Охрана труда управление рисками на предприятии. Оценка профессиональных рисков. Приложение А(справочное). Показатели рисков

Важным элементом системы управления охраной труда на предприятии или в организации является управление рисками.
При отсутствии или недостатке статистических данных о рисках в организации и, в частности, на рабочем месте, при решении задачи управления рисками следует:
1. Выявить (идентифицировать) опасности.
2. Определить возможные проявления опасности и выбрать показатель ущерба.
3. Определить возможные последствия проявления опасности – возникновение того или иного ущерба здоровью и жизни работника.
4. Определить вероятность (частоту) наступления ущерба.
5. Количественно или качественно оценить (рассчитать) риск.
Рассмотрим подробнее названные пункты.

1. Выявление (идентификация) опасностей

Источники информации для выявления опасностей являются:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
- результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты аттестации рабочих мест;
- результаты санитарно-эпидемиологической оценки выпускаемой продукции;
- результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и т.д.);
- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и т.д.;
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
Здесь под результатами понимаются протоколы, акты, справки и др. локальные документы.
Для облегчения процесса выявления опасностей их можно разделить на группы, связанные с источником их возникновения.

1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работника.
1.1. Наличие движущихся физических объектов (средств и предметов труда), процессов и явлений (ударной волны, разлёта брызг, осколков и т.д.), имеющих опасную конструкцию и (или) форму и энергию, выше безопасного уровня.
1.2. Наличие неустойчивых (нестабильных) физических объектов (горных пластов, пород, средств и предметов труда и т.д.), имеющих достаточную потенциальную энергию и приходящих в движение под действием природных факторов.
1.3. Наличие средств производства и предметы труда, имеющих недостаточную, по различным причинам, механическую прочность.
1.4. Наличие орудий труда, имеющих опасную форму - острые кромки, колющие части, заусенцы, шероховатости и т.д.
1.5. Наличие скоростных потоков (струй) газовых, жидкостных, абразивных смесей и т.д.
1.6. Наличие высоко- и низкотемпературных потоков (струй) и емкостей газовых, жидкостных и т.д.
1.7. Наличие емкостей под давлением с вредными, опасными, агрессивными и др. веществами.
1.8. Наличие электрических цепей с опасным напряжением; взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ и т.д.
1.9. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов на отдельном рабочем месте.
1.10. Нарушение нормативных требований к рабочему месту.
1.11. Работы на высоте.
1.12. Работы в учебных, исправительных и др. учреждениях, где возможно проявление насилия, агрессии и т.п.
1.13. Работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение.
1.14. Работы в газоспасательной службе, добровольных газоспасательных дружинах, военизированных частях и отрядах по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированных горных, горноспасательных службах, пожарной охране.
1.15. Работы в аварийно-спасательных службах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие.

2. Опасности, связанные с производственной деятельностью организации.
2.1. Наличие (деятельность) поставщиков, подрядчиков, посетителей и т.п.
2.2. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов, связанные с особенностями производства и применяемых технологий.
2.4. Возможность разрушения (возгорания, затопления, взрыва и т.п.) конструкций зданий, сооружений, кораблей или судов, морских буровых установок, оборудования и т.д.
2.3. Наличие скользких полов, лестниц и т.д.
2.4. Движение транспорта в цехе, на территории организации и другие.

3. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работника и производственной деятельностью организации.
3.1. Тяжелые физико-географические и климатические условия: полярные, высокогорные, пустынные, необжитые районы и т.д.
3.2. Размещение вблизи техногенных источников опасности - плотин, АЭС, магистральных трубопроводов и т.д.
3.3. Размещение в пространстве (в космосе, над землёй, на воде, под водой и т.д.).

4. Опасности, связанные с работником, выполняющим данную работу.
4.1. Недостаточные образование, профессиональная подготовка, квалификация, стаж, опыт и т.д.
4.2. Недостаточный уровень внимания, самодисциплины, неадекватность поведения: игнорирование требований нормативных правовых, технических и локальных актов, касающихся охраны труда, в т.ч. требований пожарной, электрической, химической, биологической, радиационной, термической и др. безопасностей,
4.3. Несоответствующие антропометрические характеристики (рост, вес), состояние здоровья (телесного, духовного, социального), пол работника, возраст, образ жизни. Наличие вредных привычек и т.д.
При прочих равных условиях более вероятно причинение ущерба здоровью несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, работников с ограниченными возможностями.
На основе анализа источников информации формируется исходная база возможных опасностей. После её корректировки на рабочем месте в конкретной организации составляется реестр идентифицированных опасностей. Реестр поддерживается в актуальном состоянии.

2. Определение возможных проявлений опасности и выбор показателей ущерба

Вредные и (или) опасные производственные факторы, регламентируемые нормативными техническими актами, проявляются в том или ином уровне (шума, ультразвука, электромагнитного поля и т.д.), в той или иной концентрации (пыли, аэрозолей и т.д.), дозе излучения и т.д.
Конкретные значения фактора определяются путём его измерения по официально принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить косвенные показатели ущерба здоровью – классы условий труда.
Другие опасности - ситуации, операции, действия и т.д., проявляются в виде событий, являющихся причинами возникновения несчастных случаев. В оценки их последствий можно применять прямые показатели ущерба здоровью, характеризующие непосредственно ухудшение здоровья работника.

3. Определение вероятностей (частоты) наступления ущерба здоровью

Для определения вероятностей (частоты) наступления возможных последствий проявления опасности можно использовать:
- статистические данные;
- логический метод анализа дерева событий;
- метод вербальных функций;
- экспертные оценки специалистов в данной области.

4. Косвенный метод оценки рисков на основе определения класса условий труда

Все условия труда в зависимости от величины возможного ущерба здоровью и жизни работника делят на классы. Например, к первому классу относят такие условия, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных. Ко второму – условия, при которых нет превышения установленных гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника. К третьему классу – условия, при которых возможен ущерб, присущий первой группе и т.д.
Отнесение условий труда к тому или иному классу в зависимости от уровней (значений) показателей, характеризующих вредные и (или) опасные производственные факторы, тяжесть и напряжённость труда, выполнение требований безопасности труда проводят по действующим правилам, методикам, руководствам (в частности, в соответствие с P 2.2.2006 – 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда). Для этого сначала измеряют (рассчитывают) значение показателя, а затем его сравнивают с нормативными предельно допустимыми значениями (концентрациями, уровнями и т.д.). Степень (кратность) превышения является критерием отнесения конкретных условий к классу.
Каждому классу условий труда соответствует определённый риск, характеризуемый индексом профессиональной заболеваемости (в соответствие с Руководство 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки, таблица 1).
Косвенный метод оценки рисков производится на основе ранжирования уровня требований. Здесь в основе метода лежит предположение, что выполнение в полном объёме нормативных требований, например, по охране труда, не вызывает ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.
Поскольку требования, как правило, влияют на риски по-разному, их делят на группы. Например, государственные нормативные требования охраны труда относят к группе обязательных требований.
Требования, не входящие с правовой точки зрения в группу государственных, но фактически признаваемые в качестве обязательных в силу их объективной важности, относят к группе важных.
Рекомендации, не являющиеся обязательными, но применение которых желательно для улучшения условий труда, - к группе рекомендуемых.
Каждой группе присваивают определённый весовой коэффициент.
Выполнение требования в полном объёме оценивают 1 баллом, не выполнение - 0. Количество групп и весовые коэффициенты выбираются по усмотрению эксперта, определяющего риски в организации.
В случае, если требования не делятся на группы и им не присваиваются весовые коэффициенты, то формула трансформируется в простую дробь, в числителе которой находится количество выполненных требований, а в знаменателе – общее количество требований.
Этот метод используют для сравнительной оценки рисков на рабочих местах.

Сегодня все больше слышится разговоров о том, что будущее охраны труда — это оценка рисков. Безусловно это правильно, но тем, кто работает не в высоких кабинетах министерств, а на «земле» до конца не ясно что же делать с оценкой риска.

Обязательна эта процедура или еще нет? Если обязательна, то какими документами регламентирована? Можно ли сделать оценку риска самим или для этого обязательно нужно нанять стороннюю компанию? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить (по крайней мере, по состоянию государственного нормативного регулирования на дату написания этой статьи, а именно февраль 2018)

***
Нормативное регулирование

Нужно дождаться весны, чтобы увидеть запланированные изменения в 10 главе Трудового кодекса, которые обещают нам новые требования, по систематической оценке рисков работодателем.
Однако уже сейчас мы уже имеем дело с требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий. А для многих компаний это уже давно пройденный этап.
Во-первых, это всем привычная специальная оценка условий труда (СОУТ). Класс условий труда есть не что иное как риск развития у работника профессионального заболевания. Механизм проведения спецоценки достаточно близок к классическому способу оценки рисков. Общими являются следующие процессы: Идентификация опасностей; Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда; Информирование работников об условиях труда; Накопление статистических данных об условиях труда; Включение в трудовой договор характеристики условий труда; Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценивании рисков).
Самое существенное отличие СОУТ от оценки рисков, которое по сути выводит спецоценку из понятия управления риском, это статичность данной процедуры (периодичность проведения СОУТ 1 раз в 5 лет). Но тем не менее при оценке рисков обязательно учитываются результаты специальной оценки.
Во-вторых, для понимания обязаны мы делать что-то по охране труда или это только рекомендованная процедура, мы уже можем обратиться к чек-листам.
Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя наличие системы управления охраной труда (СУОТ). В нем два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При разработке положения о системе управления работодатель должен руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда №438н. Отдельно остановимся на пунктах типового положения регламентирующих процедуру оценки риска.

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (пункт 33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (пункт 34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (пункт 37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (пункт 39).

То есть, согласно положения, система управления охраной труда подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по охране труда в соответствии с выявленными опасностями.

Логично начинать оценку риска с выбора метода оценки

Существует несколько Стандартов описывающих методику выявления опасностей, в том числе в техногенных системах. Здесь мы не будем подробно их анализировать, скажем только, что все методы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы основываются на данных статистики. Приемлема такая оценка только там, где соответствующая статистика набрана. Метод может быть применим в целом к отрасли, но даже для крупного предприятия метод в лучшем случае не сработает, а в худшем только помешает, ведь факт того, что неприятность еще не произошла, совсем не значит, то что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит (интервью, опрос сотрудников), аудит безопасного поведения, аудит организации рабочих мест и прочее.
Как правило, для удобства оценки принято применять чек-листы. Тут нужно понимать, что, не смотря на определенный приказом Минтруда №438н перечень опасностей (пункт 35), он не является закрытым и не достаточно просто распечатать их на бумаге и обозвать чек-листом.

Опрос работников

На проверочных листах вообще следует остановиться подробнее, потому что неграмотно составленный чек-лист сведет на нет всю работу. На практике очень часто этот процесс представляет собой отправку руководителю подразделения опросника где содержатся пункты следующего содержания: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и в том же духе. Само-собой бригадир ответит утвердительно на все пункты и отправит анкету назад. Получивший ее специалист удовлетворенно зафиксирует низкий уровень риска, что в принципе и было нужно всем участникам процесса. Понятно, что это не имеет ни чего общего с настоящей оценкой риска.
Даже если предположить, что локальный руководитель в полной мере осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией и уровнем вовлеченности, ему как владельцу риска практически невозможно оценить его реальный уровень. Происходит это из-за целого набора психологических и профессиональных барьеров, которые мы уже и не будем сейчас повторяться. Остановимся мы на механизме аудита.
Для проведения грамотной оценки нам нужен человек со стороны (штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт). Его задача осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемый инструмент и познакомиться с рабочими процессами. При этом следует понимать, что, работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать примеры идеально безопасного поведения. Здесь следует обращать внимание на детали. Такие, например, как резкую смену или остановку работы или оперативный поиск СИЗов при вашем появлении.
Но сколько бы времени эксперт не провел в подразделении, он все равно не изучит все возможные варианты выполнения работы. Вот тут кроме интервьюирования работников и их руководителей нам ничего не поможет. Только вопросы следует задавать не «в лоб» типа: «Вы прошли инструктаж?», а спрашивать: «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа начисто разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила - следует вывод о формальности процесса. Анализируя совокупность полученных ответов, мы можем сделать вывод о том, каков уровень риска нарушения правил безопасности в подразделении.

Механизмы визуальной оценки

Мы подобрали в интернете картинки для наиболее яркой иллюстрации примеров для анализа.
Пример анализа используемого инструмента:

Два ножа для распаковки коробок, при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности.

Пример анализа рабочего места:

Свободно болтающиеся провода одна из главных причин падения в офисе.

Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
Пример анализа рабочего пространства:
Нарушение правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только рабочего допустившего нарушение, но и остальных участников рабочего процесса.
Пример анализа рабочего процесса:

Склады традиционно являются самыми наглядными примерами небезопасного поведения.

Отсутствует ограждение места проведения работ. Существует риск наезда транспорта на работника.

Отсутствие средств защиты при проведении работ в комментариях не нуждается.
Конечно это только некоторые и наиболее яркие примеры. На практике все намного сложнее и требует глубокого погружения в изучение работы компании.

Карты риска

Разберем пример составления карты анализа риска для самого распространённого риска - «риска падения».
Форма карты риска разрабатывается исходя из того, что она должна включать в себя следующие основные пункты:
Производственный процесс. Процесс в результате, которого возможна эскалация риска в нашем случае будет носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».
Опасное событие может иметь варианты (необязательно все они должны присутствовать в анализируемом подразделении):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

Могут быть и другие события, связанные с выполнением работы, которые мы не учли.
Меры управления риском. Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.
Обязательно оценивается вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события. Для этой оценки вполне приемлем «матричный метод» о котором мы тоже уже рассказывали.
Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по компании.
Удобно представить их в виде таблицы:

Шапка карты идентификации риска

Наименование

производств-енного

процесса

Опасность Опасное событие Последствия

Условия

возник-новения

опасного

события

Существующие

меры

управления

Оценка риска Ссылка на Карту анализа риска (для средних и высоких рисков)

В настоящее время охране труда посвящен раздел X Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в котором отражены основные аспекты требований охраны труда, организации охраны труда и иные значимые положения рассматриваемого вопроса.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работников в процессе трудовой деятельности вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Происшествие – событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

Несчастный случай – нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

Организация работ по охране труда – это система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

Сертификация работ по охране труда в организациях – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Под системой управления охраной труда подразумевается часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Кроме того, система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации. Для предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

К средствам индивидуальной, коллективной защиты работников относятся технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Травмобезопасность – это соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных требованиями технических регламентов, положениями стандартов или условиями договоров.

Условия труда определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Помимо перечисленных, определены понятия и таких категорий, как:

технический регламент – документ, принимаемый международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом и указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

– стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристик процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Условия труда классифицируются так: нормальные, тяжелые, вредные, опасные и иные особые (например, подземные). Самостоятельно в трудовом законодательстве выделяют также условия труда, отклоняющиеся от нормальных (статья 149 ТК РФ). Это работы различной квалификации, совмещения профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и так далее.

К нормальным условиям труда относится производственная обстановка (способ производства), в которой присутствуют:

– исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки, оборудования и тому подобных средств (в том числе орудий) труда;

– своевременное обеспечение работника технической и иной необходимой для работы документацией и тому подобное;

– своевременное обеспечение надлежащего качества материалами, инструментами, иными средствами и предметами, необходимыми для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

– принятие работодателем мер, обеспечивающих охрану труда и безопасность производства.

Также в статье 209 ТК РФ дается понятие вредного и опасного производственных факторов. Вредным является тот фактор, который воздействует на работника и может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор может привести к его травме.

Отсюда вытекает определение безопасных условий труда. Таковой считается такая работа, при которой воздействие на сотрудников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровень воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Отметим, что под рабочим местом в данном случае понимается не только рабочее место, закрепленное за сотрудником, но и то, на котором он обязан находиться в силу указания работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты".

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий людей (работников) с применением орудий (средств) труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В более широком смысле под "деятельностью" понимается выполнение любых действий, направленных на приобретение и осуществление прав, а также исполнение обязанностей организации.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

При этом согласно статье 211 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ознакомьтесь с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

В целях добровольного применения всеми работодателями стандартов безопасности труда с 1 июля 2009 года введен в действие для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года № 169-ст). Также был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".

Отметим, что Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон № 238-ФЗ) трудовое законодательство дополнено несколькими понятиями, связанными с охраной труда.

Раздел ТК РФ, посвященный охране труда, дополнен такими терминами, как "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".

Профессиональным риском считается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных установленных законодательством случаях.

Управление рисками представляет собой комплекс взаимо­связанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Обратите внимание на изменения, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Порядок оценки уровня риска и Положение о системе управления рисками должно утвердить Минздравсоцразвития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Законом № 238-ФЗ установлено, что утверждаемые Минздравсоцразвития Российской Федерации правила аккредитации должны включать в себя требования к таким организациям, порядок контроля за их деятельностью, приостановления или отзыва аккредитации.

Трудовым кодексом Российской Федерации понятие "профессиональный риск " определено как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Управление профессиональными рисками является неотъемлемой частью создание и функционирование которой является обязанностью каждого работодателя (статья 212 ТК РФ). Начальным этапом управления профессиональными рисками (ПР ) является проведение их оценки.

Также необходимость оценки профессионального риска может возникнуть при превышении допустимого уровня вредных или опасных факторов, например при превышении уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих (СанПиН 2.2.4.3359-16).

Также отметим, что работодатель обязан ознакомить работника со всеми опасностями на его рабочем месте и результатами оценки профессионального риска, равно как с результатами .

Закажите оценку профессиональных рисков прямо сейчас и
получите Положение о системе управления профессиональными рисками (СУПР)
бесплатно!

ЗВОНИТЕ: +7 812 456-70-17

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В общем случае оценка (расчет) профессиональных рисков заключается в идентификации опасностей, оценке вероятности их возникновения и возможного ущерба. Полученный количественный показатель риска оценивается на приемлемость по матрице оценки рисков (МОР).

В зависимости от полученных результатов оценки профессиональных рисков работодатель определяет допустимость (приемлемость) существующего уровня риска, исходя из этого определяется необходимость проведения мероприятий по снижению уровня ПР, составляется перечень соответствующих организационно-технических мероприятий, направленных на контроль и снижение уровня риска до минимально возможного.

Результаты оценки профрисков являются основанием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.

Отметим, что по данной методике возможно провести оценку экологических рисков, имущественных, репутационных и прочих рисков, связанных с деятельностью организации.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

На сегодняшний день не существует единой методики оценки профессиональных рисков, обязательной для применения . Однако о тметим, что для отдельных категорий работников стандарты все-таки есть, так, например, для работников воздушного транспорта действует ГОСТ Р 57908-2017 "Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения", для работников ж/д транспорта утвержден ГОСТ Р 12.0.011-2017 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта.

Без наличия четкой методики, обязательной для применения в той или иной отрасли, метод оценки уровня профессиональных рисков определяется работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

НО! Безусловно, необходимо опираться на действующие в данной сфере нормативно-правовые акты, такие как:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.;
Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Гигиена труда (Р 2.2.1766-03 );
- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования",
- СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и другие НПА РФ.

При расчете рисков рекомендуется учитывать класс условий труда на рабочем месте, полученный по результатам проведения

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Риск бывает групповой - для группы работников одного отдела, цеха и т.д., индивидуальный риск - для конкретного работника с учетом его возраста, стажа работы со вредными и (или) опасными условиями труда, показателей его здоровья и результатов специальной оценки условий труда. Также существует профессиональный риск работодателя (предприятия) , который определяется как среднее арифметическое значение индивидуальных рисков работников организации.

КАТЕГОРИЯ РИСКА РАБОТОДАТЕЛЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИТ

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Теперь государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода .

Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.


6 КАТЕГОРИЙ (КЛАССОВ) РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

    Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда и масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников предприятия

    Добросовестности поведения работодателей:

Числа случаев травматизма;

- Задолженности по зарплате за предшествующий год;
-
Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности.

Периодичность плановых проверок в сфере труда

  • Категория высокого риска (2 класс опасности) - 1 раз в 2 года
  • Категория значительного риска (3 класс опасности) - 1 раз в 3 года
  • Категория среднего риска (4 класс опасности) - не более 1 раза в 5 лет
  • Категория умеренного риска (5 класс опасности) - не более 1 раза в 6 лет
  • Категория низкого риска (6 класс опасности) - плановые проверки не проводятся.

Следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Категорию риска присваивают государственные инспекторы труда (ГИТ). Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска (ответ получают в течение 15 рабочих дней), в случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель вправе её оспорить, предоставив соответствующее заявление и собственные материалы, подтверждающие иной класс риска.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).

Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.

Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о Техническом регулировании).

Риск – частота реализации опасности (R) . Это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N) .

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников).

Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):

  • активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганда здорового образа жизни.

При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

  • устранение опасного фактора или риска;
  • борьба с опасным фактором или риском в источнике;
  • снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

Принципы обеспечения безопасности :

  1. Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
  2. Техническиегерметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
  3. Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
  4. Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
  5. Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.

Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени ;
  • доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда ;
  • ежегодные дополнительные отпуска;
  • льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

Тема 2.2 Функционирование системы управления охраной труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

Определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:

  • на замену оборудования,
  • на улучшение условий труда;
  • материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
  • на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
  • на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Инструкции по охране труда для работника в организации разрабатывает руководитель подразделения. Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации — не реже одного раза в пять лет.

Список документов по охране труда в организации

  1. Приказ о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Приказ о назначении ответственных за охрану труда.
  3. Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний у специалистов …
  4. Приказ о проведении инструктажей по охране труда.
  5. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда.
  6. Приказ о выдаче работникам СИЗ.
  7. Приказ о выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  8. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  9. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда с административно-управленческим персоналом и сотрудниками…
  10. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда для уборщика служебных помещений.
  11. Перечень должностей, освобожденных от прохождения первичного (повторного) инструктажа по охране труда.
  12. Перечень рабочих мест …, подлежащих специальной оценке условий труда.
  13. Перечень на I группу по электробезопасности.
  14. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  15. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  16. Журнал учета проведения занятий по охране труда и посещаемости слушателей.
  17. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу ООО…
  18. Журнал учета инструкций по охране труда.
  19. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  20. Журнал предписаний работника службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  21. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
  22. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала и сотрудников…
  23. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе на ПЭВМ и ВДТ.
  24. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе с копировально-множительным аппаратом.
  25. Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала …
  26. Инструкция по охране труда для сотрудников, выполняющих служебные задания вне территории и помещений организации.
  27. Инструкция по охране труда для кладовщика.
  28. Инструкция по оказанию первичной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
  29. Инструкция о действиях сотрудников в случае обнаружения пожара.
  30. Личные карточки учета выдачи СИЗ.
  31. Личные карточки учета выдачи смывающих средств.
  32. Распоряжение о назначении ответственного за проведение инструктажа и присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу …
  33. Положение о системе управления охраной труда.

Тема 2.3 Обучение в области охраны труда

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 212) в обязанности работодателя входит обучение работников безопасности труда.

Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда и пожарной безопасности подразделяются на:

  • вводный,
  • первичный инструктаж на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Нормативная база:

Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Повторные инструктажи по охране труда
Работники организаций полгода / квартал +
Повторные инструктажи по пожарной безопасности
Работники организаций год +
Работники организаций, имеющих пожароопасное производство полгода +

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций можно проводить непосредственно в организации по соответствующей программе (разработанной самостоятельно), либо в обучающей организации, имеющей аккредитацию на обучение по охране труда.

Если обучение проводится внутри организации, то для проведения проверки знаний требований охраны труда у сотрудников создается постоянно действующая комиссия, стоящая минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов комиссий по проверке знаний.

Обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ

Работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу.

Порядок, форма и периодичность обучения устанавливаются работодателем в зависимости от видов выполняемых работ.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании.

Нормативная база для обучения:

  1. ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения безопасности труда».
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Отраслевые правила по охране труда.
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий в зависимости от видов работ (1 раз в год) + +

Обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим

Работников рабочих профессий в течение одного месяца после приема на работу необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим.

Периодичность – не реже одного раза в год.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании при наличии комиссии по проверке знаний, состоящей минимум из трех уже обученных сотрудников.

Нормативная база для обучения:

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Персонал, причастный к работам на высоте делится на три группы:

  • 1 группа – рабочие, непосредственно выполняющие работы на высоте;
  • 2 группа – руководители работ — мастера, бригадиры; руководители стажировки; ответственные исполнители работ по наряду-допуску;
  • 3 группа – должностные лица (ответственные за безопасную организацию и проведение работ на высоте; ответственные за проведение инструктажей; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; ответственные за выдачу наряда-допуска; ответственные руководители работ по наряду-допуску; руководители и специалисты, утверждающие ППР; специалисты по охране труда; члены аттестационных комиссий и преподаватели учебных центров).

Обучение можно проводить непосредственно в организации при наличии постоянно действующей комиссии по проверке знаний либо в обучающей организации.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, имеющих 3 группу.

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ МЧС от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность 3 года +* +
Руководители и специалисты подразделений взрывопожароопасных производств 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Электробезопасность

Существуют 5 квалификационных групп по электробезопасности.

I группа присваивается неэлектротехническому персоналу. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях.

Группы с II по V присваиваются электротехническому, электротехнологическому и административно-техническому персоналу.

Для организации эксплуатации электроустановок руководитель назначает ответственного за электрохозяйство. Ответственный за электрохозяйство должен иметь IV группу в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу — выше 1000 В. Разрешено не назначать ответственного за электрохозяйство, если в компании отсутствует оборудование, питающееся от сети напряжением выше 380 В.

Руководителю организации, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  2. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Неэлектротехнический персонал (I группа) 1 год +** +
Электротехнический, электротехнологический персонал 1 год +*** +
Административно-технический персонал и специалисты по ОТ, инспектирующие электроустановки 3 года +*** +

** Инструктаж проводит сотрудник компании с группой по электробезопасности не ниже III.

*** Комиссия в составе не менее пяти человек, все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности, причем председатель и не менее двух членов комиссии должны пройти обучение в Ростехнадзоре.

Промышленная безопасность

Должностные лица организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, должны проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Подготовка может проводиться либо в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах, либо в режиме самоподготовки. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх