Практические работы по теории государства и права. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "теория государства и права". Что является предметом теории государства и права

Настоящий практикум по дисциплине «Теория государства и права» представляет собой учебно-методический комплекс и вместе с ангорским теоретическим курсом (учебным пособием) составляет органическое единство. Данный практикум включает: программу учебной дисциплины, список литературы, рекомендуемой для углубленного изучения дисциплины, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, а также перечень классических трудов и учебных курсов по теории государства и права; планы семинарских занятий (проблемно-практические задания к ним) и курсовых работ с методическими рекомендациями по их проведению и выполнению; тесты, практические задания, проблемные ситуации; темы и методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий студентов и проведению деловых (ролевых) и иных имитационных игр по дисциплине; методические рекомендации по проведению учебно-практических семинаров.
Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, специальностей, направлений подготовки.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие «качество» толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуг и пр.) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия феде-ральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО 9001, в котором определяется, что качество представляет собой «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I Учебно-программный блок дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» 5
§ 1.1. Критерии качества рабочей программы дисциплины 5
§ 1.2. Аннотация рабочей программы «Теория государства и права» 8
§ 1.3. Цели освоения дисциплины 9
§ 1.4. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 9
§ 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 11
§ 1.6. Содержание дисциплины 12
Предмет и методы теории государства и права 12
Возникновение и развитие теории государства и права 13
теория государства и права 15
теория права 19
Глава 2 Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «Теория государства и права 29
Раздел II Практический блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Практико-ориентированное обучение по дисциплине «Теория государства и права» 33
Глава 2 Цель и содержание практического курса 35
1.1. Общая характеристика теории государства и права 37
1.2. Происхождение государства и права 39
1.3. Общая характеристика государства 40
1.4. Форма государства 42
1.5. Функции и механизм государства 45
1.6. Государство и политическая власть 47
1.7. Политическая система. Гражданское общество. Самоуправление 49
1.8. Правовое государство 51
1.9. Общая характеристика права. Типы правопонимания 53
1.10. Норма права. Толкование права 56
1.11. Источники и форма права. Нормативно-правовые акты 60
1.12. Правовые отношения 64
1.13. Правовая система и система права 68
1.14. Реализация права 68
1.15. Правонарушение и юридическая ответственность 70
1.16. Сущность правосознания 73
1.17. Законность и правопорядок 75
Раздел III Методико-технологический и организационно-иновационный блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Инновационные формы и технологии обучения. Фонды оценочных средств 77
1.1. Инновации в образовательной процессе 77
1.2. Модульная организация практико-ориентированного обучения 81
1.3. Фонды оценочных средств 82
Глава 2 Тематика курсовых и методических указаний по их выполнению 83
2.1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов) 83
2.2. Темы курсовых работ (проектов). Методические рекомендации к ним 87
Тема 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 87
Тема 2
Правовое сознание в условиях обновления российского общества 91
Тема 3
Механизм правового регулирования 93
Тема 4
Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства 95
Тема 5
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования
Тема 6
Взаимодействие норм права и нравственности 97
Тема 7
Основные понятия о государстве 100
Тема 8
Нетипичные формы правления: история и современности 108
Тема 9
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека 111
Тема 10
Политический режим как элемент формы государства 113
Тема 11
Основные понятия о праве 121
Тема 12
Правовое государство: проблемы теории 123
Тема 13
Понятие юридической нормы 126
Тема 14
Соотношение права и экономики 127
Тема 15
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 136
Тема 16
Личность в политической системе российского общества 137
Тема 17
Государство в политической системе общества 150
Тема 18
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества 155
Тема 19
Правовые отношения 156
Тема 20
Государство и общество: соотношение понятий 158
Тема 21
Нормативные акты. Конституция России - основной нормативный акт 160
Тема 22
Механизм государства 161
Тема 23
Применение норм права 162
Тема 24
Функции государства: теоретические аспекты 163
Тема 25
Источник права: история и современность 165
Тема 26
Система законодательства: общее и особенное 168
Тема 27
Понятие, структура и направления обеспечения 169
Тема 28
Правовые презумпции и юридические фикции 171
Тема 29
Пробелы в российском праве: причины возникновения, способы преодоления и устранения пробелов 173
Тема 30
Коллизии в российском праве 176
2.3. Правила оформления письменных работ 178
2.4. Критерии оценивания курсовых работ 185
Глава 3 Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 186
Часть 1. Теория государства 187
1. Предмет и методология общей теории государства и права. Вопросы происхождения государства и права 187
2. Типология, формы, функции государства. Государственная власть 194
3. Политическая система. Механизм государства 204
4. Правовое государство 208
Часть 2. Теория права 211
1. Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание, и функции права. Типы правопонимания 211
2. Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем 218
3. Система права. Правотворчество. Правовые отношения 226
4. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура 223
Глава 4 Практические задания для организации и проведения контрольных (модульных) срезов 240
Тема 1
Происхождение государства. Понятие государства 240
Тема 2
Форма государства 245
Тема 3
Функции и механизм государства 254
Тема 4
Государство и политическая власть 261
Тема 5
Политическая система 263
Тема 6
Правовое государство 270
Глава 5
Применение темы и проблематики коллоквиумов, круглых столов и деловых (ролевых) игр 273
Глава 6
Перечень тем индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению 286
Глава 7
Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения и методические указания по их выполнению 288.

(для подготовки к экзамену)

1. Определите вид толкования по объему:

1)«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

2. Определите вид данной нормы права по различным основаниям:

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

3. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М. Отиино, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако большая семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

4. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке К. перочинным ножом нанес ранение в руку Н. После значительной потери крови Н. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели в результате к смерти Н.

Что, по Вашему мнению, явилось причиной этого результата? Кого следует привлечь к ответственности за смерть Н.?

5. В скверике на скамейке сидела пожилая женщина со своим четырехлетним внуком. В это время подошла компания молодых людей и, сев напротив, стала громко беседовать и смеяться. Пожилая женщина обратилась к ним с просьбой, чтобы они говорили тише, либо ушли в другое место, так как громкие разговоры ее раздражают. Молодые люди отказались выполнить просьбу. Можно ли расценить поведение молодых людей как нарушение общественного порядка? Как бы Вы разрешили этот конфликт?



6. Определите, в какой форме могут быть реализованы нормы, содержащиеся в приведенных ниже статьях?

1) ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»;

2) ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

7. Ознакомьтесь с текстами нормативных правовых актов. С какими социальными нормами и как соотносятся закрепленные в них правовые нормы?

1) часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

2) часть 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

8. В какой форме может быть реализовано данное нормативное предписание? Часть 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния».

9.Выделите в предложенном нормативном предписании гипотезу и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (…); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (Семейный кодекс РФ, ст.14).

10. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Статья 7.27 КоАП РФ: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

11. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Часть 1 ст. 72 ТК РФ: «Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника».

12. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

п. 1 ст. 689 ГК РФ: «По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором».

13. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании пункта 1 части 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы; …».

14. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

часть 2 ст. 170.1 УК РФ: «Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового».

15. Назовите объекты правоотношений, урегулированные данной нормой права?

ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения)».

16. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

17. Изучите предложенную статью нормативного правового акта. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права:

часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

18. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

19. Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Теленца правомерным? Если является правомерным, то определите его вид.

«Бригадир механического завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Теленцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Теленцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки».

20. Изучите предложенную статью закона. Определите объективную сторону правонарушения:

Часть 1 статьи 127.1 УК РФ: «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение –наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет».

21. Изучите предложенную статью закона. Определите субъективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 128.1 УК РФ: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов».

22. Рассмотрите правовую ситуацию. Проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки и дайте оценку (квалификацию) содеянного:

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что авария не произойдет, так как он опытный водитель. Однако он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места происшествия, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

23. Изучите предложенную статью закона. Определите объект и объективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

24. Изучите предложенную статью закона и определите ее вид толкования по объему:

Часть 4 ст. 354 УПК РФ: «Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю».

25. Сколько норм права содержится в предложенной статье нормативного правового акта, и какова их видовая принадлежность по различным основаниям?

Статья 40 Семейного кодекса РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

26. Определите: сколько норм права содержится в статье нормативного правового акта и их видовую принадлежность по различным основаниям.

Пункт 1 ст. 233 ГК РФ: «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

27. Определите субъекта правонарушения:

Статья 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

28. Определите вид и объясните значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ рассмотрение федерального закона в Совете Федерации, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ разъясняется, что «если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совете Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».

29. Определите санкцию нормы права и ее видовую принадлежность по различным основаниям.

Часть 1 ст. 163 УК РФ: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

30. Рассмотрите правовую ситуацию:

Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала.

Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

31. Рассмотрите правовую ситуацию: Гражданин Иванов вышел из дома и не вернулся. У него имеется супруга и двое несовершеннолетних детей. Двухкомнатная квартира, в которой проживает семья Ивановых, была приобретена Ивановым до брака и является его собственностью. Супруга Иванова обратилась в органы внутренних дел с заявлением о розыске ее мужа, однако проведенные оперативно-розыскные мероприятия положительного результата не дали. Для того, чтобы продолжать проживать в квартире Иванова, его жене и детям необходимо вступить в права наследования.

Какое средство (прием) юридической техники необходимо применить к данной ситуации, чтобы внести в нее правовую определенность? Охарактеризуйте данное средство (прием) юридической техники.

32. Рассмотрите правовую ситуацию:

Смирнова из окна своей квартиры, находящейся на пятом этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Петровой, проходившей по улице. В результате полученной травмы Петрова лишилась глаза.

Виновна ли Смирнова в наступивших последствиях? Если да, то какова форма ее вины? Охарактеризуйте все элементы состава данного деяния.

33. Рассмотрите правовую ситуацию:

Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому в данном случае должен обратиться потерпевший?

34. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (Уголовный кодекс РФ, ст. 105).

35. Определите вид толкования по объему.

1) «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

2) «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

36. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ГК РФ ст.503 ч.1).

37. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (Конституция РФ, ст. 46 ч.1).

38. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

39. Примените необходимый способ толкования нормативного предписания: Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

«Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года».

40. Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

Задача 1
Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукашев криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к специальной юридической науке.
По мнению же студента Антонова криминалистика относится к специальной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой.
Кто их них прав?
Задача 2
Что такое объект и предмет науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки?
Задача 3
Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.
Задача 4
Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Задача 5
Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминируюуюфнкцию тории гсударства и права?
Задача 6
Дайте определение метода теории государства и права и раскройте связь предмета и метода этой науки.
и т.д

Введение (выдержка)


Задача 17
Общественное объединение «Первоздание» в своих программных положениях предполагает отказ человеческого сообщества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возвращение же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку общественного развития.
Сформулируйте свою позицию по поводу этой программы.
Ответ:
Мне кажется, что эта программа носит утопический характер. Невозможно вернуться к старому, когда государство и общество развивается вперед.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были бы в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства, оно стимулирует развертывание современного государства – возрастание его роли в жизни общества.
На основании вышеизложенного – возврат к общинному строю невозможен. Наоборот, дальнейшее развитие НТП предполагает повышение значимости и уровня развития государства.

Задача 18
Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Ответ: Господство теологического подхода к трактовке происхождения государства объясняется тем, что с древних времен для людей был важен постулат: «вся власть от бога». Бог сотворил все живое, в том числе и сотворил государство. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.
Эта концепция играла такую идеологическую функцию – как повиновение власти. Божественное происхождение государства придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Основные правила поведения в обществе – не убей, не укради, поступай так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и т.д. – имеют религиозное обоснование. Их необходимо соблюдать, так как это закреплено в Библии. То есть, система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом, отражена в библии – законе от Бога. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.
Я считаю, что неправомерно однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера. Данная концепция происхождения государства не лишена полностью значения. Так, придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Кроме того, эта теория отражала определенные реальности а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Шпаргалка:
Ответы на вопросы итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521500(080500.62) – «Менеджмент». Современная Государственная Академия

Дипломная работа:
ПРИЛОЖЕНИЯ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА К РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Основная часть (выдержка)

Задача 52
Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:
1. Санкция;
2. Превенция;
3. Диспозиция;
4. Гипотеза.
Ответ:
Элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения – диспозиция.
Обоснование: исходя из понятий элементов нормы.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:
1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Задача 54
Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился.
В какой период жизни Красин обладал правоспособностью?
Ответ:
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью.
Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста.
Задача 55
Как соотносятся категории «субъект права» и «субъект правоотношения»?
Приведите примеры.
Ответ:
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. То есть субъект права, обладая правосубъектностью – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений – становится участником правоотношений.
Значит, субъекты правоотношений – это субъекты права, которые используют свою праводееспособность.
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Примеры:
1. Субъект права - гражданин. Гражданин заключил сделку купли-продажи, реализовал свою право и дееспособность, став при этом участником гражданского правоотношения.
2. Субъект права - организация. Юридическое лицо – ЗАО – провело дополнительное эмиссию ценных бумаг, при этом ЗАО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
3. Субъект права – организация. Государственный орган – Администрация НСО объявило конкурс на заключение договора поставки для нужд НСО. При этом Администрация НСО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
Задача 56
В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Ответ:
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.
Выделяют такие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вил систематизации;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Значит, в случае описном в задаче, имела место инкорпорация.

Заключение (выдержка)

Задача 65
Определите в каких случаях наступает дисциплинарная ответственность:
1. А/ Использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
Б/ Повреждение по халатности во время работы прибора;
В/ Невыполнение обязанностей по воспитанию своих детей;
Г/ Нарушение правил проживания в общежитии предприятия.
2. А/несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
Б/ опоздание на торжественное собрание по случаю 8 марта,
В/ изготовление по халатности бракованной продукции;
Г/ опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
3. А/ повреждение насаждений в городском саду,
Б/ проезд без билета в городском транспорте,
В/ невыполнение рабочего задания из-за отсутствия деталей,
Г/ неправильная эксплуатация оборудования из-за ошибки в инструкции,
4. А/ появление на работе в нетрезвом состоянии,
Б/ опоздание на работу на 10 минут,
В/ отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью, подтвержденной листком нетрудоспособности,
Г/ Изготовление продукции, признанной браком.
Ответ:
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Дисциплинарная ответственность наступает в следующих случаях:
-использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
-несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
-опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
-появление на работе в нетрезвом состоянии,
-опоздание на работу на 10 минут.
Задача 66
В римском праве действовало правило: «Никто не предполагается дурным». Какой принцип современного права выражен в это фразе?
Ответ:
Лицо считается невиновным пока не будет доказан его вина.
В уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. Лицо, которое подозревается в совершении преступления предполагается невиновным, пока не будет доказано иное. Причем бремя доказывания лежит на стороне обвинения. То есть подозреваемый не должен доказывать свою невиновность.
Задача 67
Выделяя признаки правового государства, Банников перечислил:
1. верховенство закона;
2. тотальный контроль правящей элиты;
3. принцип разделения властей;
4. гарантированность прав и свобод личности;
5. независимый суд;
В чем ошибся Банников?
Ответ:
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона):
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализм;
- верховенство закона;
-взаимной ответственности государства и личности.
Значит, Банников ошибся, когда назвал в качестве признака правого государства - тотальный контроль правящей элиты.

Литература

Задача 63
Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
Ответ:
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Римские юристы имели в виду такой признак правонарушения как виновность. Правонарушение признается только такое деяние, совершая которое, индивид осознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
Задача 64
Находясь в нетрезвом состоянии гр.Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным., Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.
Каким Вам видится правовой исход этого дела?
Ответ:
Синюков должен возместить причиненный вред. В данном случае возникло обязательство из причинения вреда (глава 59 ГК РФ) – вред причинен источником повышенной опасности. Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за деликт наступает при наличии трех условий: причинение вреда, ущерб и причинная связь между совершенным действием и наступившим вредом. То есть ответственность наступает без вины.
Кроме того, Синюков должен быть привлечен к административной ответственности за управление машиной в нетрезвом состоянии.

Примечания

Всего 67 задач,ответы на все задачи!

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций.

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ СПО

«Мурманский кооперативный техникум»

г. Снежногорск

по выполнению практических работ

по дисциплине:

«Теория государства и права»

Разработчик: Максимова Ольга Александровна

Мурманск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций. Разработано преподавателем юридических дисциплин Максимовой Ольгой Александровной.

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Преподавание проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс» и др.

При решении задач следует обращаться к нормативно-правовым актам (ГК РФ и иным нормативным актам, СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант Плюс», Интернет-ресурса.

1) ознакомление с условием правовых ситуаций, заданий к ним;

Перечень практических работ

по дисциплине «Теория государства и права»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы государства

Правовое государство

Правовой статус личности

Источники (формы) права

Структура нормы права

Состав правоотношения

ИТОГО:

практическая работа № 1

ТЕМА: Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем различные авторы – ученые и политики – пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института как государство. По вопросам о происхождении государства существует множество теорий. Например, теологическая теория, ее суть сводится к тому, что государство, как и все земное имеет божественное происхождение. Патриархальная же теория говорит о том, что государство является продуктом естественного развития семьи. Согласно договорной теории, государство возникло в результате общественного договора.

знать: сущность теорий возникновения государства, различные точки зрения на возникновение государства

уметь : соотносить различные теории, опираясь на их сильные и слабые стороны

ЛИТЕРАТУРА:

ХОД РАБОТЫ:

  1. Перечислите основные теории происхождения государства?
  2. Какие причины возникновения государства их авторы считали определяющими в данном процессе?
  3. В чем заключается ограниченность данных теорий?
  4. В каких странах и почему теологическая теория до сих пор сохраняет свое влияние в юридической науке?
  5. Приведите примеры влияния различных факторов на процесс складывания государства
  6. С помощью каких теорий можно объяснить процесс возникновения древнерусского государства?
  7. Что объединяет следующие теории происхождения государства:

А) патриархальную и социально-экономическую;

Б) теологическую и теорию насилия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант № 1

Задание № 1

  1. теологическая;
  2. договорная;
  3. спортивная
  4. органическая;
  5. психологическая;

А) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Б) Аврелий, Августин, Фома Аквинский

В) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Г) Л. Петражицкий

Д) Г. Спенсер

Е) Аристотель

Ж) Х.Ортега-и-Гасет

З) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Задание № 2

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Договорная

Психологическая

Теория насилия

Инцестная

Диффузная

Классовая

Вариант № 2

Задание № 1

Соотнести фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

  1. патриархальная;
  2. классовая;
  3. расовая;
  4. насилия;
  5. диффузная.

А) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Б) Аристотель

В) Гребнер

Г) Л. Петражицкий

Д) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Е) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Ж) Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

З) Г. Спенсер

Задание № 2

Заполнить таблицу, указав представителей, сильные и слабые стороны различных теории происхождения государства:

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Отражает одну из сторон общественной жизни – реально существующую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей

Патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя.

Государство и семья выполняет в обществе различные функции.

Теологическая

Психологическая

Ирригационная

Расовая

Органическая

Спортивная

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

домашнее задание. Изучить другие теории происхождения государства (расовая, экономическая, патримониальная) и сведения внести в таблицу

практическая работа № 2

ТЕМА: Формы государства

Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: элементы формы государства

уметь : сопоставить государство с той или иной формой правления, государственного устройства, политического режима

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А. «Теория государства и права», Ромашов Р.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?
  2. Что такое монархия? Какие виды монархий вы знаете?
  3. Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает?
  4. Какова форма государственного устройства современной России?
  5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?
  6. Что такое политико-правовой режим? Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?
  7. Почему тоталитарные режимы недолговечны?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант №1

Задание № 1

Дать определение понятиям: право вето, конфедерация, оппозиция, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

государства

Форма правления

Политический режим

Великобритания

Франция

Израиль

Норвегия

США

Италия

Япония

Катар

Саудовская Аравия

Индия

Португалия

Дания

Задание № 3

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Почти полное отсутствие недемократических политических отношений

Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тоталитарный контроль над обществом

Определенное допущение политического и экономического плюрализма до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму

Милитаризация общественной жизни

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы)

Ликвидация принципа разделения властей

Главенство государства над правом

Унификация общественной жизни

Культ национального вождя

Вариант № 2

Задание № 1

Дать определение понятиям: абсолютное вето, субъект федерации, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств

государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Германия

Иордания

Швейцария

Бразилия

Китай

Дания

Австрия

Канада

Катар

Греция

Нидерланды

Финляндия

Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Слабая политическая оппозиция

Демократические методы властвования

Политическое многообразие общественной жизни

Культ национального вождя

Правовой характер деятельности государственных органов

Массовые репрессии

Уничтожение оппозиции внутри самой правящей элиты партии

Сращивание государственного и партийного аппарата

Отсутствие демократических прав и свобод

Насильственное установление однопартийной системы

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим у следующих государств: Кувейт, Колумбия, Испания, ФРГ, Австрия.

практическая работа № 3

ТЕМА: Правовое государство

Правовым является такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: об эволюции идеи правового государства, о системе сдержек и противовесов

уметь : выявлять механизм адаптации, составляющий основу жизнеспособности и стабильности любого общества

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ , Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы, Кутафин О.Е. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Какие идеи мыслителей прошлого нашли отражение в современной теории правового государства?
  2. Перечислите признаки правового государства и раскройте их содержание
  3. Может ли социалистическое государство быть правовым?
  4. Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития?
  5. Существуют ли в российском обществе предпосылки реализации известной формулы: частная собственность – независимый гражданин – гражданское общество – правовое государство?
  6. Какие исторические и социокультурные особенности России привели к четко сформировавшейся традиции правового нигилизма?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Дать определение понятиям: правовое государство, антагонизм, конституционализм, нигилизм, правопорядок, имплементация

Задание № 2

Заполнить таблицу «Система «Сдержек и противовесов»»

Задание № 3

Письменно ответьте на вопрос:

Всегда ли сильное государство – это благо для граждан?

Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

Задание № 4

Заполнить сравнительную таблицу

«Сходства и различия гражданского общества и правового государства»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологической карты).

домашнее задание. Известный римский политический деятель и оратор Цицерон говорил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Поясните его мысль.

практическая работа № 4

ТЕМА: Правовой статус личности

Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Существует несколько классификаций прав человека. В соответствии со сферами общественных отношений права человека делятся на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: понятие и роль правового государства в обществе, его признаки. Свободы и права человека.

уметь: определить правовой статус личности, его права и свободы

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Кутафин О.Е. «Конституционное право», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правовой статус гражданина? Из каких элементов он состоит?
  2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?
  3. Что такое юридические обязанности и чем отличаются от прав и свобод человека?
  4. Какие права человека называются личными?
  5. Какие права человека называются политическими?
  6. Какие права человека называются экономическими?
  7. Какие права человека называются социальными?
  8. Какие права человека называются культурными?
  9. Как государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. Какими аргументами власть оправдывала это пренебрежение.

Задание № 2

Заполните таблицу:

«Правовой статус гражданина РФ»

Возраст

Права гражданина

Обязанности гражданина

ответственность

С рождения

С 6 лет

С 10 лет

С 11 лет

С 14 лет

С 15 лет

С 16 лет

С 17 лет

Задание № 3

Задание: Выявить к какой группе конституционных прав и обязанностей относятся данные нарушения прав и свобод человека и определить какое именно право гражданина было нарушено.

  1. Врач городской больницы отказался принимать тяжело больного гр. Васильева, мотивируя свой отказ отсутствием у того страхового полиса
  2. Преподаватель во время занятия при неудовлетворительных ответах студентов высказывал свое мнение об уровне их низкого интеллектуального развития
  3. Перед проведении экзамена преподаватель проверил у студентов одежду и сумки на наличие шпаргалок
  4. Студенты на перемене сломали ветки деревьев возле техникума, потому что они мешали прохождению света
  5. Директор заставил студентов стереть со стены техникума название любимой музыкальной группы и футбольного клуба
  6. Председателю студсовета отказали в выступлении на педсовете
  7. Директор запретил проведение собраний студсовета по темам «О качестве обедов в буфете»
  8. Преподаватель после звонка на перемену задержал студентов до начала следующего урока
  9. В ответ на полученную двойку студент нагрубил преподавателю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы

домашнее задание. Используя главу 2 Конституцию РФ проанализировать права человека и гражданина и определить какие из них относятся к личным, политическим, экономическим, социальным.

практическая работа № 5

ТЕМА: Источники (формы) права

Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: источники права, действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

уметь: грамотно определять и использовать источники права

Понятие источников права и их характеристики. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма права? Какие виды источников права вы знаете?
  2. Что такое деловое обыкновение? В какой сфере общественных отношений оно складывается?
  3. Каковы формы российского права?
  4. Что такое правовой прецедент?
  5. В каких странах применяется правовой прецедент?
  6. Применяется ли в РФ судебный прецедент?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Определите пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ;
  2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ;
  3. Распоряжение главы администрации города
  4. Уголовный кодекс
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  6. ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ»
  7. ФЗ «О статусе военнослужащих»
  8. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в РКС и приравненных к ним местностях»

Задание № 2

Определить, руководствуясь приведенными признаками, правовую семью (Романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).

Правовые семьи

признаки

Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям

Выраженный классовый характер

Возникла в результате заимствования римского

права

Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел

Сформирована на основе марксистской теории

Является наиболее распространенной в мире

Основным источником является священная книга

В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт

Является наиболее древней семье

Господство публичного права над частным

Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению

Отличается архаичностью многих правовых институтов

Создана как продукт божественной воли

Строгая отраслевая классификация

Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер

Четкое деление права на частное и публичное

Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм

Устойчивая иерархия источников права

Отсутствие отраслевого законодательства

Приоритетное значение отдается процессуальным нормам

Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация

Автономия судебной власти

Задание № 3

Заполнить сравнительную таблицу, указать правовую семью в приведенных ниже государствах

государства

Правовые семьи

Франция,

Иран Турция Иран Алжир

Испания,

Германия,

Канада, Австралия,

США

СССР

Социалистический лагерь в Европе, Азии

Кувейт

ОАЭ

Бельгия, Италия,

Бахрейн

Испания,

Новая Зеландия

Страны британского доминиона

Оман

Северная Ирландия

Швейцария,

Латиноамериканские страны

Марокко

Египет

Португалия,

Австрия

ФРГ

Румыния,

Скандинавские страны

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологических документов).

домашнее задание. Подготовить сообщение по теме «Славянская правовая семья»

практическая работа № 6

ТЕМА: Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция

Нормой права называют установленное и санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений. Норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: структуру правовой нормы

что делать: сделать схему классификаций нормы права, сделать схему структуры нормы права, выделить гипотезу, диспозицию и санкцию в статьях Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Сформулируйте понятие «норма права».
  2. Как соотносятся понятия «норма права» и «юридическая норма»?
  3. Какие признаки характеризуют норму права?
  4. По каким критериям классифицируются нормы права? Какие виды правовых норм вы знаете?
  5. Какие элементы включает логическая структура нормы права? Существуют ли нормы права с усеченным структурным составом?
  6. Как соотносятся понятия «норма права» и «нормативно-правовой акт»?
  7. Какие способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Изучите ст. 18 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» и определите вид правовых норм, содержащихся в п. 1-3 по следующим основаниям:

  1. по юридической силе;
  2. по характеру правил поведения;
  3. по отраслевой принадлежности;
  4. по способу установления правил поведения;
  5. по функциям;
  6. по кругу лиц;
  7. по степени определенности.

Задание № 2

Определить по характеру правил поведения следующие нормы права:

1. ст. 58 Конституции: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

2. ч.2 ст. 21 ГК РФ: «В случае, когда законом допускается вступление в брак по достижении 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак»

3. ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом… ».

Задание № 3

Определите по действию во времени следующие юридические нормы:

  1. ст. 7 раздела второго Конституции РФ: Совет Федерации и Государственная Дума РФ первого созыва избираются на два года»
  2. Установление комендантского часа в той или иной местности на период действия чрезвычайного положения

Задание № 4

Определите нормы права по кругу субъектов:

  1. ч.1 ст.43 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование»
  2. ч.1 ст. 341 УК РФ: «Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, - наказывается ограничением по военной службе…»
  3. ч.1 ст. 87 Конституции РФ: «Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ»

Задание № 5

Определить нормы права по способу установления правил поведения:

  1. ст. 81 Конституции РФ: «Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»
  2. ст.311 ГК РФ: «Кредитор вправе не принимать исполнения обязательств по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательств и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства»

Задание № 6

Используя Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, найти нормы права, содержащие гипотезу, диспозицию и санкцию.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: Можно ли в Уголовном кодексе РФ найти норму с абсолютно-определенной санкцией

практическая работа № 7

ТЕМА: Состав правоотношения

Правоотношение – это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Основанием возникновения правоотношения являются юридические факты. Всякое правоотношение имеет свою структуру. Оно состоит из трех элементов: субъекта, объекта и содержания правоотношения.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: виды субъектов права, их правовой статус

уметь: определить элементы правоотношений

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правоотношение? Перечислите его основные признаки. В каких случаях между людьми возникают правовые отношения?
  2. Перечислите виды юридических фактов.
  3. Что такое правосубъектность? Какие юридические свойства она в себя включает?
  4. Перечислите факторы, которые могут влиять на дееспособность физического лица.
  5. Из каких элементов состоит структура правоотношения?
  6. Что такое юридические обязанности?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

  1. Иванова купила зонт, который оказался дырявым. Продавец отказался даже разговаривать с ней
  2. Свиридов получил повестку – его вызывают к следователю
  3. Хомяковой второй месяц задерживают зарплату
  4. Борисов хочет обменять квартиру в городе на дом в деревне
  5. Петрова хочет удочерить воспитанницу детского дома

К какой отрасли права относятся данные правоотношения?

Определите элементы данных правоотношений

Задание № 2

На основании договора купли-продажи гражданин Козлов И.И. продал автомобиль гражданке Шереметьевой Р.В.

Определите какие юридические факты здесь имели место?

Задание № 3

Разберите по составу правоотношение, возникающее между избирателем и участковой избирательной комиссией в момент голосования по вопросам референдума на избирательном участке.

Задание № 4

Используя российское законодательство (Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), приведите примеры активных, пассивных и негативных юридических обязанностей; пример относительно сложного правоотношения из любой отрасли права.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Сделать схемы «Субъекты правоотношений», «Правосубъектность».

Список литературы

Список литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993
  2. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)
  3. Концепция о развитии потребительской кооперации в России до 2010 г, Москва 2003

Учебная литература:

  1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М.: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Москва. Издательство «Юрист», 1999
  3. Марченко М.И. Теория государства и права. Москва. Издательство «Норма-инфра», 1997
  4. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы., М.: «Издательство новая волна», 2005
  5. Мотузов И.Н., Малько А.В. Теория государства и права. Москва. Издательства «Юрист», 2004
  6. Ромашов Р.А.Теория государства и права. СПб.:Питер, 2006
  7. Правовая система «Консультант +»
  8. Правовая система «Гарант»

1. Предмет теории государства и права.

2. Система теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

4. Функции теории государства и права.

5. Методы теории государства и права.

6. Первобытное общество: органы управления и нормы поведения.

7. Предпосылки, основные этапы и формы возникновения государства и права.

8. Основные теории возникновения государства и права.

9. Проблема типологии государственных и правовых систем.

10. Основные подходы к понятию государства.

11. Определение и признаки государства.

12. Сущность государства.

13. Формы возникновения государств.

14. Проблемы типологии государств.

15. Понятие и виды функций государства.

16. Внутренние функции государства.

17. Внешние функции государства.

18. Формы и методы осуществления функций.

19. Понятие и основные элементы формы государства.

20. Форма правления.

21. Форма государственного устройства.

22. Понятие механизма и аппарата государства.

23. Понятие и определение права.

24. Типы правопонимания.

25. Социальная ценность права.

26. Принципы права.

27. Функции права.

28. Соотношение права и правовой системы.

29. Система социальных норм. Классификации социальных норм.

30. Соотношение права и морали.

31. Право и технические нормы.

32. Право и обычаи.

33. Право и нормы организаций (корпоративные нормы).

34. Понятие и виды источников права.

35. Нормативный правовой акт, его отличия от индивидуальных правовых актов и актов толкования (интерпретационных актов).

36. Координация и субординация источников права.

37. Закон. Виды законов.

38. Подзаконные нормативные акты.

39. Понятие системы права.

40. Отрасли и институты права.

41. Основания деления права на отрасли.

42. Тенденции в развитии системы законодательства.

43. Вступление в силу нормативных правовых актов и утрата ими юридической силы.

44. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Обратная сила и переживание закона.

45. Коллизии в праве и принципы их разрешения.

46. Систематизация и кодификация нормативных правовых актов. Формы систематизации.

47. Юридическая техника.

48. Предмет и методы правового регулирования.

49. Понятие нормы права.

50. Структура юридической нормы.

51. Виды юридических норм.

52. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

53. Понятие правоотношения.

54. Виды правоотношений.

55. Состав правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.

56. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

57. Объекты правоотношений.

58. Юридические факты, их виды. Фактический состав.

59. Понятие реализации норм права. Формы реализации.

60. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.

61. Применение права.

62. Акты применения права, их виды.

63. Стадии применения права.

64. Понятие и значение толкования.

65. Способы и виды толкования.

66. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.

67. Правомерное поведение, виды правомерных действий.

68. Понятие правонарушения, виды правонарушений.

69. Состав правонарушения.

70. Причины правонарушений, пути их преодоления.

71. Понятие юридической ответственности.

72. Соотношение ответственности и иных мер государственного принуждения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх