Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте российской федерации. Программы по улучшению условий и охраны труда Программа усовершенствования мер по охране труда

ПРОГРАММА

улучшения условий и охраны труда

в МОУ «СОШ № 2»

г. Емвы

(2010-2014 г.г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросы обеспечения охраны труды в образовательном учреждении и создания здоровых и безопасных условий труда администрация и трудовой коллектив ежегодно рассматривают в учебно-воспитательной деятельности школы.

Анализ реализации « на 2006 - 2010 годы».

В целях создания здоровых и безопасных условий работникам и учащимся ОУ во время их трудовой и учебно-воспитательной деятельности школа продолжила работу по реализации Программы улучшения условий и охраны труда , разработанную на 2006 - 2010 годы.

Объектами этой деятельности стали:


  • Охрана труда;

  • Правила техники безопасности;

  • Гражданская оборона;

  • Антитеррористическая независимость;

  • Организация подвоза учащихся;

  • Контроль за соблюдением требований охраны труда.
В ОУ работают 89 человек, из них: Обучаются и воспитываются 709 человек, из них:

  • 241 - учащиеся 1 - 4 классов,

  • 365 - учащиеся 5 – 9 классов,

  • 103 - учащиеся 10 -11 классов.
Образовательное учреждение находится в центре города в типовом панельном, 3-х этажном здании. В наличии столовая, спортивный зал, актовый зал, тренажерный зал, библиотека, тир, компьютерный класс, комната психологической разгрузки, лыжная база, 2 мастерские, 2 раздевалки, стоматологический, медицинский и прививочный кабинеты.

Безопасность ОУ включает в себя все виды безопасности: пожарную, электротехническую, антитеррористическую и взрывоопасную.

В соответствии с требованиями Положения о службе охраны труда школа работала по направлениям :


  • Здоровьесбережение учащихся и работников ОУ;

  • Соблюдение техники безопасности учащимися и работниками ОУ.
Исходя из целей и направлений, были поставлены и решались следующие задачи :

  • Выполнение нормативно-правовых документов при обеспечении безопасных условий труда в учебно-воспитательном процессе;

  • Пропаганда безопасной жизнедеятельности и профилактика детского травматизма;

  • Улучшение условий труда в учебно-воспитательном процессе;

  • Обеспечение работников спецодеждой и индивидуальными средствами защиты;

  • Организация лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников.
Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе организации и проведении следующих мероприятий :

  1. Организационные мероприятия.

  • Издание организационных приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности», «Об обеспечении пожарной безопасности», «Об организации сопровождения учащихся», «Об организации проведения инструктажей для учащихся».

  • Назначены ответственные за соблюдение требований охраны труда из числа педагогического и обслуживающего персонала.

  • Проведены совещания при директоре по организации и состоянию охраны труда.

  • Обучение и проведение инструктажей по охране труда (включая пожарную безопасность, оказание первой медицинской помощи, правила поведения при захвате ОУ) для педагогических работников и технического персонала.

  • Проведение инструктажей по технике безопасности с учащимися, Организована работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проведены плановые и внеплановые учения по эвакуации учащихся и работников. Оформлены уголки безопасности. Проводились встречи учащихся с сотрудниками ГИБДД и персонала с инспекторами ГПН по Княжпогостскому району.

  • Все специализированные кабинеты оснащены аптечками.

  • Прошли обучение и проверку знаний на конец 2009 года:
- по вопросам охраны труда 6 человек (Клишева С.В., Войцеховская Н.А., Мацюк Е.А., Коновалова Е.Д., Кондратьева В.Н., Острякова Н.И.);

По противопожарной безопасности 3 человека (Клишева С.В., Войцеховская Н.А., Коновалова Е.Д.);

По ГО и ЧС 1 человек (Клишева С.В.).


  • В конце 2008 - 2009 учебного года подводились итоги работы без больничных листов, по итогам 1 полугодия 2009 – 2010 года итоги по соблюдению техники безопасности и санитарно–гигиенических правил.

  • Созданы паспорта антитеррористической защищенности ОУ, по защитным сооружениям.

  • Организованы мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на территорию ОУ.

  • Систематизирован контроль за подготовкой учебных помещений, необходимых средств для охраны труда, соблюдением инструкций и правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе и организации внеурочной деятельности.

  1. Технические мероприятия.

  • Частично произведено остекление окон в учебных кабинетах.

  • Произведен косметический ремонт всех учебных помещений.

  • Проведена частичная замена ламп в светильниках.

  • Работа по устранению предписаний ГПН (установлены датчики системы оповещения над фальшпотолками в актовом зале, проведен демонтаж перегородок в книгохранилище, установлены дополнительные двери).

  • Заменена дверей запасных выходов.

  • Выполнении мероприятия по укреплению фундамента здания ОУ.

  1. Мероприятия по обеспечению санитарно–бытовых условий и лечебно–профилактическая работа.

    • Выполнение мероприятий по организации производственного контроля.

    • Прохождение ежегодных медицинских осмотров работников и учащихся. Полная диспансеризация работников.

    • Проведение дератизации помещений в весенний период.

    • Приобретение хоз. Инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств и частичная замена спец.одежды.

    • Организовано горячее питание для учащихся и работников школы.

    • Организация здоровьесберегающих мероприятий с учащимися (Дни здоровья, спортивные соревнования, физминутки и т.д.).

Цель : создание здоровых и безопасных условий труда работникам ОУ.

Сроки: 2010-2013

Задачи : * обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса, оборудования, зданий и сооружений;

*пропаганда вопросов охраны труда;

* улучшение условий труда;

* снабжение работников средствами индивидуальной защиты;

* организация лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников.


Направления работы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1.1. обновлять нормативно-правовую базу, назначать ответственного по ОТ на учебный год

Директор школы Клишева С.В.

1.2. обновлять инструкции по ТБ для всех должностей работников школы

До 1 сентября

Директор

Клишева С.В. , ответственный за ОТ


1.3. Систематически проводить обучение и инструктаж по охране труда:

* педагогические работники

* тех. персонал

2 раза в год


Зам директора по УВР

Войцеховская Н.А.

Зам. директора АХЧ Коновалова Е.Д.


1.4. Проводить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда административного персонала школы

Согласно графика

Директор школы

Клишева С.В.


1.5. Подводить итоги работы без больничных листов в конце учебного года с последующим поощрением

Ежегодно

Совет социального партнерства

1.6. Оснащать все учебные и вспомогательные кабинеты аптечками, за счет внебюджетных средств.

1 раз в год

Директор школы Клишева С.В.

1.7. Провести аттестацию рабочих мест

По возможности

Директор школы Клишева С.В.

1.8. Регулярно проводить тренинги по предотвращению эмоционального выгорания, умению справляться со стрессовыми ситуациями

По плану реализации Программы развития школы

Педагог-психолог

Леончик Е.В.


1.9.Мероприятия по пожарной безопасности

По программе

Пожарной безопасности


Директор школы Клишева С.В.

1.10.Мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических правил

По программе производственного контроля

Директор школы Клишева С.В.

1.11.Мероприятия по обеспечению подготовки работников школы по ГО и ЧС

По плану работы

Штаба ГО и ЧС


Директор школы Клишева С.В.

2. Технические мероприятия

2.1. Регулярно проводить работу по содержанию и ремонту системы пожарной сигнализации и тревожной кнопки. До 50 тысяч в год

Ежегодно

Директор школы Клишева С.В.

2.2. Перевести освещение на энергосберегающие лампы

200 тыс рублей


До 2014 года

Директор школы Клишева С.В.

2.3. Произвести замену оконных рам и стекол, стеклопакетами 8 млн

До 2014 года

Директор школы Клишева С.В.

2.4. Провести установку дополнительных сливов с крыши

35000 рублей


При наличии денег в смете

Директор школы Клишева С.В.

2.5. Произвести замену бойлера

(водонагревателя) 500 тыс рублей


2011год

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.6. Закупить новую мебель для учительской 50 тыс рублей

До 2012 года

Директор школы Клишева С.В.

2.7. Произвести капитальный ремонт фасада здания

затраты 5 млн рублей


При наличии денег в смете

Директор Клишева С.В.

2.8. Обеспечить по возможности большинство кабинетов аудио и видео техникой

При наличии денег в смете

Директор Клишева С.В.

2.9.Восстановить систему радиовещания в школе 10 000 рублей

При наличии денег в смете

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.10.Произвести ограждение территории школы 1,5 млн рублей

При наличии денег в смете

Директор

Клишева С.В.


2.11.Произвести ремонт в подвальном помещении являющимся ЗУ (согласно смете)

До сентября 2010

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.12.Провести благоустройство школы

За счет родительских добровольных взносов


До сентября 2010 года

Директор школы

Клишева С.В.


2.13.Провести благоустройство территории школы

500 000 рублей


До 2014 года

Директор школы

Клишева С.В.


2.14.Удалить деревья на территории школы представляющие угрозу

(оплачено городским поселением Емва»


До сентября 2010

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.15.Проводить косметические ремонты

В рамках сметы


Ежегодно

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.16.Провести ремонт сливной системы школы 80 000 рублей

До 2012

Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.17.Провести работы по укреплению фундамента школы 30 000 рублей

До сентября

2012 года


Зам по АХЧ Коновалова Е.Д.

2.18.Оснащение школы очищенной питьевой водой через автоматы

70 000 рублей


До 2013 года

Зам по АХЧ

Коновалова Е.Д.


3. Мероприятия по обеспечению санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа

3.1. Проводить медицинские осмотры работников ОУ

Ежегодно

Директор школы Клишева С.В. ,

Заместители директора


3.2. Создавать условия для организации горячего питания всех работников школы и учащихся

Систематически

Директор школы Клишева С.В. , зав. Столовой Черных Т.З.

3.3. Направление на лечение в санаториях и домах отдыха

При наличии денежных средств

Директор школы Клишева С.В.

3.4.Организовать на базе школьного тренажерного кабинета секцию для работников школы

До 2011 года

Директор школы

Клишева С.В.


3.5.Организовать на базе школы занятия танцевальной группы для работников школы

До 2011 года

Директор школы

Клишева С.В.


3.6.Организовывать поездки в бассейн г.Сыктывкара

По мере надобности

Директор школы

Клишева С.В.


4. Социально-экономические мероприятия

4.1. Использовать стимулирование работы без травм и нарушений требований безопасности

систематически

Совет социального партнерства

4.2. Организовать обязательное страхование всех работников от временной нетрудоспособности

систематически

Директор школы Клишева С.В.

4.3.Разработать программу Здоровьесберегающих технологий

В рамках программы развития школы

Директор школы

Клишева С.В.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

реализации программы:


  1. Отсутствие несчастных случаев.

  2. Снижение профессиональной заболеваемости (стрессов).

  3. Сохранение и укрепление здоровья работников ОУ.

  4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе ОУ.

Об утверждении Программы действий по улучшению условий
и охраны труда на 2008-2010 годы

В соответствии с пунктом 12 Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 222 «Об обеспечении выполнения Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» приказываю:
1. Утвердить Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы согласно приложению.
2. Координацию работ по организации выполнения мероприятий Программы возложить на Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства (Н.В. Жарова).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра А.Л. Сафонова.

Министр Т.А. Голикова

Приложение к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 23 октября 2008 г. № 586

Программа действий по улучшению условий
и охраны труда на 2008-2010 годы

Разработка Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы (далее - Программа) предусмотрена пунктом 12 Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р.
Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области охраны труда.
Для реализации Программы требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

I. Цели и задачи Программы

Главной целью Программы является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.
Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы – динамика производственного травматизма);
повышение качества условий труда на рабочих местах (индикаторы – снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
снижение смертности от предотвратимых причин (индикаторы – динамика производственного травматизма со смертельным исходом, доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров);
улучшение здоровья работающего населения (индикаторы – доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров).
Целевые показатели Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи “post factum” к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:
создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника.
совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
совершенствование социального, медицинского и пенсионного страхования с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности сторон социального партнерства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов; совершенствование законодательства, направленного на внедрение системы управления профессиональными рисками;
построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе создания системы управления профессиональными рисками;
апробация новых методических разработок, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления профессиональными рисками с целью их распространения по Российской Федерации.

II. Основные направления реализации Программы

План мероприятий Программы, приведенный в приложении № 2 к настоящей Программе, предусматривает участие всех сторон социального партнерства – государства, работников и работодателей. При этом основным приоритетным направлением Программы является переход в системе управления охраной труда от реагирования на результаты воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников к профилактике указанного воздействия путем создания системы управления профессиональными рисками на рабочих местах. Особое внимание также уделено совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию указанного приоритетного направления.

Совершенствование нормативно-правовой базы

С целью обеспечения перехода к экономическим методам управления охраной труда необходимо внесение изменений в действующие законодательные акты, прежде всего, в Трудовой кодекс Российской Федерации путем ведения в его терминологический аппарат понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональным риском», а также установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками.
Одновременно предполагается внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда.
С целью повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда предстоит внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обеспечивающие введение механизма гибкой дифференциации страховых взносов, в том числе стимулирования страхователей при отсутствии несчастных случаев на производстве.
В дополнение к этому предстоит подготовить нормативные правовые акты, направленные на совершенствование системы определения страховых тарифов и методики установления скидок и надбавок к ним, обеспечивающие их дифференциацию в зависимости от показателей состояния условий и охраны труда, а также последовательный переход от определения показателей профессионального риска для организаций по списку в зависимости от вида экономической деятельности к определению уровня профессионального риска в зависимости от состояния условий и охраны труда в организациях.
Кроме того, предстоит усовершенствовать систему финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников с целью облегчения ее использования организациями малого и среднего бизнеса.
Вышеуказанные мероприятия будут способствовать созданию механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации и отмены Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» необходимо принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации, направленных на совершенствование государственной экспертизы условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизации государственных нормативных требований охраны труда. Последнее предусматривает последовательный пересмотр имеющихся правил и инструкций по охране труда, а также стандартов Системы стандартов безопасности труда с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.
При этом особое внимание в работе по совершенствованию нормативной правовой базы следует уделить вопросам упрощения правоприменения разрабатываемых нормативных правовых актов, содержательная часть которых должна стать лаконичной, хорошо структурированной и адаптированной к восприятию всеми субъектам трудового права.

Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте

Основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.
С этой целью предполагается в течение 2008-2010 годов за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, реализовывать по ежегодно утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказу перечень мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.
В результате указанных мероприятий необходимо осуществить оценку условий труда на рабочих местах в выбранных организациях, оценку состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, сформировать систему общероссийского мониторинга условий и охраны труда, включающего результаты оценки условий труда с персонификацией данных и результаты специализированных медицинских обследований работников.
Для обеспечения информационного сопровождения указанных работ будет осуществляться закупка и поставка необходимого компьютерного оборудования с целью формирования единой автоматизированной системы общероссийского мониторинга условий труда и состояния здоровья работающего населения России, анализа влияния опасных и вредных факторов на здоровье работников (АС «Профессиональные риски»).
Одновременно в рамках указанной работы должна быть сформирована нормативная база, обеспечивающая последовательное внедрение системы управления профессиональными рисками в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения

С целью решения поставленной задачи предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:
ежегодное обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
разработка технологий, программ и методик обучения по охране труда различных категорий работников, обучающихся в учебных заведениях всех уровней на различных стадиях их подготовки (переподготовки), в том числе на основе дистанционного обучения.
С целью совершенствования процесса обучения по охране труда и широкого внедрения информационных технологий предусматривается:
создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда;
разработка типовых программ обучения, обучающих программ, кратких тематических планов и учебных пособий по охране труда, в том числе электронного учебного пособия для обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда

Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. Особое значение отводится массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и организации рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности работников и работодателей о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими. При этом приоритет должен быть отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.
Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере здравоохранения и труда. В субъектах Российской Федерации к этой работе должны быть привлечены органы по труду, а также трехсторонние комиссии субъектов Российской Федерации – социальные партнёры.
Для реализации указанной задачи предусматривается выполнение следующих основных мероприятий:
- создание сети консультационных пунктов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
- осуществление комплекса информационно-разъяснительных мероприятий в сфере охраны труда с применением передовых информационных технологий.

Совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний

Основной задачей указанного направления в течение 2008-2010 годов является создание нормативно-правовой базы для последующей организации системы медицинских центров медицины труда и профпатологии. В этих целях планируется осуществление следующих мероприятий:
разработка Положения о центре профпатологии с целью установления порядка работы и правового статуса указанного Центра;
разработка медицинских регламентов допуска работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
разработка методологии раннего выявления групп риска и предупреждения профессиональных заболеваний.

Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда

В новых условиях функционирования системы охраны труда необходимо повышение эффективности надзорно-контрольной деятельности, основанной на усовершенствованной законодательной и нормативно-правовой базе в сфере охраны труда, а также оптимальной структуре, численности и современной технической оснащенности органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства потребует реализации следующего комплекса мероприятий:
разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций надзора и контроля в целях упорядочения осуществляемой надзорно-контрольной деятельности;
оптимизация организационной структуры государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации в целях повышения эффективности выполняемых функций;
внедрение в государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации автоматизированных информационных систем обеспечения надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства («АИС ГИТ»);
создание системы непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных инспекторов труда по направлениям надзорно-контрольной деятельности с использованием современных методов дистанционного обучения на базе современных информационных технологий.

III. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет (2008-2010 годы), в ходе которых планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную неблагоприятными производственными факторами, общим и производственным травматизмом, а также профессиональной заболеваемостью.
Должно быть достигнуто прекращение роста количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда и, соответственно, роста численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
За указанный период планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге к началу 2011 года будет создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для системы управления профессиональными рисками.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
сокращение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 85012 человек в 2007 году до 75000 человек в 2010 году;
сокращение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с 24,9 % в 2007 году до 21,0 % в 2010 году;
возрастание доли выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров с 68,7 % в 2007 году до 75,0% в 2010 году;
повышение удельного веса устранённых нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда с 86,5% в 2007 году до 88,0 % в 2010 году.
В результате реализации Программы будут решены следующие основные задачи:
- разработана новая система оценки, контроля и управления профессиональных рисками в зависимости от условий труда на рабочих местах и состояния здоровья занятых на них работников;
- проведена модернизация нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, направленная на совершенствование системы управления охраной труда в организациях;
- сформированы информационные ресурсы системы управления профессиональными рисками;
- разработаны и апробированы принципы установления индивидуальных страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организаций различных видов экономической деятельности в зависимости от условий труда на рабочих местах, показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретной организации в увязке с вводимыми страховыми взносами на другие виды обязательного социального страхования;
- сформирована система мер экономического стимулирования работодателей к проведению мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, сокращению и ликвидации рабочих мест с вредными и (или) опасными производственными факторами, а работников – к ведению здорового образа жизни.

Примечание:
Приложения даны в изложении

Приложение № 1
к Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2008 г. № 586

Целевые показатели Программы:

(указаны цифры снижения показателей по годам – прим. составителя)

Наименование показателей
Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек)
Количество застрахованных, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек)
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%)
Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%)
Доля промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда (%)
Доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров (%)
Удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда

Приложение № 2
к Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2008 г. № 586


План мероприятий Программы действий по улучшению
условий и охраны труда на 2008-2010 годы

Наименование мероприятия

1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда, совершенствование действующей нормативной правовой базы по охране труда, гармонизированной с международными нормами.
1.1. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональным риском», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации работников.
1.2. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части регламентирования и усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда.
1.3. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с целью повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
1.4. Разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений статей 92, 117, 147, 211, 216-1, 217, 219, 222, 225, 229-2 Трудового кодекса Российской Федерации, в части совершенствования и укрепления нормативно-правовой базы охраны труда и формирования системы законодательных и иных нормативных правовых актов, гармонизированных с международными нормами.
1.5. Разработка проектов межотраслевых правил по охране труда. Пересмотр и приведение в соответствие с законодательством 10 действующих Межотраслевых правил по охране труда*.
1.6. Разработка проектов межотраслевых типовых инструкций по охране труда. Пересмотр и приведение их в соответствие с действующим законодательством*.
1.7. Разработка проектов отраслевых правил по охране труда. Пересмотр и приведение в соответствие с законодательством действующих отраслевых правил по охране труда**.
1.8. Разработка проектов типовых отраслевых типовых инструкций по охране труда с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством***.
1.9. Разработка проектов стандартов в области охраны труда (группа ССБТ), гармонизированных с европейским законодательством, в том числе национальных стандартов на средства индивидуальной защиты***.
1.10. Разработка новых проектов и пересмотр 20 действующих типовых норм обеспечения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.11. Внесение изменений в нормативные правовые акты с целью реализации изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» для обеспечения повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
1.12. Совершенствование системы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников с целью облегчения ее использования организациями малого и среднего бизнеса
________
* Список указанных нормативных правовых актов определяется в ежегодном приказе Минздравсоцразвития России, утверждающем План заказов Минздравсоцразвития России на проведение научно-исследовательских работ по охране труда в текущем году.
** Список указанных нормативных правовых актов будет определяться по предложениям федеральных органов исполнительной власти на каждый последующий год.
*** Список указанных нормативных правовых актов будет определяться по предложениям Ростехрегулирования на каждый последующий год и ежегодному приказу Минздравсоцразвития России, утверждающему План заказов Минздравсоцразвития России на проведение научно-исследовательских работ по охране труда в текущем году.

2. Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте

2.1. Осуществление мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов*.
___________
* Перечень мероприятий определяется ежегодным приказом Минздравсоцразвития России

2.1.1. Разработка проектов нормативных правовых актов (в том числе регламентов, концепций и методик), обеспечивающих создание системы оценки и управления профессиональными рисками, а также автоматизированной системы условий труда и состояния здоровья работающего населения (АС «Профессиональные риски»)
2.1.2 Разработка порядка формирования реестров рабочих мест по условиям труда и состояния здоровья занятых на них работников. Формирование указанных реестров 2.1.3 Разработка методических документов по формированию системы оценки и управления профессиональными рисками и ее внедрению в организациях
2.1.4 Разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание методологии определения и оптимизации страховых тарифов в рамках работы системы оценки и управления профессиональными рисками
2.1.5. Разработка программного обеспечения для автоматизации процессов обработки данных результатов специализированных медицинских обследований работников и автоматизации процессов проведения оценки условий труда, учитывающего специфику оценки профессиональных рисков и персонификацию данных. Создание программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы условий труда и состояния здоровья работающего населения (АС «Профессиональные риски»)
2.1.6. Организация и проведение анализа состояния условий и охраны труда, сбор дополнительных данных и персонификация результатов
2.2. Дополнительная диспансеризация работающего населения
2.3. Углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
2.4. Разработка и утверждение Порядка подтверждения хозяйствующими субъектами соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе в форме добровольного декларирования

3. Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

3.1. Обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных
3.2. Разработка Порядка направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных
3.3. Создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда.
3.4. Разработка Типовых программ обучения, обучающих программ, кратких тематических планов и учебных пособий по охране труда.
3.5. Разработка электронного учебного пособия для обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

4. Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда.

4.1. Разработка проекта Положения об единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда
4.2. Осуществление комплекса информационно-разъяснительных мероприятий с использованием современных информационных технологий и интернет-ресурсов в сфере охраны труда.
4.3. Создание сети консультационных пунктов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации

5. Совершенствование профпатологической службы России, включая проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний.

5.1. Разработка Положения о центре профпатологии
5.2. Разработка медицинских регламентов допуска работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований)
5.3. Пересмотр Списка профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90, с целью приведения в соответствие с международным законодательством
5.4. Разработка методических рекомендаций по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников с учетом данных о состоянии их здоровья и условий труда
5.5. Разработка методологии раннего выявления групп риска и предупреждения профессиональных заболеваний
5.6. Разработка требований к медицинским организациям, оказывающим специализированную, профпатологическую медицинскую помощь.
5.7. Разработка и внедрение единой информационной системы регистрации и учета профессиональных заболеваний

6. Совершенствование и повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

6.1. Разработка нормативных правовых актов, включая Административных регламентов Роструда, регламентирующих контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, с целью повышения эффективности надзорно-контрольных мероприятий в сфере охраны труда
6.1.1. Разработка, утверждение и внедрение Административного регламента исполнения Рострудом функции государственного надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве
6.1.2. Разработка методических указаний государственным инспекциям труда по вопросам организации системной работы, направленной на полное выявление сокрытых несчастных случаев на производстве
6.1.3. Разработка регламентов и соглашений, регулирующих порядок совместной деятельности в сфере охраны труда Роструда и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление надзора и контроля в установленных сферах деятельности (их территориальных органов), а также взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
6.2. Создание мобильных автоматизированных рабочих мест для государственного инспектора труда в субъектах Российской Федерации, обеспечение оснащения государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации мобильными автоматизированными средствами надзора и контроля («чемоданчиками инспектора труда») в целях повышения эффективности контроля за состоянием условий труда.
6.3. Формирование и актуализация информационной базы результатов проведения государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, специализированного программного обеспечения качества результатов оценки условий труда государственными инспекциями труда, совместимых с АС «Профессиональные риски».
6.3.1. Разработка и внедрение специализированного программного обеспечения для автоматизированного контроля государственными инспекциями труда качества результатов оценки условий труда, учета и анализа результатов исполнения надзорных функций, совместимого с АС «Профессиональные риски»
6.3.2. Разработка и актуализация единой государственной автоматизированной подсистемы учета и анализа производственного травматизма (ЕГАИС «Производственный травматизм»).
6.3.3. Разработка и внедрение в территориальных органах Роструда автоматизированных информационных систем обеспечения надзора и контроля, в том числе за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (АИС ГИТ).
6.4. Совершенствование методики расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
6.5. Подготовка научно обоснованных критериев оптимальной нагрузки и численности государственных инспекторов труда и предложений по оптимизации численности должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.


Теги: Программа по улучшению условий и охраны труда, совершенствование нормативно-правовой базы, управление профессиональными рисками на рабочем месте, правовая помощь

Вопросы улучшения условий и охраны труда, сохранения

жизни и здоровья работающих были и остаются одним из важнейших

направлений социально-экономической политики Республики

Беларусь и требуют поиска их эффективного решения, как на

государственном уровне, так и на уровне отраслей, регионов,

хозяйственных субъектов. В Республике Беларусь осуществляется

комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав

граждан на здоровые и безопасные условия труда.

законодательные акты по промышленной безопасности, техническому

нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и

соответствие

требованиям

безопасности

жизнедеятельности человека.

В целях реализации положений Трудового кодекса Республики

Беларусь и Закона «Об охране труда» в настоящее время разработано

и действуют свыше 3600 нормативных правовых актов по охране

Проводится систематическая работа по переподготовке и

повышению квалификации руководителей и специалистов в области

охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на

всех уровнях управления.

Министерство

социальной

ежегодно

представляет

Правительству

Республики

Беларусь

соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на

производстве, вносит предложения по решению проблем и

совершенствованию государственного управления охраной труда.

Важным этапом в совершенствовании управления охраной

труда стало принятие Президентом Республики Беларусь Директивы

безопасности и дисциплины" (Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь, 2004 г., №41, 1/5393) (далее - Директива). В

соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в

нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения

контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительской

дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших

критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива

способствует

повышению

ответственности

субъектов

государственного

управления,

нанимателей,

профсоюзов

работников за соблюдение требований охраны труда.

В то же время во многих организациях и на предприятиях

государственные

требования

полностью

соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и

техническое

перевооружение

производства.

условиях,

отвечающих гигиеническим нормативам, занято около 400 тыс.

человек. Отмечается значительная дифференциация показателей

производственного

травматизма

организаций

сопоставимыми

производственной

деятельности

численностью работающих.

Вследствие

неудовлетворительных

производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

общество несет большие

экономические

потери. Ежегодные

страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных

производстве

профессиональных

заболеваний

составляют свыше 50 млрд. рублей, затраты на компенсации по

условиям труда - 270 млрд. рублей.

Развитие рыночных отношений, рост числа организаций и

предприятий частной формы собственности, в которых достаточно

часто нарушаются основополагающие положения об охране труда,

требуют усиления государственного и общественного контроля за

обеспечением конституционных прав граждан на здоровые и

безопасные условия труда.

В целях реализации государственной политики в области

охраны труда Советом Министров Республики Беларусь принята

Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны

Для достижения цели государственного управления

охраной труда на современном этапе предусматривать решение

следующих задач:

Уточнение

ответственности

субъектов

государственного управления охраной труда;

Усиление профилактической направленности решений

субъектов государственного управления охраной труда на всех

Совершенствование государственного управления охраной

труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в

этой сфере;

Сертификация

управления

организациях;

Включение системы управления охраной труда в общую

систему управления производством;

Совершенствование нормативного правового обеспечения

охраны труда.

Основным направлениями для достижения цели и реализации

задач государственного управления охраной труда является:

Разработка и принятие законодательных и иных нормативных

правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых

Разработка и реализация целевых программ по улучшению

условий и охраны труда;

Создание систем управления охраной труда на всех уровнях,



обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в

этой сфере;

Разработка

обоснованных

прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по

отраслям и сферам деятельности;

Экономическое стимулирование создания безопасных условий

труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий,

производства средств индивидуальной и коллективной защиты

работников;

Упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

Организация научно-исследовательских работ по вопросам

безопасности и гигиены труда;

Обучение и повышение квалификации работников по вопросам

охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

Повышение ответственности работников за соблюдение

требований охраны труда;

Обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также

членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны

труда, содействие общественному контролю за соблюдением

законодательства об охране труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению

условий и охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда.

Реализация государственной политики в области охраны труда

осуществляется

практической

деятельностью

институтов

Одна из основных обязанностей работодателя заключается в обеспечении работников подобающими условиями в их трудовой деятельности. Данное положение касается не только технического обеспечения, но и соответствующего уровня подготовки, особенно в вопросах безопасности. Такой аспект особенно важен в вопросе снижения производственных рисков для здоровья и жизни работников. Для его решения каждый работодатель должен составить план, направленный на решение данных вопросов.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Основным документом, на который необходимо ориентироваться для планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, является Приказ Минздравсоцразвития России под номером 181н . Он предписывает необходимость проведения тех действий, которые рассчитаны на минимизацию производственных рисков.
Мероприятия по охране труда в бюджетном учреждении согласно приказу можно подразделить на следующие категории:


  • анализ и оценка условий трудовой деятельности;
  • инструктирование и обучение тем методам работы, которые будут для работника наиболее безопасными;
  • при необходимости своевременное и регулярное проведение медицинского и психологического осмотра;
  • обеспечение рабочих индивидуальной защитой, выдача соответствующего снаряжения;
  • принятие мер для безопасного использования работниками оборудования, помещений, коммуникаций;
  • предоставление условий для создания и функционирования службы по охране труда .

Кроме данных положений работодателем могут быть предприняты дополнительные меры, если этого требует род и сфера деятельности организации.

Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические меры включают в себя перечень действий, которые направлены на обеспечение безопасности и снижение производственных рисков. К данному аспекту относятся следующие моменты:

  • регулярная проверка и профилактика оборудования;
  • своевременное предоставление сотрудникам средств защиты в надлежащем состоянии;
  • инструктаж по технике безопасности, проверка и аттестация знаний его положений.

Административный контроль над исполнением данных вопросов помогает своевременно и качественно выполнять указанные функции.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические меры нацелены на сохранение здоровья персонала:

  • контроль над состоянием помещений, обеспечение их проветриваемости и чистоты;
  • организация регулярных медицинских осмотров в зависимости от сферы деятельности компании;
  • проведение лечебно-профилактического лечения;
  • улучшение оборудования для повышения его экологичности;
  • проведение оздоровительных процедур.

В данный аспект можно включить также необходимость обеспечить работников полезным питанием и чистой питьевой водой. К примеру предписывает, что сотрудникам, которые связаны с вредными для организма веществами, полагается выдавать молоко.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в несколько этапов:

  • необходимо создать службу, которая будет отвечать за исполнение предписанных норм;
  • составляется приказ о назначении нескольких лиц ответственными за принятие мер по обеспечению надлежащих условий трудовой деятельности;
  • далее на основе представленного перечня составляется план действий, который должен учитывать специфику организации.

Данное положение указывает, что расход работодателя должен составлять не менее 0,2% от тех затрат, которые направляются на производство итоговой продукции. Подчеркивается, что работник не несет никакой финансовой нагрузки. В отдельных случаях государство может взять на себя некоторые затраты в соответствии с установленным порядком.

Составление плана мероприятий

Перечень мер по улучшению условий и охраны труда составляется на основе Приказа под номером 181н. Однако включение всех пунктов не предусматривается. Оговаривается, что план необходимых мер составляется с учетом производственной специфики предприятия.

Документ должен учитывать технические, санитарные и организационные моменты. Его основная цель — улучшение условий работы и повышение безопасности сотрудников. Составляется он на ближайший календарный год, на протяжении которого и должны быть распределены все необходимые меры.

Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда 181н

Приказ Минздравсоцразвития представляет собой рекомендации по планированию мероприятий по охране труда в 2018 году. Все 32 его пункта не являются обязательными для включения в составляемый план. Поэтому требуется тщательно проанализировать, какие меры из данного перечня действительно актуальны для компании.

Разработкой данного документа занимается созданная служба или соответствующий специалист. Учитывается при этом не только специфика организации, но и возможности финансирования всех указанных мер.

Мероприятия по охране труда в школе

План действий по улучшению условий в школе включает в себя те аспекты, которые нацелены на качественный уровень работы. Сюда включаются как санитарно-гигиенические меры, так и технические аспекты.

При планировании мер необходимо учитывать также и направленность на учеников. Проведение инструктажа по технике безопасности, к примеру при пожарной тревоге, должно быть проведено и среди учащихся в обязательном порядке. В отдельных случаях может производиться дополнительный инструктаж, к примеру в спортзале или на улице.

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Охрана труда это некая система сохранения здоровья и жизни работников в трудовом процессе. Включает в…

    Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда

    Законодательство предписывает в качестве одной из основных обязанностей работодателя необходимость обеспечения того уровня условий и охраны…

Цели в области охраны труда

Организация должна устанавливать и поддерживать документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

  • - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
  • - технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
  • - политику организации в области охраны труда.

Программа улучшения условий и охраны труда

В организации формируется программа улучшения условий и охраны труда, которая представляет собой документально оформленную систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.

По результатам контроля и анализа хода выполнения программы в нее вносятся изменения и дополнения, в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.

Внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ

Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда

Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • - координация деятельности структурных подразделений организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • - совершенствование СУОТ;
  • - внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
  • - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • - осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.

Обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации.

Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями, специалистами и другими работниками организации с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:

  • 1. Соблюдение работниками законодательства об охране труда, выполнение решений органов государственного управления, вышестоящей организации по вопросам охраны труда.
  • 2. Безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте; а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • 3. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, внедрение эффективных средств контроля уровня этих факторов.
  • 4. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников.
  • 5. Обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  • 6. Выдачу работникам средств индивидуальной защиты, контроль за их применением и уход за ними (хранение, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.
  • 7. Планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, контроль за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели средств.
  • 8. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • 9. Разработку и принятие инструкций по охране труда в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда;
  • 10. В соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
  • 11. Предоставление работникам компенсаций но условиям труда.
  • 12. Режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
  • 13. Постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
  • 14. Своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разработку и реализацию мер по их профилактике; а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварии.
  • 15. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
  • 16. Поощрение структурных подразделений, работников организации за обеспечение требований охраны труда, снижение травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости.
  • 17. Сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношении в решении вопросов охраны труда.
  • 18. Систематическое подведение итогов работы по охране труда структурных подразделений и организации, дней охраны труда, выполнения коллективного договора, оценки эффективности функционирования СУОТ.

Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.

Для более конкретного определения обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации осуществляется их детализация путем закрепления подразделений и отдельных работников за соответствующими мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач управления охраной труда.

При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.

Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх