологичным, удобным, безопасным;
  • Во-вторых, подразделения, которых коснутся такого рода усовершенствования рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственных лиц, которые будут курировать процесс реализации запланированных мероприятий на практике;
  • И, наконец, источники финансирования запланированных мероприятий.

Составленный ПУОУТ подписывается руководство предприятия, после чего с ним знакомят наемных работников и приступают к его реализации.

План по улучшению условия труда может затрагивать совершенствование технологических процессов, улучшения условий для выполнения работы и отдыха персонала, обстановки на всем предприятии в целом – все зависит от специфики функционирования конкретного субъекта бизнеса.

Как происходит разработка плана?

Начало составления плана по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии лежит в отделе кадров организации, поскольку именно он организует процесс аттестации рабочих мест. По итогам аттестационных мероприятий выявляются недостатки функционирования предприятия с позиции законодательных норм, передового опыта и др. На основании этих сведений и начинается составление плана.

Стоит отметить, что нередко нормативы по совершенствованию условий трудовой деятельности предлагают региональные власти или Федеральная комиссия по труду. Составленный в организации ПУОУТ должен в полной мере им соответствовать.

В общем виде порядок составления плана по оздоровлению рабочей обстановки на предприятии можно представить в следующем виде:

  1. Формирование перечня недочетов в работе компании по итогам аттестационных мероприятий;
  2. Составление плана по улучшению и оздоровлению условий труда в соответствии с государственными нормативами (п. 2 Приказ Минсоцтруда РФ №342, 2011);
  3. Утверждение документа руководством;
  4. Обнародование его наемному персоналу;
  5. Реализация запланированных мероприятий и контроль результатов.

Стоит обратить внимание на то, что существует три вида ПУОУТ, которые обычно исходят один из другого.

  1. Перспективный план. Его формированию предшествуют мероприятия по оценке условий труда на предприятии и аттестация. В него попадают комплексные долгосрочные процессы, которые охватывают всю организацию или большую ее часть. Как правило, срок действия перспективного плана соответствует сроку действия коллективного договора;
  2. Годовой план. Он формируется за несколько недель до начала нового рабочего года и становится приложением коллективного трудового договора. Его задача – детализировать мероприятия перспективного плана.
  3. Оперативный план. Он затрагивает одно конкретное мероприятие или определенное подразделение организации. В него включен конкретный перечень действий и предполагаемых результатов их реализации.

Какие мероприятия по охране труда может включать план?

В теории кадрового менеджмента все мероприятия по охране труда принято делить на два вида:

  • Во-первых, обязательные мероприятия, которые проводятся в силу существующих предписаний государственных органов и нормативных актов;
  • Во-вторых, добровольные мероприятия, которые инициируются самим работодателем без какого-либо давления извне.

Какие именно мероприятия по охране труда можно включить в ПУОУТ? Поскольку этот вопрос беспокоит многих руководителей и кадровых работников, то стоит привести некоторые примеры:

  1. Улучшение технологических процессов в вопросе сокращения вредного воздействия на наемных работников и повышения их безопасности;
  2. Внедрение различных систем сигнализации, контроля излучения, состояния воздуха и т.п.;
  3. Сокращение доли вредных выхлопов в воздухе, числа механических колебаний, частоты вибрации, объема разного рода излучения в рамках рабочих мест;
  4. Создание и использование новых вариантов коллективной защиты сотрудников отдельных «вредных» участков, а также совершенствование существующих систем подобного типа;
  5. Изменение расположение производственного оборудования, реорганизация рабочих мест для повышения комфорта и безопасности персонала;
  6. Нанесение сигнальных маркеров, предупреждающих надписей, значков безопасности на потенциально опасное оборудование;
  7. Обеспечение работников специальной обувью, одеждой, средствами гигиены, индивидуальными приспособлениями для защиты (респираторы, маски, противогазы и т.п.) в случае, если осуществляемая ими деятельность может нанести вред их здоровью;
  8. Организация на предприятии мест отдыха, психологического и физического восстановления, обогрева, высыхания, охлаждения – в зависимости от специфики рабочего процесса;
  9. Контроль за проведением на уровне структурных подразделений своевременного инструктажа и обучения по вопросам техники безопасности;
  10. Издание инструкций по охране труда в целом по предприятию и в рамках отдельных его подразделений;
  11. Установка специальных систем сигнализации, способных оповестить о возникновении аварийной обстановки на тех или иных участках, о перебоях в работе оборудования, о прекращении подачи электричества и др.;
  12. Монтаж ограждений рядом с движущимися механизмами, разлетающимися предметами и т.п., а также защитных установок для предупреждения распространения пара, воды, газа, расплавленных составов, химикатов;
  13. Разработка безопасной системы перемещения и хранение горючих, агрессивных и ядовитых веществ;
  14. Обеспечение своевременного удаления вредных отходов из рабочих помещений очистки воздуха;
  15. Регулярная проверка функционирования вентиляции, осветительной аппаратуры, окон, дверей;
  16. Модернизация и замена производственного оборудования, отопительных и вентиляционных приборов, световых и очистительных установок;
  17. Обеспечение благоприятного режима искусственного и естественного освещения в рабочих и подсобных помещениях (в соответствии с установленными нормативами);
  18. Контроль за подачей на предприятие питьевой воды для работников;
  19. Проведение регулярных медицинских осмотром персонала (раз в год, полгода, квартал – в зависимости от вредности условий труда).

Образец плана по улучшению условий труда – что он включает?

Российским трудовым законодательством не предусмотрена точная форма ПУОУТ. Однако существует ряд требований к этому внутреннему документу, в том числе:

  1. Утверждение руководителем организации;
  2. Удостоверение подписями членов комиссии, проводившей аттестационные мероприятия;
  3. Указание реквизитов организации (этот аспект имеет важность, поскольку нередко план отправляют на проверку в Федеральную комиссию по труду).

Какие моменты отражают в плане по улучшению и оздоровлению условий труда?

  • Во-первых, производственные участки, которых коснуться мероприятия;
  • Во-вторых, конкретные действия по улучшению рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственные лица и исполнители;
  • В-четвертых, источники и объем финансирования мероприятий.

План подписывает председатель аттестационной комиссии после его детального согласования с представителем профсоюзного комитета. Только после этого его имеет право утвердить руководитель предприятия. На последнего возлагается централизованный контроль за выполнением мероприятий плана.

План по улучшению и оздоровлению условий труда – это способ предупреждения нарушения прав и законных интересов работников, обеспечения их безопасности и формирования комфортных условий выполнения трудовых обязанностей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх