«Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Правовые основы социального государства Понятия правовой основы социального государства

Ключевые слова: модельный закон, механизм правового регулирования, нормативно-правовая база, правовая основа, правовое государство, правовой акт, правовой механизм, социальное государство, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т.п. В пункте 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» . Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получила в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например Европейская социальная хартия (пересмотренная), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя систему правил, а также контроль за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т.е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не могут быть на должном уровне, поскольку законодатели в значительной степени политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы в России принимаются Государственной Думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей российской территории и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т.е. последние не могут отменять и корректировать федеральные законы. Именно поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионных, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике высказывание первого российского президента Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и было начато внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции РФ и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся по сути основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства может привести к разрушению единого экономического пространства и в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовая основа регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленная на решение социальных проблем, с помощью определенных юридических средств и экономических мер призвана создать простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.). Подобная правовая основа может предупредить сбои в развитии реформ, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает нормативно-правовую базу экономических реформ, весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организацию труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное право и иные отрасли. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства Беларуси и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Резюмируя, следует отметить, что работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс российских граждан.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Из чего складывается правовая основа социального государства?
  • 2. Назовите основные условия формирования правового социального государства.
  • 3. Что включает в себя механизм правового регулирования в социальном государстве?
  • 4. Что означает единое правовое пространство социального государства?
  • 5. Охарактеризуйте основные нормативные блоки нормативно-правовых актов.
  • 5о Цит. по: Социальное государство: мировой опыт и реалии. М., 2001. С. 33-34.

На современном этапе его развития должен отличать высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе и близких и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о гражданах, по тем или иным причинам оказавшихся в состоянии, когда решение своих проблем им оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных... Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслуживает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества.

Ни у кого не вызывает сомнения заявление о том, что социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального может быть обеспечена только при повышении роли производительных сил, на отлаженной системе производственных отношений, при признании равноправия всех .

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок как механизм хозяйствования немилосерден, его функционирование сопровождается банкротством предприятий, усилением дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощь, солидарность имплантируются в проведением социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации , что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу.

Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6% ВВП, территориальных - до 50% расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, а также противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории стали регионами социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего региона независимо от принадлежности ее отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе - модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Такая задача определения приоритетов социального развития, в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, при участии различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства, прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на человека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и высоких стандартов членов общества.

Правовая основа социального государства

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на , включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же высказывание Б. Н. Ельцина: Берите себе столько власти, сколько сможете проглотить некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и начато внедрение в ряде регионов своих законов, противоречащих Конституции и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства и, в конечном итоге, к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских , общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).
2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.

Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.

Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю.

Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование , обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, в Союзном государстве Белоруссии и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом стало принятие Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: Об основах социальной политики и о государственных социальных стандартах. Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Модели социального государства

Модели социального государства - основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. В условиях демократического устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического (ранее всего в скандинавских странах). Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либерально-консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название открытое общество.

Имеющиеся между ними различия проявляются в:

А) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая - так называемая либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе само выживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий (Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват).

Вторая модель - социально ориентированная - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку. Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20-30-е гг.) Советское государство создало самые передовые системы материальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).

По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого реального социализма, стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства реального социализма, будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития

Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нормативное содержание понятия «социальное государство». Нормативное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа социального государства. Классификация прав человека.

В последнее время для Российской Федерации проблема построения

социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модернизации связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20

Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37

Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции

Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38

Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39

Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопасность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43

Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19

Конституции Российской Федерации).

Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.

Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна условная классификация прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движений XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-

вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.6

Экономические права определяют положение человека как субъекта экономической активности в отношениях собственности, предпринимательства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фиксируют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень потребностей, необходимый для нормального существования и реализации творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а действенность, то есть их практическое применение.

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социальное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того,

«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социального государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

6 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. 616 с.; Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. – 524 с.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Такой важнейшей функции социального государства как охрана здоровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвящена 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских законов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования:

– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

30.12.2001 № 197-ФЗ;

– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении отдельных категорий граждан:

– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения:

– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

5. В сфере здравоохранения:

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

6. В сфере образования:

– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально ориентированных организаций:

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от

23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России. Для примера, более подробно рассмотрим функционал социального государства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере образования.

Темы и вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

2. Понятие, классификация и назначение прав человека.

3. Нормативное содержание понятия «социальное государство».

4. Характеристика содержания социальных и экономических прав человека.

Нормативные источники

1. Всеобщая декларация прав человека.

3. Конституция Российской Федерации (Приложение №1).

4. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федер. закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ.

1. Авдеева, А.В. Регулирование социальных прав личности: проблема реализации положений Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения / А.В. Авдеева // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 6. – С. 38 – 42.

2. Габрелян, Э.В. Конституция и модернизация / Э.В. Габрелян //

Российская юстиция. – 2010. – № 4. – С. 48–49.

3. Гаджиев, Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность / Г.А. Гаджиев // Известия вузов. Правоведение. – 2009. – № 2. – С. 83 – 90.

4. Киминчижи, Е.Н. Статья 55 Конституции Российской Федерации и защита прав граждан в жилищных отношениях / Е.Н. Киминчижи // Социальное и пенсионное право. – 2010. – № 3. – С. 5 – 9.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др. ; под ред. Ю.А. Дмитриева. – М. : Юстицинформ, 2007. –

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : БЕК,

1996. – 524 с.

7. Фадеева, А.А. Доктринальное толкование Конституции / А.А. Фадеева // Российский юридический журнал. – 2011. – № 2. – С. 53 – 58.

8. Честнов, И.Л. Социально-антропологическое измерение прав человека в глобализирующемся мире / И.Л. Честнов // История государства и права. – 2009. – № 13. – С. 33 – 35.

система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Часть вторая этой статьи объясняет основополагающие принципы социальной политики государства как его обязанность труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции РФ основная часть перечисленных принципов социальной политики связана с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ).

При этом к исключительной компетенции РФ отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… социального… развития Российской Федерации» (ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и ее субъектов – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Действующим федеральным законодательством определен целый ряд систем социальной деятельности государства, таких, как охрана здоровья, культура, наука, социально-трудовые отношения, занятость населения, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др. ФЗ определяют общие принципы отношений субъектов социального взаимодействия, содержат нормы прямого действия, ссылки на федеральные законы, в более полном объеме регулирующие пограничные области социальных взаимоотношений, а также требования к органам государственной власти по принятию нормативных правовых актов в развитие отдельных норм закона или разработке новых федеральных законов.

Так, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ потребовал разработки таких ФЗ, как «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». Принятие Трудового кодекса РФ повлекло за собой разработку ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальной часовой ставке оплаты труда», «Об объединениях работодателей», внесение изменений в целый ряд законов и нормативных правовых актов по вопросам организации и охраны труда, занятости населения, деятельности профсоюзов и др. Практически каждый ФЗ, даже содержащий только нормы прямого действия, требует принятия соответствующих актов органов государственной власти от федерального уровня до органов местного самоуправления, которыми будут определены порядок и формы исполнения этих норм.

Основной социальный законопроектный портфель Государственной думы Федерального собрания РФ находится в Комитете по труду и социальной политике. Через него за годы деятельности Госдумы прошло более 500 законов, в том числе и названные выше, и в настоящее время, кроме перечисленных, разрабатываются проекты федеральных законов «Об основах социальной политики в Российской Федерации», «О государственных социальных стандартах» и др.

Другие новости по теме:

  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ОСНОВНЫЕ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

    Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли­фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

    Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

    Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

    Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ­ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

    Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

    Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

    Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам.

    И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода.

    И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред­шественников о политико-правовом устройстве общества, со­здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

    Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

    Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

    Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

    Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра­ва, «отвечающего законам разума».

    Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

    Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

    На протяжении последующих веков идеи правового госу­дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека­ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра­ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре­мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще­ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв­лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол­няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти­пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

    Проблема правового государства в России имеет глубо­кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

    С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за­нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

    Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

    Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе­одального, полицейского государства к буржуазному, основан­ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

    Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе­тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме­ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер­живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

    а) разделением отдельных функций между различными органами;

    б) совместным осуществлением одной и той же функции не­ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

    в) выполнением различных функций одним и тем же орга­ном, но в различном порядке.

    Но этого для обеспечения режима законности мало, пола­гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

    Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод­ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

    Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич­ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга­низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

    Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже­ние в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

    Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

    Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю­чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог­раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

    Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь­ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

    Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

    Возникновение правового государства выражает каче­ственную грань, обозначающую переход от системы тотали­таризма к гражданскому обществу.

    Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

    Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». Но на се­годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх