Право на уважение человеческого достоинства. Права в сфере образования Право на уважение человеческого достоинства

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке , желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.

Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).

В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.

1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.

2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.

3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА

В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.

Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков , злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ).Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.

Справедливость в здравоохранении.

Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.

Легитимность законов и обязательств.

Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность ».

Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.

Требование беспристрастности

основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.

Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.

Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.

Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.

Верность партнеров принятым на себя обязательствам.

Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).

Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».

Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых . Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.

Павел Тищенко

Уважение

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.

По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Анализом понятия «уважение» занимались Кант, Бубер и Левинас.

В психотерапии

Уважение - это установка по отношению к больному. Это относится к обстоятельствам его судьбы и его жизненному статусу, то есть ко всей личности больного и его стратегии борьбы с болезнью.

Уважение к неприкосновенности личности (другого человека и своей) является основой развития терапевтических отношений. Особенно это относится к пациентам, страдающих тяжелыми расстройствами.

В социальной работе

Уважение к людям - важный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы.

В праве

Уважение государственного суверенитета

Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Данный принцип закреплён Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Уважение достоинства личности

Уважение достоинства личности, прав и свобод человека - прямая обязанность всякого государства. При этом человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, что также обеспечивается мерами государственной поддержки.

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Подобный принцип закреплён и в конституциях многих других государств мира. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. Статьёй 110-с Конституции Норвегии предусмотрено, что обязанностью государственной власти признаётся уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом. В соответствии с абзацем 3 ст. 33 Конституции КНР государство уважает и обеспечивает права человека. Статьёй 10 Конституции ЮАР установлено, что каждый имеет неотъемлемое достоинство и право на уважение и защиту своего достоинства. И т. д.

Конкретизация принципа уважения достоинства личности производится в текущем законодательстве.

Так, согласно ст. 9 - «Уважение чести и достоинства личности» - УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1); никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2).

Органы полиции также обязаны осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества возложена и на сотрудников ФССП России.

Примечания

  1. 1 2 3
  2. 1 2 3 4
  3. Уважение // А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)
  4. Уважение к людям // Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
  5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Тираж 60 000 экз. - ISBN 5-86225-578-8. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - С. 712-713.
  6. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук
  7. Кашепов В. П. Комментарий к ст. 21 Конституции РФ//Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Издательство БЕК, 1996. ISBN 5-85639-159-4; ISBN 3-406-41136-3
  8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1
  9. Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с
  10. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33
  11. Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10
  12. Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5
  13. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2

Ссылки

  • Уважение // В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  • Уважение // Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
  • Respect (англ.) // Stanford encyclopedia of philosophy
  • Respect - What it is, Where it comes from, Difference between fear, obedience and respect (англ.)
  • respectresearchgroup.org (англ.)
Категории:
  • Межличностные отношения
  • Философские термины
  • Этика

уважать это:

уважать уважа́ть глаг. , нсв. , употр. часто Морфология: я уважа́ю , ты уважа́ешь , он/она/оно уважа́ет , мы уважа́ем , вы уважа́ете , они уважа́ют , уважа́й , уважа́йте , уважа́л , уважа́ла , уважа́ло , уважа́ли , уважа́ющий , уважа́емый , уважа́вший , уважа́я 1. Если вы уважаете кого-то, то это означает, что вы относитесь с почтением к этому человеку, признаёте его положительные качества, прислушиваетесь к его советам и т. п.

Уважать старших, родителей. | Уважать кого-то за мужество, честность, верность долгу. Уважать в человеке личность.

2. Если вы уважаете чьи-либо чувства, убеждения и т. п., то это означает, что вы по отношению к этому человеку ведёте себя осторожно, предусмотрительно, считаетесь с его чувствами, убеждениями.

Уважать чувства близких. | Уважать человеческое достоинство.

3. Если вы уважаете чьи-либо порядки, обычаи, то это означает, что вы их не нарушаете, относитесь к ним серьёзно.

Уважать правила, законы гостеприимства. | Уважать чужую веру.

4. Если вы уважаете закон , то это означает, что вы его соблюдаете, не нарушаете его, ведёте себя так, как этот закон предписывает.

Уважать законы государства. | Уважать право собственности. | Уважать авторские права. | Государства участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга.

5. Если вы говорите, что кто-то уважает какое-то вкусное блюдо, то это означает, что этому человеку это блюдо очень нравятся; разговорный стиль.

Водочку я крепко уважаю! | Ты огурчики солёные уважаешь?

уважи́тельный прил.

Уважительный тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать?

Александра

Зайди на сайт. Не пожалеешь. http://www.mg42.info/ehre.htm
Фразу взяла там. Согласна.
Любя, ты стремишься делать любимому человеку добро. Уважая, ты признаешь за ним право самому решать в каждом случае, что же для него есть это самое “добро”.

Мне бы твои уста

Ну. если Вы до сих пор не знаете,
что такое уважать (?!) то как же Вы
хотите, чтобы Вас уважали, ценили,
дорожили Вами и Вашим мнением?!
Срочно начинайте с себя. Как вы пятую
Заповедь исполняете?" Чти отца и матерь
твою - да продлятся дни твои на земле. "

Пользователь удален

привет)))
очень сложный вопрос может быть для тебя, хотя и для многих...
уважать - это значит видеть в человеке то что тебе нравится и ты стремишься к этому...
есть понятие... я уважаю его (стоит перед убитым врагом)-мучинам это более понятно.
это слово больше подходит мужчинам - женщина должна любить...
в любом случае понятие уважение как слово - это протеворечивое понятие, типа я люблю и ненавижу... но люблю больше - вылезает уважение...
Точное понимание - вым нравится человек, но и не нравится, но нравится больше.проявляется сильнее если он (человек) затронул ваш инстинкт самосахронения- в втвою пользу...
немного поразмыслил)))

Как объяснить словами, что такое УВАЖЕНИЕ???!

Тихоня

Уважение - это позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности» , позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.

& L i d i a ~ v e l i k s a r ~

Уважение - это прежде всего уважение к своему прошлому. И к своему будущему. Как вы относитесь к старшему поколению, так младшее будет относится к вам
Такого уважения в нашем обществе очень мало... .
---
Ученые выяснили, что если вас окружает почет и уважение, а встречные девушки постоянно улыбаются, то это замедляет старение организма и скинет с вашего возраста один-другой...

Серый

Уважение. . Хм. . Слово эт хорошее. Но уважение бываеть разное - к себе, к чулувеку, к процессу, к.. Да много к чему могёть быть)) А ежели в целом. . Уважение. .
Эмоция, физическое почти ощущение к чему-либо, к кому-либо с чем как минимум хочеццо быть на равне))) И что со всех сторон оцениваеццо положительно)))

Ну непросто мне описАть ощущения енти)))

Простые вещи

Применительно к личности человека.
Уважение есть признание его права быть отдельной личностью. Когда ты допускаешь наличие у него отличного мнения, права на совершение поступков, позволяешь ему быть таким, какой он есть.

1. В комментируемой статье нашли воплощение положения Конституции Украины, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3), никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 28); каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55); каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68).

Положение ч. 1 комментируемой статьи в общих чертах воспроизводят содержание концептуальных основ, содержащихся в преамбулах ЗДПР и МПГПП, согласуются со ст. 3 КЗПЛ, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, чем и обусловливают соответствие международным стандартам защиты прав человека в уголовном производстве.

Положения статьи, коммент, направленные на защиту личности, ее чести и достоинства, прежде всего от любых злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в уголовном производстве властными полномочиями, позволяющими им применять в отношении участников уголовного процесса меры обеспечения уголовного производства, в том числе и меры, совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод человека.

В то же время эта статья предусматривает обязанность органов и должностных лиц, ведущих уголовное производство, принимать меры к обеспечению уважения человеческого достоинства, прав и свобод одних участников процесса от посягательств других.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства. Традиционно под ней понимают морально-этическую категорию, что означает уважение и самоуважение человеческой личности, неотъемлемой и неотчуждаемой свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ей от рождения независимо от того, как она сама и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В свое время Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 27 февраля 2009 г. № 1 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица»: растолковал, что во достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной био-психо-социальной ценности. С честью связывается положительная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле.

Права и свободы человека, о которых говорится в статье, это определенные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его нормального существования и развития в конкретно историческом социуме, объективно обусловлены достигнутым уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех людей. Все основные права человека, предусмотренные в разделе II Конституции Украины, являются взаимозависимыми, взаимосвязанными и неделимыми, но в уголовном производстве беспрекословно прежде всего должны быть обеспечены право на жизнь и здоровье (статьи 3, 27 Конституции Украины), уважение достоинства (статьи 3, 28 Конституции Украины), на свободу и личную неприкосновенность (статьи 29 Конституции Украины), на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (статьи 3031 Конституции Украины), на невмешательство в личную и семейную жизни (ст. 32

Конституции Украины). Именно эти права является материальной основой и предпосылкой осуществления любых других прав.

2. В уголовном производстве недопустимы любые проявления пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или наказания, угрозы применения такого поведения, содержание лица в унизительных условиях, принуждение к действиям, которые унижают человеческое достоинство.

В национальном законодательстве термин «пытки» определен как умышленное причинение сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучений или других насильственных действий с целью принудить потерпевшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признания, или с целью наказать его или иное лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц (см. ст. 127 УК).

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вводит свое определение, согласно которому «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, что основывается на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или по их молчаливого согласия. В этот срок не включаются боль или страдания, вызванные только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного лица в условиях, лишают ее, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные унизить или оскорбить ее, сломить его физическое или моральное сопротивление (см.: Примечание к Принцип 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению каким-либо образом, утвержденного резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.).

Жестокими и оскорбляющими личное достоинство, необходимо считать действия, которые наносят лице особого физической боли или нравственных страданий. Как отметил ГВСУ в постановлении от 26 декабря № 15 «О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий» "они могут заключаться в противоправном применении специальных средств (наручники, резиновые дубинки, ядовитые газы, водометы и т.п.), длительном лишении человека пищи, воды, тепла, оставлении ее во вредных для здоровья условиях, использовании огня, электротока, кислоты, щелочи, радиоактивных веществ, ядов, а также в унижении чести, достоинства, причинении душевных переживаний, глумлении т.д. ».

В решении по делу «Михеев против Российской Федерации» от 26 января 2006 ЕСПЧ констатировал, что во время нахождения в отделении милиции заявитель был подвергнут представителями государства жестокому обращению с целью получения показаний, в которых он признавал бы себя виновным в совершении преступления или информации о преступлении, в котором его подозревали. Жестокое обращение, примененное к нему, вызвало настолько тяжелые психические и физические страдания, что заявитель совершил попытку самоубийства, результатом которой стала полная физическая недееспособность. Учитывая критерий жестокости и особенно цель жестокого обращения, ЕСПЧ пришел к выводу, что жестокое обращение в данной ситуации было пыткой в??свете ст. 3 КЗПЛ.

Данная статья является одной из общих принципов уголовного судопроизводства, имеет воплощение в положениях, касающихся отдельных уголовно-процессуальных процедур. В частности, следственный судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании в случае необходимости предотвратить разглашения сведений о личной и семейной жизни или обстоятельств, которые унижают достоинство лица (п. 3 ч. 2 ст. 27 УПК) получения доказательств вследствие пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения влечет признание их недопустимыми (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК), проведение следственного эксперимента допускается при условии, при этом не создается опасность для жизни и здоровья лиц, принимающих в нем участие, или окружающих, не унижаются их честь и достоинство, не наносится вред (ч. 4 ст. 240 УПК), при освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают честь и достоинство или опасные для его здоровья (ч. 4 ст. 241 УПК); перед решением вопроса о передаче осужденного для отбывания наказания с Украиной в иностранное государство последняя должна предоставить гарантии того, что осужденный не будет подвергнут пыткам, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 606 УПК) и т.д..

3. Этой статьей каждому предоставляется право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные при осуществлении уголовного производства. Положения этой части статьи корреспондирует гарантиям, которые содержатся в ч. 5 ст. 55 Конституции Украины.

Под средствами защиты в контексте статьи следует понимать право лица на все формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство, право обращения в суд, органы государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. В частности, решение действия или бездеятельность органов досудебного расследования, прокурора, следователя судьи во время досудебного расследования могут быть обжалованы лицом в соответствии с требованиями гл. 26 УПК; судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в апелляционном порядке (гл. 31 УПК); приговоры и другие решения после их пересмотра в апелляционном порядке, а также определены в законе решения суда апелляционной инстанции также могут быть обжалованы в кассационном порядке (гл. 32 УПК). Согласно Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной

Рады Украины по правам человека, а после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (части 3, 4 ст. 55).

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх