Нормативно-правовое обеспечение социальной политики российской федерации. «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Характеристика правовой
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра истории и политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы социального государства»
на тему:
Правовая основа социального государства
Исполнитель,
студент гр. М 502 Сайфуллоев Б.А.Новосибирск 2016
Содержание
Введение 3
1. Природа, признаки и функции социального государства 4
1.1 Этапы развития концепций социального государства 4
1.2. Понятие социальногогосударство 6
1.3 Признаки социального государство 6
1.4. Функции социального государство 7
2. Правовая основа социального государство 9
2.1 Конституционные индикаторысоциального государства 9
2.2 Механизм правового регулирования в социальном государстве 11
2.3 Нормативно правовая база социального государства 12
Заключение 13
Список использованной литературы15
Введение
Для России строительство социального государства стала конституционной задачей, провозгласившей Российскую Федерацию в ст. 7 своей Конституции социальным государством. Эта цель полностью соответствует парадигме социально-ответственного государства и налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке иреализации соответствующей политики, которая способствовала бы преодолению углубляющегося в теории и на практике как на Западе, так и в России кризиса социального государства.
Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования правовой основы социального государства протекает трудно и противоречиво, усугубляемый современным глобальным системным кризисом. В даннойситуации анализ выбора оптимальной модели социального государства для России, способной предотвратить сползание страны вниз и открывающей перспективы движения страны к более высокому уровню цивилизационного развития, приобретает особое значение. Нельзя не учитывать и тот факт, что в последние годы появились и объективные свидетельства кризиса социально ориентированного западного общества, все менееотвечающего многим фундаментальным вызовам современности. Данное обстоятельство как бы возвращает политиков, исследователей на стадию разработки теоретической основы социального государства, выявления политических ресурсов его формирования.
Необходимо развивать правовую базу, практику функционирования и механизмы утверждения конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболееполной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан.
Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики и рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства,заботу о престарелых, молодежи и многое другое.
1. Природа, признаки и функции социального государства
1.1 Этапы развития концепций социального государства
Идеи социального государства стали разрабатываться на рубеже XIX-XX вв., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран, что было обусловлено потребностью...
Тема № 6
«Конституционно-правовая основа социального государства »
Вопросы темы:
1. Конституционный строй: понятие и основные элементы.
2. Основы конституционного строя: понятие, виды и их характеристика.
1. Конституционный строй: понятие и основные элементы
Краткая характеристика российского государства
Говоря о Российском государстве его можно охарактеризовать следующим образом :
1) РФ - демократическое государство;
2) РФ - правовое государство;
3) высшая ценность РФ - права и свободы человека и гражданина;
4) форма правления РФ - республика.
Демократическая природа РФ складывается из:
1) народовластия - как непосредственного, так и представительного;
2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;
3) политического и идеологического многообразия.
Народовластие - осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства.
Правовое государство - это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.
Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.
В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.
Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.
Гарантирование прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.
Республиканская форма правления РФ означает, что:
1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными;
3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ - это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.
Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.
Понятие конституционного строя и его основ
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.
Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.
Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.
Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.
Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.
Элементы конституционного строя РФ:
1) республиканская форма правления;
2) суверенитет РФ;
3) права и свободы личности;
4) источник власти - многонациональный народ России;
5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6) федеративное государственное устройство;
7) гражданство РФ;
8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
9) организация местного самоуправления.
В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.
Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.
Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).
Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.
Таким образом, основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.
Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.
В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.
Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.
Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:
1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
3) верховенство закона;
4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);
5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);
9) разделение властей;
10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.
Конституци онные гарантии , определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:
- единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;
- признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;
- отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; - запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;
- право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.
2. Характеристика основ конституционного строя
В гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" закреплены правовые основы общественного устройства страны. В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:
- государственного устройства - государственные основы;
- политической системы - политические основы;
- экономической системы - экономические основы;
- социальной системы - социальные основы;
- правовой системы - правовые основы;
- правового статуса личности.
Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:
- по форме правления РФ - республика;
- по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;
- по форме государственного режима РФ - демократическое государство;
- в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;
- Российская Федерация - суверенное государство;
- территория РФ целостна и неприкосновенна;
Политические основы
Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:
- народ - носитель суверенитета и единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы местного самоуправления;
- государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;
- государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;
- государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;
- предметы ведения и полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов разграничены (Конституцией РФ, Федеративным договором 1992 г. и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий);
- захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;
- Российская Федерация - светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);
- идеологическое многообразие, при котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
- политическое многообразие и многопартийность, при которых все общественные объединения равны перед законом.
Народовластие как основа конституционного строя и формирования социального государства
В РФ единственный источник власти - народ.
Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти 1 .
Элементы народовластия в РФ:
1) коллективный субъект - граждане РФ;
2) объект - власть.
Формы народовластия:
1) непосредственная (прямая) демократия;
2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе:
1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:
1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия; 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
Референдум
Высшим непосредственным выражением власти наро да наряду со свободными выборами является референдум. Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всеобщего голосования.
Референдум проводится на всей территории России на основе принципов:
- всеобщего голосования;
- прямого голосования;
- равного голосования;
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории :
Всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
Референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
Местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Исключается проведение референдума:
- в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;
- повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Политическая система - совокупность институтов, оказывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:
- государственные институты (парламент, правительство и др.);
- общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);
- иные (средства массовой информации и др.).
Общественные объединения
Важным элементом политической системы РФ являются общественные объединения, посредством которых граждане принимают участие в решении государственных и общественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:
- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
- никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
- гарантируется свобода деятельности общественных объединений;
- запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
- общественные объединения равны перед законом.
Деятельность общественных объединений регулируется федеральными законами.
Граждане вправе:
- создавать общественные объединения без предварительного разрешения властей;
- вступать в них на условиях соблюдения их уставов;
- выходить из них беспрепятственно.
Учредителями общественного объединения (их должно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объединения, формируют его руководящие и контрольные органы.
Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, избираться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).
Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие участие в его деятельности или отдельных акциях без обязательного оформления своего участия, если иное не предусмотрено уставом объединения.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет.
Право юридического лица приобретают только зарегистрированные общественные объединения, а политические объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:
- общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) и международные в Минюсте РФ;
- межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) - в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;
- региональные (действующие на территории одного субъекта РФ) и
- местные (действующие в пределах территории муниципального образования) - в органе юстиции соответствующего субъекта РФ.
Основные виды общественных объединений:
- политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);
- массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);
- профессиональные союзы (представляют и защищают интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями и иными объединениями);
- организации (женские, молодежные, детские, ветеранов, инвалидов и др.);
- общества (научные, технические, культурные, спортивные и др.);
- союзы (творческие, ветеранские и др.);
- землячества.
Организационно-правовые формы общественных объе динений:
* общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности;
* общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками;
* общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не запрещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;
* общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;
* орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей объединения.
Политические общественные объединения - общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов. Политическим не может быть признано общественное объединение:
- зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;
- созданное для реализации неполитических интересов;
- преследующее цели извлечения прибыли и распределения ее между своими членами и (или) учредителями;
- допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежать к политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;
- неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.
Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.
Религиозное объединение
В соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение - добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и имеющее следующие признаки:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.
Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).
Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централи зованные (включающие не менее трех местных).
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.
Централизованные религиозные организации, имеющие местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации - органами юстиции соответствующих субъектов РФ.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова "Российская Федерация", "российский" и производные от них.
Контроль за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а надзор за соблюдением законодательства - прокуратура.
Ликвидация религиозной организации может быть осуществлена:
÷ по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом;
÷ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).
Экономические основы
В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).
Экономические основы конституционного строя РФ включают:
- разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
- свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
- добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
- единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.
Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь 1 .
1 См . подробнее: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИНФРА-Норма, 1997, с. 138-144.
Социальные основы
Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.
Социальная сущность РФ складывается из:
1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан ;
2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.
В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):
- охрана труда и здоровья людей ;
Охрана труда выражается:
* в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);
* в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ);
* в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);
* в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
Конституция Российской Федерации устанавливает, что
* семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);
* брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия.
* законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.
- развитие системы социальных служб ;
В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.
- гарантированный минималь ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты.
Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства 1 .
Правовые основы
В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.
Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.
- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).
- Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.
Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка.
- Реальность прав и свобод человека и гражданина , обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».
РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:
1) народовластие на всех уровнях власти;
2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;
3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;
4) федеративное устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.
Правовые основы конституционного строя РФ, относящиеся к правовой системе РФ включают:
- Россия - правовое государство (в основе его функционирования находится право, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);
- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;
- никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;
- законы подлежат официальному опубликованию, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.
Указанные признаки правового государства являются основными. Практика правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно - связанных с применением принуждения.
Основы правового положения личности
Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоотношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государства, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.
В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);
- гражданство РФ - единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его);
- равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.
Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и признаки социального государства………………………………….4
Основные социальные права человека и
гражданина по Конституции Российской
Федерации…………………………………………………………..8
Проблемы становления социального государства в
России………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………………..21
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что долгие годы существования
СССР социальная составляющая формировалась по остаточному принципу. И после
перехода к капитализму Россия еще не достаточно эффективно разработала свои
социальные реформы по сравнению с западной Европой. Существует еще ряд кризисных
моментов в становлении социальной политике государства. Однако в Конституции
Россия провозглашает себя социальным государством, признанным заботится о своих
гражданах.
Социальное государство создается и действует ради удовлетворения
социальных потребностей граждан и всего общества в целом. России необходима разработка функций социального государства и
создании блока социальных программ, которые обязаны удовлетворить потребность
граждан в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие
политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают
необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны,
человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой –
государства.
Цель работы заключается в комплексном анализе
конституционно правовой основы социального государства в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в работе решены
следующие задачи:
Дано понятие
и признаки социального государства;Охарактеризованы Основные социальные права
человека и гражданина по Конституции
Российской Федерации;Выявлены Проблемы становления социального
государства в России.
Понятие и признаки социального государства
Социальное государство не может существовать само по себе,
оно не прерывно связано и с другими составляющими характеристиками государства.
Развитие социального государства зависит от степени развития гражданского
общества, экономического потенциала страны, правового государства, и иных
характеристик. Если же уровень культурного, экономического, правового, развития
государства столь низок, то соответственно такое государство не может быть
хорошо развито в социальном плане.
Социальное государство – своеобразный тип развитого
государства, обеспечивающий высокий уровень социальной защищенности жителей
какой-либо страны, вследствие
регулирования государством вопросов политической, экономической,
социальной и и иных сфер жизни общества, установлению в нем социальной
справедливости и солидарности. Социальное государство показывает высокий
показатель сближения гармонизации и
цели, а также отношений между обществом и государством.
Социальным может называться то государство, которое обязуется
заботиться о своих гражданах, обеспечивает социальную справедливость, защиту.
Но это должно проходить не таким образом, как это было в СССР, когда была
общество уравнивали, решая тем самым некоторых прав и основных свобод.
Напротив, оно обязует защиту социально
неблагополучного населения, не нарушая тем самым прав и законных
интересов иных слоев. Социальное государство как бы исправляет формализм
понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Принято
считать, что первым понятие «социальное государство» выдвинул немецким
экономистом, правоведом и историком Лоренцем фон Штейном. На его теорию
«социального государства» оказали сильное влияние философии Гегеля, французских
социалистических доктрин и анализ развития капитализма Германии. Он считал, что
функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в
поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что
государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его
членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого
и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве.
Котомина Либеральную концепцию
социального государства развил Фридрих Науманн. Он ставил перед государством
задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально,
и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.
Основные признаки социального государства:
1.
Высокий уровень экономического развития граждан в стране
2.
Ориентация экономики на помощь обществу;
3.Поддежка
детства, материнства, семьи;
4.
Разработка социальных программ;
5.
Развитое социальное законодательство;
6.Важнейшая
задача государства состоит в благополучии общества;
7.
Ответственность государства перед своими гражданами.
8.Социальная
поддержка нуждающегося в помощи населения.
Цель социального государства состоит не только в развитой
социальной политики - в этом случае в
связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или
серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в
социальной политике, а в создании необратимой законодательной и
административной структуры социальной деятельности государства, в результате
чего социальное государство остается таким при всех правительствах.
Такая
концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную
напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого
радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная
борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального
партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения
окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов
неуклонно улучшается.
Государство
стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный
минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь
возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство
государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным
причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть
удовлетворены надлежащим образом.
Внутреннюю
политику социального государства стремится к социальному компромиссу в
обществе. Одна из важнейших целей перераспределение от одних групп к другим (от
работающих к пенсионерам и инвалидов, от богатых к бедным) реализуются
отношения солидарности. Государство смягчать социальное неравенство.
Государство должно распределять не только материальные блага, но и духовные.
Задачи современного социального государства очень широки и
распространяются на здравоохранение, рынок труда, образование и социальное
страхование.
Социальное
государство должно:
1)
Поддерживать социально незащищенные слои населения (пенсионеров, безработных,
инвалидов).
2)
охранять труд и здоровье населения.
3)
поддерживать семьи, матерей, детей.
4)
устранять социальное неравенство путем перераспределения доходов.
5)
поощрять благотворительную деятельность.
6)
оказывать финансовую поддержку образовательных и культурных программ.
7)
бороться с безработицей.
В РФ являются довольно распространенными программы, по
общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального
образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные
выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц,
которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. Данные меры
государства должны обеспечить гарантию право своих граждан на "достойное
проживание", минимальные «рамки» благополучия. Данная политика государства
должна обеспечивать равные возможности гражданам, не зависимо от каких-либо
прежних достоинств. Государство
социально должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не
может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин. Именно по уровню
благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной
обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет.
Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного
существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни
было показателей.
Таким образом, целью социального государства является
удовлетворить социальные потребности общества,
а в первую очередь индивида, как части этого общества.
Основные социальные права человека и
гражданина по Конституции Российской
Федерации
Основные социальные права прописаны в конституции РФ и
возлагают следующее.
Каждому гарантируется право на труд в условиях, которые отвечают
требованиям безопасности и гигиены, за определенное вознаграждение. При этом не
допускается дискриминация и установление оплаты труда ниже уровня
установленного федеральным законом. В России также действует ряд программ по
уменьшению безработицы.
Основой существования любого общества является труд, в данной
сфере применяются основные способности и силы человека. В основных демократических
государствах в настоящее время труд доброволен, каждый сам решает, как и где
ему трудиться и вообще работать или же нет. Государство не имеет право
принуждать граждан к труду.
Организация труда проходит в основном на базе предприятий,
учреждений, организаций и т.д. коллективный труд связывает работу людей, повышая
ее эффективность. Работа граждан, которая обеспечивает им доход(заработок) и удовлетворяет
основные жизненные потребности, а также не противоречит законодательству нашей
страны, имеет название занятость. Социальное государство должно стремиться к
полной занятости, для этого необходимо обеспечивать равные условия труда для
всех граждан, поддерживать развития предпринимательства, которое осуществляется
в рамках законодательства. Безработными являются граждане, которые способны
трудиться, находятся в трудоспособном возрасте, ищут работу и зарегистрированы
в органах службы занятости.
Государство
должно обеспечивать безопасность условиям труда, а для опасных
профессий(шахтеры, военные, полиция, пожарные и т.д.), где условия труда
отличаются от безопасных – поощрять различными льготами.
Кроме охраны труда основным элементом социальной политики России
является охрана здоровья граждан. Государство должно финансировать федеральные
программы, которые предназначаются для охраны и укрепления здоровья населения, совершенствовать
систему здравоохранения, поощрять деятельность, способствующую укреплению
здоровья человека, развивать спорт и физическую культуру, обеспечивать санитарно-эпидемиологическое и экономическое
благополучие.
Характерной чертой социального государства является его
ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека
прожиточного минимума. Однако данная ответственность не первична. Социальное
государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый гражданин
работая должен на заработную плату обеспечивать себя и всю свою семью, если же
этого не происходит, то государство должно обеспечить финансовую помощь данной
семье.
В статье 39, пункте 1 конституции Российской Федерации
говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев,
установленных законом».
В России материнство, отцовство и детство находиться под
защитой государства. Именно на добровольности и равноправии должны строиться
отношения между родителями и детьми в демократическом, социальном государстве. Государство обязуется предоставления всем гражданам
равных прав, в независимости от пола, расы,
национальной принадлежности, политических убеждений. Но при этом права одного
человека должны заканчиваться там, где начинаются права другого. Государство
должно защищать данные права.
Важнейшей чертой правоотношений в обществе является брак. Как
и в других развитых странах, брак в России обосновывается на равноправии сторон
и взаимном согласии. При этом брак это довольно большая ответственность -
основа общества. Семья обеспечивает не только репродуктивную функцию, но и "уровень
населения", отражает психическое состояние, уровень культуры, способности к
интеграции в общественную жизнедеятельность, Выполнения различных социальных
ролей, правил поведения. Все это как бы
«заставляет» государство, обеспечивать поддержку здоровья общества и развитие
нового поколения. В РФ родители обеспечивают и содержат своих
несовершеннолетних детей. Либо же лица их заменяющие (опекуны, попечители). Они
определять, как им воспитывать детей, в какие кружки, секции отправлять, в
какой школе учиться и многие другие аспекты, но не противоречащие закону. Воспитание
детей приравнивается к иному труду, и должен нести социальное обеспечение.
В свою очередь трудоспособные дети должны заботиться о своих
нетрудоспособных родителях.
Так как в России все граждане равноправны, все дети
пользуются равной социальной защитой.
В
статье 41, пункте 1 конституции записано: «Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь». В России действует государственная система
социальных служб. В нее входят государственные предприятия и учреждения
социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью или
собственностью субъектов Российской Федерации, а также муниципальную систему
социальных служб. Кроме того, социальное обслуживание осуществляется
предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами,
занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию
населения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб
независимо от форм собственности.
Государство, согласно Федеральному закону, гарантирует
гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных
служб по основным видам, определенным этим Законом, в число которых входят
материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в
стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация
дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная
помощь, реабилитационные услуги. В России платные социальные услуги могут
оказываться исходя из норм закона.
Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных
службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
Развитие
государственной системы социального обеспечения является важной социальной
гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на
материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий
и социальных пособий. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов
государства на пенсионное обеспечение, обусловленным прежде всего увеличением
численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, в общем
составе населения, а также инфляционными явлениями.
Право каждого на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) - так называемое
экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую
среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 КРФ) Широкое развитие
получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана
окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является
положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или
имуществу экологическим преступлением.
Права социальные неотделимы от
политических. Право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и
Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом
обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав
и свобод других лиц. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право
принадлежит только гражданам РФ. Осуществление данного права не должно нарушать
права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное
воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
Право на участие в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к
государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это
право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам
международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве
граждан – право избирать и быть избранными. Для
осуществления этого права необходим определенный статус личности – наличие
дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. –
исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных
прав.
Право на обращение в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и
охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой
гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой
заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения
прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных
действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина
гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении
конституционных прав и свобод. Гарантии на социально-экономические права и
свободы:
Право на
предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) –
право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и
имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным
гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом,
федеральными законами и международными договорами. Ограничения могут быть для
государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной
профессиональной деятельностью в качестве наказания и т.д. Все
эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут
быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы
предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и
физических лиц и т.д.
Право частной
собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться
как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35) –
государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем
принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах
международного права. Право собственности - абсолютное право и может быть
ограничено лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в соответствии с УК РФ или ГК
– только по решению суда. Право наследования тесно связано с правом частной
собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему
усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и
наследников – в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий
интересы наименее социально незащищенных наследников.
Право на
образование (ст. 43); - так же как и права охрану здоровья, охрану материнства
и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о
своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей
декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и
бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях, В настоящее время многие вопросы образования и государственной
поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится
федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения
образования». Больным
вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас
это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп – стоит, наверное,
вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на
вознаграждение за этот труд.
Таким
образом, конституция гарантирует основные социальные права граждан, как и иные
права, связанные с социальными. Защищенное социально общество залог
благополучия всей нации.
Проблемы становления социального
государства в России
В первые, социальное государство в России стало
рассматриваться не так то и давно, лишь в 1993 году. В данное время
Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По
просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных
отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика,
социальное партнерство».
И по итогам данного конгресса Россия решила принять модель социального
государства. При этом был использован опыт зарубежных стран и предыдущий опыт
советского союза.
Таким образом, появился пункт 1 в статье 7 Конституции
Российской Федерации. В последующие годы ученые из Академии труда и социальных
отношений вместе с учеными и специалистами ряда других научных и учебных
центров при поддержке и активном участии профсоюзов продолжали работу над
совершенствованием модели социального государства.
В 1996 году в ходе организованного Академией труда и
социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого
стола», на тему «Российская Федерация – социальное государство» были
сформулированы основные критерии социального государства.
«Социальным государством» может считаться государство:
государство
обеспечивающее права и свободы человека и гражданина;создающее
гражданам возможность свободно трудиться, учиться и удовлетворять иные свои
потребности;достижения
высоких жизненных стандартов, материальную поддержку нуждающихся слоев
населения, а также сильную последовательную социальную политику; создающее благоприятные условия для реального
участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на
всех уровнях власти и управления;признающее и
реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма
достижения общественного согласия, равных интересов работника, работодателя,
государства при регулировании наиболее важных вопросов;ориентация
на укрепления семьи, повышению морали в обществе, культурных ценностей, заботе
о близких.
В 2006 году в России были
выдвинуты основные концепции содержания социальной реформы.
В
настоящее время по-прежнему российскому обществу уже устаревшие условия, в
которых социальная роль минимальна. В западной Европе это уже прошлое. В
современном обществе уже не пристойны теории ориентации на равенство и
справедливость. Это давно уже пройденный
этап. Хотя когда то общественное сознание и формировалось на данных принципах. В.С.Нерсесянцем
рассмотрел следующий способ равноправия постсоветском обществе. Следуя его теории,
социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный
закономерный процесс, который приводит к созданию цивилизма -
постсоциалистического строя, когда равенство(правовое) всех граждан, будет
дополняться экономическим равенством. Необходимо преобразовать социалистическую
собственности в равную гражданскую собственность, что создаст более равную
справедливость и свободу.
Социальное
обслуживание в нашей стране создает иногда больше проблем, чем положительных
действий. Для общества стали привычны преступность, беднота, попрошайничество,
воровство и многое другое. Хотя органы местного самоуправления пытаются все
больше уделять внимания социальной сфере, но все равно этого пока недостаточно.
В
последние годы социальная защита населения России ориентировалась самых острых,
кризисных социальных проблем, не говоря уже о создании и совершенствовании иных
направлений развития социальных мер в стране.
В
условиях кризиса экономики государство еще не коим образом не может
гарантировать всех социальных прав граждан в должной мере, которые прописаны в
Конституции нашей страны.
Пункт
2 статьи 7 Конституции дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
- поддержка здоровья и безопасность;
- гарантированность размера МРОТ;
- обеспечение господдержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитость системы соцслужб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- другие гарантии соцзащиты.
Данный
перечень социальных обязанностей
государства явно устарел по сравнению с западными странами. Однако если данный
термин «социальная защита» внесен в Конституцию, то возможно он затем будет
расширяться и совершенствоваться законодательством.
Ряд
недостатков существует в реализации иных направлений социальной политики России,
в частности в сфере охраны труда и здоровья населения. В настоящее время существует рост аварий на предприятиях, профессиональных заболеваний,
производственных травм, в ряде регионов нашей страны имеется неблагоприятная
экологическая обстановка, особенно в промышленных регионах.
В
настоящее время существуют следующие проблемы формирования социального
государства в России:
После
перехода от СССР Россия еще не развила стабильную правовую систему, социальное
государство должно опираться на стабильную правовую обстановку в стране: развитие
социального государства это не новый этап формирования правового государства,
как это происходило во многих стран запада;Отсутствие в
России среднего класса населения;Ненадлежащие
состояние экономике в стране;Отсутствие
рыночной конкуренции, так как существует ряд монополии по производству
различных видов товара:Не
достаточно сформировано гражданское общество; Упадок
нравственности в социуме, утеря духовных ориентиров отдельных групп населения. Отсутствия у
ряда политических партий формирования социальных программ; В обществе
практически нет реальных целей, каких либо планов жизнеустройства;Снижена
уровень государственности, общество привыкшее к тому, что государство само
определяет доходы и расходы, как было это ранее не смогло окончательно
«перепрограммироваться» к нынешним реалям рынка.
Таким образом, проблемы, которые складываются сейчас в нашей стране,
пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику. Только
тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества, когда
экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит обеспечить
нормальную (достойную) жизнь всего населения страны, о чем и говориться в
Конституции России. Прямопропорционально будет зависеть развития социальных
сфер от дохода и благосостояния населения страны.
Заключение
Целью социального государства является удовлетворить
социальные потребности общества, а в
первую очередь индивида, как части этого общества.
Конституция
гарантирует основные социальные права граждан, как и иные права, связанные с
социальными. Защищенное социально общество залог благополучия всей нации.
Проблемы,
которые складываются сейчас в нашей
стране, пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику.
Только тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества,
когда экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит
обеспечить нормальную (достойную) жизнь всего населения страны, о чем и говориться
в Конституции России. Напрямую будет зависеть развития социальных сфер от
дохода и благосостояния населения страны.
В РФ являются довольно распространенными программы, по
общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального
образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные
выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц,
которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. данные
меры государства должны обеспечить гарантию право своих граждан на
"достойное проживание", минимальные «рамки» благополучия. Данная
политика государства должна обеспечивать равные возможности гражданам, не
зависимо от каких-либо прежних достоинств.
Государство социально должно обеспечивать все категории населения, а в
первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин.
Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда,
материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное
оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать
достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от
каких, то ни было показателей.
Список
используемых источников
Нормативно-правовые
акты:
1. Всеобщая
декларация прав человека 1948 года
2. Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
3. Конституция
Российской Федерации - М.: «Омега-Л», 2011.
Специальная литература:
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа,
эволюция, современность. Учебник [Текст]: - М.: «РЮИД», 2009 - 426с.
2. Бабаев
В.К. Теория государства и права. Учеб.
[Текст]: В.К. Бабаев- М.:
«Юристъ», 2009 - 592с.
3. Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник
для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай – М.: « ИНФРА», 2009 – 776
с.
4. Венгеров
А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. Б. Венгеров – М.:
«Юриспруденция» , 2008 – 528 с.
5. Голубок С.А.
Конституционное право России. Учебное пособие [Текст]: С.А. Голубок – М.: «Юрайт» -2008 - 161 с.
6. Григорьевна И.В.Теория государства и права.
Учебное пособие [Текст]: И.В.Григорьевна
– Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2009 –
346 с.
7. Козлова
М. В. Конституционное право РФ. Учебник [Текст]: М. В. Козлова – М.:
«Юристь», 2010 – 420 с.
8. Корельский В.М. Теория государства и права.
Учебник [Текст]: В.М. Корельский - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2008 - 570 с.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и
государства. Учебник [Текст]:В.В. Лазарев - М.: «Юристъ», 2008 - 520 с.
10. Мелехин А.В. Теория государства и права.
Учебник [Текст]: А.В. Мелехин – М.: «Маркет ДС корпорейшн», 2010 – 560 с.
11. Морозова Л.А.
Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л.А.
Морозова – М.: «Новый Юристъ», 2008 - 124 с.
12. Некрасов С.И.
Конституционное право
Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]:
С.И.
Некрасов - М.: «НОРМА-ИНФРА»,
2009 - 167 с.
13. Пиголкин
А.С. Теория государства и права. Учебник [Текст]:
А.С.
Пиголкин - М.: «Юрайт», 2012 - 613с.
14. Рассолов
М.М. Теория государства права Учеб. пособ.
[Текст]: М.М.Рассолова – М.: « ИНФРА»,
2010 – 261 с.
15. Самигуллин В.К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В.К.Самигуллин - Уфа:
РИО БашГУ, 2009 - 347 с.
16. Черданцев
А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев – М. : «Юрайт2, 2009 – 432 с.
Некрасов С.И. Конституционное право Российской
Федерации. Конспект лекций [Текст]:
С.И.
Некрасов - М.: «НОРМА-ИНФРА»,
2009. С.72.
Корельский В.М. Теория государства и права. Учебник [Текст]: В.М.
Корельский - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2008.С.103.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской
государственности. Учебник [Текст]: Л.А. Морозова – М.: «Новый Юристъ»,
2008.С.87.
Самигуллин В.К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В.К.Самигуллин - Уфа:
РИО БашГУ, 2009.С.93.
Бабаев В.К. Теория государства и права. Учеб.
[Текст]: В.К. Бабаев- М.:
«Юристъ», 2009.С.173.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. Б.
Венгеров – М.: «Юриспруденция» , 2008.С.95.
Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев – М. : «Юрайт2, 2009.С.38.
Рассолов М.М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М.М.Рассолова – М.: « ИНФРА», 2010. С.95.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. Учебник [Текст]: - М.: «РЮИД», 2009.С.76.
Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и
факультетов [Текст]: М. В. Баглай – М.: « ИНФРА», 2009.С.92.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник
[Текст]:В.В. Лазарев - М.: «Юристъ», 2008.С.94.
Правовая основа социального государства
Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально - экономические права личности. В социальном государстве нормативно - правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства, то есть в Конституции Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.
Современное социальное государство одновременно является также и правовым, поскольку провозглашение и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная партия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и др.
Россия на пути к социальному государству
Так является ли современная Россия социальным государством? Лично мое мнение - нет, не является, как бы горько и печально это не звучало, но еще раз нет. По моему мнению, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции и одновременно является правовым и демократическим государством. Поэтому, едва ли правильно называть современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой, и я уверен, станет, для этого уже есть серьезные предпосылки. Наверное, справедливее или правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства, и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Россия этот этап, на мой взгляд, преодолела.
Второй этап - переходный - может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства (реальный тому пример, недавняя отставка Кабинета Министров) и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Сейчас Россия находится на этом этапе.
Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.
Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.
Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.
Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.
Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.
И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).
Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».
Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.
Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».
Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.
Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.
На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.
Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.
Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.
Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:
а) разделением отдельных функций между различными органами;
б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);
в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.
Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.
Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.
Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.
Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.
Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.
Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.
Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.
Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.
Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.