Почему необходимы специальные гарантии уважения человеческого достоинства. Республика узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка. Уважение достоинства личности

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?

Уважение

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.

По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Анализом понятия «уважение» занимались Кант, Бубер и Левинас.

В психотерапии

Уважение - это установка по отношению к больному. Это относится к обстоятельствам его судьбы и его жизненному статусу, то есть ко всей личности больного и его стратегии борьбы с болезнью.

Уважение к неприкосновенности личности (другого человека и своей) является основой развития терапевтических отношений. Особенно это относится к пациентам, страдающих тяжелыми расстройствами.

В социальной работе

Уважение к людям - важный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы.

В праве

Уважение государственного суверенитета

Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Данный принцип закреплён Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Уважение достоинства личности

Уважение достоинства личности, прав и свобод человека - прямая обязанность всякого государства. При этом человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, что также обеспечивается мерами государственной поддержки.

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Подобный принцип закреплён и в конституциях многих других государств мира. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. Статьёй 110-с Конституции Норвегии предусмотрено, что обязанностью государственной власти признаётся уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом. В соответствии с абзацем 3 ст. 33 Конституции КНР государство уважает и обеспечивает права человека. Статьёй 10 Конституции ЮАР установлено, что каждый имеет неотъемлемое достоинство и право на уважение и защиту своего достоинства. И т. д.

Конкретизация принципа уважения достоинства личности производится в текущем законодательстве.

Так, согласно ст. 9 - «Уважение чести и достоинства личности» - УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1); никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2).

Органы полиции также обязаны осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества возложена и на сотрудников ФССП России.

Примечания

  1. 1 2 3
  2. 1 2 3 4
  3. Уважение // А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)
  4. Уважение к людям // Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
  5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Тираж 60 000 экз. - ISBN 5-86225-578-8. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - С. 712-713.
  6. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук
  7. Кашепов В. П. Комментарий к ст. 21 Конституции РФ//Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Издательство БЕК, 1996. ISBN 5-85639-159-4; ISBN 3-406-41136-3
  8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1
  9. Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с
  10. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33
  11. Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10
  12. Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5
  13. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2

Ссылки

  • Уважение // В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  • Уважение // Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
  • Respect (англ.) // Stanford encyclopedia of philosophy
  • Respect - What it is, Where it comes from, Difference between fear, obedience and respect (англ.)
  • respectresearchgroup.org (англ.)
Категории:
  • Межличностные отношения
  • Философские термины
  • Этика

уважать это:

уважать уважа́ть глаг. , нсв. , употр. часто Морфология: я уважа́ю , ты уважа́ешь , он/она/оно уважа́ет , мы уважа́ем , вы уважа́ете , они уважа́ют , уважа́й , уважа́йте , уважа́л , уважа́ла , уважа́ло , уважа́ли , уважа́ющий , уважа́емый , уважа́вший , уважа́я 1. Если вы уважаете кого-то, то это означает, что вы относитесь с почтением к этому человеку, признаёте его положительные качества, прислушиваетесь к его советам и т. п.

Уважать старших, родителей. | Уважать кого-то за мужество, честность, верность долгу. Уважать в человеке личность.

2. Если вы уважаете чьи-либо чувства, убеждения и т. п., то это означает, что вы по отношению к этому человеку ведёте себя осторожно, предусмотрительно, считаетесь с его чувствами, убеждениями.

Уважать чувства близких. | Уважать человеческое достоинство.

3. Если вы уважаете чьи-либо порядки, обычаи, то это означает, что вы их не нарушаете, относитесь к ним серьёзно.

Уважать правила, законы гостеприимства. | Уважать чужую веру.

4. Если вы уважаете закон , то это означает, что вы его соблюдаете, не нарушаете его, ведёте себя так, как этот закон предписывает.

Уважать законы государства. | Уважать право собственности. | Уважать авторские права. | Государства участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга.

5. Если вы говорите, что кто-то уважает какое-то вкусное блюдо, то это означает, что этому человеку это блюдо очень нравятся; разговорный стиль.

Водочку я крепко уважаю! | Ты огурчики солёные уважаешь?

уважи́тельный прил.

Уважительный тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать?

Александра

Зайди на сайт. Не пожалеешь. http://www.mg42.info/ehre.htm
Фразу взяла там. Согласна.
Любя, ты стремишься делать любимому человеку добро. Уважая, ты признаешь за ним право самому решать в каждом случае, что же для него есть это самое “добро”.

Мне бы твои уста

Ну. если Вы до сих пор не знаете,
что такое уважать (?!) то как же Вы
хотите, чтобы Вас уважали, ценили,
дорожили Вами и Вашим мнением?!
Срочно начинайте с себя. Как вы пятую
Заповедь исполняете?" Чти отца и матерь
твою - да продлятся дни твои на земле. "

Пользователь удален

привет)))
очень сложный вопрос может быть для тебя, хотя и для многих...
уважать - это значит видеть в человеке то что тебе нравится и ты стремишься к этому...
есть понятие... я уважаю его (стоит перед убитым врагом)-мучинам это более понятно.
это слово больше подходит мужчинам - женщина должна любить...
в любом случае понятие уважение как слово - это протеворечивое понятие, типа я люблю и ненавижу... но люблю больше - вылезает уважение...
Точное понимание - вым нравится человек, но и не нравится, но нравится больше.проявляется сильнее если он (человек) затронул ваш инстинкт самосахронения- в втвою пользу...
немного поразмыслил)))

Как объяснить словами, что такое УВАЖЕНИЕ???!

Тихоня

Уважение - это позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности» , позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.

& L i d i a ~ v e l i k s a r ~

Уважение - это прежде всего уважение к своему прошлому. И к своему будущему. Как вы относитесь к старшему поколению, так младшее будет относится к вам
Такого уважения в нашем обществе очень мало... .
---
Ученые выяснили, что если вас окружает почет и уважение, а встречные девушки постоянно улыбаются, то это замедляет старение организма и скинет с вашего возраста один-другой...

Серый

Уважение. . Хм. . Слово эт хорошее. Но уважение бываеть разное - к себе, к чулувеку, к процессу, к.. Да много к чему могёть быть)) А ежели в целом. . Уважение. .
Эмоция, физическое почти ощущение к чему-либо, к кому-либо с чем как минимум хочеццо быть на равне))) И что со всех сторон оцениваеццо положительно)))

Ну непросто мне описАть ощущения енти)))

Простые вещи

Применительно к личности человека.
Уважение есть признание его права быть отдельной личностью. Когда ты допускаешь наличие у него отличного мнения, права на совершение поступков, позволяешь ему быть таким, какой он есть.

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

1. в Уважение человеческого достоинства - это правовое положение, согласно которому должностные лица государственных органов, осуществляющих уголовное производство, обязаны относиться с уважением к каждой личности, которая привлекается к производству.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства, поскольку оно является морально-этической категорией и одновременно личным неимущественным правом, которому закон придает значение самостоятельного объекта судебной защиты.

В судебной практике под достоинством понимают признание ценности каждого физического лица как уникальной біопсихосоціальної ценности (п. 4 ППВС от 27 февраля 2009 года № 1 "О судебной практике по делам о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица").

2. Консптгушя1, что признает достоинство одной из высших социальных ценностей в Украине (ст. 3), декларирует, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах (ст. 21), и что каждый имеет право на уважение его достоинства (ст. 28); международные правовые акты, ратифицированные Украиной, в частности: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 5); МПГПП от 16 декабря 1966 года (ст. 7 и ст. 10); ЕКПЧ (ст. 3); Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; УПК (ст. 11).

Право на уважение к достоинству закреплено и в ГК. В частности, достоинство признано личным неимущественным благом (ст. 201) и задекларировано право на уважение и неприкосновенность "достоинства и чести" физических лиц (ст. 297).

3. Положения, раскрывающие содержание этой основы в уголовном производстве:

o во время уголовного производства должна быть обеспечена уважение человеческого достоинства, прав и свобод каждой личности. Следователь, прокурор, следственный судья, судья, другие должностные лица правоохранительных и судебных органов обязаны вести себя с участниками уголовного производства таким образом, чтобы не унижать их достоинство. В уголовном процессуальном законе на обязанность обеспечивать право на достоинство личности во время следственных (розыскных) действий прямо указано только в нормах, регламентирующих следственный эксперимент (ч. 4 ст. 240 УПК) и освидетельствование (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако это не означает, что во время других процессуальных действий указано право лица можно игнорировать. Поскольку уважение человеческого достоинства закреплена в уголовном процессуальном законе (ст. 11 УПК) как принцип уголовного производства, она подлежит применению при проведении всех процессуальных действий и принятия всех процессуальных решений;

o запрещается во время уголовного производства подвергать человека пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию, прибегать к угрозам применения такого поведения, удерживать человека в унизительных условиях, принуждать к действиям, которые унижают его достоинство.

"Пытки" означает любое действие, которым лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или с их молчаливого согласия (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания).

Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания" должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по мере возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного человека в условиях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные принизить или оскорбить их, сломать их физическое или моральное сопротивление (Примечание к Своду принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или аресту в любой форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года).

Актами жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения является лишение сна, питания и воды, много часовое стояние у стены, одевание капюшона, содержание в помещении с постоянным и громким звуком или в подвале, где человек рискует подвергнуться опасности нападения крыс, развод матери с младенцем, помещение здорового человека в психически больных и т.п.

Такими, которые унижают достоинство человека, являются такие действия, как принуждение есть несъедобные вещества, выставление обнаженного человека на обозрение других людей, принуждение одеваться так, чтобы это вызвало насмешки, и т.д.

Определение уголовно наказуемого пытки дано в ст. 127 УК.

Уголовное процессуальное законодательство содержит существенные гарантии соблюдения права человека не быть подвергнутой пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению. Так, Конституция устанавливает, что обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем (ст. 62). В УПК это положение конкретизировано в ч. 2 ст. 87, согласно которой доказательства, полученные в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения, через существенное нарушение прав человека и основополагающих свобод, являются недопустимыми. Статьей 373 УК установлена уголовная ответственность для работников органов досудебного расследования за такие незаконные действия;

o запрещается добиваться показаний подозреваемого и других лиц, которые принимают участие в уголовном производстве, путем других незаконных мер; шантажа, обещаний предоставить льготы, подкупа и т.п.;

o каждый имеет право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные во время осуществления уголовного производства. Выбор способа защиты своего достоинства, прав, свобод и интересов, нарушенных во время осуществления уголовного производства, принадлежит участнику производства, который считает нужным их защитить. Участники уголовного судопроизводства вправе использовать уголовные процессуальные средства защиты ценностей, в частности: обжалование; заявления ходатайств и отводов и т.п.;

o обязанность следственного судьи во время любого судебного заседания зафиксировать заявление лица о применении к ней насилия и принять меры к организации ее проверки (ч. 6 ст. 206 УПК);

o во время подготовки и проведения мероприятий по контролю за совершением преступления запрещается влиять на поведение лица насилием, угрозами, шантажом (ч. 3 ст. 271 УПК);

o нарушение запрета подвергать человека пыткам и другом незаконном обращению (ч. 2 ст. 11 УПК) может влечь уголовную ответственность. Это может иметь место в случаях, когда в действиях следователя, прокурора как должностных лиц есть состав уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 365 "Превышение власти или служебных полномочий" УК. Превышение служебных полномочий следователя, прокурора заключается в совершении действий (истязание и т.п.), которые никто не имеет права выполнять или разрешать (п.п. "г" абз. 2 п. 5 ППВС от 26 декабря 2003 года № 15 "О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий").

Согласно п. 3 примечания к ст. 364 УК жаль, если он заключается в причинении материальных убытков, признается существенным при условии, что она в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, то вопрос о ее существенность решается с учетом конкретных обстоятельств уголовного производства. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией или другими законами прав и свобод человека и гражданина. Например, задача существенного вреда здоровью, чести человека, подрыв авторитета и престижа органов досудебного расследования, прокуратуры и суда;

o во время производства следственных (розыскных) действий запрещается осуществление действий, опасных для жизни и здоровья их участников. Этот запрет сформулирован законодателем в УПК только по 2 следственных действий: 1) следственного эксперимента - в отношении жизни и здоровья (ч. 4 ст. 240 УПК); 2) освидетельствование - по здоровью (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако, исходя из конституционной нормы о том, что жизнь и здоровье человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, запрет на осуществление действий, которые являются опасными для жизни и здоровья, распространяется на все следственные (розыскные) действия. Проводя следственную (розыскной) действие, следователь, прокурор должны принять меры к обеспечению безопасности причинения вреда жизни или здоровью его участников;

o освидетельствования, сопровождающегося обнажением освидетельствованной лица, осуществляется лицами того же пола, с участием понятых того же пола, за исключением его проведения врачом и с согласия лица, освідується. Следователь, прокурор не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажать лицо, подлежит освидетельствование (ч. 2 ст. 241 УПК);

o в случае необходимости предотвратить разглашение обстоятельств, которые унижают достоинство лица, следователь судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании на протяжении всего судебного разбирательства или его отдельной части (ч. 2 ст. 27 УПК);

o получение доказательств в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения является существенным нарушением прав человека и основополагающих свобод и влечет признания судом доказательств недопустимыми (п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК).

4. Исключения из основы:

o термином "пытки" не охватываются боль или страдание, возникшие вследствие только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания);

o право человека без его свободного согласия не быть подвергнутой опытам (ч. 3 ст. 28 Конституции), что является одной из составляющих принципах уважения человеческого достоинства, в уголовном производстве может быть ограничено во время проведения следственного эксперимента путем воспроизведения действий, обстановки, обстоятельств определенного события, проведение необходимых опытов или испытаний (ч. 1 ст. 240 УПК).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх